ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ




Принципы организации обучения русскому языку в средней школе. Общедидактические принципы: связь обучения с жизнью; воспитание и развитие учащихся средствами предмета «русский язык»; научность и доступность обучения; преемственность и перспективность в преподавании; самостоятельность и активность в процессе обучении; принцип наглядности, индивидуализация обучения; частнометодические принципы: взаимосвязанности различных разделов курса русского языка; коммуникативный; контекстный; обучения русскому языку как полифункциональному явлению; учета межпредметных связей, принцип развивающего обучения, принцип единства обучения и воспитания, принцип систематичности.

 

1. Охарактеризуйте принципы обучения русскому языку, опираясь на таблицу. Чем объясняется разнообразие подходов в выделении частнодидактических принципов? Какая классификация представляется вам наиболее убедительной?

 

Общедидактические принципы Частнодидактические принципы
Научность Последовательность Системность Преемственность Связь теории с практикой Сознательность Активность Доступность Индивидуальный подход с обучающимися Прочность Наглядность 1. Классификация И.Ю. Гац: - принцип внимания к материи языка, - принцип понимания языковых значений, - принцип развития языкового чутья, - принцип развития выразительности речи, - принцип координации устной и письменной речи.   2. Классификация, предложенная в «Концепции филологического образования» (проект): - принцип комплексного достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, - принцип функциональности, - принцип системности и историзма, - принцип ступенчатого формирования языкового навыка, - принцип преемственности изучения русского языка, - принцип текстоцентричности, - принцип реализации лингвокультурологической направленности текстовой деятельности, - принцип развития языкового чутья, - принцип мотивации речевой деятельности, - принцип ориентации на практическое использование знаний, умений и навыков, обеспечения активной речевой практики, - принцип формирующего оценивания достижения учебных результатов.   3. Классификация Е. И. Литневской, В. А. Багрянцевой: - экстралингвистический принцип, - системный принцип, - структурно-семантический принцип, - функциональный принцип, - различение синхронии и диахронии

 

2. Как реализуются в структуре школьного курса (на примере одного комплекса) принципы доступности, преемственности, системности и перспективности?

 

3. Проанализируйте конспект урока в 8 классе «Знаки препинания при однородных членах»[2] (2 часа). Учитывая принципы обучения русскому языку, объясните критерии отбора дидактического материала и целесообразность использования заданий для учеников. Опишите деятельность учителя и учеников на уроке.

 

