1) 5 класс
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
Раздел 1 От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов | Как появился первый человек? | 5.1.1.1 - объяснять происхождение человека на основе различных теорий; 5.1.1.2 - объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия; |
Почему стены пещеры Ласко были разрисованы древними людьми? | 5.2.2.1 - использовать понятие «первобытное искусство» для описания образа жизни древнейших людей; 5.2.1.2 - знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия; | |
Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством? | 5.4.1.1 - описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля); 5.4.1.2 - объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение; 5.4.2.1 - сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса; | |
Раздел 1 Цивилизации речных долин | Почему древние цивилизации развивались в долинах рек? | 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; |
Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин? | 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.2.3 - описывать искусство древнего мира; | |
Раздел 1 Древний Египет | Почему Египет называли «черная земля»? | 5.2.4.2 - описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; |
Как были построены пирамиды Древнего Египта? | 5.2.1.2 - знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия; 5.2.2.2 - описывать храмы и пирамиды древнего Египта; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества; | |
Зачем фараон Хатшепсут оправляла корабли на землю Пунт? | 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; | |
Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона? | 5.2.1.2 - знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия; 5.2.2.2 - описывать храмы и пирамиды древнего Египта; 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; | |
2-я четверть | ||
Раздел 2 Колесницы и империи | Как появление колесницы изменило мир? | 5.3.2.1 - знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; |
Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю? | 5.3.2.1 - знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; | |
Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущест-венными? | 5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; | |
Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? | 5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; | |
Раздел 2 Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма | Как исчез древний город Мохенджо-Даро? | 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.2.3 описывать культуру древнего мира; |
Почему в Древней Индии индуизм доминировал над буддизмом? | 5.1.2.3 - использовать понятие «кастовая система» для объяснения социальной структуры общества; 5.2.1.3 - описывать влияние религии на развитие древнего общества; | |
Насколько была важна роль Индии как центра торговли в древности? | 5.4.1.3 - описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.4.2 - описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); | |
Насколько были развиты научные знания в Древней Индии? | 5.2.4.2 - описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); | |
3-я четверть | ||
Раздел 3 Древний Китай | Чему учили мыслители Древнего Китая? | 5.2.3.1 - давать простое объяснение взглядов философов древности; |
Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия? | 5.3.1.1 - характеризовать особенности политического устройства древних государств; | |
Какие научные открытия Древнего Китая дошли до наших дней? | 5.2.4.2 - описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); | |
Раздел 3 Древняя Греция | С чего начинается древнегреческая цивилизация? | 5.2.2.3 - описывать искусство древнего мира; |
Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии? | 5.3.1.1 - характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.3.1.2 - объяснять возникновение демократии в Афинском государстве; 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; | |
Чем Древняя Спарта отличалась от Афин? | 5.3.1.1 - характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; | |
Почему Александр Македонский не смог покорить скифов? | 5.3.2.1 - знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств; | |
Раздел 3 Культура Древней Греции | Как философы Древней Греции представляли идеальное общест- во? | 5.2.3.1 - давать простое объяснение взглядов философов древности; |
Каким было искусство Древней Греции? | 5.2.2.3 - описывать искусство древнего мира; | |
Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции? | 5.2.4.2 - описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); 5.2.4.1 - описывать роль письменности в развитии древнего общества; | |
4-я четверть | ||
Раздел 4 Расцвет Римской империи | Как Рим стал самой могущественной империей древности? | 5.3.2.1 - знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.1.1 - характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.3.2.2 - объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; |
Как культура отражает развитие древнеримского общества? | 5.1.2.1 - описывать социальную организацию древнего общества; 5.2.2.3 - описывать искусство древнего мира; | |
Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме? | 5.1.2.2 - определять особенности рабства в Древнем мире; 5.3.2.3 - описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины; | |
Раздел 4
Рим на рубеже эпох
| Как развивалась Римская империя в І-ІІІ веках? | 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.2.1.3 - описывать влияние религии на развитие древнего общества; 5.2.1.1 объяснять основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол); |
Как изменилась Римская империя в IV-V веках? | 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.2.1.3 - описывать влияние религии на развитие древнего общества; | |
Каково культурное наследие древнего мира? | 5.2.4.1 - описывать роль письменности в развитии древнего общества; 5.2.2.3 - описывать искусство древнего мира; 5.2.4.2 - описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); |
2) 6 класс
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
Раздел 1 Падение Римской империи | Введение. Почему Римская империя пала на Западе? | 6.3.1.1 - знать хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья и отмечать их на ленте времени; 6.3.2.1 - выявлять и классифицировать причины распада Римской империи; |
Почему Римская империя сохранилась на Востоке? | 6.3.2.3 - описывать внутреннюю политику Византии, выявляя и классифицируя причины ее прочности; | |
Почему в 568 году Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми? | 6.3.2.4 - описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами; | |
Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь? | 6.3.2.4 - описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами; | |
Раздел 1 Феодализм | Что представляла собой феодальная экономика? | 6.4.2.1 - характеризовать особенности феодального типа хозяйства, объясняя формы экономических отношений; 6.4.1.1 - характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли; 6.1.1.1 - описывать социальную структуру феодального общества; |
Как было построено феодальное общество? | 6.1.1.1 - описывать социальную структуру феодального общества; 6.1.2.1 - характеризовать взаимоотношения господствующего и зависимого сословий (феодалы и крестьяне); | |
Как архитектура и искусство городов отображают средневековое общество? | 6.4.1.1 - характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли; 6.2.2.2 - определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись); | |
Раздел 1 История ислама | Какие ключевые события в истории ислама произошли в 610-1258 годы? | 6.3.2.5 - выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний; |
Почему VIII-XII века называют «золотым веком» исламской культуры? | 6.2.2.1 - определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями; 6.2.2.4 - характеризовать особенности средневековой культуры Востока; 6.2.3.1 - объяснять значение достижений восточных мыслителей; | |
2-я четверть | ||
Раздел 2 Крестовые походы | Почему произошли крестовые походы? | 6.3.2.6 - определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике; |
Как крестовые походы изменили христианскую Европу и мусульманский мир? | 6.3.2.6 - определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике; 6.2.2.1 - определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями; | |
Раздел 2 Монголы | Как монголам удалось создать мировую империю? | 6.3.2.5 - выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний; |
Как монгольские завоевания изменили политическую карту Евразии? | 6.3.2.5 - выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний; | |
Раздел 2 Средневековое европейское общество в XIV веке - в первой половине XVI века | Каковы причины стремительного распространения Черного мора? | 6.2.4.1 - объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека; |
Являлся ли Черный мор главной причиной крестьянских восстаний и феодальных войн? | 6.3.2.2 - определять причины и последствия антифеодальных восстаний в позднем средневековье; 6.3.1.4 - устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств; | |
Как образовались централизованные государства в Европе? | 6.3.1.4 - устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств; | |
Почему Жанна д¢ Арк остается в памяти французского народа? | 6.3.1.4 - устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств; | |
