МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА




Методика обучения русскому языку

Часть 1

Ярославль

2017

УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус. А 67 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Н. В. Лукьянчикова

 

А 67 Аниськина Н. В. Методика обучения русскому языку. Часть 1. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2017. – с.

 

Настоящее издание рекомендуется для использования в рамках курса «Методика обучения и воспитания в области русского языка» для студентов факультета русской филологии и культуры, обучающихся в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование». В пособии представлены основные дидактические понятия, на освоение которых направлены занятия по методике обучения русскому языку; предложены задания, выполнение которых позволит овладеть профессионально значимыми компетенциями.

Пособие адресовано студентам и предназначено для проведения практических занятий по курсу, а также для организации самостоятельной работы по предмету; может быть использовано в практике преподавания как на дневном, так и на заочном отделении.

 

УДК 811.161.1

ББК 81.2Рус.

 

 

Автор-составитель: Н. В. Аниськина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка.

 

© ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017

© Автор-составитель Н. В. Аниськина, 2017


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА 7

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 9

ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 23

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 36

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 44

ФОРМЫОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.. 53

Коллоквиум 1. ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 61

Коллоквиум 2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 62

Коллоквиум 3. УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 67

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 71

Библиографический список. 84

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины «Методика обучения и воспитания в области русского языка» – формирование готовности реализовывать образовательные программы по русскому языку в соответствии с нормативно-правовыми документами, требованиями стандартов и с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики.

Основными задачами курса являются:

- понимание требований федеральных государственных образовательных стандартов и ООП к урокам словесности; специальных подходов к обучению учеников с разными способностями и уровнем подготовки; форм и методов обучения и контроля; оптимальных условий выбора методов, технологий обучения, алгоритма применения технологий обучения на уроках словесности; принципов и методов организации уроков словесности;

- овладение навыками планирования и проведения уроков русского языка, анализа их эффективности, объективного оценивания знаний учеников с использованием разных форм и методов контроля, осуществления выбора методов, технологий обучения и диагностики, адекватных поставленной цели, и обоснования своего выбора; подбора дидактического материала к занятию в зависимости от его цели и формы проведения;

- развитие умений разработки уроков русского языка в соответствии с требованиями ФГОС, использования разных форм и методов интеграции на уроках русского языка, использования в практической деятельности различных методов, технологий обучения и диагностики, организации и проведения уроков русского языка с использованием возможностей образовательной среды; пользования специальными периодическими изданиями и интернет-ресурсами для подготовки к урокам русского языка; разработки и редактирования технологической карты урока русского языка; подготовки наглядных пособий к уроку.

Для аттестации студентов используется балльно-рейтинговая система оценивания. Максимальная сумма баллов для текущей и промежуточной аттестации устанавливается в зависимости от количества изученных тем, количества проведенных контрольных работ, тестов и выполненных самостоятельных заданий.

Лекционные / практические занятия

Посещение студентом лекции оценивается 1 баллом. Ответы студента на вопросы преподавателя во время лекции может принести студенту дополнительно 1 балл.

Ответы студента на практических занятиях (семинарах) оцениваются от 1 до 3 баллов.

3 балла получает студент, давший полный ответ, сумевший привести самостоятельно подобранные примеры, а также использовавший при подготовке ответа дополнительную литературу, рекомендованную в плане практического занятия;

2 балла получает студент, давший довольно полный ответ, сумевший привести самостоятельно подобранные примеры, однако не использовавший при подготовке ответа дополнительную литературу, рекомендованную в плане практического занятия;

1 балл получает студент, давший неполный ответ, не сумевший привести самостоятельно подобранные примеры, не использовавший при подготовке ответа дополнительную литературу, рекомендованную в плане практического занятия.

Текущая аттестация по курсу проходит в форме контрольных работ, тестов, выполнения контролируемой самостоятельной работы. В течение первого семестра изучения дисциплины студенты пишут две контрольные работы и один тест, проверяющие знание и понимание наиболее трудных вопросов теории и практики методики обучения в области русского языка, сформированность умений и навыков самостоятельно подбирать дидактический материал к уроку, выстраивать систему упражнений в соответствии с этапом урока.

 

Темы контрольных работ / тестов Баллы
1. Опрос 0-5 баллов
2. Методы обучения на уроках русского языка 0-5 баллов
3. Тест «Методика обучения как наука. Цели и задачи преподавания русского языка в школе» 0-5 баллов

Критерии оценки теста и контрольных работ:

оценка отлично — правильно выполнено более 85% заданий;

оценка хорошо — правильно выполнено 65–84% заданий;

оценка удовлетворительно — правильно выполнено 51–64% заданий;

оценка неудовлетворительно — правильно выполнено менее 50% заданий.

 

При изучении курса студенты должны выполнить следующие виды заданий:

Виды заданий Баллы
Конспектирование (список источников для конспектирования представлен в планах семинарских занятий) 0-3 балла за каждый конспект
Подготовка реферативного сообщения (темы см. ниже) 2-5 баллов
Разработка конспектов уроков/фрагментов конспекта и их методического обоснование 2-5 баллов
Разработка тематического планирования 2-5 баллов

 

Для допуска к экзамену необходимо выполнить все предусмотренные программой задания контролируемой самостоятельной работы. Невыполнение одного или нескольких заданий означает недопуск студента к промежуточной аттестации.

В случае несвоевременной сдачи заданий происходит снижение баллов за выполненное задание:

на 1 балл — при сдаче заданий на следующей неделе после установленного срока;

на 2 балла — при сдаче на третьей и последующих неделях.

Реферативное сообщение зачитывается только при условии выступления на соответствующем семинаре. Защита этого задания в более поздние сроки не предусмотрена. При пропуске по уважительной причине возможно письменная сдача реферата.

Контроль выполнения заданий для самостоятельной работы осуществляется в следующей форме:

- подготовка реферативных сообщений – в ходе выступлений на практических занятий,

- защита конспектов – на индивидуальных консультациях после занятия,

-защита конспектов уроков и планирования – в ходе соответствующего семинарского занятия.

 


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Русский язык как предмет обучения. Образовательная технология и методика обучения. Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и методы его исследования. Связь с другими науками. История и актуальные направления научного поиска в современной методике преподавания русского языка. Научная и учебная литература. Научная периодика.

 

Вопросы:

1. Русский язык как предмет обучения: общая характеристика. Докажите познавательно-практический характер школьного курса русского языка.

2. Методика преподавания русского языка как наука: предмет, цели, методы исследования.

3. Зачем учителю необходимо обращаться к результатам методических исследований прошлого?

 

Задания:

1. Приступите к созданию методического глоссария: дайте определение понятиям дидактика, методика, лингводидактика, методы исследования, технология обучения.

2. Сопоставьте определения методической науки, сформулированные В. А. Добромысловым, А. В. Текучевым, Л. П. Федоренко, М. Т. Барановым и др.

3. Используя учебники и публикации по методике русского языка, докажите или опровергните следующие утверждения:

- методика обучения русскому языку носит вариативный и интегративный характер, имеет длительную историю и продолжает активно развиваться;

- методика определяет содержание, стратегию и тактику преподавания русского языка на разных этапах;

- методика обучения русскому языку является исключительно прикладным к языкознанию искусством;

- методика преподавания – это и наука, и технология, и творчество.

4. Подготовьте обзор публикаций в одном из научно-методических журналов, например библиографический обзор по материалам журнала «Русский язык в школе» (обзор публикаций в одной из рубрик).

5. Какие проблемы в преподавании русского языка, в том числе и в подготовке кадров, сформулированы в «Концепции преподавания русского языка и литературы»? Исходя из этих описания этих проблем, сформулируйте требования к студенту, изучающему курс методики русского языка.

6. Сформулируйте свои потребности и цели изучения данной дисциплины.

Литература

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009.

2. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под ред. М. Т. Баранова. – М., 2001. – С. 5–21.

3. Гац И. Ю. Практикум по методике обучения русскому языку: учебное пособие. – М., 2017. – С. 7–16.

4. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 2006. – С. 7–13.

5. Стычева О.А. Методика школьного курса русского языка: Учебно-методическое пособие для студентов. – Киров, 2013. – С. 8–12.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: минобрнауки.рф/документ/938.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО
ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

 

Теоретико-практический характер школьного курса русского языка. Типы школьных программ и учебных пособий; реализуемые в них подходы к обучению родному языку. Этнокультуроведческий компонент в преподавании русского языка. Требования ФГОС к результатам обучения. Содержание и структура курса русского языка. Характеристика УМК по русскому языку.

 

1. Охарактеризуйте новые подходы к преподаванию русского языка, обозначенные в «Концепции преподавания русского языка и литературы».

 

2. Чем определяется содержание обучения русскому языку? Где зафиксировано содержание обучения? Из каких компонентов состоит ФГОС? Охарактеризуйте требования к результатам обучения.

Соотнесите требования к результатам, изложенные в ФГОС, и содержание итоговой аттестации по русскому языку. Какие результаты оцениваются в ходе ГИА?

 

3. Назовите цели изучения русского языка в школе, опираясь на нормативные документы (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: минобрнауки.рф/документ/938). Сопоставьте цели изучения с понятием языковой личности, сформулированным Ю. Н. Карауловым. Что необходимо добавить, уточнить, заменить?

 

4. Изучите структуру «Примерной программы по русскому языку. 5–9 класс». Укажите ее компоненты.

 

5. Дайте определение понятия «учебно-методический комплекс». Как это понятие соотносится с понятием «учебно-методическое обеспечение».

Сформулируйте требования к структуре и содержанию УМК. Какие компоненты УМК адресованы учителю, а какие – ученикам?

Продолжите заполнение таблицы, выбрав для сопоставления один из следующих УМК:

- УМК под редакцией С. И. Львовой;

- УМК под редакцией Л. А. Рыбченковой;

- УМК под редакцией А. Д. Шмелева.

 

Класс Комплекс 1 (Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Григорян Л. Т. и др. Русский язык / Под ред. Н.М. Шанского) Комплекс 2
  Язык – важнейшее средство общения. Повторение пройденного в 1–4 классах. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Фонетика. Графика и орфография. Культура речи. Лексика. Культура речи. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Повторение пройденного в 5 классе. Развитие связной речи.  
       
       
       
       

 

6. Дайте характеристику одного из УМК, рекомендованных приказом Министерства образования к использованию при реализации программ основного общего образования.

 

План анализа УМК

1. Коллектив авторов УМК.

2. Структура курса. Цели и задачи языкового образования школьников.

3. Какие основные принципы (общеметодические и частнометодические) нашли отражение в учебнике?

4. Как отражены в программе межпредметные связи дисциплины?

5. Как представлена работа по развитию речи в учебных пособиях?

6. Усвоение каких теоретических понятий заложено в учебнике? Как представлен теоретический материал в учебнике?

7. Справочный аппарат учебника.

8. Соответствие учебника требованиям ФГОС.

9. Недостатки учебника. Какие пособия использует учитель для устранения этих недостатков?

 

7. Проанализируйте два электронных приложения к УМК по русскому языку, вышедших в разных издательствах. Какое электронное приложение к УМК вы бы выбрали и почему?[1] Заполните таблицу.

 

Электронное приложение к УМК ___________________ Критерии для сопоставления Электронное приложение к УМК ___________________
  1.  
  2.  
   

 

8. Сформулируйте цели уроков по следующим темам: «Изменение имен существительных по числам и падежам» (5 класс, тип урока – комбинированный); «Слитное и раздельное написание НЕ/НИ в отрицательных местоимениях» (6 класс, тип урока – урок усвоения новых знаний). Чем отличаются цели и задачи урока, сформулированные с позиции учителя и ученика. Важно: задачи должны быть реальными, конкретными, достижимыми; планируемые результаты должны быть измеримыми (чтобы их было можно диагностировать – сопоставить полученный результат с деятельностью на уроке).

 

9. Проанализируйте технологическую карту урока, разработанную учителем МБОУ СОШ № 44 г. Чита М. Н. Парягиной (представлена на сайте издательства «Дрофа – Вентана». URL: https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-russkiy-yazyk_type-tekhnologicheskaya-karta-uroka/). Обратите внимание, как сформулированы цель и задачи урока и УУД, формируемые на каждом этапе. Используя представленные материалы, а также нормативные документы, с которыми вы работали при выполнении предыдущих заданий, сформулируйте цель и задачи урока и УУД, формируемые на уроке «Знаки препинания при однородных членах» (см. задание 3 из следующей темы Здесь будет здорово вставить номер страницы, после того как будет готов макет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: