Принципы организации обучения русскому языку в средней школе. Общедидактические принципы: связь обучения с жизнью; воспитание и развитие учащихся средствами предмета «русский язык»; научность и доступность обучения; преемственность и перспективность в преподавании; самостоятельность и активность в процессе обучении; принцип наглядности, индивидуализация обучения; частнометодические принципы: взаимосвязанности различных разделов курса русского языка; коммуникативный; контекстный; обучения русскому языку как полифункциональному явлению; учета межпредметных связей, принцип развивающего обучения, принцип единства обучения и воспитания, принцип систематичности.
1. Охарактеризуйте принципы обучения русскому языку, опираясь на таблицу. Чем объясняется разнообразие подходов в выделении частнодидактических принципов? Какая классификация представляется вам наиболее убедительной?
Общедидактические принципы | Частнодидактические принципы |
Научность Последовательность Системность Преемственность Связь теории с практикой Сознательность Активность Доступность Индивидуальный подход с обучающимися Прочность Наглядность | 1. Классификация И.Ю. Гац: - принцип внимания к материи языка, - принцип понимания языковых значений, - принцип развития языкового чутья, - принцип развития выразительности речи, - принцип координации устной и письменной речи. 2. Классификация, предложенная в «Концепции филологического образования» (проект): - принцип комплексного достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, - принцип функциональности, - принцип системности и историзма, - принцип ступенчатого формирования языкового навыка, - принцип преемственности изучения русского языка, - принцип текстоцентричности, - принцип реализации лингвокультурологической направленности текстовой деятельности, - принцип развития языкового чутья, - принцип мотивации речевой деятельности, - принцип ориентации на практическое использование знаний, умений и навыков, обеспечения активной речевой практики, - принцип формирующего оценивания достижения учебных результатов. 3. Классификация Е. И. Литневской, В. А. Багрянцевой: - экстралингвистический принцип, - системный принцип, - структурно-семантический принцип, - функциональный принцип, - различение синхронии и диахронии |
|
2. Как реализуются в структуре школьного курса (на примере одного комплекса) принципы доступности, преемственности, системности и перспективности?
3. Проанализируйте конспект урока в 8 классе «Знаки препинания при однородных членах»[2] (2 часа). Учитывая принципы обучения русскому языку, объясните критерии отбора дидактического материала и целесообразность использования заданий для учеников. Опишите деятельность учителя и учеников на уроке.
Этапы урока | Ход урока | ||||||||
1. Разминка – 2 минуты 2. Повторение изученного на предыдущем уроке. Однородные и неоднородные определения – 5 минут. 3. Графический диктант – 10 минут 4. Конструирование предложения – 5 минут 5. Синтаксический анализ предложений – 8 минут. 6. Анализ текста – 10 минут 7. Повторение орфографии (подготовка к ОГЭ) – 5 минут 8. Объяснение нового материала – 7 минут 9. Первичное закрепление – 15 минут. 10. Анализ стихотворений «Журавли» Н. Заболоцкого и Н. Рубцова – 20 минут 11. Подведение итогов урока. Задавание ДЗ – 3 минуты 11. Подведение итогов урока. Задавание ДЗ. | На слайде текст:
Многие животные занесены в Красную книгу и нуждаются в бережном отношении к себе.
Журавли занесены в Красную книгу.
Значит, … … … … … … ….
- Определите тип текста, докажите. Чего не хватает? Предложите финал (например: Значит, они нуждаются в защите).
Сегодня мы поговорим о том, какую роль играют журавли в нашей культуре.
Прочитайте текст – упр. 1 на листах, розданных вам. Какие из выделенных определений являются однородными, а какие нет? Расставьте знаки. Ответ обоснуйте. (Ученики сначала выполняют задание самостоятельно, затем фронтальная проверка).
Упр. 1
Ясный холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Прислушиваюсь – треск мелкий быстрый. Оборачиваюсь – кто-то нагоняет. Этот кто-то все ближе, ближе – уже хорошо видна его грациозная во весь дух летящая лошадь, затем он сам, то и дело выглядывающий из-за нее покрывающий ее то кнутом, то вожжами... Что такое? А он уж вот он, настигает – сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание, слышен отчаянный крик: «Барин, сторонись!» В страхе и недоуменье виляю с дороги – и тотчас же мимо мелькает сперва чудесная гнедая кобыла, ее глаз, ноздря, новые вожжи сургучного цвета, новая блестящая сбруя, потом сам седок – чернобородый красивый мужик, совершенно шальной от скачки. Он бешено кидает на меня, пролетая, свой яростный взгляд, поражает свежей красной пастью и смолью красивой молодой бороды, новым черным картузом, желтой шелковой рубахой под распахнувшейся черной поддевкой - узнаю: богатый хозяйственный предприимчивый мельник из-под Ливен – и как ветер летит дальше. А пролетев с версту, сразу соскакивает с дрожек. Тут уж я гоню к нему и, приближаясь, вижу: лошадь стоит на дороге, а сам седок лежит на дороге возле, лицом книзу, раскинув полы поддевки.
- Барин! – дико кричит он в землю. – Барин! – И отчаянно взмахивает руками:
- Ах, грустно-о! Ах, улетели журавли, барин!
И, мотая головой, захлебывается горькими безутешными слезами.
(По И. Бунину)
- Как вы думаете, почему так горько и безутешно рыдал герой рассказа? Что мог для него значить отлет журавлей? (Ученики высказывают предположения.)
- Ответить на этот вопрос нам помогут стихотворения двух замечательных поэтов, но чтобы подготовиться к их чтению, нам нужно выполнить еще несколько заданий.
- Составьте схемы предложений (выполняют в тетради, затем 1 ученик у доски, взаимопроверка).
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. Пушкин)
2. Слышался шум бора да движение поезда вдали.
3. Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.
4. Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен.
5. Виднелись или (иль) песчаные равнины, или (иль) далекие горы.
6. Отъезд состоится либо сегодня, либо завтра.
7. Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.
8. Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег.
9. Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.
10. Погода стояла пасмурная, однако не дождливая.
11. Лес у нас рядом, да не грибной.
- На какие группы можно разделить предложения? (Предложения 1–4; 5–8; 9–11) Какие союзы в них использованы? Используя эти примеры, расскажите о группах сочинительных союзов.
Измените предложение Месяц, звезды появились на небе, добавив противительный союз, повторяющийся союз, двойной союз, разделительный союз. Как будут ставиться знаки?
Ожидаемый результат:
Не месяц, а звезды появились на небе.
И месяц, и звезды появились на небе.
Как месяц, так и звезды появились на небе.
На небе появятся звезды или месяц.
(На слайде представлены предложения.)
- Проанализируйте предложения, расставьте знаки препинания.
(Ученики записывают предложения в тетрадь, знаки объясняют.)
В сухие дни цветы нужно поливать а в жаркие — укрывать от солнца.
И видишь ты радуясь и любуясь синий свод неба да солнце да лес.
- У вас на листах представлен текст (упр. 2). Прочитайте его и выполните задания.
У журавлей наблюдает…ся редкая для птиц особенность. Они замечательно танцуют. Перед гнездованием птицы об…ед…няют…ся группами И НЕ толькопроделывают уд…вительные разнообразные движения НО Исопровождают их громкими криками как…бы ак…омпанируя себе. Журавли грациозно подпрыгивают с полу…распущен…ыми крыльями И ТО медлен…о планируют в воздухе кружат…ся ТО поднимают ноги приседают ТО кланяют…ся друг другу ловко захватывают клювом с земли разные предметы ИЛИ подбрасывают их высоко в воздухе. Восхитительное зрелище.
На втором, третьем году жизни журавли образуют пары И уже не рас…таются до смерти. Гнезда свои они строят на земле. Журавушка откладывает обычно два яйца А насиживает их в…течени… месяца. Журавль в этот период несет службу КАКднем ТАК Иночью. Маленькие птенчики журавлей едва выбравшись из яичной скорлупы чуть обсохнув уже способны стоять на ножках. Они хорошо видят и при малейшей опас…ности с первых часов своей жизни умело маскируют…ся ИЛИсовершают перебежки.
В первую часть текста нужно вставить пропущенные соединительные и разделительные союзы, во вторую – соединительные и противительные. Поставить недостающие знаки препинания.
- дайте характеристику предложения Восхитительное зрелище! (воскл., двусост., неполное)
- Определите морфему, которая есть в слове приседают, но ее нет в слове опасности. Расскажите о написании слов с этой морфемой, предварительно сгруппировав их. (Слайд)
- Прочитайте предложение на доске:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
- найдите однородные члены предложения, что их отличает от тех, о которых мы уже говорили. Сформулируйте тему урока.
- составьте схемы следующих предложений (на листах), сформулируйте правило:
В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.
Лоси, медведи, волки, лисы — разные звери водятся в наших лесах.
Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы — водятся в наших лесах.
Упр. 3 (на листах) –расставьте знаки препинания, составьте схемы, графически объясните знаки препинания.
Все музыкальные жанры и опера и балет и романс и произведения для ансамбля музыка для театра есть в творческом наследии П.И. Чайковского.
И в безнадежном дожде и в одуряющих запахах тления и в сморщенных от холода сыроежках во всем есть своя прелесть поздней осени.
Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье.
В наших лесах встречаются растения, губительные для насекомых как-то багульник белена одуванчик некоторые виды ромашек.
Упр. 4(на листах) –рассмотрите таблицу, сформулируйте задание.
Упр. 5 (на листах) – по вариантам. Составьте из предложений 2 текста: 1 вариант – обобщающие слова стоят перед однородными, 2 вариант – после. Определите, о чем идет речь. Последнее предложение добавьте в текст по смыслу. Запишите, расставьте знаки.
Она воплотила в себе в себе все самое лучшее мудрость народа художественную одаренность красоту и благородство его души. Приблизительно со второго века она начала вытеснять древесную кору пальмовые листья деревянные и глиняные дощечки папирус пергамент все материалы использовавшиеся для письма. Защита поверхности бронированных электрокораблей размножение чертежей задания станкам-автоматам все эти обязанности выполняются ею. Ей народ доверяет самое сокровенное мысли чувства мечты. Полотенца и салфетки пеленки носовые платки бинты все эти санитарно-бытовые предметы изготавливают из нее. Они очень разнообразны земледельческие игровые обрядовые плясовые исторические лирические солдатские и многие другие. Последнее предложение: Нередко она создаваясь безвестным автором в течение времени совершенствовалась дополнялась по-разному обыгрывалась. Для ее приготовления нужны растительные вещества обладающие достаточно длинным волокном которые смешиваясь с водой дадут однородную, пластичную массу.
Ожидаемый результат: 1. Она воплотила в себе в себе все самое лучшее мудрость народа художественную одаренность красоту и благородство его души. Ей народ доверяет самое сокровенное мысли чувства мечты. Они очень разнообразны земледельческие игровые обрядовые плясовые исторические лирические солдатские и многие другие. Нередко она создаваясь безвестным автором в течение времени совершенствовалась дополнялась по-разному обыгрывалась. (песня) 2. Приблизительно со второго века она начала вытеснять древесную кору пальмовые листья деревянные и глиняные дощечки папирус пергамент все материалы использовавшиеся для письма. Защита поверхности бронированных электрокораблей размножение чертежей задания станкам-автоматам все эти обязанности выполняются ею. Полотенца и салфетки пеленки носовые платки бинты все эти санитарно-бытовые предметы изготавливают из нее. Для ее приготовления нужны растительные вещества обладающие достаточно длинным волокном которые смешиваясь с водой дадут однородную, пластичную массу. (бумага)
- Прочитайте стихотворение (на листах). |
Журавли
Николай Заболоцкий
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
- найдите примеры звукописи в первом четверостишии, какую картину помогает создать этот прием?
- какие средства выразительности использованы в тексте? подчеркните эпитеты, метафоры, гиперболу? Какой образ можно назвать главным в этой части стихотворения? (серебряные крылья)
- какое слово использовано в тексте вместо слова стая? Как это влияет на смысл стихотворения?
- сравните глаголы, использованные в первых двух четверостишиях, с глаголами в третьей и четвертой строфах. Как можно охарактеризовать отношения этих двух частей? Какое слово выражает эти отношения? (союз НО)
- какой образ противопоставлен серебряным крыльям в этой части стихотворения? (черное зияющее дуло)
- продолжите образный ряд: Журавли – серебряные крылья, … (частица дивного величья, быстрый пламень и т.д.)
- почему использовано местоимение на нас?
- какие звуки повторяются в пятой строфе? Какие эмоции они передают?
- найдите в тексте предложение, соответствующее изучаемой теме. Объясните знаки. Выпишите из этого предложения те ценности, которые, по мнению поэта, связаны с журавлями.
- почему журавли названы немногочисленным народом? Почему они гибнут?
- сформулируйте основную мысль стихотворения. Какое значение придает поэт образу журавлей?
- познакомьтесь еще с одним стихотворением об этих птицах, продолжим составление ряда ассоциаций, которые вызывают журавли.
Журавли
Николай Рубцов
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей —
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…
- найдите антитезу в первой строке. Какой из этих образов связан со стихами Заболоцкого?
- с чем связано для поэта появление журавлей во второй строке?
- проанализируйте знаки в конце предложений, как они связаны со смыслом стихотворения?
- выпишите глаголы, передающее ожидание прилета журавлей.
- сравните по объему части, описывающие ожидание птиц, их полет и последующие события. О чем это говорит?
- продолжите составление ряда образов, связанных с журавлями. Чему противопоставлены эти образы?
- найдите предложение, соответствующее изучаемой теме. Объясните знаки. Почему в обоих стихотворениях есть изучаемая конструкция? Что она помогает выразить поэтам?
- какое из стихотворений объясняет поведение героя из рассказа Бунина? В чем же причина его рыданий?
- сформулируйте и запишите предложение с обобщающим словом, объясняющее, что символизируют журавли в русской культуре
- Итак, с какой новой конструкцией мы сегодня познакомились? Как ставятся в ней знаки? Для чего она может быть использована в тексте?
- У образа журавлей в нашей культуре есть еще одна важная грань. Чтобы узнать ее, вам необходимо дома послушать песню «Журавли» на стихи Р.Гамзатова и познакомиться с памятником «Журавли» в Саратове.
ДЗ: 1) написать 5–6 предложений о памятнике «Журавли» в Саратове, используя однородные члены;
2) написать сочинение-миниатюру «Образ журавлей в русской культуре».