ЛЕКЦИЯ 1
25апр.(7мая)1895 - русский ученый Попов выступил с демонстрацией прибора, который был назван «грозоотметчиком».
1896 - передана первая радиограмма.
1919 - в России первые по радио прозвучал голос человека.
12окт.1924 - начало ежедневной передачи московской радиостанции им. Попова. Экспериментальное массовое вещание в России начинается не с политики, а с литературно-художественных программ-радиоконцертов.
В условиях нового политического строя радио было призвано не просто дополнять прессу, но даже замещать ее в системе информации.
1925 - при ЦК партии была создана Радиокомиссия.
1928 – вводится типовая недельная сетка вещания.
1933 - был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещании. (ВРК).
В годы ВОВ огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и на фронте. После войны ещё более увеличилась цензура, из эфира практически исчезают «прямые передачи», идут в записи.
1970 - происходит смена руководства Гостелерадио и реорганизация. На 1 место вновь выходят пропагандистские цели, а просвещение, объективное информирование, досуг уходят на второй план.
Феномен 70-х-первой половины 80х – огромное число рубрик, многие из которых дублируют друг друга.
1985. - открытость информации, принятие Закона о печати, обращение к запрещенным темам. Журналисты начинали поиск новых форм вещания, тем, тональности репортажей.
Выразительные средства радио.
В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.Формирование звукового образа = деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:
Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист,включает в себя 4 элемента:
слово (речь),
музыка,
шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и
документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.
Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.
Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими: монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.
Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:
В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным.
Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Прослушивание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел.
Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей.
Особенности радио как средства передачи информации:
· - Активизация воображения слушателя;
· - Возможность передачи информации непосредственно с места, где находится репорт ер, оперативность и интенсивность;
· - Бесплатное получение информации;
· - Возможность прослушивания практически в любом месте;
· - Маленькие размеры радиостанций.
· Минусами радиовещания, хоть и несущественными, можно назвать следующие моменты:
· - В некоторых местах, изолированных от проникновения радиоволн, невозможно прослушивание;
· - Прослушивание передач только во время их прямого выхода в эфир.
По типам радиовещания:
Информационное вещание. Музыки в эфире практически нет. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации и рекламными вставками.
Информационно-музыкальное вещание. Соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки.
Музыкально-информационное вещание. 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки.
Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное – музыка.
По формату вещания:
Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворять вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории являются возраст и социальный статус слушателей.
Основными критериями, определяющими формат, является стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "Музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.
Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".
Коммерческие станции в регионах делятся следующим образом: франчайзинговые, местные коммерческие FM - станции, частные медиа-холдинги (Ростов-на Дону, «Пульс»). По охвату аудитории:
- общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая ее часть. К ним относятся государственные радиостанции («Радио России», «Маяк») и коммерческие каналы («Русское радио», «Европа плюс»).
- региональные, вещающие на регионы и крупные города страны.
- локальные – местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов.
Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.
1) Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач («Радио России», «Эхо Москвы»);
2) Информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения (информационно-музыкальная радиостанция «Маяк»);
3) Музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции («Европа +», «Русское Радио»);
4) Специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории («Авторадио», Юмор);
5) Религиозные станции, представляющие разные конфессии («Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос»);
6) Вещающие в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) («Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000»).
ЛЕКЦИЯ 2