Введение
Изыскания – комплекс специализированных работ, связанных со сбором и обработкой информации об окружающей среде, обеспечивающей определение наиболее рационального в технико-экономическом отношении объектов, предполагаемых к строительству.
Инженерно-геодезические изыскания для всех типов линейных сооружений осуществляются в следующем порядке:
- выбор направления трассы по топографической карте с последующим осмотром местности в натуре;
- согласование прохождения трассы с соответствующими юридическими лицами;
- вынос трассы с карты на местность, закрепление ее знаками с разбивкой пикетажа и элементов кривых;
- нивелирование трассы;
- плановая и высотная привязки трассы;
- составление плана трассы и переходов ее через препятствие в более крупном масштабе, составление продольного и поперечного профилей.
Камеральное трассирование линейных сооружений проводится при технико-экономических и проектных изысканиях с целью выбора оптимальной трассы путем технико-экономического сравнения вариантов, установление ее технических параметров, предварительного объема и стоимости работ.
На стадии рабочей документации (рабочих чертежей) изыскания проводятся для уточнения всех конструктивных решений, принятых на стадии проекта, для обеспечения строительных работ. На этой стадии проводится окончательная укладка трассы и закрепление ее на местности.
В ходе изыскательных работ нужно соблюдать определенные технические требования – параметры трассирования. Основными параметрами при проектировании и дальнейшем построении плана трассы являются: величины углов поворота, минимальные радиусы кривых, длины прямых (иногда координаты отдельных точек трассы), а при проектировании профиля – величины продольных уклонов, радиусы вертикальных кривых, минимальная длина элемента профиля, высоты отдельных точек.
Данные для категорий трасс 1-4-го классов указаны в СНиПе 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
После просмотра на карте рельефа и ситуации можно сделать вывод, что данная местность относится ко второй категории сложности, так как имеется:
-пересеченный рельеф (большие перепады высот), частично покрытый зарослями;
-частичная застройка территории.
В состав трассировочных работ входят:
-камеральное трассирование;
-полевые обследования и предварительное полевое трассирование;
-окончательное трассирование на местности со съемочной полосы вдоль трассы;
-топографические съемки площадок и станций, участков переходов через реки, сложных участков рельефа, пересечений с другими инженерными сооружениями;
-закрепление точек трассы.
Перед камеральным трассированием выполняем изучение в пределах рассматриваемого варианта топографических, инженерно-геологических и гидрометеорологических условий. После этого намечаем два возможных варианта трассы, стараясь обходить при этом населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, заповедники, болота и прочее. Сравнивая два варианта трассы выбираем тот, который потребует минимум затрат на строительство с учетом последующей эксплуатации дороги.
Техническое задание
Необходимо запроектировать трассу IV-ой категории на карте масштаба 1:10000, система координат 1942 г.; с сечением рельефа 2,5 м, система высот Балтийская. Для проектирования заданы начальная (НТ) и конечная (КТ) точки трассы, а также пункты, через которые должна походить трасса (ПП).
Трасса IV-ой категории – это автодорога местного значения с небольшой интенсивностью движения и основной расчетной скоростью 80 – 60 км/ч.
Исходные данные:Таблица 1
Наименование пункта | Координаты, м | Длина участка, м | Длина воздушной линии, м | ||
X | Y | H | |||
НТ | 119,71 | ||||
ПП | 187,52 | ||||
КТ | 208,53 |
При проектировании трассы автомобильной дороги IV категории использовать в качестве основного ссылочного материала СНиП 2.05.02-85.
Проектирование должно проводиться согласно установленных государственных норм и стандартов (табл. 2).
Таблица 2
Нормы | Значение |
расчетная интенсивность движения авт/сут | для легковых авт. – св 200 до 2000, в транспортных единицах – 100-1000 |
Расчетные скорости | основные -80 км/ч на пересеченной местности -60 в горной местности -40 |
Число полос движения |
Окончание табл. 2
Ширина полосы движения в м | |
Ширина проезжей части в м | |
Ширина обочин в м | |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины в м | 0,5 |
Ширина земляного полотна в м | |
Поперечный уклон на гравийных и щебеночных покрытиях на грунтах | 15-20 ‰ 25-30‰ 30-40‰ |
Наибольший продольный уклон | 60‰ |
Наименьшие расстояния видимости в м для остановки встречного автомобиля | |
Наименьшие радиусы кривых в м (в плане) основной в горной местности | |
Наименьшие радиусы кривых в м (в продольном профиле): выпуклых вогнутых основных в горной местности | |
Наименьшая длина переходной кривой, м | 80-90 |
Предельная длина прямой в плане, м, на местности: равнинной пересеченной | 1500-2000 |
Таблица 3
Параметры элементов серпантин:
Параметры элементов серпантин | Нормы проектирования серпантин при расчетной скорости движения, км/ч | ||
Наименьший радиус кривых в плане, м Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰ Длина переходной кривой, м Уширение проезжей части, м Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰ | 2,2 | 3,0 | 3,5 |
Оценка точности топографо-геодезического материала
Топографо-геодезические материалы можно оценить по следующим параметрам:
-достоверность оценивается по дате выпуска топоплана или карты (для застроенной территории 5 лет, для не застроенной 8-10 лет);
-детальность характеризуется степенью подобия изображенных на плане фигур, контуров и рельефа местности, т.е. степенью обобщения изображения;
-полнота – степень насыщенности планов объектами и элементами рельефа;
-точность – средняя квадратическая ошибка планового положения точки на карте:
(1)
тогда
При техническом расчете оцениваются угловые и линейно-геометрические
параметры:
1. точность снятия координат с плана;
2. точность измерения линий по карте;
3. точность определения углов ориентирования;
4. точность определения отметок по карте:
(2)
(т.к. ).
5. средняя квадратическая ошибка дирекционного угла:
(3)
;