3-я четверть | ||
Раздел 3 Абсолютизм на Западе и Востоке | Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной? | 6.3.1.3 - описывать этапы развития феодального государства; 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная); 6.3.1.6 - объяснять понятия «парламент», «Генеральные штаты», «сейм», «кортесы», «Боярская Дума» для характеристики формы правления; |
Была ли власть Юнлэ и Токугава такой же абсолютной, как у западных монархов? | 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная); 6.3.1.5 - сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти; | |
Почему Карл I и Осман II не смогли стать абсолютными монархами? | 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная); 6.3.1.5 - сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти; | |
Раздел 3 Торговля, ремесло и освоение мира | Каким образом Великий шелковый путь соединял Восток и Запад? | 6.4.1.2 - объяснять роль международной торговли и путешествий в средние века; |
Чем отличались китайские и европейские морские путешествия? | 6.4.1.2 - объяснять роль международной торговли и путешествий в средние века; 6.2.4.3 - определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI веках; | |
Как Великие географические открытия изменили мир? | 6.2.4.3 - определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI веках; 6.3.2.7 - объяснять понятие «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии); | |
4-я четверть | ||
Раздел 4 Эпоха Возрождения | Как Эпоха Возрождения изменила развитие искусства? | 6.2.2.3 - характеризовать культуру эпохи Возрождения, устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразительное искусство, скульптура); 6.2.3.2 - описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры; |
Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс? | 6.2.3.2 - описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры; 6.2.2.4 - характеризовать особенности средневековой культуры Востока; | |
Раздел 4 Реформация | Как протест Мартина Лютера изменил Европу? | 6.2.1.1 - определять причины изменения роли религии в мировоззрении человека и в общественной жизни; 6.2.1.2 - объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов; |
Раздел 4 Научная революция | Насколько оригинальной была теория Коперника? | 6.2.4.2 - определять значение научных открытий о строении Вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук; 6.2.4.1 - объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека; |
Обобщающий урок по курсу истории средних веков? | Вспомнить и повторить основные цели по разделам; |
3) 7 класс
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
Раздел 1 Промышленная революция и ее влияние на изменения в мире | Какое значение имела Английская революция середины XVII века? | 7.3.2.1 - характеризовать причины буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке; 7.1.1.1 - объяснять понятия «капитал», «буржуазия», «рабочий класс/пролетариат», используя их для объяснения социальной структуры общества; 7.1.2.1 - определять роль буржуазии в системе общественных отношений; |
Как промышленная революция изменила мир? | 7.1.1.2 - устанавливать связь между возникновением мануфактур, фабрик и формированием класса наемных рабочих; 7.4.1.1 - объяснять процесс перехода от феодального к капиталистическому хозяйству в Европе (мануфактура, фабрика), выявляя причины и следствия; 7.4.1.2 - характеризовать роль промышленного переворота в становлении Англии как ведущей мировой державы; 7.4.2.2 - определять различия между доиндустриальным и индустриальным этапами развития общества; | |
Раздел 1 Индия и Британия в XVIII веке | Как британцы из торговцев превратились в правителей Индии? | 7.2.2.1 использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий; 7.1.1.3 - определять особенности социальной структуры стран Азии (Китай, Индия, Япония) в период колониальной экспансии европейских держав; 7.3.2.6 - характеризовать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; 7.4.1.4 - объяснять развитие товарно-денежных отношений, используя понятия «экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация», «фактория»; |
Раздел 1 Распространение идей просвещения | Кто из европейских правителей был более просвещенным? | 7.2.1.1 - выявлять изменения в жизни людей в связи с ограничением роли религии в обществе; 7.2.3.2 - определять влияние идей Эпохи Просвещения на общественное развитие; |
Насколько идеи Просвещения повлияли на американцев? | 7.3.2.1 - характеризовать причины буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке; 7.2.3.2 - определять влияние идей Эпохи Просвещения на общественное развитие; 7.3.1.1 - выявлять особенности республиканского строя; | |
2-я четверть | ||
Раздел 2 Картина Французской революции | Какие перемены произошли во Франции в 1789-1799 годы? | 7.3.2.1 - характеризовать причины буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке; 7.1.1.1 - использовать понятия «капитал», «буржуазия», «рабочий класс/пролетариат» для подробного объяснения социальной структуры общества; 7.1.2.1 - определять роль буржуазии в системе общественных отношений; |
Почему Давид и Бодри были разного мнения о Марате? | 7.2.2.1 - использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий; 7.2.2.2 - определять признаки основных течений в искусстве (неоклассицизм, романтизм, импрессионизм, реализм); 7.3.1.1 - выявлять особенности республиканского строя; | |
Как образовалась и в чем причины падения империи Наполеона? | 7.2.2.1 - использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий; 7.3.2.4 - оценивать влияние захватнических войн на изменение мировой политики (на примере походов Наполеона I); 7.2.3.2 - определять влияние идей Эпохи Просвещения на общественное развитие; | |
Раздел 2 Империи и их соперничество в XIX в. | Почему Россия и Британия соперничали за влияние в Иране? | 7.3.2.2 описывать изменения характера международных отношений в XVIII - середина XIX вв.; 7.4.2.1 сравнивать процесс перехода к промышленной стадии развития общества в разных странах; |
Помогла ли политика танзимата укрепить Османскую империю? | 7.4.2.1 - сравнивать процесс перехода к промышленной стадии развития общества в разных странах; 7.3.2.2 описывать изменения характера международных отношений в XVIII - середина XIX веков; | |
Каковы были причины и последствия Крымской войны? | 7.3.2.2 - описывать изменения характера международных отношений в XVIII - середине XIX веков; | |
3-я четверть | ||
Раздел 3 Китай и европейские державы в XIX веке | Что мы можем узнать об империализме из переписки правительств Англии и Китая? | 7.3.2.2 - описывать изменения характера международных отношений в XVIII - середине XIX века; |
Почему в Китае до сих пор помнят опиумные войны? | 7.3.2.6 - характеризовать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; 7.4.1.4 - объяснять развитие товарно-денежных отношений, используя понятия «экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация», «фактория»; 7.1.1.3 - определять особенности социальной структуры стран Азии (Китай, Индия, Япония) в период колониальной экспансии европейских держав; 7.2.1.2 - определять задачи миссионерства; | |
Раздел 3 Влияние революционных идей на Европу XIX века | Какие политические идеи сформировали революции 1848 года в Европе? | 7.3.2.1 - характеризовать причины буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке; 7.1.2.1 - определять роль буржуазии в системе общественных отношений; 7.2.3.2 - определять влияние идей Эпохи Просвещения на общественное развитие; 7.3.2.5 - использовать понятия «либерализм», «консерватизм», «социализм», «марксизм», «национализм» для объяснения исторических событий; 7.2.3.3 объяснять взгляды К. Маркса и влияние марксизма на общественную жизнь; |
Насколько были схожи пути объединения Италии и Германии? | 7.3.1.4 - определять значение становления национальных государств (Италия, Германия), сравнивая исторические события разных стран в один и тот же период времени; 7.3.2.5 - использовать понятия «либерализм», «консерватизм», «социализм», «марксизм», «национализм» для объяснения исторических событий; | |
Раздел 3 Развитие общественно-политической мысли России в XIX века | Почему царь Александр II стал жертвой «Народной воли»? | 7.2.3.1 - выявлять причины зарождения новых общественно-политических течений в России (народничество, либерализм); 7.3.1.3 - использовать понятия «крепостное право», «декабристы», «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата» для объяснения исторического события; |
Раздел 3 Европейское господство в Индии и Индокитае в XIX веке | Как британцы XIX века и современные индусы рассказывают о событиях 1857-1859 гг. в Индии? | 7.3.2.6 характеризовать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; 7.1.1.3 - определять особенности социальной структуры стран Азии (Китай, Индия, Япония) в период колониальной экспансии европейских держав; |
Как сформировалась мировая колониальная система? | 7.3.2.6 - характеризовать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; 7.3.2.3 - определять основные изменения на политической карте мира в XIX веке, анализируя последствия колониальной экспансии; | |
4-я четверть | ||
Раздел 4 Усиление Соединенных Штатов Америки | Какими способами расширялась тер-ритория США в западном направлении? | 7.3.1.2 - характеризовать политику экспансии США в западном направлении; |
Как было отменено рабство в США? | 7.1.2.2 - выявлять особенности трансатланти-ческого рабства; | |
Почему США отправили военные корабли в Японию? | 7.4.1.3 - определять особенности развития капиталистических монополий в США; 7.4.2.1 - определять особенности процесса перехода к промышленной стадии развития общества в разных странах; 7.3.2.6 - характеризовать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока; 7.4.2.2 - определять различия между доиндустриальным и индустриальным этапами развития общества; 7.2.1.2 - определять задачи миссионерства; | |
Раздел 4 Глазами художников и писателей: обзор перемен XIX века | Как искусство и литература XIX века отображали социальную несправедливость? | 7.2.2.2 - определять признаки основных стилей и течений в искусстве (неоклассицизм, романтизм, импрессионизм, реализм); 7.2.2.1 - использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий; |
Как статья Эмиля Золя «Я обвиняю!» показывает силу слова? | 7.2.2.1 - использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий; 7.3.2.5 использовать понятия «либерализм», «консерватизм», «социализм», «марксизм», «национализм» для объяснения исторических событий; | |
Раздел 4 Развитие научной мысли | Какое из научных открытий XIX века оказало наибольшее влияние на жизнь людей? | 7.2.4.1 - анализировать значение научных открытий в жизни человека и общества, отмечая изменения и преемственность; 7.2.1.1 - определять изменения в жизни людей в связи с ограничением роли религии в обществе; |
4) 8 класс
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
Раздел 1 Мир в начале ХХ века | Какова была картина мира в начале ХХ века? | 8.3.2.5 - характеризовать территориальный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века; |
Какие изменения произошли в первой половине ХХ века вследствие развития новых технологий и научных открытий? | 8.2.4.2 - оценивать роль науки в социально-экономическом развитии стран мира, обобщая причины, результаты, значение исторических событий; 8.4.1.1 - оценивать влияние достижений технической революции в начале XX века (конвейерное производство, стандартизация) на развитие хозяйственной системы стран; 8.4.1.2 - использовать понятие «модернизация» для объяснения процесса развития индустриального общества; | |
Как изменилось искусство в конце XIX - начале ХХ веков? | 8.2.2.1 - описывать основные течения в искусстве XIX века - начале XX века (модернизм, символизм, реализм, авангардизм); 8.2.2.2 - анализировать влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества в первой половине ХХ века; | |
Раздел 1 Первая мировая война | Каковы причины Первой мировой войны? | 8.3.2.1 - устанавливать предпосылки и причины начала Первой мировой войны; |
Какие сражения Первой мировой войны являются ключевыми? | 8.2.4.3 - оценивать роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя ход и итоги основных сражений Первой мировой войны; | |
Раздел 1 Мир после Первой мировой войны | Как Первая мировая война изменила карту мира? | 8.3.2.2 - обобщать причины распада империй (Австро-Венгрия, Россия, Османская империя), описывая изменения на политической карте мира; |
Почему Лига Наций не смогла сохранить мир после Первой мировой войны? | 8.3.2.4 - анализировать и оценивать деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы договоров; | |
Как изменилось западное общество после Первой мировой войны? | 8.3.1.1 - анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества; | |
2-я четверть | ||
Раздел 2 Революции 1917 года в России | Почему пало самодержавие в России? | 8.3.1.1 - анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества; |
Как большевикам удалось свергнуть Временное правительство? | 8.1.1.1 - характеризовать влияние Октябрьской социалистической революции на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события; | |
Почему общество раскололось на «красных» и «белых»? | 8.1.1.1 - характеризовать влияние Октябрьской социалистической революции на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события; | |
Насколько изменилась Россия в 1917-1924 гг.? | 8.1.1.1 - характеризовать влияние Октябрьской социалистической революции на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события; 8.2.1.1 - описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов; | |
Раздел 2 Страны Азии после Первой мировой войны | Почему Мустафу Кемаля называли «Ататюрк»? | 8.2.1.1 - описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов; |
Как три принципа Сунь Ятсена изменили Китай? | 8.3.1.1 - анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества; | |
Какие идеи повлияли на рост национального самосознания в странах Азии? | 8.3.1.1 - анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества; | |
3-я четверть | ||
Раздел 3 Причины и последствия Великой депрессии | Почему 1920-е годы в США называют «эрой просперити»? | 8.4.1.2 - использовать понятие «модернизация» для объяснения процесса развития индустриального общества»; 8.4.1.1 - оценивать влияние достижений технической революции (конвейерное производство, стандартизация) на развитие хозяйственной системы стран в начале XX века; |
Причины и последствия краха Уолл-стрит? | 8.4.1.3 - использовать понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий; 8.4.1.4 - определять причины обострения противоречий индустриального общества (дисбаланс между производством и потреблением), сопоставляя факты, процессы, события; | |
Как страны мира преодолевали Великую депрессию? | 8.2.4.1 - характеризовать роль кейнсианства в социально-экономическом развитии стран мира; 8.4.1.5 - выявлять причины изменений в экономике США и Японии в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов; 8.3.1.3 - объяснять различные пути выхода из мирового экономического кризиса (США, Франция, Германия), сопоставляя факты, процессы, события; | |
Раздел 3 Тоталитарные режимы: Восток | Как развивался СССР при Сталине? | 8.1.1.2 - анализировать изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества; 8.4.2.1 - сравнивать экономические системы капитализма и социализма в первой половине XX века, используя понятия «плановая экономика», «рыночная экономика»; 8.3.1.2 - объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы); |
«Инженеры человеческих душ»: как Сталин использовал искусство для влияния на массы? | 8.2.2.1 - описывать основные течения в искусстве XIX-начале XX веков (модернизм, символизм, реализм, авангардизм); 8.2.2.2 - анализировать влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества в первой половине ХХ века; | |
Насколько был опасен «меморандум Танаки»? | 8.1.2.1 - анализировать влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм); 8.3.1.2 - объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы); 8.4.1.5 - выявлять причины изменений в экономике США и Японии в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов; | |
Раздел 3 Тоталитарные режимы: Запад | Почему фашизм получил развитие в Италии и Германии? | 8.1.2.1 - анализировать влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм); 8.3.1.2 - объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы); |
Какое воздействие оказала нацистская политика на жизнь людей в Германии? | 8.1.2.1 - анализировать влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм); 8.3.1.2 - объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы); | |
Почему «Народный фронт» смог прийти к власти во Франции и потерпел поражение в Испании? | 8.1.2.1 - анализировать влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм); 8.3.1.1 - анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества; | |
4-я четверть | ||
Раздел 4 Причины и последствия Второй мировой войны | Когда и почему началась Вторая мировая война (события до июня 1941 г.)? | 8.3.2.3 - анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны; |
Почему провалился план Барбаросса? | 8.2.4.3 - оценивать роль военной науки и техники и военной стратегии, объясняя исторические события; | |
Почему война Советского Союза против фашисткой Германии называется Великой Отечественной? | 8.3.2.3 - анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны; | |
Каковы итоги и уроки Второй мировой войны? | 8.3.1.1 - анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества; 8.3.2.3 - анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны; | |
Раздел 4 Новый этап процесса деколонизации | Что произошло с колониями после Второй мировой войны? | 8.3.2.3 - анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны; |
Почему в Индии сформировались разные взгляды на достижение независимости? | 8.2.1.1 - описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов; | |
Раздел 4 Религия и культура в первой половине ХХ века | Стал ли мир более светским в первой половине ХХ века? | 8.2.1.1 - описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов; 8.2.1.2 - объяснять понятия «секуляризация», «свобода совести», «светское государство», «государственная религия»; |
Как развивались наука и культура в первой половине ХХ века? | 8.2.4.2 - оценивать роль науки в социально-экономическом развитии стран, обобщая причины, результаты, значение исторических событий; 8.2.2.2 - анализировать влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества в первой половине ХХ века; 8.2.3.1 - использовать понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи; |
5) 9 класс
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
Раздел 1 Политическая карта мира |