Оценка прочности дорожной одежды
Исходными данными для оценки работоспособности дорожной одежды являются интенсивность и состав движущегося по ней ТП, а также конструкция дорожной одежды (очередность и толщина отдельных слоев, характеристика их прочности) и вид грунта земляного полотна (рисунок 9.27).
2) определяется требуемый модуль упругости дорожной одежды , при котором обеспечивается пропуск заданной интенсивности ТП без ее повреждения. Проверяется полученное значение
на соответствие минимальным требованиям с учетом типа дорожной одежды (таблица 9.6, последний столбец). Если
, то в качестве
принимается
, определенное по таблице 9.6;
Рисунок 9.27 – Конструктивная схема
дорожной одежды
Оценка прочности дорожной одежды выполняется в следующей последовательности:
1) определяется эквивалентный модуль упругости существующей конструкции дорожной одежды путем расчета в соответствии с методикой, представленной ниже;
Таблица 9.6 – Нормативные показатели надежности дорожных одежд [82]
Тип дорожной одежды | Категория дорог | Коэффициент
прочности ![]() | Требуемый (минимально
допустимый) модуль упругости дорожной одежды ![]() |
Капитальный | I-а, I-б, I-в | 0,95 | |
II | 0,95 | ||
III | 0,85 | ||
Облегченный | II | 0,80 | |
III | 0,80 | ||
IV | 0,80 | ||
V | 0,80 | ||
Переходный | IV | 0,60 | |
V | 0,60 |
3) рассчитывается отношение . Полученное значение сравнивается с нормативным значением коэффициента прочности
(см. таблицу 9.6).
Определение эквивалентного модуля упругости .
Расчет выполняют в два этапа (т.к. рассматривается двухслойная дорожная одежда), на каждом из которых определяют модуль упругости двухслойной системы, состоящей из разнородных материалов. Последовательность выполнения этапов – от нижних слоев дорожной одежды к верхним слоям.
На первом этапе определяют модуль упругости двухслойной системы, состоящей из грунта земляного полотна и основания дорожной одежды. Определяют значения следующих отношений:
; (9.34)
, (9.35)
где – модуль упругости грунта земляного полотна, МПа;
– модуль упругости основания дорожной одежды, МПа;
– толщина слоя основания, см.;
– диаметр круга, равновеликого по площади отпечатку колеса на дорогу, см.
Величина зависит от расчетной (эквивалентной) нагрузки на ось, к которой приводятся все типы транспортных средств, движущихся по дороге, а также от вида нагрузки, прикладываемой к дорожной одежде (движущейся или неподвижной). Вид нагрузки зависит от места устройства дорожной одежды. Для полос движения принимается движущаяся нагрузка, для стоянок, участков перед железнодорожными переездами, остановочных площадок МПТ – неподвижная. Расчетная нагрузка выбирается в зависимости от категории дороги по данным таблицы 9.7, величина
– по таблице 9.8.
Таблица 9.7 – Нормативные значения расчетных нагрузок
на ось транспортных средств [15]
Категория дороги | I-а | I-б | I-в | II | III | IV | V |
Расчетная нагрузка на одиночную ось двухосного автомобиля, кН |
После определения значений отношений (9.34) и (9.35) полученные значения откладывают на осях номограммы (см. рисунок 9.28). В искомой точке пересечения линий по наклонным линиям номограммы определяют значение отношения:
Таблица 9.8 – Характеристики нагрузок при расчете нежестких
дорожных одежд [15, 82]
Расчетная нагрузка на одиночную ось двухосного автомобиля, кН | Расчетный диаметр следа колеса движущегося автомобиля, D, см |
, (9.36)
где – общий модуль упругости двухслойной системы «грунт земляного полотна – основание дорожной одежды».
Затем по известному модулю упругости основания дорожной одежды определяют значение
.
На втором этапе расчета определяют модуль упругости двухслойной системы, характеристикой нижнего слоя которой является полученное на предыдущем этапе значение , а верхним слоем является покрытие дорожной одежды с характеристиками
и
. Последовательность расчетов аналогична первому этапу:
– определяются значения отношений:
; (9.37)
; (9.38)
– по номограмме (см. рисунок 9.28) определяется отношение:
, (9.39)
где – эквивалентный (итоговый) модуль упругости двухслойной системы «
– покрытие дорожной одежды»;
– по известному модулю упругости покрытия дорожной одежды определяют
.
Определение требуемого модуля упругости
Заданную интенсивность движения на участке автомобильной дороги приводят к расчетной нагрузке, используя следующую формулу:
, (9.40)
где – приведенная интенсивность движения по наиболее загруженной полосе проезжей части, прив. ед./сут.;
– коэффициент многополосности, учитывающий распределение ТП обоих направлений по полосам проезжей части (для дорог c двумя полосами для движения в обоих направлениях
= 0,55, для трехполосных дорог – 0,5, для четырехполосных – 0,35, для шестиполосных – 0,3);
– суточная фактическая интенсивность движения в обоих направлениях i -го вида транспортных средств, авт./сут.;
– коэффициент приведения i -го вида транспортных средств, применяемый при расчете дорожной одежды (см. таблица 9.9);
– количество градаций состава ТП (видов транспортных средств, на которые распределен ТП).
![]() | ![]() ![]() |
Таблица 9.9 – Коэффициент приведения транспортных средств [82]
Тип транспортного средства | Категория дороги | |
I-а, I-б, I-в, II, III, IV | V | |
Легковой | 0,003 | 0,005 |
Мотоцикл | ||
Грузовой | 1,08 | 2,0 |
Поезд | 2,7 | 5,0 |
Автобус | 0,76 | 1,4 |
Определяют требуемый модуль упругости на участке дороги, используя номограмму (см. рисунок 9.29). На оси абсцисс откладывают найденное значение
и проводят из этой точки вертикальную линию до пересечения с линией, соответствующей необходимой расчетной нагрузке. Затем из точки пересечения проводят горизонтальную линию до оси ординат и получают значение
(в МПа). Проверяют полученное значение на соответствие минимальному нормативному значению согласно таблице 9.6. Если
, то в качестве
принимается значение
.
Рисунок 9.29 – Номограмма для определения требуемого
эквивалентного модуля упругости при расчетах по упругим деформациям [82]
Определение коэффициента прочности
Для исследуемого участка дороги определяется отношение . Полученное значение сравнивается с нормативным значением коэффициента прочности
(см. таблицу 9.6). Конструкция дорожной одежды удовлетворяет требованиям надежности и прочности по критерию упругого прогиба, если:
. (9.41)
При не выполнении условия (9.41) разрабатывается комплекс условий по повышению надежности и прочности дорожной одежды.