Материальный поток проходит по цепи поставок, к сожалению, не всегда гладко, поэтому необходима синхронизация звеньев цепи поставок по времени и размеру потоков.
Причины количественной нестабильности в цепях поставок многочисленны:
• прогнозы спроса периодически или экстренно обновляются в свете новых сведений, получаемых от заказчиков;
возникают проблемы с работой оборудования на предприятиях и с транспортными средствами при перевозках продукции; поставщики подводят предприятие, поставляя сырье и комплектующие позднее
запланированного срока или с проблемами с качеством;
• на рынках колеблются цены, существенно влияя на величину спроса;
• материальный поток движется по цепи поставок партиями, создающими несоразмерность объёмов поставки с объёмами потребности;
• на рынках продавца клиенты могут намеренно завышать свои заявки на закупку.
Логистика призвана справляться с последствиями возникающих проблем и, по возможности, предотвращать их. Выделяют несколько основных способов работы с количественной динамикой цепи поставок, способных оказать позитивное влияние на показатели работы цепи поставок:
• информационная прозрачность в цепи поставок, то есть сквозное движение информации о спросе вверх по цепи поставок в сторону источников поставки и информации о проблемах с поставками вниз по цепи поставок в сторону конечных потребителей; получение необходимой информации в более ранние сроки позволяет организациям принимать более сбалансированные решения;
• снижение сложности цепи поставок с целью уменьшения количества её звеньев и дисбаланса между этими звеньями; снижение издержек в цепи поставок и повышение пропускной способности ее звеньев путем синхронизации их производительности, а также путем синхронизации производственной мощности звеньев (синхронизация позволяет «выровнять» материальный поток, что также снижает сложность системы);
|
• синхронизация систем планирования предприятий в цепи поставок, что позволяет предприятиям в цепи поставок строить «сквозные» системы планирования, поддерживающие принцип горизонтальной интеграции в цепи поставок;
• использование запасов для компенсации количественных колебаний в цепи поставок.
Запасы защищают цепь поставок от рисков, связанных с её функционированием, или являются результатом асинхронности производительности соседних звеньев в цепи поставок. Запасы могут располагаться у поставщиков предприятия, на складах сырья и материалов, в производстве, на складах готовой продукции и в каналах дистрибуции.
И в каждой точке цепи поставок запасы выполняют одну из следующих основных функций:
• защищают от рисков срыва поставок или от рисков, связанных с ошибкой прогноза спроса (страховые запасы);
• возникают вследствие различных размеров партий продукции или материалов в
соседних звеньях цепи поставок (оборотные запасы);
• связаны с накоплением запасов в ожидании сезонного роста продаж и невозможностью или экономической неэффективностью резкого наращивания объёма производства в сезон (сезонные или, в более широкой трактовке, – подготовительные).
Кроме перечисленных выше функций, запасы могут отражать имеющееся в настоящий момент на предприятиях незавершённое производство (заделы), а также запасы, находящиеся в пути.
|
Соответственно, задача логистики в управлении цепями поставок состоит в том, чтобы определить все точки местонахождения запасов, понять состав функций, выполняемых запасами в той или иной точке цепи поставок, и, наконец, выработать подход к определению необходимого размера запасов и способ их пополнения.
При этом логистика должна ориентироваться при решении задачи на необходимый уровень обслуживания заказчиков (неважно, внешних или внутренних). Понятие уровня обслуживания уже было введено в рассмотрение выше по тексту. Не будет преувеличением сказать, что для многих отраслей уровень обслуживания заказчиков является одним из ключевых факторов конкурентоспособности, особенно в случае высокой конкуренции.
В целом, все основные положения задачи управления запасами в цепях поставок находят отражение в политике управления запасами.
Политика управления запасами отражает цели и подходы предприятия к управлению запасами, сформулированные на стратегическом уровне.
Можно сказать, что задача управления запасами может быть разложена на следующие стадии:
• подготовка и нормирование:
o разработка критериев эффективности управления запасами; o разработка методики управления запасами;
• планирование:
o планирование запасов на среднесрочном (агрегированном) уровне; o планирование запасов на оперативном уровне;
• исполнение и учёт: работа предприятия в соответствии с разработанным планом, сбор необходимой для контроля и анализа информации;
• контроль и анализ: сбор информации и контроль корректности и эффективности действий;
регулирование в духе философии постоянных улучшений: мониторинг
деятельности предприятия и стандартизация «лучших практик».
Если говорить об уровне обслуживания, то одним из ключевых элементов его обеспечения является страховой запас (его ещё называют резервным запасом). Чем выше цель по уровню обслуживания, тем выше, при прочих равных условиях, величина страхового запаса. Более того, чем ближе цель по уровню обслуживания к 100% (уровень, который является практически недостижимым на регулярной основе), тем значительнее темп роста величины страхового запаса.
Соответственно, важным вопросом для логистики является вопрос определения целевого уровня обслуживания, достаточного для поддержания конкурентоспособности предприятия, но не слишком обременительного для его финансов.