История возникновения баптизма




БАПТИСТЫ

[греч.βαπτίζω - погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1-й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации - признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих,- Б. добавили к ним свои собственные: т. н. крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа, через погружение), следование принципу отделения Церкви от гос-ва, полную самостоятельность общин. Первых Б. часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т. к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в нач. XVI в.; одним полюсом его являлись швейцар. анабаптисты, впосл. ставшие известными как меннониты и амиши и отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а др.- нем. анабаптисты, такие, как Т. Мюнцер, Я. Матис и Иоанн Лейденский, силой оружия утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее последователи и тех и др. как в католич., так и в протестант. странах приговаривались к смертной казни (в т. ч. и в Англии в 1536). Б. заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптист. Исповедании веры 1644 г. они называют себя «теми церквями, к-рые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами»; в приложении к Исповеданию, к-рое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими»; в Исповедании 1688 г.- «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями»; позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т. д. Термин Б. постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в Акте о веротерпимости 1689 г., где Б. названы в одном ряду с пресвитерианами и индепендентами диссидентскими, но дозволенными деноминациями.

История возникновения баптизма

Реформацию в Англии можно назвать «реформацией сверху», т. к. основной движущей силой были светские власти. Начало процессу положил отлученный папой от Церкви кор. Генрих VIII, к-рого 3 нояб. 1534 г. парламент провозгласил главой Церкви Англии. Доктрина англикан. Церкви представляла собой сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма, соединяя в себе, напр., учение об оправдании верой и предопределении избранных ко спасению, с одной стороны, и сохранение церковной иерархии (епископальное устройство) во главе с королем - с др. Вскоре в стране появилось движение пуритан (лат. purus - чистый), выступавших за продолжение реформ и очищение Церкви от остатков папизма, а также требовавших замены епископальной системы на пресвитерианскую, при к-рой местные Церкви управлялись бы пресвитерами, выбранными прихожанами. Пресвитериане, умеренное крыло пуритан, были строгими кальвинистами и сторонниками гос. контроля над Церковью; радикалы, сепаратисты, или индепенденты, выступали за отделение церкви от гос-ва и за полную самостоятельность местных общин-конгрегаций (отсюда их др. название - конгрегационалисты). Они считали, что Церковь нельзя отождествлять со всем крещеным населением, т. к. ее членами могут быть только покаявшиеся в своих грехах и искренне уверовавшие во Христа. Сепаратисты организовывали свои приходы с кон. XVI в., но особой Церкви не создали и со временем исчезли. Сепаратизм явился питательной средой для браунистов, бэрроуистов, квакеров, антитринитариев, пресвитериан и Б.

Основателем 1-й общины Б. считается Дж. Смит, выпускник Кембриджского ун-та, к-рый в 1606 г. примкнул сначала к пуританам, затем к линкольнширским сепаратистам-браунистам. В 1606 г. сепаратисты, спасаясь от религ. преследований, были вынуждены бежать в Амстердам. Одна из групп сепаратистов, под рук. Дж. Робинсона, переехала в Лейден и впосл. составила ядро «отцов-пилигримов», в 1620 г. отправившихся в Америку на корабле «Мейфлауэр». Смит со своими сторонниками, включая Т. Гельвеса, поселился в Амстердаме и под влиянием учения Арминия и голландских меннонитов стал сторонником арминианской доктрины об искуплении Христом Своей смертью всех людей и убежденным противником крещения младенцев. В кн. «Печать зверя» (The character of the Beast, 1609) он объясняет свой уход от браунистов тем, что те сохраняют практику крещения младенцев, и ссылается на анабаптистов, к-рые «не вводили нового завета, но установили новое, или апостольское, крещение, которым был низвергнут антихрист». Смит утверждал, что все установления Христа были утеряны и люди должны их восстановить. Объединившись, 2 или 3 человека могут создать церковь и крестить себя сами, но крещению должны предшествовать покаяние и вера, чего нет ни в Церкви Англии, ни у пуритан. В том же году Смит крестил обливанием самого себя и 36 своих сторонников, за что получил прозвище «самокрещенец» (англ. the se-baptist, self-baptizer). Вместе со своими последователями он был исключен из общины браунистов и создал в Амстердаме независимую общину, к-рая считается 1-й баптист. В авг. 1612 г. Смит скончался в Амстердаме, а община вскоре распалась.

После кончины Смита была опубликована написанная им «Декларация веры»; она состоит из 27 статей и дает полное представление о его взглядах, напр. в п. 2 говорится: «Веруем, что Бог создал и искупил род человеческий по образу Своему и всех людей уготовал к жизни». Крещение названо «внешним знаком прощения грехов, смерти и воскресения и поэтому не может относиться к младенцам» (п. 14); «Вечеря Господня является внешним знаком общения во Христе, полноты веры членов общины на основе веры и любви» (п. 15), т. е. таинством, с т. зр. Смита, не является.

Незадолго до смерти Смита из-за возникших разногласий группа Б. во главе с Гельвесом вернулась в Лондон (кон. 1611 - нач. 1612). В 1612 г. Гельвес был заключен в тюрьму за публикацию своей кн. «Тайна беззакония» (The Mystery of Iniquity), где он требовал полной свободы вероисповедания. экземпляр книги он направил кор. Якову I. В 1616 г. Гельвес скончался в тюрьме, но Б. не прекратили своего существования.

Общие Б.

Последователи Смита и Гельвеса стали называться впосл. общими Б., т. к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных. К 1626 г. в Англии существовало 5 баптист. общин, в 1644 г.- 47. Между 1640 и 1660 гг. Б. в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что крещение должно совершаться только погружением. Общие Б. официально заявили об обязательности такого способа крещения в своем первом исповедании, изданном в 1660 г.

До 1689 г. Б. подвергались постоянным репрессиям, и только «Акт о веротерпимости» облегчил их положение, разрешив им свободу молитвенных собраний. В XVII-XVIII вв. среди общих Б. широкое распространение получили взгляды антитринитариев. С 1671 по 1731 г. на заседаниях генеральной баптистской ассамблеи регулярно обсуждалась антитринитарная ересь, к-рая была известна в Англии с нач. XVII в. благодаря социнианской (см. Социниане) лит-ре, привезенной из Европы, и получила распространение среди сепаратистов. К 1750 г. многие из общих Б. стали унитариями (см. унитарианство). В 1802 г. Генеральная ассамблея общих Б. разделилась на тех, кто присоединился к частным Б., и тех, кто перешел к унитариям. Не примкнувшие ни к тем, ни к др. основали в 1816 г. миссионерское об-во. К кон. XIX в. противоречия в учении общих и частных Б. сгладились, и в 1891 г. они объединились.

Частные Б.

Подавляющее большинство совр. Б. называют себя частными, или партикулярными, ведут свое происхождение от диссентеров (индепендентов) - последовательных кальвинистов, выдвинувших идею церкви, собранной Духом Божиим (англ. gathered church - собранная церковь), а не отдельным человеком или гос-вом. Тот, кто осознает себя истинным, возрожденным христианином, должен искать своих единоверцев и составить особую церковь, не ограниченную географическими рамками (напр., приходами). Индепенденты хотя и были убеждены, что христ. общины должны следовать конгрегационалистскому принципу организации, но не настаивали на полном разрыве с Церковью Англии. Эта позиция не устраивала радикально настроенных членов, к-рые не видели смысла в ожидании продолжения реформ Церкви Англии. Среди них был пастор Г. Джейкоб, руководивший конгрегацией индепендентов в Лондоне. В 1616 г. он вместе со своими последователями основал общину, к-рой впосл. руководили пасторы Дж. Латроп и Г. Джесси, поэтому конгрегацию часто называли «JLJ Church» по их инициалам. В 1633 г. в общине началась дискуссия о значении и смысле крещения, и в результате от нее откололась группа под рук. Дж. Спилсбери, к-рая приняла повторное крещение в 1638 г. (крещение в общине совершалось как обливанием, так и окроплением). К 1640 г. в Лондоне существовали по крайней мере 2 баптист. общины, пришедшие к выводу, что истинным крещением может быть только крещение погружением. Такое крещение практиковали голл. меннониты, к к-рым были направлены представители лондонских Б. После их возвращения 56 членов обеих общин были крещены погружением. В 1644 г. частные Б. официально заявили в «Первом Лондонском исповедании» веры частных баптистов (подписано 7 общинами), состоявшем из 15 пунктов, что крещение должно совершаться только погружением, т. к. «это является знаком, который должен ответить... на ту заинтересованность, которую святые имеют в смерти, погребении и воскрешении Христа; с той же несомненностью, с которой тело, погруженное в воду, появляется снова, тела святых будут возвеличены силой Христа в день воскрешения, чтобы царствовать вместе со Спасителем».

Количество частных Б. росло довольно медленно, т. к., веря во спасение только избранных, они не занимались миссионерской работой. Ситуация изменилась после 1750 г., когда под влиянием методизма у частных Б. повысился интерес к миссионерской работе и их ряды резко выросли. В это время получили известность такие деятели баптизма, как Э. Фуллер (1754-1815), Р. Холл (1764-1831) и У. Кэри (1761-1834). В 1779 г. было основано Баптистское об-во внутренней миссии (The Baptist Home Mission Society). В 1792 г. Дж. Кэри основал Английское баптистское миссионерское об-во, положившее начало совр. миссионерскому движению в англоговорящих странах, и стал его первым миссионером в Индии. Б. сохраняли большое влияние в религ. и политической жизни Великобритании в XIX в. В 1813 г. образовался Баптистский союз Великобритании и Ирландии (The Baptist Union of Great Britain and Ireland). В 1891 г. к союзу присоединилась и часть общих Б. Частные Б., к-рые остались верны «строгому кальвинизму», получили название «строгие баптисты» и образовали 3 региональные ассоциации. В 1976 г. они присоединились к баптист. общинам, придерживающимся кальвинистской доктрины «суверенной благодати», и сформировали ассамблею «Благодать».

Внеобщинные структуры

Между 1640-1660 гг., когда наблюдался особенно бурный рост баптист. общин, возникла потребность в создании структур, их объединяющих. Старейшая и самая жизнеспособная из них - ассоциация местных общин. Общие Б. собирались в Лондоне в 1624 и 1630 гг. для обсуждения вероисповедных вопросов, но офиц. структуры не создали. Различные ветви и ассоциации англ. Б. созывали генеральные ассамблеи обычно в Лондоне. В 1653 г. общие Б. первыми утвердили генеральную ассамблею как постоянно действующий орган. Они настаивали на том, что ее решения являются обязательными для всех общин, поскольку «церковь одна» (напр., в Исповедании 1678 г.), и что общины должны контролироваться ассамблеей; частные Б. никогда не позволяли своим ассамблеям и генеральным ассамблеям претендовать на роль «церкви» и издавать акты, обязательные для исполнения во всех общинах. Во «Втором Лондонском исповедании» частных Б. 1677 г. говорится, что для разрешения трудных случаев общины могут собирать ассамблеи, но никто не может навязывать свои мнения и решения местным общинам и вмешиваться в их дела, нарушать их свободу. В 90-х гг. XVII в. среди англ. Б. разгорелась дискуссия об использовании музыки за богослужением. В предшествовавшие годы этот вопрос не обсуждался, потому что первые Б. рассматривали пение как один из видов «фиксированной» молитвы. Затем повсеместно стало распространяться пение псалмов (но не гимнов) без муз. сопровождения. Только влияние методистов окончательно закрепило муз. исполнение псалмов и гимнов во время молитвенных собраний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: