Технологическая карта урока. Тип урока: урок решения учебно-познавательной задачи.




Тема урока: «Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные».

Тип урока: урок решения учебно-познавательной задачи.

Цель: Формирование системы знаний о лингвистическом понятии «Разряд имени прилагательного».

Задачи:

1. Формировать новый способ деятельности, заключающийся в умении различать имена прилагательные разных разрядов для выработки понятия о важности овладения данным знанием с целью дальнейшего применения в устной и письменной речи.

2. Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку рения.

3. Воспитывать интерес к изучению родного языка, культуры труда, коммуникативной культуры.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный этап/ 2 мин. Подготовить учащихся к работе на уроке Собраться, настроиться на работу  
Этап проверки домашнего задания / 3 мин. Задача:проверить уровень знаний учащихся об имени прилагательном, посредством проведения терминологического диктанта   Комментарий к домашней работе, заданной на предыдущем уроке: Дома учащиеся выполняли задание на стр.280 учебника «Русский язык 5 класс» М.М.Разумовской. Здесь под знаком «Вспомните!» даны вопросы, ответив на которые учащиеся могут вспомнить всё, что им известно об имени прилагательном (данная часть речи изучалась детьми в начальной школе, поэтому задание может быть выполнено самостоятельно).   Описание задания: Форма проверки – терминологический диктант: на слайды презентации выводятся незаконченные формулировки, которые дети должны дополнить недостающими элементами. На последнем слайде выводятся ответы, учащиеся самостоятельно оценивают свой результат: Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая… Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы… Имя прилагательное изменяется по родам В предложении имя прилагательное чаще всего является   Задача: закрепить знания об имени прилагательном как части речи Способ действия:индивидуальная работа   Дома готовят ответы на вопросы на стр.280   Учащиеся, прочитав определение на слайде презентации, выписывают в тетрадь только недостающий компонент Предполагаемый результат: признак предмета Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? числам и падежам определением УУД: 1.Поиск и выделение нужной информации. 2.Формирование самооценки.   Результаты: осознано понятие «имя прилагательное» (предметные); анализируется понятие с точки зрения его основных признаков (метапредметные); владеют понятием, способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания (личностные)  
Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала / 7 мин. Создание учебной ситуации Задача: вызвать у учащихся ситуацию интеллектуального затруднения для появления у учащихся мотивации к познавательной деятельности (для этого проводится пропедевтика понятия «неоднородные определения»).   Описание задания: 1.На доске (или на слайде презентации) записаны предложения с не расставленными в них знаками препинания. Красные белые розовые желтые гвоздики составили красивый букет На спинке стула висел старый мохеровый папин шарф.   Учитель предлагает записать предложения в тетрадь и расставить в нём знаки препинания. Через 2 мин. к доске выходят двое учащиеся и расставляют знаки препинания согласно своей версии.   2.Учитель: Я утверждаю, что во втором предложении знаки препинания не нужны, но мне хотелось бы, чтобы не я, а вы доказали мою правоту. Возможно, найдётся тот, кто обратит внимание на значение прилагательных, тогда дать ему возможность развить мысль, доказать свою точку зрения. Если нет, учитель просит обратить внимание на значение прилагательных в предложениях.   3.Учитель просит сделать вывод из полученных результатов.   4. Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Задача:понять значимость изучаемой на уроке темы Способ действия:анализ примеров, наблюдение Предполагаемый результат: 1. Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет На спинке стула висел старый, мохеровый,папин шарф. Скорее всего, ученики примут все прилагательные, используемые в тексте, за однородные и везде между ними поставят запятые. Если найдутся те, кто не сделал этого, навряд ли они смогут объяснить причины своего выбора 2.Ребята строят свои гипотезы (скорее всего, не соглашаются с учителем, указывают на интонацию перечисления в предложении и т.д.)   В первом предложении все прилагательные обозначают цвет предмета. Во втором «старый» – возраст, мохеровый – материал, «папин – принадлежность вещи.   Если прилагательные отличаются своим значением, запятая между ними не ставится   Научиться различать прилагательные по их значению, чтобы не ошибиться с постановкой запятых в предложении.   УУД: 1.Интерес к новому. 2.Выделение и формулирование познавательной цели. 3.Выдвижение гипотез и проверка их методом проб и ошибок.   Результаты: формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшего знакомства с именем прилагательным как частью речи (предм.); учащиеся умеют искать и выделять нужную информацию из предложения и передавать собственные мысли через текст-рассуждение (метапредметные); выделяют и формулируют познавательную цель (личностные).    
Этап усвоения новых знаний / 10 мин. Задача: дать учащимся представление о разрядах имён прилагательных Описание задания: 1. Упр. 794 (прочитайте внимательно текст и запишите, что обозначают качественные, относительные и притяжательные прилагательные)   Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях для конспектов, для них важно выписать только информацию, содержащуюся в задании   2. Сравнение полученных результатов (учащиеся зачитывают, то, что они записали в тетради, ответ оценивается одноклассниками)   3. Что нового узнали из данного лингвистического текста?   4. Как вы отличите качественное прилагательное от относительного, а относительное от притяжательного? Подтвердите примерами, опираясь на текст упр.794 или записи в конспекте   5. Кто не до конца разобрался в теме? Кому необходима помощь консультантов? ( работа с консультантами, те, кому помощь не требуется, получают карточки с индивидуальными заданиями; если не разобравшихся в теме нет, то переход к следующему этапу урока) Задача: через анализ информации, содержащейся в тексте получить первое представление о разрядах имён прилагательных Способ действия: индивидуальная работа с лингвистическим текстом Предполагаемый результат: Качественные прилагательные обозначают качество предмета, то есть признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени (сильный – менее сильный – самый сильный) Относительные прилагательные обозначают признак предмета по отношению к другому предмету (серебряный сосуд-сосуд из серебра) Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по принадлежности предмета к какому-либо лицу или животному (мамино платье) Оценивают ответ с точки зрения данного к упражнению задания (полнота, отсутствие лишней или наличие недостающей информации, подкрепление утверждений примерами) Все прилагательные мы можем разделить на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные различаются по значению (приводят примеры из текста) Ребята-консультанты пытаются объяснить тему тем, кто не разобрался в теоретическом материале. Индивидуальная работа по карточкам (распределение по группам прилагательных разных разрядов). УУД: 1.Поиск и выделение нужной информации. 2.Анализ и классификация понятий. 3.Формулировка выводов.   Результаты: Осознают понятия «качественные», «относительные», «притяжательные» прилагательные (предметные) Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог (метапредметные). Владеют понятием, способны применить полученные знания на практике (личностные).    
Физкульт-минутка для глаз/ 2 мин. «Бабочка» (использование ИКТ)    
Этап проверки понимания учащимися нового материала / 15 мин. Задача:установить, усвоено или нет учащимися, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы   Описание задания: Упр. 796. Для выполнения задания учащиеся делятся на 8 групп. Они должны продолжить ряды прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, животным и предметам (10 примеров), определить, к какому разряду относятся эти прилагательные, аргументировать свою точку зрения (на примере 2-х слов). По итогам выступления каждая группа будет оценена участниками других групп.   Ребята для продуктивной работы должны распределить обязанности: кто-то готовится к озвучиванию подобранных прилагательных,; кто-то должен приготовиться аргументированно доказать принадлежность того или иного прилагательного к определённому разряду; кто-то должен суметь проанализировать выступление другой группы с точки зрения подбора прилагательных, аргументации в доказательстве принадлежности к какому-то разряду) Задача: проверить, насколько усвоен теоретический материал о разрядах имён прилагательных, оценить себя и своих одноклассников. Способ действия: работа в группе Предполагаемый результат: 1. Девочка – отзывчивая, красивая, старательная, ответственная, привлекательная, аккуратная, весёлая и т.д. 2. Щенок – послушный, игривый, лохматый, папин, чёрный, дворовый и т.д. Примерный устный ответ: 1. Прилагательное «послушный» относится к качественным именам прилагательным, так как обозначает признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени. 2. Прилагательное «дворовый» относится к разряду относительных имен прилагательных, так как обозначает признак предмета по отношению к другому предмету УУД: 1.Поиск нужной информации 2.Осознанное построение речевого высказывания 3.Ведение диалога 4.Распределение ролей. Результаты: осознают понятия «качественные», «относительные», «притяжательные» прилагательные и применяют знания на практике (предметные); умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения (метапредметные); владеют понятием, способны применить полученные знания на практике, владеют коллективными формами работы (личностные)  
Этап закрепления нового материала / 2 мин. Задача: закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы Описание задания: На столах учащиеся разложены карточки с предложениями. Ребята должны проанализировать их и ответить на вопрос, для чего они выданы им. Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе. Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке. Способ действия: индивидуальная работа по карточкам Предполагаемый результат: Устный ответ: в этих предложениях между прилагательными мы не будем ставить знаков препинания, т.к. прилагательные не являются однородными членами предложения, потому что относятся к разным разрядам прилагательных УУД: 1.Сформированность действий. 2.Осознание своих возможностей. Результаты: осознают понятия «качественные», «относительные», «притяжательные» прилагательные и применяют знания на практике (предметные); аргументируют свою точку зрения (метапредметные); сформирована мотивация достижения результата (личностные).  
Рефлексия/ 2 мин. Задача: дать учащиеся возможность для оценки полученных результатов на уроке.   Описание задания:вопросы учителя - Насколько сложно было работать на уроке? -Что нового узнали во время занятия? -Как вы оцените своё участие в работе на уроке? Задача:проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний Способ действий: коллективное обсуждение. Предполагаемый результат: Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения УУД: 1.Построение выводов. 2.Осознание своих возможностей. Результат: выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке(предметные); аргументируют свою точку зрения (метапредметные); самооценка собственной деятельности (личностные).
Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению/ 2 мин. Задача: Сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.   Описание задания: Упр. 795, предложить ребятам ознакомиться с заданием, проговорить его и задать вопросы, если что-то не понятно в его формулировке. По окончании работы дать оценку деятельности учащихся. Задача:научиться осознанно читать задания Способ действий: индивидуальная работа Предполагаемый результат: Дети читают задание, затем своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы УУД: Умение работать с информацией. Результат: Осознают понятия «качественные» и «относительные»прилагательные и их признаки (предметные). Умеют работать с информацией, содержащейся в заданиях к учебникам (метапредметные). Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные).

 

Литература

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990. – С. 21–51.

Киселева О. Н. Методика преподавания русского языка: учебное пособие. – Томск, 2005. – С. 27–40.

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №637-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/.

Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева / под ред. Е.И. Литневской. – Академический проект, 2006. – 588 с.: https://www. library.vladimir.ru/bnews. – С. 37–40.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938.

Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: