Программа охраны земельных ресурсов РБ




 

Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во много определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.

Конституция Республики Беларусь - основной закон нашего государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Проводимая государственная экологическая политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.

В Беларуси разработаны программы по очистке земель, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, введены законы, запрещающие предприятиям сливать ядовитые отходы в почву, разрабатываются все новые и новые предложения по утилизации отходов жизнедеятельности, что должно будет значительно снизить рост мусорных свалок.

Таким образом, в Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий (таких, как Березинский заповедник, Беловежская пуща), восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.

Заключение

 

Земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. В отличие от других факторов производства земля обладает одним важным свойством - ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи.

Необходимо различать понятия «рента» (цена за использование земли) и «цена земли» (цена, по которой она покупается и продается). Размер ренты с экономической точки зрения определяется спросом и предложением земли как фактора производства. Рыночная цена земли представляет собой так называемую капитализированную ренту. Она равна сумме будущих арендных платежей, которую мог бы получить владелец земельного участка, сдавая его в аренду.

Одна из главных особенностей земли – где бы практически ни использовалась она, ее предложение всегда будет абсолютно неэластичным. Спрос же будет зависеть от таких факторов, как плодородность земли, цена продукции, выращенной на этой земле, цены на другие ресурсы, используемые вместе с землей, ее месторасположение и др. Фиксированное предложение земли означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим земельную ренту.

Размер земли, которую потенциально можно использовать для нужд человечества, конечен, ограничен даже при условии вовлечения в производство еще неоткрытых технологий. Наличие плодородных земель и доступ к ним становятся лимитирующим фактором экономического развития, уровня благосостояния. Страны должны более эффективно использовать имеющиеся у них запасе земли.

На данном этапе развития в Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды, эффективному использованию земельных ресурсов, что в ближайшем будущем скажется на экономическом росте страны и устойчивости ее развития.

Приложение

 

Рис. №1 Эффект убывающей отдачи

[1]

 

 

Рис. №2 Спрос и предложение на землю

[2]

Список литературы

1. Кажуро Н. Я. Основы экономической теории – Мн.: ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта», 2003 г.

2. Любимов Л. Л. Введение в экономическую теорию – М.:Вита-Пресс, 1999 г. (в 2 томах)

3. Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М.: ИНФРА-М, 2002 г.

4. Седов В.В. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002 г.

5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. (в 2 томах)

6. ДЭ Земля – М.: Педагогика, 1971 г.

7. Экономическая теория/В. Л. Клюня, И. В. Новикова, М. Л. Зеленкевич, НТООО «ТетраСистемс», 2001

 


[1] Седов В.В. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002 г., стр 22

[2] Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М.: ИНФРА-М, 2002 г.,стр 658

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: