Г. Литература
Б кл.
Тема
Анна Андреевна Ахматова (1886 – 1966). Слово о поэте. Стихотворения из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»), «Муза». «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва.» Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Цель
помочь обучающимся создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества.
Задачи: дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики;
р азвивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста; воспитывать интерес к поэзии; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспитывать чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение ставить и формулировать цель учебной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Ход урока
Проверка готовности обучающихся к уроку.
1. Проверка домашнего задания:
1. Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой. (переслать голосовым сообщением – наизусть – выразительно!!!)
3. Целеполагание и мотивация. Эпиграфом к началу урока возьмем четверостишие из стихотворения А.А.Ахматовой «Многим».
|
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь все равно я с вами до конца…
-Обратите внимание на портрет поэтессы. Чьи слова я зачитала вам к эпиграфу урока?
-Сегодня мы будем знакомиться с поэзией А. Ахматовой. Какие цели мы можем поставить на этом уроке?
Изучение темы.
Вступление
Анну Ахматову называли “Северной звездой”, хотя родилась на Черном море. Прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Ее знала вся Россия, но были времена, когда даже ее имя было запрещено упоминать.
Ахматова – это литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.
Татарское, дремучее,
Пришло из ниоткуда,
К любой беде липучее,
Само оно беда.
- О чем это четверостишие?
- Современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова?
- Вспомнить о литературных течениях (символизм, акмеизм, футуризм). Дать характеристики этим литературным течениям.
Записать в тетради по литературе:
Акмеизм (от греч. akme - максимум, цветущая пора)-литературное направление, противостоящее символизму и возникшее вначале 20 века в России. Акмеисты (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности.
|
Символизм - литературное направление, возникшее в Европе конца 19- начала 20 века и провозгласившее символ в отличие от художественного образа основным способом прорыва из повседневности к идеальной сущности мира, к идее Красоты; символизм считал, что реальные вещи и явления таят в себе и являют человеку знаки, символы идей, лежащих в запредельном, неземном мире.
Футуризм (от лат. futurum - будущее)- литературное направление начала 20 века, провозгласившее себя искусством будущего и поставившее цель разрушить традиционную систему литературных жанров и стилей, возвратившись к фольклорно-мифологическим «первоначалам» и к представлению о языке как «части природы»; футуристы настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве».
Чтение учащимися автобиографии в учебнике.
- Как рассказывает о себе Ахматова?
(сдержанно, с достоинством, с которым повествует о себе поэтесса)
- Что вы находите необычного и привлекательного в жизни А.Ахматовой?
Начало творческой деятельности.
Первый сборник стихов Ахматовой “Вечер” вышел весной 1912 года.
Через два года появилась книга стихов “Четки”. Книги “Белая стая ” (1917 г.) и “Подорожник ” (1921 г.) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов современной России.
Жизнь и творчество
Литературный путь Анны Ахматовой был длительным и нелегким. Она стала известна читателям своими стихотворениями о любви. Стихи о любви – это встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, страдание, но всегда это нравственно чистое, всепоглощающее чувство.
|
Лирику А. А.Ахматовой многие литературоведы называют любовной, ибо главной темой - всегда была любовь, но любовь у А. Ахматовой имеет очень глубокий и проникновенный смысл, множество оттенков – это и любовь – страдание, любовь – разочарование, любовь – боль, любовь – отчаяние, это и гражданская позиция и многое другое.
Творчество Ахматовой затрагивает эти трагические темы. Например, поэма «Реквием»( 1935-1940) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий.
5. Чтение и анализ стихотворений А.Ахматовой. Стихотворения из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»).
«Молитва» (1915г.)- короткое стихотворение, в которых отразились боль и переживание А.Ахматовой за судьбу России.
Пояснение слова: молитва- 1. У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к богу, к святым. 2. Моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чем-нибудь к Богу, к святым.
- Какому значению относится слова молитва (название стихотворения)?
- О чем просит лирическая героиня стихотворения?
Чтение стихотворения (3-4 человека), добиваясь выразительности.
«Сказал, что у меня соперниц нет…»- (1922г.) – Изменение интонации поэта при чтении стихотворения.: она стала более сдержанной, мужественной. Обратить внимание на простоту и скупость определений.
«Что ты бродишь неприкаянный…» - в жизни женщины – не только любовь, но и тяжесть обид, и горькие слова. Есть сочувствие по отношению к мужчине, и ласка, и утешение – но при этом гордость, которая не позволяет терпеть оскорбления.
- Какая женщина предстает перед вами в этих стихотворениях?
«Не с теми я, кто бросил землю…»-( 1922)- мысль выражена четко и выпукло. В последних двух строках заключена самооценка ахматовского поколения людей, оставшихся в России. Она притягивает своей лаконичностью и загадочностью.
Обучающиеся читают стихотворение вслух выразительно.
Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений. Одно из них – «Сразу стало тихо в доме…», написанное в 1917 году и вошедшее в сборник «Подорожник». Произведение представляет собой фрагмент, в том числе и на уровне сюжета. Возможно, изначально оно выступало в роли третьей части «Сказки о черном кольце».
Для стихотворения важен сюжет «исчезающего» дома. Ахматова вводит его еще в книге «Белая стая». В «Подорожнике» он находит логическое завершение. Это связано с изменением общей модели пространства, становящегося дисгармоничным. В нем нет места уютному жилищу, способному защитить человека от невзгод. Отныне в доме – мрак, тишина, запустение, о чем говорится в начальных строках анализируемого текста. Ощущение бесприютности в лирике Анны Андреевной возникает из-за событий, произошедших в России. Сборник «Белая стая» выпущен в 1917 году, «Подорожник» — в 1921-ом. Ахматова видела кровь, смерть, болезни, разруху, принесенные Великой Октябрьской революцией и Гражданской войной. Поэтесса прекрасно осознавала, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Это предчувствие беды не могло не найти отражения в творчестве.
В нескольких стихотворениях Анны Андреевны, в том числе и в рассматриваемом «Сразу стало тихо в доме…», встречается мотив кольца. Согласно воспоминаниям Анрепа, Ахматова всегда носила черный перстень, приписывая ему таинственную силу. В начале 1916 года она подарила его Борису Васильевичу. Этот талисман от возлюбленной Анреп долгое время носил на цепочке вокруг шеи. Утеряна реликвия была в ходе Второй мировой войны. Дело в том, что однажды цепочка порвалась. Анреп убрал кольцо в шкатулку. От бомбы сильно пострадала его студия, расположенная в Лондоне, где хранился подарок Ахматовой. Тогда и исчезло кольцо.
Стихотворение «Сразу стало тихо в доме…» — это боль, возникшая из-за потери возлюбленного. Без него и дом стал не мил и бесприютен. Без него нет веселья, нет заботы, беспросветно черны вечера. Нет ласкового жениха – умерла «нежной пленницею песня».
В далеком 1919 году, когда было написано стихотворение «Я спросила у кукушки…», Ахматова даже не предполагала, какие испытания выпадут на ее долю. Первые потрясения от революции, которая принесла с собой много крови и жестокости, уже остались в прошлом. Более того, поэтесса пережила развод с Николаем Гумилевым и даже успела повторно выйти замуж. Но это не привнесло в ее душу долгожданного спокойствия. Что-то подсказывало Ахматовой, что самый безмятежный и счастливый период ее жизни остался далеко позади. Она сделала свой выбор, отказавшись эмигрировать за границу, так как считала, что не вправе оставлять родину в столь сложное для нее время. Но патриотический подвиг ее будет оценен потомками гораздо позже, а пока же она пытается узнать, что ждет ее в будущем.
Ахматова, настойчиво спрашивающая у кукушки, сколько лет предстоит ей прожить, испытывает смутное чувство беспокойства. Она не может понять, откуда ей стоит ждать очередного удара судьбы.
- В чем сила стихотворений Анны Ахматовой? В чем величие духа этого необыкновенного человека? Почему мы называем поэтические страницы этого поэта шедеврами?
- Какой личностью вам представляется Анна Андреевна Ахматова? Что в ее поэзии и жизни кажется вам особенно привлекательным? (Коротко ответить в рабочих тетрадях, фото отправит в лс)
Заключение
Любовь предстает в стихах Ахматовой как пытка, страдание, смута, как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали.
Итоги урока, рефлексия
- Реализовали ли мы поставленные цели?
- Что нового вы узнали на данном уроке?
- Какой же образ А.А.Ахматовой останется у вас в памяти?
8. Домашнее задание: изучить материал урока. Выучить одно понравившееся стихотворение А.А.Ахматовой наизусть, отправить голосовым сообщением, читать сведения о поэтессе.