Баптистские организации и общины




(история и совр. состояние).

Сев. и Юж. Америка

В результате регулярно возникавших гонений Б. с 1638 г. начали иммигрировать в англ. колонии в Сев. Америку, но и там они подвергались притеснениям со стороны местных конгрегационалистов. Б. бежали в Нов. Амстердам (совр. Нью-Йорк), бывший под контролем голландцев, известных своей веротерпимостью, и в Род-Айленд. В то же время многие из приехавших в Америку «гонимых» пуритан и их потомков становились приверженцами баптизма, напр. Роджер Уильямс (1603-1683), один из «пионеров религиозной свободы» в Америке. Выпускник Кембриджа (1627), он был рукоположен в Церкви Англии и стал капелланом сэра Уильяма Мэшема, к-рый познакомил его с О. Кромвелем и Т. Хукером. Под их влиянием нонконформистские убеждения Уильямса сложились окончательно, он перешел к сепаратистам, усвоил кальвинистские взгляды на Церковь и решил покинуть Англию (1631). Он решительно отверг пуританскую «теократию», настаивал на отделении церкви от гос-ва и придерживался принципа «свободы души». Он был убежден, что каждый человек ответственен перед Богом и не нуждается в церкви или священнике, поскольку сам является священником (Евр 4. 15-16; 10. 19-22). После суда над ним в Бостоне Уильямс был изгнан из колонии за то, что «сбился с курса и распространял новые и опасные мнения против авторитета магистрата». Но его соратники считали, что он был изгнан за отстаивание религ. свободы и веру в то, что только НЗ является единственным источником веры и религ. практики. Уильямс направился в колонию сепаратистов в г. Плимут, где возник конфликт из-за владения собственностью. Уильямс был убежден, что только выкуп земли у индейцев, а не подписанный королем Англии патент дает право на владение этой землей. Кроме того, он доказывал, что магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии. Эти взгляды Уильямса власти сочли опасными, и ему пришлось уехать в г. Сейлем, где в 1634 г. он стал пастором, но вскоре был вынужден покинуть и этот город. В 1636 г. он купил землю у индейцев и основал на ней колонию Провиденс (о-в Род-Айленд), к-рая стала прибежищем для квакеров, анабаптистов и всех тех, кого не принимали офиц. власти в др. колониях. В 1639 г. он окрестил себя и еще 10 чел. и основал первую баптист. общину на амер. земле, хотя и не называл себя Б.

Следующим пастором церкви на о-ве Род-Айленд стал Т. Олни, после него Дж. Кларк, к-рый окончательно сформировал общину Уильямса как баптист. (письменных свидетельств об образовании др. общин не сохранилось). В 1652 г. она была реорганизована на платформе общих Б. В 1643 и 1651-1654 гг. Уильямс посещал Англию для получения у короля грамоты на владение землей, кор. Карл II утвердил законность существования колонии и закрепил свободу вероисповедания на ее территории. С этого времени общие Б. селились в основном на Род-Айленде. В 1670 г. они объединились в ассоциацию, но тем не менее никогда не играли большой роли в религ. жизни амер. колоний.

В 1665 г. была основана баптист. община в Бостоне, ее члены на протяжении неск. лет подвергались преследованиям, но именно здесь появилось первое баптист. исповедание веры в амер. колониях. Старейшая баптист. община на Юге была организована в Киттери (шт. Мэн) в 1682 г. Уильямом Скревеном. Хотя на Род-Айленде Б. сохраняли свои традиции, их центром стала Филадельфия. В 1707 г. 5 церквей в колониях Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра путем переписки создали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию (Philadelphia Baptist Association), начавшую проводить активную миссионерскую работу и способствовавшую распространению баптизма во всех колониях. Первая миссионерская программа была принята ассоциацией в 1755 г. В 1751 г. при участии Филадельфийской ассоциации была организована ассоциация в Чарлстоне (шт. Юж. Каролина), с этого времени баптист. ассоциации стали возникать в разных районах Америки.

Амер. Б. проявляли большой интерес к развитию образования. В 1756 г. была основана Хопуэллская академия (Hopewell Academy), в 1764 г. на Род-Айленде был создан первый баптист. ун-т - Брауновский. После 1800 г. появилось множество учебных заведений разного уровня, в т. ч. и Чикагский ун-т.

Росту числа Б. способствовало т. н. «Великое пробуждение», охватившее Сев. Америку в сер. XVIII в. Оно породило ривайвелистских Б.-сепаратистов, к-рые вошли в коалицию с первыми баптист. общинами Нов. Англии. На юге сепаратисты долгое время сохраняли самостоятельность и независимость. В 1755 г. сепаратист Шубаэль Стернс основал общину в Санди-Крик и др. городах. В 1758 г. эти общины объединились в ассоциацию. Доктринально сепаратисты ничем не отличались от частных Б., но их неприятие жесткой церковной организации и дисциплины порождало конфликты между сепаратистами и «регулярными». В 1787 г. было достигнуто примирение, и пасторы, проводники ривайвелизма, устремились через юж. границы в разные колонии, заложив прочные основания для увеличения числа Б. в XIX в. Юг США по сей день остается одним из центров баптизма.

Др. фактором, способствовавшим распространению баптизма, явился патриотизм Б., открыто проявленный с началом Войны за независимость североамериканских колоний (1775-1783). Б. выступили с требованием религ. политической свободы и поддерживали П. Генри, Т. Джефферсона, Дж. Вашингтона, тем самым заслужив их признательность. Б. Юга принимали участие в создании Билля о правах, гарантировавшего религ. свободу для всех. В результате в кон. XVIII в. численность и влияние Б. в Сев. Америке значительно возросли. К 1800 г. насчитывалось уже 48 баптист. ассоциаций, к-рые создавались для решения общих проблем, а не для руководства входившими в них общинами. Тем не менее нек-рые общины не вступали в ассоциации, боясь потерять свою самостоятельность, для расширения своего влияния они воспользовались опытом Баптистского миссионерского об-ва, основанным на индивидуальной миссии в содружестве с др., но без подчинения друг другу. Подобный, т. н. общественный, метод дал возможность создавать независимые зарубежные и внутренние миссии с финансовым участием входивших в них членов. В 1812 г. миссионеры-конгрегационалисты А. и Э. Джадсон и Л. Райс направились в Индию. Во время путешествия все трое крестились в Калькутте и решили стать баптист. миссионерами за пределами США. Джадсоны направились в Бирму, а Райс вернулся в США, чтобы создать миссионерскую орг-цию для проповеди за рубежом. 18 мая 1814 г. 33 делегата от баптист. общин Америки встретились в Филадельфии и создали генеральную конвенцию баптист. деноминации в США для зарубежной миссии, т. н. «Трехлетнюю конвенцию зарубежных миссий» (ее заседания проводились раз в 3 года). Хотя конвенция планировала помимо миссии за рубежом принимать участие и в решении внутренних задач, с течением времени ее деятельность ограничилась только зарубежной миссией. С 1826 г. ее переименовали в Американское баптистское об-во зарубежной миссии (American Baptist Foreign Mission Society); структура орг-ции строилась «по социальному методу»: для каждого служения существовало отдельное об-во. В 1824 г. Б. создали в Америке об-во для публикации и распространения своей лит-ры (American BaptistPublication Society), в 1832 г. организовали Об-во внутренней миссии (American BaptistHome Mission Society).

В 1840 г. на собрании 3 национальных баптист. об-в прошли дебаты по вопросу о рабстве, о праве южан на организацию своего миссионерского об-ва для работы за рубежом, о границах вмешательства межобщинных орг-ций во внутренние дела общин и о пренебрежении Югом внутренней миссией. В 1844 г. Б. в Джорджии обратились в Об-во внутренней миссии с просьбой назначить миссионером рабовладельца. После долгих споров это назначение не состоялось, а затем Об-во зарубежной миссии отказало в аналогичной просьбе Алабамской конвенции.

10 мая 1845 г. 293 баптист. руководителя из юж. штатов, представлявших 365 тыс. верующих, собрались в г. Огасте (шт. Джорджия) и создали Южную баптистскую конвенцию (Southern Baptist Convention), что означало разрыв с северянами. И хотя в их уставе говорилось, что деятельность конвенции будет направлена на решение образовательных программ, а также задач внутренней миссии, конвенция в основном занялась проблемами зарубежной миссии. После Гражданской войны (1861-1865) на Юге продолжали действовать и Об-во внутренней миссии, и Американское баптистское издательское об-во, хотя нек-рые общины юж. Б. постоянно протестовали против инструкций, поступавших из этих общебаптист., а фактически сев. баптист. структур.

После окончания Гражданской войны сев. Б. предложили воссоединиться, но южане не захотели возвращаться к форме существования, отвергнутой ими в 1845 г. Об-во внутренней миссии сев. Б. продолжало работать весьма успешно с образовательными программами и на Юге, среди негритянского населения, тем самым составив серьезную конкуренцию юж. Б. В 80-х гг. XIX в. Южная конвенция объявила юж. штаты своей территорией. Открытие Совета воскресных школ в 1891 г. явилось новой эрой в истории юж. Б., поскольку стало очевидно, что Юг все дальше продвигается к формированию своей деноминации. Теперь все юж. общины снабжались учебной лит-рой из одного центра. После второй мировой войны Южная баптистская конвенция в связи с ростом ее членов на севере и западе страны отказалась от региональных ограничений. Во 2-й пол. ХХ в. она стала самым крупным протестант. объединением в США. В то же время эта конвенция все больше отделялась от др. христ. деноминаций, стремясь к централизации управления. Т. о., юж. Б., составлявшие когда-то небольшую часть населения Теннеси, Миссисипи, Луизианы, Арканзаса и особенно Техаса, приобрели влияние в национальном масштабе. Значительный рост юж. Б. наблюдался между 1940 и 1980 гг. Члены этой конвенции отличаются активным миссионерством, ревайвелистским рвением в помощи бедным, неутомимым проповедничеством и жесткой централизацией деятельности всех структур.

Южная баптистская конвенция - единственная из крупных деноминаций в Америке, к-рая не является членом Национального совета церквей Христа (НСЦХ) и Всемирного совета церквей (ВСЦ). В 50-х гг. XIX в. в Теннеси зародился лэндмаркизм. Идеологи этого течения утверждали, что только баптист. общины являются истинными церквами и что они существовали на протяжении всей истории христианства. Лэндмаркисты провозглашали наличие особого и единственно истинного баптист. «апостольского преемства». В 1854 г. Дж. М. Пендлтон издал кн. «Восстановление старых вех» (An Old Landmark Reset), в к-рой утверждал, что в НЗ нет упоминаний о «вселенской церкви», следов., местные общины абсолютно независимы и являются истинными наследниками христиан апостольских времен. В 1905 г. лэндмаркисты и независимые баптист. общины создали Американскую баптистскую ассоциацию (American Baptist Association) в штатах Оклахома, Техас и Арканзас.

Северная баптистская конвенция (Northern Baptist Convention) окончательно сформировалась в 1907 г. В 1950 г. она была переименована в Американскую баптистскую конвенцию (American Baptist Convention) и в 1973 г. получила совр. название - Американские баптистские церкви в США (American Baptist Churches in the USA). Эта орг-ция по количеству членов значительно отставала от юж. Б. Внутри конвенции зрели теологические разногласия между сев. и зап. Б., к-рые впосл. основали свою Американскую баптистскую ассоциацию. Противники межхрист. контактов составили 2 большие группы фундаменталистов, в 1932 г. одна организовала Ассоциацию регулярных баптистских церквей (Association of Regular BaptistChurches), др. в 1947 г.- Ассоциацию консервативных баптистов Америки (Conservative Baptist Association of America).

Сев. и юж. Б. развивались параллельно, каждое направление в соответствии со своими региональными особенностями, различаясь в решении богословских вопросов, в понимании целей и задач миссионерского служения, в молитвенной практике и в отношении к экуменическому движению. Особой сферой заботы сев. Б. было негритянское население, в результате большинство амер. Б. составляют т. н. «черные церкви», объединяющие негритянское баптист. население. Во время «Великого пробуждения» мн. рабы приняли крещение. Быстрый рост негритянских баптист. общин в США начался после Гражданской войны и отмены рабства. Возникло множество региональных конвенций, в 1880 г.- Национальная баптистская конвенция (National Baptist Convention). К 1900-м гг. среди негритянского населения было гораздо больше Б., чем представителей др. деноминаций. Баптист. общины часто играли роль социальных и духовных центров для черного населения Америки, общины под рук. М. Л. Кинга занимали заметное место в движении за гражданские права в 60-х гг. ХХ в. Черные баптист. общины не ослабляли своей активности и в 80-х гг., что позволило им выдвинуть своего кандидата пастора Джесси Джексона на президентских выборах в 1984 и 1988 гг. В наст. время в США существуют 4 основные деноминации Б.: Южная баптистская конвенция (15,4 млн), Американские баптистские церкви в США (1,5 млн). Национальная баптистская конвенция США (8,2 млн), Национальная баптистская конвенция Америки (3,5 млн) (2 последние - негритянские).

Канада

Первую баптист. общину в г. Хортон (пров. Нов. Шотландия) организовал в 1763 г. Е. Моултон из Нов. Англии; в общину входили как Б., так и конгрегационалисты. В 1800 г. была создана Ассоциация баптистских церквей Нов. Шотландии и Нью-Брансуика, а в 1889 г. ее сменила Баптистская конвенция Онтарио и Квебека, к-рая объединила все ранее существовавшие ассоциации; с 1881 г. отдельно существует Баптистская конвенция Манитобы и Северо-Западных территорий. В наст. время общая численность Б.- 131500 чел. (1150 общин).

Лат. Америка

Баптист. миссионеры появились здесь во 2-й пол. XIX в., к 1904 г. количество Б. составляло уже 5500 чел., в наст. время - 1 млн 775 тыс. чел. Однако сами баптист. лидеры признают, что в этом регионе более успешно развиваются пятидесятнические и харизматические орг-ции. В Мексике, где работали миссионеры как юж., так и сев. амер. Б.,первая община появилась в 1864 г. в г. Монтеррей, а в 1903 г. мекс. Б. создали Национальную баптистскую конвенцию Мексики, к-рая в наст. время насчитывает ок. 83 тыс. членов в 1200 общинах. В то же время в стране существует большое количество независимых баптист. орг-ций (ок. 138 тыс. чел).

Центр. Америка

Первой страной региона, где появились Б., стал Белиз. С 1822 по 1850 г. в стране работало Баптистское миссионерское об-во (Великобритания), с 1901 г.- Баптистское миссионерское об-во Ямайки; после второй мировой войны там развернули активную миссионерскую работу юж. и консервативные Б. из США. В наст. время Баптистская ассоциация Белиза насчитывает 1760 чел. В 1846 г. баптист. миссионеры появились на о-вах Бей (Ислас-де-ла-Баия), к-рые принадлежали Гондурасу; в 1852 г. Э. Келли из Белиза начал свою работу на о-вах Корн (Маис) (англоязычная территория Никарагуа). В 1888 г. Баптистское миссионерское об-во Ямайки развернуло работу среди ямайцев в Коста-Рике, в 1892 г. англоязычные ямайские Б. создали свою первую общину. После того как Панама получила независимость и была создана зона Панамского канала (1903), юж. Б. послали туда своих миссионеров (1905). В 1959 г. была создана Панамская баптистская конвенция, к-рая в наст. время насчитывает ок. 7 тыс. членов и ок. 100 общин. Работать с испаноязычным населением баптист. миссионеры начали только в 10-х гг. XX в. Миссионеры сев. амер. Б. появились в 1911 г. в Сальвадоре, в 1926 г. в Никарагуа, а юж. Б. и представители др. баптист. орг-ций в 40-х гг. работали в Коста-Рике,Гватемале и Гондурасе. В наст. время в Коста-Рике Б. объединены в 8 национальных орг-ций (110 общин); в Сальвадоре - в 3 (166 общин) с общей численностью 14 тыс. чел.; в Гватемале - в 2 (223 общины), в Никарагуа - в 3 (294 общины), общая численность - ок. 32 тыс. чел.; в Гондурасе - в 7 (554 общины, ок. 39 тыс. чел.). В 1871 г. амер. эмигранты, покинувшие юг США, основали первую баптист. общину в Бразилии. Юж. амер. Б. в 1881 г. прислали в страну супругов-миссионеров У. и Э. Багби, к-рые организовали баптист. общину из коренного населения (1882). В 1907 г. браз. Б. объединились в конвенцию и стали посылать миссионеров в др. страны (напр., в Португалию). В наст. время конвенция объединяет ок. 900 тыс. Б. (4800 общин); кроме того, в стране действует ряд независимых конгрегаций (ок. 200 тыс. чел.). В 1881 г. в Аргентине появился первый баптист. миссионер из Европы П. Бессон (франкоязычный швейцарец), но успех пришел к Б. только в нач. XX в., после того как в стране (в 1903) появилась миссия юж. Б. (США); в 1908 г. была создана Аргентинская баптистская конвенция, к-рая в наст. время насчитывает свыше 56 тыс. чел. в более чем 400 общинах. Первая баптист. миссия в Чили была создана нем. Б. в 1892 г.; в 1908 г. миссионер из Шотландии У. Макдоналд организовал Евангелистскую баптистскую конвенцию, к-рая в наст. время объединяет 31 тыс. чел. в 350 общинах. В стране существует также Национальная конвенция баптистских церквей, выделившаяся из состава Евангелистской баптистской конвенции в 1940 г. Канадец А. Рикье стал первым баптист. миссионером в Боливии (1898). В 1936 г. в стране был создан Боливийский баптистский союз, к-рый в наст. время объединяет 25 тыс. чел. Браз. Б. начали работу в стране в 1946 г. и создали Бразильскую баптистскую конвенцию (в наст. время 3 тыс. чел.). В Уругвае (1911)и Парагвае (1919) проповедовали миссионеры из Южной баптистской конвенции. В наст. время Евангельская баптистская конвенция Уругвая насчитывает 4500 членов, Евангельская баптистская конвенция Парагвая, созданная в 1956 г.,- 8 тыс.; кроме того, в стране проживают 2100 Б. (12 общин) слав. происхождения. Среди испаноязычного населения Колумбии баптист. миссионеры появились в 1916 г. Колумбийская баптистская конвенция, к-рая в наст. время насчитывает 15 тыс. чел. (115 общин), была сформирована в 1952 г. при поддержке Южной баптистской конвенции (США). В 1924 г. в Венесуэлу приехал независимый миссионер из Огайо О. Р. Коволт и создал общину среди англоговорящего чернокожего населения. В 1927 г. начала работу Конференция баптистских церквей Дельты, Монагас и Гуаяны, насчитывающая в наст. время 4100 чел. В кон. 40-х гг. XX в. в стране начали работать миссионеры юж. Б.; в 1951 г. была сформирована Национальная баптистская конвенция, объединяющая в наст. время 25 тыс. чел. (250 общин). Первой баптист. миссией в Перу стала миссия Ирландского баптистского зарубежного миссионерского об-ва в 1927 г., чья деятельность привела к созданию в 1952 г. Союза баптистских церквей Юж. Перу; в наст. время в союз входят 5 тыс. чел. (130 общин). В 1936 г. в стране начала работу Baptist Mid-Missions, к-рая в наст. время объединяет 25 тыс. чел.; юж. Б. появились в Перу в 1950 г., а в 1966 г. уже создали Евангельскую баптистскую конвенцию Перу (13 тыс. чел., 200 общин); в стране также действуют и др. миссии из США: Баптистские миссии веры, Ассоциация баптистов за всемирную евангелизацию, Американская баптистская ассоциация, Баптистские международные миссии и Баптистское библейское содружество. В Эквадоре миссионеры Южной баптистской конвенции появились в 1950 г.; в 1972 г. была создана Баптистская конвенция Эквадора (в наст. время 17 тыс. чел., 220 общин). В стране действуют Международное баптистское содружество, Библейское баптистское содружество и Baptist Mid-Mission (все из США), к-рые объединились в Баптистское миссионерское содружество (31 община и 18 миссий). Большинство крупных баптист. национальных конвенций Лат. Америки и являются членами Союза баптистов Лат. Америки, к-рый, в свою очередь, входит в Баптистский всемирный альянс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: