Дитя промышленной революции – дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, электроприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущими машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсаса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вертолетами Сикорского, космическими фантазиями Стенли Кубрика и Вернера Пантона. 20 век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю развития у дизайна появились свои «идолы» - выдающиеся произведения, которые на западе называют «иконами дизайна». Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выставочные залы. Получившие всемирную известность такие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарлза Макентоша и Геррита Ритвельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Пота и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров, офисов и дорогих салонов.
Сегодня об истории дизайна мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры. Более сотни лет для истории – это ничтожно малый срок. Исследователи считают, что путь, который прошла наша цивилизация за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предшествующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, не смотря на свои скромные временные рамки, становится сопоставимой с традиционными и знаковыми нам всем историей архитектуры и градостроительства, живописи и декоративно-прикладного искусства.
В начале 20-го века набирающие силу молодые немецкие монополии стремились на мировой рынок. Однако уровень их продукции на столько низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма требует простановки на товарах знака «сделано в Германии», обоснованно считая, что уже это оттолкнет английских покупателей. Тогда промышленники намечают ряд экстренных мер и создают совместно с видными деятелями искусств в 1907 году. Обращая особое внимание на внешнюю привлекательность продукции (форму, материалы, отделку) и комфортность. (Удобство и безопасность в эксплуатации).
|
1920-е годы и их канун.
Сначала мировая война, затем революционные потрясения и всплеск активности художников, архитекторов, критиков. «Искусство и техника – новое единство» - лозунг художественно-промышленной школы нового типа Баухауз. В этот период в России время бескомпромиссных споров, зарождений теорий, становлений профессионального образования. В послереволюционной Советской России в силу объективных причин не могла иметь место ситуация, характерная для Западной Европы, где становление дизайна стимулировалось пониманием необходимости повышения конкурентоспособности продукции и совместными усилиями промышленников, архитекторов, художников прикладников. Зато у нас была государственная поддержка авангардных течений в искусстве. Главным импульсом формирования современного дизайна стало движение «Производственное искусство». Оно опиралось на левые течения художников, которые в процессе своих формально-эстетических экспериментов «выходили» в предметный мир. Производственное искусство носило ярко-выраженный социально-художественный характер. В этот период Каземиром Малевичем был создан термин «Супрематизм» (от латинского «supremus» - высший, крайний). Геометрические фигуры написанные чистыми, локальными цветами, располагаются в трансцендентном (в нереальной, конкретной ситуации), пространстве, «белой бездне», образуя динамично-статичные гармоничные композиции. К.Малевич одним из первых нащупал те предельно простые стилеобразующие элементы, которые стали основой стиля 20 века. Со временем супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики «выплеснулся» в виде суперграфики, декора, орнамента на архитектурные объекты, транспортные средства, ткани, предметы быта, широко стал использоваться в прикладной графике, графическом дизайне. Конструктивизм представлял иную концепцию формообразования, основанную на акцентировании внутренних структурных связей между теми же, что и в супрематизме, абстрактными геометрическими элементами, подчеркивании особенностей материалов, выразительности их сочетаний.
|
30-е годы. В США после первой мировой войны наблюдался бурный технический прогресс и технический подъем. Однако на рубеже 20-30-х годов их сменил глубокий экономический кризис. Продление его последствий становится стимулом для развития дизайна. Бэл Геддедес (1893-1958), положил начало «оптекаемости» изделий своими многочисленными рисунками. Это дало развитие принципам формообразования и стайлинга. В 30-е годы одновременно с началом активной дизайнерской практики в Америке и Европе складывается теоретическая база дизайна.
|
Средние века. Дизайн США стал неотъемлемой частью американского образа жизни, прежде всего с воссоздания предметного окружения, создания новых видов товаров и услуг. Дизайн, порождение новых социально-экономических отношений государственно-монополистического капитализма и рыночных отношений, выполняя коммерческую задачу, стал одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров «самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» и «дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту. В Англии в 1944 году была создана полуправительственная организация Британский Совет по технической эстетике. Правительство СССР в феврале 1945 года, для восстановления разрушенного хозяйства воссоздает художественно-промышленные училища в Москве. 50-70-е годы. Все более ясно понимается роль дизайна в повышении качества продукции. С 1958 года более 1600 американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность обеспечивали дизайнеры к счастью, не происходит полной «американизации» дизайна, сохраняются культурные, национальные традиции. Японская продукция отличалась «не собственным» лицом дизайна и следованием «интернациональному стилю. Скандинавский дизайн во многом сохранял традиции национальной культуры и оригинальность. На международном семинаре в Брюгге (1964) было предложено и на конгрессе ИКСИДа 1969 года, принято определение: дизайн есть творческая деятельность конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию. Эти качества связаны не только с внешним видом, но главным образом, с конструктивными и функциональными характеристиками. Дизайн охватывает все обусловленные промышленным производством аспекты окружающей нас среды. 80-е годы. В этот период получила достаточно стройную формулировку теория системного проектирования, «системного дизайна». Работы ВНИИТЭ, изданные в 1987 году как методические материалы в 2-х книга «методика художественного конструирования. Дизайн-программа» и «Средства дизайн-программирования». В них аргументировано были обоснованны научные положения, согласно которым специфика системного дизайна всегда связана с проектированием целостно – структурных объектов. Углублялись также положения по категории «эстетическая ценность» связи с аксиологической теорией красоты. Дизайн охватывает широчайший спектр объектов проектирования: одежда и обувь, посуда и мебель, бытовая аппаратура и техника, визуальная информация, в т.ч. реклама, производственное оборудование и транспорт, военная техника и «космос», интерьеры и комплексные средовые объекты, а также социальные процессы. 80-90 годы на международном уровне характерны дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн на ряду с нововведениями организационного, технологического характера, научно – техническими достижениями, остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. В борьбе за рынки сбыта используются новейшие открытия, в т.ч. в области психологии. Сегодня рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах входит в прошлое. Бум рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рынком – «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок».
Дизайн стал феноменом художественной культуры 20 века. Родившись на рубеже 19 и 20 столетий, он на волне промышленной, а затем и научно-технической революции, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Дизайн является большой вехой в развитии культуры. Сегодня дизайн занимает огромную нишу в современном бытие. Мы неотступно следуем за ним, принимая его, восхищаясь им, импонируя ему.