ПРИСУБСТАНТИВНО-АТРИБУТИВНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
1. ВОПРОСЫ
1) Дайте определение СПП с присубстантивно-атрибутивным придаточным.
Что означает термин «присубстантивно-атрибутивное»?
2) Какова общая модель этих предложений?
3) Какие 4 подтипа прис.-атр. придаточных выделяются при их классификации?
4) Охарактеризуйте выделит. и распространит. подтипы по 5 признакам, заполнив таблицу:
| выделительный | распространительный подтип
1) к чему относится придат. часть
2) перечислите все союзные слова,
при пом. к-рых присоед. придат. часть
3) охарактеризуйте К (коррелят)
=УС (указат. слово)
4) позиция придат. части
5) парадигма предл-я _____________________________________________
5) Какова семантика каждого из названных союзных слов?.
Какую семантику имеют опорные сущ. в главной части при каждом из союзных слов?
Заполните таблицу:
союзн. слово | семантика союзн. слова | семантика опорн. сущ.
__________________________________________________________________
КОТОРЫЙ | индивидуализирующая (со- | не ограничена
| юзн. сл. замещает название |
| предмета) |
6) Какие из названных союзных слов являются стилистически нейтральными, а какие –
стилистически окрашенными?
7) Чем определяется форма союзн. слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ, ЧТО?
8) Укажите случаи обязательности К в выделит. подтипе.
10) а) Почему некоторые лингвисты предлагают вывести предложения распростр. подтипа за
рамки нерасчл.структур и отнести к расчл-м?
б) Приведите несколько доказательств того, что распр. придат. явл-ся присловными, хотя и
имеют мотивирующую парадигму.
11) Какие подтипы определит. придат-х выделяются в школе? К каким типам СПП они относятся в вузе?
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1) Выпишите из любого текста 8 прис.-атр. придат. (4 распростр. и 4 выделит.) с разными союзными словами (укажите автора и произв.); постройте их схемы.
2) По сборнику Леканта разберите письменно предложения:
упр. 202, № 2, 6, 9; упр. 203, № 1, 3, 4, 12.
ОБРАЗЦЫРАЗБОРА:
У братьев Ивановых, которым не достались билеты на матч "Спартака", был огорченный вид.
I.1) Придат. часть относ. к сущ. братьев (= словосоч-ю (у) братьев Ивановых) и является 2 присловной; опорное слово (ОС) реализует категориальную валентность; СПП нерасчлененной структуры.
2) ПЧ присоединяется союзн. сл-м КОТОРЫМ: относит. местоимение-прилаг., субстантивированное, в форме Д.п. мн.ч.; косв. доп. Форма числа с.сл. обусловлена числом опорного сущ-го братьев в ГЧ, форма Д.п.– синтаксич. функцией в ПЧ. Семантика союзного слова – индивидуализирующая, семантика опорного сущ-го – не ограничена.)
3) –К (=коррелят невозможен)
4) ПЧ стоит в фиксир. постпозиции к ОС.
5) Парадигма мотивирующая
II. Придат-е присубст.-атр. (ПА), собственно-распространительного подтипа;
ОГЗ – атрибутивное, ЧГЗ – атрибутивно-распространительное; ДГЗ – причины.
[– К + сущ., (с.сл. которым), ]
III. Модель нефразеологизованная (свободная)
Поляна, где путники расположились на ночлег, находилась недалеко от озера
I.1) ПЧ отн. к сущ. ПОЛЯНА и явл. присловной; ОС реализует категориальную вал-ть; СПП нерасчл. структуры.
2) ПЧ присоединяется с. сл. ГДЕ: отн. мест.-наречие; обст. места. Семантика союзного слова и опорного сущ-го – пространственная (место).
_
3) + К (та) (=коррелят факультативен: отсутствует, но возможен: та)
4) ПЧ в фиксированной постпозиции к ОС.
5) Парадигма немотивирующая
II.СПП ПА, собственно-выделительного (выделительно-индивидуализирующего) подтипа;
ОГЗ – атрибутивное, ЧГЗ – атрибутивно-выделительное
_
[ + К + сущ., (с.сл. который), ]
III. Модель свободная (нефразеологизованная)
3) Придумайте примеры СПП ПА по след. моделям; определите их подтип:
1) [+/– К + сущ.], (с.сл. откуда) 5) [ +/– К + сущ.], (какой)
2) [ +/– К + сущ.], (с.сл. когда) 6) [– К + сущ.], (который)
3) [+/– К + сущ.], (с.сл. что) 7) [–/+ К + сущ.], (чей)
4) [ – К + сущ.], (с.сл. где)
4) Постройте по образцу линейные схемы следующих предложений:
1) Кто знает, сколько каждый из живущих на земле оставляет семян, которым суждено
взойти только после смерти;
2) Нужно с горестью признаться, что реальная личность писателя редко совпадает с тем представлением, какое мы составляем по его произведениям;
3) Сплетня о Вере вдруг смолкла или перешла опять в ожидание того, что она будет объявлена невестой Тушина, на которого все и обрушилось.
ОБРАЗЕЦ: В одном месте вода образовала вертящуюся ямку, в которую неудержимо тянуло все, что проплывало мимо.
[–К + сущ. (ямку)], (с.сл. В КОТОРУЮ... +К ВСЁ), (с.сл. ЧТО) – СПП с последовательным подчинением
Тема 2. СПП с ИЗЪЯСНИТЕЛЬНО-ОБЪЕКТНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
1. ВОПРОСЫ
1.Определение СПП ИО. Что означает термин «изъяснительно-объектные»?
2. Общая модель СПП ИО.
3. Семантика изъясняемых слов. Понятие внутреннего и внешнего объекта.
4. К каким частям речи относятся изъясняемые слова?
5. Средства связи предикативных частей.
6. Классификация и основания для выделения подтипов (союзный vs. относительный)
7. Характер объекта при разных союзах в союзном подтипе.
8. Соотношение семантики изъясняемых слов и семантики средств связи.
9. Различение союза и союзного слова КАК.
10. Условия, способствующие усилению или ослаблению вопросительного значения придаточных относительного подтипа.
11. Условия обязательности, необязательности, невозможности К.
12. Влияние факульт. К на: а) объектное и вопросительное значение ПЧ;
б) семантику изъясняемых слов.
13. Позиция ПЧ при разных средствах связи.
14. Парадигма ИО СПП.
15. Контаминированные конструкции с объектно-определительным значением (модель тот факт, что).
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1) Выпишите из текстов 8-10 СПП ИО с разными средствами связи, постройте их схемы и укажите ЧГЗ.
2) По сборнику Леканта разберите письменно предложения:
упр. 205, № 1, 2, 8, 12; упр. 206, № 3, 4.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА:
Его терзала мысль о том, что худшего несчастья нет на свете.
I.1) ПЧ относ. к сущ. МЫСЛЬ и является присловной; ОС реализует
лексическую валентность; СПП нерасчл. структуры.
2) ПЧ присоединяется союзом ЧТО: подч., прост., синт.
3) + К о том: указ. мест.-сущ., косв. доп.
4) структура типа гибкая; ПЧ стоит в фиксир. постпозиции к ОС
5) парадигма немотивирующая
II. Придаточное ИО, союзный подтип; ГЗ объектное, объект реальный,
достоверный, статический.
[из. сущ. + К], (с. что)
III. Модель свободная (нефразеологизованная).
Кто звонил, было неизвестно
I.1) ПЧ относ. к СКС НЕИЗВЕСТНО и является присловной; ОС реализует
лексическую валентность; СПП нерасчл. структуры.
2) ПЧ присоединяется с. сл. КТО: отн. мест.-сущ. (синт. м.р., ед. ч.), подлежащее
3) – К [т.к. препозиция ПЧ]
4) ПЧ стоит в нефиксир. препозиции к ОС
5) парадигма немотивирующая
II. Придат-е ИО, относит. подтип, косвенный вопрос; ГЗ объектное
(с.сл. кто), [СКС – К]
III. Модель нефраз.
3) Тип, подтип, ГЗ, пример:
1) [– К + сущ.], (с.сл. куда + и) 6) [гл. + К], (отн.-воскл. мест.)
2) [гл.], (с. будто) 7) [сущ.], (с. чтобы)
3) [сущ. + К], (с.сл. зачем) 8) (с.сл. что), [гл. – К]
4) [СКС], (с. когда) 9) [сущ. + К], (с.сл. куда)
5) [СКС], (с.-ч. ли) 10) [кр. прил.], (с. что)
4) Постройте линейные схемы многочленов:
1) Прокуратор начал с того, что пригласил первосвященника на балкон, с тем чтобы укрыться от безжалостного зноя, но Каифа вежливо извинился и объяснил, что сделать этого не может.
2) Что с ней было дальше, неизвестно, но рассказывали жильцы других квартир, что будто бы в № 50-м всю ночь слышались какие-то стуки и будто бы до утра в окнах горел свет.