Зачем нужны психологические знания специалисту вашего профиля (экономисту, строителю, инженеру-экологу и т.д.)?




В последнее время требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились, если в прежние времена существовала практика обучения «молодого специалиста», то есть подразумевалось что после окончания ВУЗа специалист в течение некоторого времени еще мог проходить дополнительное обучение под руководством специально назначенного сотрудника, сейчас после окончания высшего учебного заведения специалист в полной мере уже должен рассчитывать на свои возможности и способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Умение ясно и доходчиво объяснить свою идею, построить взаимоотношения с людьми, быть понятым и приятным в общении, умение слушать, избегать конфликтов - являются одними из основных факторов успешной карьеры.

В полной мере это можно отнести к требованиям, предъявляемым инженеру. От того, как он сможет построить отношения с другими членами коллектива, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение.

Также инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: как рабочими, так и руководителями. Именно знания психологии смогут помочь ему оценить степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к совместной работе. При этом, общение в профессиональной среде является не только процессом обмена информацией между сотрудниками, а является показателем эффективности экономической стабильности предприятия. Процессы принятия решения, планирование и контроль производства, обучение персонала и создание имиджа организации во многом зависят от эффективности процесса общения.

Знание своих психологических особенностей: рассудительность, аккуратность, внимание к мелочам, уравновешенный характер, профессионализм позволяют мне вырабатывать чувство уверенности в своих силах при разрешении сложных ситуаций, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении, помогают рационально распределять время для выполнения определенных задач, прогнозировать сроки выполнения и рассчитывать временные затраты на их выполнение.

Хорошим специалистом я считаю человека, который хорошо осведомлен в собственных должностных полномочиях, ориентирован на имидж организации и ценности корпоративной культуры, имеет адекватную мотивацию и уровень индивидуальной готовности к самоорганизации и самореализации в производственном процессе.

 

 

Часть 1
Психология индивидуальности

1. Практическое задание № 1

Инструкция. Перед Вами десять трехзначных чисел, которые нужно найти среди чисел, расположенных внизу, распределенных по десяти столбикам. Обязательно засеките время и посмотрите, сколько минут и секунд у Вас заняло выполнение этого теста. Найденные числа рекомендуем отметить карандашом.

Результат 3 мин 55 с – время среднее.

Ответы на вопросы:

1) Какие познавательные процессы рассматриваются в психологии?

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

2) Чем ощущение отличается от восприятия?

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ.

3) Что такое воображение и представление?

Воображение - это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Представление - образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

4) Каков показатель избирательности у Вас, и как это проявляется в Вашей повседневной жизни?

 

Показатель избирательности внимания у меня нормальный, но не блестящий. Мне в работе приходится чаще концентрировать свое внимание, и перепроверять работу во избежание ошибок.

5) Какие профессии предъявляют повышенные требования к избирательности внимания?

Я думаю, что все профессии должны предъявлять повышенные требования к избирательности внимания. Но наиболее требовательны в этом – профессии на которых от действий специалистов напрямую зависит жизнь людей. То есть это- работники медицины, работники внутренних органов и военнослужащие, МЧС, сфера строительства, проектирования и конструирования, диспетчеры, авиадиспетчеры.

2. Практическое задание № 2

Инструкция. Вам предлагается решить 10 логических задач, каждая из которых включает две логические посылки. Опираясь на эти логические посылки надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие п чертой (какая из этих букв больше, какая меньше), и отметить это при помог знаков > и <.

Результат 8 баллов – высокая оценка.

Ответы на вопросы:

1) Основными особенностями процесса мышления являются обобщенность и абстрактность. Что это означает?

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

2) Что такое понятие? Чем оно отличается от слова?

Понятие это результат обобщения множества однородных предметов по их существенным признакам.

Понятие неразрывно связано с языковой единицей - словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях.

3) Что такое конвергентное и дивергентное мышление?

Дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

Конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях.

4) Приведите пример следующих операций мышления: анализ и синтез.

Анализ - Например, яблоко круглое, зеленого цвета, растет на дереве.

Синтез – Например, два понятия, которые необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.

5) Какой тип мышления нужен в вашей профессии?

В профессии инженера надо абстрактно-символическийтип мышления. Им обладают многие люди науки: физики-теоретики, математики, экономисты, аналитики, программисты. Это мышление, которое опирается на общие и отвлечённые понятия. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, операций… с помощью того, что невозможно потрогать. Такие люди больше всего склонны к анализу, обобщению и абстрагированию.

3. Практическое задание № 3

Предлагает пройти два теста: на терпеливость и силу воли.

Результат по тесту на терпеливость 11 баллов – средний показатель

Результат по тесту на силу воли 18 баллов – средний показатель

Ответы на вопросы:

б), в), а), г)

Я думаю, что, во-первых, не правильно поставлена цель обучения, и из этого следует, что человек не может расставить правильно приоритеты, постоянно отвлекается на что-то. Нет четкого плана действий, целеустремленности.

4. Практическое задание № 4

Тест. Вопросник Ч. Спилбергера, Ю. Л. Ханина

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных ответов.

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в обычно. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных ответов.

Результат по тесту СТ 38 баллов - показатель умеренной тревожности.

Результат по тесту ЛТ 35 баллов – показатель умеренной тревожности.

1) Какие первичные и вторичные эмоции Вы можете назвать?

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. Первичные эмоции - страх, гнев, отвращение, удивление, грусть и счастье.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции. Вторичные – сострадание (печаль + любовь), гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие).

2) Какие этапы формирования вторичных эмоций, например, чувства обиды, выделяют психологи?

Обида - это чувство возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида.

В любом переживании обиды можно выделить три компонента:

I. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения.

II. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.

III. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

3) Что такое настроение, чувство? Чем они отличаются от собственно эмоций?

Настроение - одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроение называется более или менее устойчивое, продолжительное эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

В отличие от собственно эмоций, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д.

4) Какая экспрессия (движения лицевых мышц, мимика) соответствует чувству тревоги и чувству обиды? Каково происхождение этих движений?

Мимика лица во время тревоги без определенного постоянства, как правило, наблюдается выраженная активность глаз, кажется, что человек что-то ищет.

Тревожное выражения лица у людей, служит для сбора информации и знаний относительно угрозы со стороны окружающей среды, за счет расширения визуального и слухового поля человека.

Выражение обиды. Стремление остановить контакт, общение с обидчиком, уйти от него, отвернуться, отказ от дальнейшего общения. Соответствующая мимика «надутые щеки», взгляд в сторону от обидчика. Конечно же, и вербальное (словесное) высказывание обиды является частым ее проявлением. При этом сильно падает самооценка, относящаяся к части «они» в нашей личности.

Функция. Регуляция отношений с близкими людьми, относительно вне гласных правил этического межличностного общения. В норме поведение обиженного должно вызвать у обидчика эмоцию вины или стыда, с помощью которых он должен исправить нарушенное правило, правила (извинившись, искупив свою вину, оправдавшись реальными причинами такого поведения и т.п.).

5. Практическое задание № 5

Тест. Опросник Г. Айзенка.

Инструкция. Ниже Вам предлагается ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны ответить только «да» или «нет». Отвечайте сразу же, не раздумывая над вопросами, так как важна Ваша первая реакция. Правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, так как исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности.

По шкале лжи получено 2 балл – это нормальное значение без отклонений.

По шкале экстраверсии-интроверсии набрано 16 баллов, экстраверт.

По шкале эмоциональной устойчивости (шкала нейротизма) набрала 9 баллов – это среднее значение нейротизма (эмоциональной нестабильности).

В итоговом задании необходимо сопоставить факторы «экстраверсии-интроверсии» и «эмоциональной устойчивости» по «кругу Айзенка» в итоге я флегматик.

Ответы на вопросы:

1 - экстраверт.

2 - интроверт.

Название методики Измеряемые показатели Индивид результат Степень выраженности измеряемого свойства
низкий средний высокий
Тест. «Измерение концентрации Внимания» Внимание   3 мин. 55 сек.     Время среднее  
Тест. «Логические задачи» Мышление   8 задач   -   -   высокий
Тест. «Волевые процессы» Опросник для самооценки терпеливости     -   средний   -
Самооценка силы воли   18 баллов   - средний -
Тест. Вопросник Ч. Спилберга, Ю. Л. Ханина «Шкала ситуативной тревожности» (СТ) «Шкала личной тревожности» (ЛТ)         -   - Умерен-ная тревож- ность Умерен-ная тревож- ность   -   -
Тест. Опросник Г. Айзенка   Тест-опросник К. Томаса Ложь
Экстраверсия
Нейротизм Темперамент

Поведение в конфликтной ситуации

16 баллов     9 баллов   Сангвиник   Компромисс и уклонение - -     - - Экстра- верт   средний Высокй -     -

 

Вывод: все мои показатели в основном являются средними, и не являются отклонением ни в лучшую сторону, ни в худшую. Хотелось бы улучшить концентрацию внимания, снизить уровень тревожности.

 

Часть 2
Социальная психология

1. Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни

Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

В современной психологии «мотивация» используется в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как побудитель (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина.

Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Потребность может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.

Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность («вектор» активности). Основными функциями мотивов являются побудительная (побуждает субъекта к деятельности), направляющая (определяет «вектор» деятельности), целеобразующая (порождает «гнездо целей») и смыслообразующая (ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека).

Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов. Как правило, один из них является ведущим (смыслообразующим) мотивом, другие – второстепенными. Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Ценности – это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии и так далее.

Аксиология – это наука о ценностях.

Немецкий философ Р. Г. Лотце ввёл само понятие «ценность». Г. Риккерт считал, что объективная реальность беспорядочна, человек познаёт и упорядочивает этот хаос через соотнесение двух предметов как причины и следствия. В. Виндельбанд толковал философию как науку о ценностях.

В. Дильтей разрабатывал метод понимания как метод «сопереживания», «вживания» в культуру прошлых эпох. Это означает, что историк должен представить ценности и чувства людей из прошлой эпохи как свои собственные.

Ценности – это культурные стандарты хорошего и плохого.

Смысл жизни. При потере смысла жизни, человек иногда начинает думать о возможности самоубийства. Каждый человек выбирает свой смысл жизни в соответствии со своими потребностями. Можно привести примеры смыслов жизни людей:

1. Жить ради детей.

2. Жить ради телесных наслаждений.

3. Жить ради обогащения и денег.

4. Жить ради вечного блаженства в раю.

5. Жить ради освобождения человечества от эксплуатации.

6. Жить ради приумножения научных истин.

7. Жить ради приумножения личной славы в веках.

8. Жить ради личной карьеры.

Каждый человек выбирает смысл жизни из этого списка или придумывает что-то своё.

2. Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумьям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: