Семинар 8. Оценка эффективности государственного управления
Основные вопросы
Эффективность государственного управления: понятие и аспекты
Показатели и факторы эффективности государственного управления
Повышение эффективности государственного управления: основные направления
Основная литература
1. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
2. Дербетова Татьяна Николаевна. Оценка эффективности государственного управления: от общих подходов к конкретно-предметным. Интернет-журнал Науковедение. Выпуск№ 1 (10) / 2012.
3. Матюшкина И.А., Михалева О.М. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3617.
Дополнительная литература
1. Торцев А.М. О системной оценке эффективности государственного управления природными ресурсами (на примере рыбохозяйственного комплекса)
Задания
1. Подготовка выступления по 1 вопросу (раскрыть встречающиеся термины).
2. Составление глоссария по теме семинарского занятия: не менее 8 терминов с указанием их источников.
Эффективность государственного управления: понятие и аспекты
В государственном управлении, как и в любой сфере человеческой деятельности, основным фактором, оправдывающим или отрезающими применяемые принципы, методы и технологии работы являются показатели эффективности. От степени эффективности государственного управления зависит прогресс нации. Известный специалист в сфере менеджмента П. Друкер по этому поводу сказал, что «Нет бедных и богатых стран – есть плохо и хорошо управляемые страны».
|
Для отечественной системы государственного управления вопрос эффективности чрезвычайно актуален. По данным одного из международных исследований эффективность работы исполнительных органов России в начале нашего века составляла 107 место среди 158 стран. А по качеству государственного регулирования 158 место из 160 (Премьер-министр №107 //Вечерняя Москва 2002. 26 июля).
При этом следует отметить, что вопрос об эффективности государственного управления является одним из слабоизученных в мировой теории в целом. Есть немало изданий в которых предпринималась попытка дать комплексное системное видение проблематики эффективности государственного управления.
На взгляд некоторых специалистов в России, изучение возможных подходов к совершенствованию управления недостаточно систематизировано, недостаточно анализируются и используются знания и реальные результаты, накопленные мировой наукой и практикой менеджмента в области создания эффективных организаций.
Оценка эффективности государственного управления необходима как для органов государственной власти, так и для народа. Народу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов, а органам государственной власти и государственным служащим она необходима для контроля и совершенствования процесса государственного управления.
Обобщающие оценки эффективности функционирования и развития общественно-экономических систем выражают конечные результаты. Общую формулу эффективности управленческого труда, обычно представляют так:
|
Здесь Еу – экономический эффект; Эу - экономический эффект; Зу - суммарные годовые затраты на управление.
В государственном управлении эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим показателям. Большое значение имеет социальный эффект. Не следует также игнорировать политический эффект, военный эффект и т. д. Среди ученых нет единства в определении понятия «эффективность государственного управления» и ее показателей.
Существует точка зрения, согласно которой «работу государственного аппарата» можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче – важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата.
Есть и точка зрения по которой эффективность государственного управления в обеспечении субъектами государственного управления общественно значимых целей связанных с потребностями и интересами народа в возможно короткий срок при наименьших затратах политических, экономических, финансовых и прочих ресурсов.
Эффективность государственного управления по Д.П. Зеркину и В.Г. Игнатову – соотношение результатов и достигнутых общественных целей, результатов и использованных государственных ресурсов. Эффективное управление — это деятельность с наилучшими из возможных результатов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации ресурсов государством.
|
Следовательно, категорию «эффективность государственного управления» целесообразно определять через понятия «общественные цели», «права, потребности и интересы народа», «результаты», «ресурсы», «время».
Большинство специалистов считают, что нужна система показателей на основании которых было бы можно оценить реальную эффективность государственного управления. В частности Якунин отмечает, что эффективность сложных социально-экономических систем нельзя выразить одним показателем. Всегда требуется система.
Закономерным представляется, что в 2012 г. Указом Президента России № 1199 «Об эффективности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации» содержит 12 критериев.
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
2. Численность населения.
3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).
4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями.
5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
6. Уровень безработицы в среднем за год.
7. Реальные располагаемые денежные доходы населения.
8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда.
9. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 294.
9.1. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.
(п. 9.1 введен Указом Президента РФ от 02.05.2014 N 294)
10. Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).
11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
ООН оценивает развитие государств (косвенно и эффективность государственного и муниципального управления) с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). В основе методики расчета ИРЧП лежат данные о средней продолжительности жизни, среднем уровне образования, среднем уровне благосостояния (годовой доход или доля ВВП на душу населения).
Индекс человеческого развития (Human Development Index) -комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Составляется Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Используется в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций о развитии человека. На 2015 г. Россия в числе стран с высоким уровнем индекса человеческого развития – 50-е место из 188 стран включенных в число рассматриваемых.
По мнению Г.В. Атаманчука критериям общей социальной эффективности управления можно отнести:
1) Уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
2) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
3) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;
4) упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
Показатели эффективности государственного управления можно классифицировать по сферам жизни. К числу экономических показателей эффективности государственного управления относят:
1) темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП);
2) совокупный национальный доход;
3) рост производительности руда;
4) техническую оснащенность и проч.
К социальным показателям эффективности государственного управления относят:
1) душевой доход;
2) семейный доход;
3) минимальный прожиточный уровень;
4) потребительскую корзину и проч.
эффективность государственного управления в политической сфере может быть оценена такими показателями:
1) развитая/неразвитая многопартийная система;
2) наличие/отсутствие возможности осуществлять забастовки, пикетирование, демонстрации, акции гражданского неповиновения;
3) участие/неучастие населения в избирательных кампаниях, управлении государственными делами и проч.
Через анализ системы показателей эффективности можно определить качество государственного управления, его соответствие потребностям и интересам народа.