Этапы урока Ход урока
1. Разминка – 2 минуты     2. Повторение изученного на предыдущем уроке. Однородные и неоднородные определения – 5 минут.     3. Графический диктант – 10 минут     4. Конструирование предложения – 5 минут   5. Синтаксический анализ предложений – 8 минут.     6. Анализ текста – 10 минут     7. Повторение орфографии (подготовка к ОГЭ) – 5 минут   8. Объяснение нового материала – 7 минут     9. Первичное закрепление – 15 минут.   10. Анализ стихотворений «Журавли» Н. Заболоцкого и Н. Рубцова – 20 минут   11. Подведение итогов урока. Задавание ДЗ – 3 минуты     11. Подведение итогов урока. Задавание ДЗ.   На слайде текст: Многие животные занесены в Красную книгу и нуждаются в бережном отношении к себе. Журавли занесены в Красную книгу. Значит, … … … … … … ….   - Определите тип текста, докажите. Чего не хватает? Предложите финал (например: Значит, они нуждаются в защите). Сегодня мы поговорим о том, какую роль играют журавли в нашей культуре.   Прочитайте текст – упр. 1 на листах, розданных вам. Какие из выделенных определений являются однородными, а какие нет? Расставьте знаки. Ответ обоснуйте. (Ученики сначала выполняют задание самостоятельно, затем фронтальная проверка).   Упр. 1 Ясный холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Прислушиваюсь – треск мелкий быстрый. Оборачиваюсь – кто-то нагоняет. Этот кто-то все ближе, ближе – уже хорошо видна его грациозная во весь дух летящая лошадь, затем он сам, то и дело выглядывающий из-за нее покрывающий ее то кнутом, то вожжами... Что такое? А он уж вот он, настигает – сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание, слышен отчаянный крик: «Барин, сторонись!» В страхе и недоуменье виляю с дороги – и тотчас же мимо мелькает сперва чудесная гнедая кобыла, ее глаз, ноздря, новые вожжи сургучного цвета, новая блестящая сбруя, потом сам седок – чернобородый красивый мужик, совершенно шальной от скачки. Он бешено кидает на меня, пролетая, свой яростный взгляд, поражает свежей красной пастью и смолью красивой молодой бороды, новым черным картузом, желтой шелковой рубахой под распахнувшейся черной поддевкой - узнаю: богатый хозяйственный предприимчивый мельник из-под Ливен – и как ветер летит дальше. А пролетев с версту, сразу соскакивает с дрожек. Тут уж я гоню к нему и, приближаясь, вижу: лошадь стоит на дороге, а сам седок лежит на дороге возле, лицом книзу, раскинув полы поддевки. - Барин! – дико кричит он в землю. – Барин! – И отчаянно взмахивает руками: - Ах, грустно-о! Ах, улетели журавли, барин! И, мотая головой, захлебывается горькими безутешными слезами. (По И. Бунину) - Как вы думаете, почему так горько и безутешно рыдал герой рассказа? Что мог для него значить отлет журавлей? (Ученики высказывают предположения.) - Ответить на этот вопрос нам помогут стихотворения двух замечательных поэтов, но чтобы подготовиться к их чтению, нам нужно выполнить еще несколько заданий.   - Составьте схемы предложений (выполняют в тетради, затем 1 ученик у доски, взаимопроверка).   1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. Пушкин) 2. Слышался шум бора да движение поезда вдали. 3. Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства. 4. Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен. 5. Виднелись или (иль) песчаные равнины, или (иль) далекие горы. 6. Отъезд состоится либо сегодня, либо завтра. 7. Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно. 8. Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег. 9. Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. 10. Погода стояла пасмурная, однако не дождливая. 11. Лес у нас рядом, да не грибной. - На какие группы можно разделить предложения? (Предложения 1–4; 5–8; 9–11) Какие союзы в них использованы? Используя эти примеры, расскажите о группах сочинительных союзов.   Измените предложение Месяц, звезды появились на небе, добавив противительный союз, повторяющийся союз, двойной союз, разделительный союз. Как будут ставиться знаки? Ожидаемый результат: Не месяц, а звезды появились на небе. И месяц, и звезды появились на небе. Как месяц, так и звезды появились на небе. На небе появятся звезды или месяц.   (На слайде представлены предложения.) - Проанализируйте предложения, расставьте знаки препинания. (Ученики записывают предложения в тетрадь, знаки объясняют.) В сухие дни цветы нужно поливать а в жаркие — укрывать от солнца. И видишь ты радуясь и любуясь синий свод неба да солнце да лес.   - У вас на листах представлен текст (упр. 2). Прочитайте его и выполните задания. У журавлей наблюдает…ся редкая для птиц особенность. Они замечательно танцуют. Перед гнездованием птицы об…ед…няют…ся группами И НЕ толькопроделывают уд…вительные разнообразные движения НО Исопровождают их громкими криками как…бы ак…омпанируя себе. Журавли грациозно подпрыгивают с полу…распущен…ыми крыльями И ТО медлен…о планируют в воздухе кружат…ся ТО поднимают ноги приседают ТО кланяют…ся друг другу ловко захватывают клювом с земли разные предметы ИЛИ подбрасывают их высоко в воздухе. Восхитительное зрелище. На втором, третьем году жизни журавли образуют пары И уже не рас…таются до смерти. Гнезда свои они строят на земле. Журавушка откладывает обычно два яйца А насиживает их в…течени… месяца. Журавль в этот период несет службу КАКднем ТАК Иночью. Маленькие птенчики журавлей едва выбравшись из яичной скорлупы чуть обсохнув уже способны стоять на ножках. Они хорошо видят и при малейшей опас…ности с первых часов своей жизни умело маскируют…ся ИЛИсовершают перебежки. В первую часть текста нужно вставить пропущенные соединительные и разделительные союзы, во вторую – соединительные и противительные. Поставить недостающие знаки препинания. - дайте характеристику предложения Восхитительное зрелище! (воскл., двусост., неполное) - Определите морфему, которая есть в слове приседают, но ее нет в слове опасности. Расскажите о написании слов с этой морфемой, предварительно сгруппировав их. (Слайд) - Прочитайте предложение на доске: Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска. - найдите однородные члены предложения, что их отличает от тех, о которых мы уже говорили. Сформулируйте тему урока.   - составьте схемы следующих предложений (на листах), сформулируйте правило: В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы. В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы. Лоси, медведи, волки, лисы — разные звери водятся в наших лесах. Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы — водятся в наших лесах.   Упр. 3 (на листах) –расставьте знаки препинания, составьте схемы, графически объясните знаки препинания. Все музыкальные жанры и опера и балет и романс и произведения для ансамбля музыка для театра есть в творческом наследии П.И. Чайковского. И в безнадежном дожде и в одуряющих запахах тления и в сморщенных от холода сыроежках во всем есть своя прелесть поздней осени. Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. В наших лесах встречаются растения, губительные для насекомых как-то багульник белена одуванчик некоторые виды ромашек.   Упр. 4(на листах) –рассмотрите таблицу, сформулируйте задание.
1. Удочки черви подкормка спички для костра — все было готово для рыбалки. [ʘ: О, О, О, О ].  
2. Всюду мох: и внизу под ногами и на камнях и на ветках деревьев. [О, О, О — ʘ].  
3. Осины березы ольхи еще голы.   [ʘ: О, О, О — …].  

Упр. 5 (на листах) – по вариантам. Составьте из предложений 2 текста: 1 вариант – обобщающие слова стоят перед однородными, 2 вариант – после. Определите, о чем идет речь. Последнее предложение добавьте в текст по смыслу. Запишите, расставьте знаки.

Она воплотила в себе в себе все самое лучшее мудрость народа художественную одаренность красоту и благородство его души.

Приблизительно со второго века она начала вытеснять древесную кору пальмовые листья деревянные и глиняные дощечки папирус пергамент все материалы использовавшиеся для письма.

Защита поверхности бронированных электрокораблей размножение чертежей задания станкам-автоматам все эти обязанности выполняются ею.

Ей народ доверяет самое сокровенное мысли чувства мечты.

Полотенца и салфетки пеленки носовые платки бинты все эти санитарно-бытовые предметы изготавливают из нее.

Они очень разнообразны земледельческие игровые обрядовые плясовые исторические лирические солдатские и многие другие.

Последнее предложение:

Нередко она создаваясь безвестным автором в течение времени совершенствовалась дополнялась по-разному обыгрывалась.

Для ее приготовления нужны растительные вещества обладающие достаточно длинным волокном которые смешиваясь с водой дадут однородную, пластичную массу.

 

Ожидаемый результат:

1. Она воплотила в себе в себе все самое лучшее мудрость народа художественную одаренность красоту и благородство его души. Ей народ доверяет самое сокровенное мысли чувства мечты. Они очень разнообразны земледельческие игровые обрядовые плясовые исторические лирические солдатские и многие другие. Нередко она создаваясь безвестным автором в течение времени совершенствовалась дополнялась по-разному обыгрывалась. (песня)

2. Приблизительно со второго века она начала вытеснять древесную кору пальмовые листья деревянные и глиняные дощечки папирус пергамент все материалы использовавшиеся для письма. Защита поверхности бронированных электрокораблей размножение чертежей задания станкам-автоматам все эти обязанности выполняются ею. Полотенца и салфетки пеленки носовые платки бинты все эти санитарно-бытовые предметы изготавливают из нее. Для ее приготовления нужны растительные вещества обладающие достаточно длинным волокном которые смешиваясь с водой дадут однородную, пластичную массу. (бумага)

 

- Прочитайте стихотворение (на листах).

Журавли

Николай Заболоцкий

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

 

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

 

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

 

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

 

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

 

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

 

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе –

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

 

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

 

- найдите примеры звукописи в первом четверостишии, какую картину помогает создать этот прием?

- какие средства выразительности использованы в тексте? подчеркните эпитеты, метафоры, гиперболу? Какой образ можно назвать главным в этой части стихотворения? (серебряные крылья)

- какое слово использовано в тексте вместо слова стая? Как это влияет на смысл стихотворения?

- сравните глаголы, использованные в первых двух четверостишиях, с глаголами в третьей и четвертой строфах. Как можно охарактеризовать отношения этих двух частей? Какое слово выражает эти отношения? (союз НО)

- какой образ противопоставлен серебряным крыльям в этой части стихотворения? (черное зияющее дуло)

- продолжите образный ряд: Журавли – серебряные крылья, … (частица дивного величья, быстрый пламень и т.д.)

- почему использовано местоимение на нас?

- какие звуки повторяются в пятой строфе? Какие эмоции они передают?

- найдите в тексте предложение, соответствующее изучаемой теме. Объясните знаки. Выпишите из этого предложения те ценности, которые, по мнению поэта, связаны с журавлями.

- почему журавли названы немногочисленным народом? Почему они гибнут?

- сформулируйте основную мысль стихотворения. Какое значение придает поэт образу журавлей?

- познакомьтесь еще с одним стихотворением об этих птицах, продолжим составление ряда ассоциаций, которые вызывают журавли.

 

Журавли

Николай Рубцов

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

 

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей —

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!

Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…

- найдите антитезу в первой строке. Какой из этих образов связан со стихами Заболоцкого?

- с чем связано для поэта появление журавлей во второй строке?

- проанализируйте знаки в конце предложений, как они связаны со смыслом стихотворения?

- выпишите глаголы, передающее ожидание прилета журавлей.

- сравните по объему части, описывающие ожидание птиц, их полет и последующие события. О чем это говорит?

- продолжите составление ряда образов, связанных с журавлями. Чему противопоставлены эти образы?

- найдите предложение, соответствующее изучаемой теме. Объясните знаки. Почему в обоих стихотворениях есть изучаемая конструкция? Что она помогает выразить поэтам?

- какое из стихотворений объясняет поведение героя из рассказа Бунина? В чем же причина его рыданий?

- сформулируйте и запишите предложение с обобщающим словом, объясняющее, что символизируют журавли в русской культуре

 

- Итак, с какой новой конструкцией мы сегодня познакомились? Как ставятся в ней знаки? Для чего она может быть использована в тексте?

 

- У образа журавлей в нашей культуре есть еще одна важная грань. Чтобы узнать ее, вам необходимо дома послушать песню «Журавли» на стихи Р.Гамзатова и познакомиться с памятником «Журавли» в Саратове.

 

 

ДЗ: 1) написать 5–6 предложений о памятнике «Журавли» в Саратове, используя однородные члены;

2) написать сочинение-миниатюру «Образ журавлей в русской культуре».

 

 

4. Подготовьте материалы о роли и значении русского языка для вводного урока в 6–7 классе. Какие принципы обучения могут быть реализованы при использовании этих материалов?

 

Литература

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009.

Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2009. – 222 с.

Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева / под ред. Е.И. Литневской. – Академический проект, 2006. – 588 с.. Режим доступа: https://www. library.vladimir.ru/bnews. – С. 40–44.

Лекция 5. Принципы обучения русскому языку. Режим доступа: https://koi.tspu.ru/koi_books/artemenko/lec5.htm.

Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М.: Академия, 1999.

Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.]; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2000.

Принципы обучения русскому языку в школе. Режим доступа: nmsovet.ru/wp-content/uploads/2015/06/Зайцева-О.-Н.- Принцип. pdf.

Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1973.

 

 


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Рабочая программа учителя. Задачи и содержание планирования программной темы. Разделы планирования: материал, логически связанный с новой темой; повторение только что изученного материала; повторение из давно изученного; изучение и повторение трудных в орфографическом отношении слов.

Планирование работы по развитию речи. Направления работы по развитию речи обучающихся.

1. Дайте определение понятий «система уроков», «перспективное планирование». Можно ли утверждать, что, разрабатывая перспективное планирование по теме, вы разрабатываете систему уроков по данной теме?

 

2. Определение понятия «повторение материала по русскому языку». Проанализируйте соответствующие статьи в словарях методических терминов М.Р. Львова и Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина. Какие из видов повторения предусмотрены в перспективном планировании? Обоснуйте их необходимость.

 

3. Из чего складывается содержание раздела «Правописание». Чем нужно руководствоваться при отборе орфограмм и пунктограмм для работы на уроке? Как определяется понятие «словарно-орфографическая работа» в словарях методических терминов?

Проанализируйте список трудных слов, рекомендуемый для изучения в 5 классе. Каковы принципы отбора этих слов?

 

4. Для планирования работы по развитию речи проанализируйте упражнения учебника, словарик «Говори правильно» и определите, какая работа по орфоэпии необходима при изучении темы.

Найдите упражнения, в которых ведется или возможна работа над интонационной выразительностью речи.

Какие упражнения дают возможность для работы над развернутыми устными высказываниями научного стиля?

Какие упражнения дают материал для расширения словарного запаса учеников? какая лексико-семантическая работа предполагается при выполнении упражнений?

В каких упражнениях предполагается работа с морфологическими нормами (например, употребление неодушевленных существительных в значении одушевленных, употребление существительных, род которых часто определяется неверно т т.п.)?

В каких упражнениях предполагается работа по предупреждению ошибок в составлении словосочетаний и предложений с именами существительными (синтаксические нормы)?

Какая работа по стилистике предполагается при изучении темы?

 

5. Найдите упражнения, в основе которых лежит работа с текстом. Какие умения формируются при выполнении этих упражнений? Какая работа может быть проведена при анализе предложенных в учебнике текстов?

Какая работа по развитию связной речи может быть проведена на основе этих текстов?

 

6. Подготовка к творческим работам (сочинению/ изложению/ диктанту с изменением текста).

Виды изложений, сочинений или других работ по развитию речи и их тематика.

Приемы подготовки к творческим работам.

 

7. Используя материалы, собранные при выполнении заданий 1–6, составьте планирование по теме «Имя существительное». Обоснуйте необходимость и содержание каждого раздела. Задание выполняется в группах (2–3 студента) и сдается в письменном виде.

 

Тематическое планирование

№, тема, тип урока Элементы содержания Правописание Виды деятельности и формы контроля Развитие речи ДЗ
  1. Повторение: логически связанный с темой материал, материал из предшествующей темы, самое трудное из давно изученного. 2. Новые понятия. 1.Орфограммы. 2.Пунктограммы. 3. Изучение и повторение трудных в орфографическом отношении слов. 4. Работа над ошибками из предшествующего диктанта. 5. Подготовка к предстоящему диктанту.      

Справочные материалы для составления планирования

1. Список орфограмм, изучаемых в 5-9 классах

1. Безударные проверяемые гласные в корне

2. Непроверяемые гласные и согласные

3. Проверяемые согласные в корне слова

4. Непроизносимые согласные в корне слова

5. Буквы И, У, А после шипящих

6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь

7. Раздельное написание предлогов с другими словами

8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих

9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

11. Буквы З и С на конце приставок

12. Буквы О и А в корне -лаг- – -лож-

13. Буквы О и А в корне -раст- – -рос-

14. Буквы Ё и О после шипящих в корне слова

15. Буквы И и Ыпосле Ц

16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях

17. Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных

18. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных

19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

20. Краткие прилагательные с основой на шипящую

21. Не с глаголами

22. Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа

23. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

24. Буквы Е и И в корнях с чередованием

25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряжения

26. Буквы О и А в корне -кос- – -кас-

27. Буквы О и А в корне -гор- – гар-

28. Буквы Ыи И после приставок

29. Гласные в приставках пре- и при-

30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах

31. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-

32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

33. Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)

34. Гласные Е и И в суффиксах существительных

35. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

36. Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-

37. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

38. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

39. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

40. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-

41. Дефис в сложных словах

42. Ь в середине числительных

43. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19

44. Не в неопределенных местоимениях

45. Дефис в неопределенных местоимениях

46. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях

47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

48. Ь в глаголах повелительного наклонения

49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)

50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

52. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

53. Две буквы Н в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

54. Одна или две буквы Н в суфиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

56. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

57. Раздельное написание НЕ с деепричастиями

58. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е)

59. Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий

60. Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)

61. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

62. Буквы О и Е на конце наречий

63. Дефис между частями слова в наречиях

64. Ь после шипящих на конце наречий

65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий

66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами

67. Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие

68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

69. Дефисное написание частицы -то со словами

70. Дефисное написание частицы -ка с глаголами в повелительном наклонении

71. Дефис в междометиях

2. Список пунктограмм

1. Знаки препинания в конце предложения.

2. Тире между главными членами предложения.

3. Тире в неполном предложении.

4. Знаки препинания между однородными членами.

5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

6. Знаки препинания при обособленных определениях.

7. Знаки препинания при обособленных приложениях.

8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.

10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкци ях с союзом как.

12. Знаки препинания при обращениях.

13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.

14. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.

18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.

19. Знаки препинания для оформления прямой речи и цитат

20. Использование кавычек.

3. Текст предшествующего диктанта

Аистник.

Аистник – это невзрачное растение с простенькими малиновыми цветами. Этот сорняк растёт на огородах.

В июле цветы аистника уже отцветают, и на их месте из каждой чашечки торчит «клюв аиста». Клюв – это пять плодиков, которые срослись корнями. Плодик аистника остроносый, щетинистый, хвостатый. Хвост на конце загнут серпом, а ниже свёрнут винтом. Этот винт от сырости раскручивается.

Когда плодик аистника падает, он втыкается в землю. Хвост плодика зацепляется серпом на конце за травинки. В сырую погоду винт раскручивается, и остроносый плодик ввинчивается в землю.

Вот какой хитрый аистник: сам свои семена в землю сажает!

(По В. Бианки)

(92 слова)

 

4. Текст предстоящего диктанта

 

Шёпот снегов.

Снег прикасается к стволам и ветвям деревьев и тихо шелестит. Каждое дерево в лесу встречает снегопад.

Ели плотно запахнули свои одежды и протягивают снежинкам только кончики лап.

Сосны принимают на себя снег, и он остаётся между иголок.

Рябина, с которой дрозды не склевали ягод, подставляет багряную горсть и просит: «Пожалуйста, сыпь».

У берёз опущены гибкие плакучие ветви. Летит белый снег мимо белых стволов. Не шелохнутся берёзы. Опустили ветки и подсказывают: «Сюда сыпь, снежок. Укрой нам ножки, босым стоять зябко».

Молодая ёлочка раскинула лапки, будто зелёные ладони. Удивляется малышка снегу. Снег шепчет, и ёлочка шепчет: «Хорошо».

Шёпот. Шорохи. Снежинок безостановочный полёт. Бережно, нежно касаются снежинки деревьев в мягкий зимний снегопад.

(По И. Полуянову)

(109 слов)

8. Составьте самостоятельно тематическое планирование темы «Имя прилагательное» 5 класс (12 часов + 3 часа развития речи). Используйте справочные материалы, представленные ниже.

 

Возможное распределение материала по урокам

Тема Урок
Имя прилагательное как часть речи 1,2
Имя прилагательное в художественном тексте  
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 4,5
Урок развития речи  
Урок повторительных упражнений  
Полные и краткие прилагательные 7,8
Разбор имени прилагательного  
Урок развития речи  
Урок повторения и подготовки к диктанту  
Контрольный диктант и его анализ 11,12
Урок развития речи  

 

Текст предстоящего диктанта

В мире есть не только полезное, но и красивое. Когда человек научился любоваться лепестками цветка и вечерней зарёй, он начал всматриваться в самого се­бя. Человек постиг красоту.

Красота – это источник, который питает доброту, сердечность, любовь. Человек стал Человеком пото­му, что увидел глубину лазурного неба и розовый разлив вечерней зари, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника. Он увидел это и пошел по земле, чтобы создавать новую красоту.

Перед человеком открылась радость жизни, когда он услышал шепот листьев и песню кузнечика, шуршанье снежинок и ласковый плеск волны. Человек услышал эту чудесную музыку жизни и слушает её тысячи лет.

Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, бере­ги ее.

(По В. Сухомлинскому)

(105 слов)

Литература

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990. – С. 95–98.

Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева / под ред. Е.И. Литневской. – Академический проект, 2006. – 588 с.: https://www. library.vladimir.ru/bnews. – С. 125–136.

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Метод и методический прием. Методы обучения и контроля на уроках русского языка. Теоретические методы обучения: эвристическая беседа; сообщение учителя (учебная лекция); работа с учебником и исследовательский метод. Своеобразие метода наблюдения и приемы осуществления наблюдения над языковым материалом.

Упражнения как теоретико-практический метод обучения: требования к дидактическому материалу (воспитывающий и обучающий характер; обеспечение последнего путем использования вариантов языкового явления смешиваемых фактов, материала для повторения изученного ранее и др.). Системный подход к организации практической деятельности учащихся на уроке: разнообразие упражнений, постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности их исполнения учащимися. Классификация упражнений.

Виды диктантов. Паспорт диктанта.

Опрос. Виды опроса. Подготовка и проведение опроса. Виды вопросов. Требования, предъявляемые к учащимся при проверке знаний. Требования к учителю. Оценка контрольных работ учеников.

1. Дайте определение понятий «метод», «система упражнений». Какие уточнения можно внести в определения, представленные в словарях методических терминов М. Р. Львова, а также Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина.

 

2. Заполните таблицу «Классификация методов обучения». Выберите оптимальную, на ваш взгляд, классификацию. Докажите ее преимущества.

 

Классификация методов обучения А. В. Текучев Классификация методов обученияИ.Я.Лернера и М.Н. Скаткина Классификация Ю. К. Бабанского Классификация Л.П. Федоренко Классификация А..В. Дудникова Классификация М.Т.Баранова
- слово (рассказ) учителя; - беседа; - анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор); - упражнение; - использование наглядных пособий (схем, таблиц); - работа с учебной книгой; - экскурсия - объяснительно-иллюстративный, - репродуктивный, - метод проблемного изложения, - частично-поисковый - исследовательский          

 

3. Расскажите о современных методах обучения.

4. Заполните таблицу, используя следующие УМК:

- УМК под редакцией С. И. Львовой;

- УМК под редакцией Л. А. Рыбченковой;

- УМК под редакцией А. Д. Шмелева.

 

Класс   Раздел программы Параграф Виды заданий Формируемые умения
  Морфология Полные и краткие прилагательные    
5 (6) Словообразование Основные способы словообразования      
  Синтаксис Союзы сочинительные и подчинительные      
  Синтаксис Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них    

 

5.Составьте систему упражнений по теме «Виды глагола» или «Разряды прилагательных» (6 класс)

 

6.Подготовьте паспорт диктанта (см. таблицу ниже). В каком классе и при изучении какой темы он может быть использован?

 

Тексты диктантов

Текст 1. Крокодил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь