Этапы развития радиожурналистики.




ЛЕКЦИЯ 1

25апр.(7мая)1895 - русский ученый Попов выступил с демонстрацией прибора, который был назван «грозоотметчиком».

1896 - передана первая радиограмма.

1919 - в России первые по радио прозвучал голос человека.

12окт.1924 - начало ежедневной передачи московской радиостанции им. Попова. Экспериментальное массовое вещание в России начинается не с политики, а с литературно-художественных программ-радиоконцертов.

В условиях нового политического строя радио было призвано не просто дополнять прессу, но даже замещать ее в системе информации.

1925 - при ЦК партии была создана Радиокомиссия.

1928 – вводится типовая недельная сетка вещания.

1933 - был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещании. (ВРК).

В годы ВОВ огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и на фронте. После войны ещё более увеличилась цензура, из эфира практически исчезают «прямые передачи», идут в записи.

1970 - происходит смена руководства Гостелерадио и реорганизация. На 1 место вновь выходят пропагандистские цели, а просвещение, объективное информирование, досуг уходят на второй план.

Феномен 70-х-первой половины 80х – огромное число рубрик, многие из которых дублируют друг друга.

1985. - открытость информации, принятие Закона о печати, обращение к запрещенным темам. Журналисты начинали поиск новых форм вещания, тем, тональности репортажей.


Выразительные средства радио.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.Формирование звукового образа = деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:


  1. Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист,включает в себя 4 элемента:

    1. слово (речь),

    2. музыка,

    3. шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и

    4. документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.


Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.


  1. Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими: монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:


  • В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным.

  • Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Прослушивание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел.

  • Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей.

Особенности радио как средства передачи информации:

· - Активизация воображения слушателя;

· - Возможность передачи информации непосредственно с места, где находится репорт ер, оперативность и интенсивность;

· - Бесплатное получение информации;

· - Возможность прослушивания практически в любом месте;

· - Маленькие размеры радиостанций.

· Минусами радиовещания, хоть и несущественными, можно назвать следующие моменты:

· - В некоторых местах, изолированных от проникновения радиоволн, невозможно прослушивание;

· - Прослушивание передач только во время их прямого выхода в эфир.

 

По типам радиовещания:


  • Информационное вещание. Музыки в эфире практически нет. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации и рекламными вставками.

  • Информационно-музыкальное вещание. Соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки.

  • Музыкально-информационное вещание. 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки.

  • Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное – музыка.


По формату вещания:

Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворять вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории являются возраст и социальный статус слушателей.

Основными критериями, определяющими формат, является стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "Музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.

Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".

Коммерческие станции в регионах делятся следующим образом: франчайзинговые, местные коммерческие FM - станции, частные медиа-холдинги (Ростов-на Дону, «Пульс»). По охвату аудитории:

- общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая ее часть. К ним относятся государственные радиостанции («Радио России», «Маяк») и коммерческие каналы («Русское радио», «Европа плюс»).

- региональные, вещающие на регионы и крупные города страны.

- локальные – местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов.

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

1) Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач («Радио России», «Эхо Москвы»);

2) Информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения (информационно-музыкальная радиостанция «Маяк»);

3) Музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции («Европа +», «Русское Радио»);

4) Специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории («Авторадио», Юмор);

5) Религиозные станции, представляющие разные конфессии («Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос»);

6) Вещающие в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) («Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000»).

 

ЛЕКЦИЯ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: