ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.) 8 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 час (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 37 заданий.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Общим признаком клеток все существующих на Земле организмов является:
а) обмен веществ, б) наличие хлоропластов, в) одинаковое строение, г) наличие ядра.
2. Вода необходима для прорастания семян, потому что:
а) зародыш потребляет только растворенные питательные вещества,
б) в воде растворены органические вещества, в) в воде находятся минеральные вещества,
г) при прорастании необходимо увеличивать массу семян.
|
3. С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:
а) кислородом, б) азотом, в) углекислым газом, г) водородом.
4. Бактерии, наиболее полезные для человека:
а) стрептококки, б) туберкулезная палочка, в) молочнокислые, г) пневмококки.
5. Семенами размножаются:
а) хвощи и плауны, б) мхи и папоротники, в) папоротники и водоросли, г) хвойные и цветковые.
6. Двойное латинское название принято для обозначения:
а) класса, б) вида, в) рода, г) типа.
7. В организме животного не существует ткани:
а) соединительной, б) нервной, в) проводящей, г) мышечной.
8. Органы объединяются в систему органов, потому что:
а) они рядом расположены, б) сходны по строению,
в) выполняют общую функцию, г) взаимодействуют с другими системами.
9. Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:
а) многоглазка, б) печеночный сосальщик, в) белая планария, г) бычий цепень.
10. Кто из насекомых проходит стадию куколки:
а) саранча, б) тля, в) бабочка, г) клоп.
11. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:
а) нет пищи, б) есть запасы жира, в) кишечник сжат созревшей икрой,
г) много конкурентов за пищу.
Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоемов. Чем это можно объяснить?
а) они размножаются на суше, б) у них лучше развиты легкие и более сухая кожа,
в) у них короткие задние конечности и длинные передние,
г) они питаются наземными беспозвоночными животными.
13. Кожа ящерицы выполняет функцию:
а) дыхания, б) защиты от потери воды, в) выделения, г) опоры.
Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?
|
а) два круга кровообращения, б) четырехкамерное сердце,
в) разветвленная сеть капилляров, г) автоматия сердечной мышцы.
15. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:
а) волосяного покрова и ушных раковин, б) голой кожи, покрытой слизью,
в) рогового панциря или щитков, г) сухой кожи с роговыми чешуями.
16. К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:
а) домовая мышь, б) лисица, в) ондатра, г) корова.
17. Клетки человека не способны к:
а) размножению, б) обмену веществ, в) развитию, г) фотосинтезу.
18. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:
а) губчатое вещество, б) желтый костный мозг, г) надкостница, г) красный костный мозг.
19. При переломе позвоночника необходимо:
а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,
г) ждать врачей, не оказывая помощь.
20. Импульсы от органа в мозг проводят:
а) чувствительные нейроны, б) двигательные нейроны,
в) вставочные нейроны, г) все указанные нейроны.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за правильный ответ).
1. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.
|
2. Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами.
3. Рыбы – раздельнополые животные.
4. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
5. Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
6. Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
7. Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.
8. Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
9. Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
10. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:
Царство Признак
А. Растения 1. Растут в течение всей жизни
Б. Животные 2. Активно перемещаются в пространстве
3. Питаются готовыми органическими веществами
4. Образуют органические вещества в процессе
фотосинтеза
5. Имеют органы чувств
6. Являются основным источником кислорода на Земле
2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей:
А) семейство Волчьи Г) Отряд Хищные
Б) Класс Млекопитающие Д) Тип Хордовые
В) Вид Обыкновенная лисица Е) Род Лисица
Часть IV. Дайте развернутый ответ на вопрос.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.
Каковы причины нарушения осанки? К чему может привести неправильная осанка.
Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии
Фамилия ________________________
Имя ________________________
Класс ________________________
Школа ________________________
Часть 1. 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
№ | ||||||||||
Ответ |
№ | ||||||||||
Ответ |
Часть 2. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
№ | ||||||||||
"ДА" или «НЕТ» |
Часть 3. 4 балла (по 2 за каждое задание).
1. Задание на установление соответствия.
Признак | ||||||
Царство |
2. Задание на установление последовательности.
Последовательность | ||||||
Категории |
Часть 4. 4 балла.
Ответ: