Искусство Средних веков
АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны христианского храма для алтаря, перекрытый полукуполом; аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма.
АЛТАРЬ - жертвенник, место жертвоприношения. В христианском храме – жертвенный тол, престол, расположенный в алтарном выступе-апсиде.
АРКА ПОЛУЦИРКУЛЬНАЯ – арка, описанная по полуокружности.
АРКА ПОДПРУЖНАЯ – арка, укрепляющая и поддерживающая своды.
АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ - арка, состоящая из двух дуг, пересекающихся под углом, имеющая стрелу подъема.
АРКБУТАН – открытая полуарка, переносящая давление свода (распор) на контрфорс, элемент готической конструкции.
АРХИВОЛЬТ – наружная, архитектурно оформленная поверхность арки, как правило, в виде профилированной дуги.
БАЗИЛИКА – здание прямоугольной в плане формы, разделенное продольными рядами колонн или столбов на несколько галерей – нефов. Средний неф обычно шире и выше боковых.
ВЕНОК КАПЕЛЛ – расположение рядом лежащих капелл по периметру хора с обходом в алтарной части романского и готического храмов.
ВИМПЕРГ – высокий остроконечный резной фронтон над окном или дверным проемом.
ВИТРАЖ – произведение декоративного искусства сюжетного или орнаментального характера, выполненное из разноцветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение в оконном проеме. Характерная особенность готической архитектуры. Готический витраж состоял из сравнительно мелких и разнообразных по форме цветных стекол, скрепленных свинцовым обрамлением.
ГАЛЕРЕЯ КОРОЛЕЙ – горизонтальные ярусы библейских царей и пророков на фасадах романских и готических храмов, отождествляемых с королями Франции.
|
ГОТИКА - последняя фаза развития средневекового искусства в Европе. Происходит от слова «готы», названия кочевых племен, вторгшихся в Италию во время «великого переселения народов». Для римлян «готы» - синоним «варвары».
ГУРТ, НЕРВЮРА - выступающее, профилированное ребро готического свода, основа его конструкцию. Каркас нервюр воспринимает и передает нагрузку свода на его опоры.
ДЕАМБУЛАТОРИЙ – сквозной проход, галерея вокруг хора в романском и готическом храме, соединяющий боковые нефы.
ИМПОСТ – основание арки, пята арки, плита, составляющая верхнюю часть капители, на которую опирается арка.
ИНИЦИАЛ – исполненная художником орнаментально-декоративная композиция начальной буквы в средневековой рукописной книге.
КАПЕЛЛА – католическая часовня, домовая частная церковь, придел в христианском храме.
КАРТУШ – лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка с завернувшимися краями, служит фоном, плоскостью для надписей, вензелей, эмблем, гербов, сюжетных и орнаментальных изображений.
КЛУАТР – внутренний монастырский двор, как правило, с южной стороны храма, окруженный галереями.
КОНСОЛЬ – выступ в стене, поддерживающий карниз, балкон, статую, арку и пр.
КОНТРФОРС – вертикальный, суживающийся кверху выступ стены, усиливающий ее устойчивость, воспринимающий распор свода, передаваемый аркбутаном.
КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, четвертой части сферы.
КОРАБЛЬ, НЕФ – галерея, одна из частей интерьера базилики, отделенная от других опорами, колоннами, столбами. В храме может быть от одного до семи нефов.
|
КРЕСТОЦВЕТ – в готической архитектуре завершение фронтонов и башен в виде цветка с одной или двумя парами горизонтальных ответвлений от «стебля».
КУПОЛ – сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.
ЛЮНЕТА – поле над дверью, окном, частью стены, заключенное между аркой и ее опорами, часто украшенное живописными или скульптурными изображениями.
МАНДОРЛА – принятое в христианской иконописи изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа или Богоматери.
МИНИАТЮРА – иллюстрация в средневековой рукописи. Слово происходит от названия красной краски, «миния», которая широко использовалась для выделения заглавных букв в оформлении рукописных книг.
МОЗАИКА – вид средневековой монументальной живописи: композиция, составленная из кусочков камня или кубиков смальты, набранных на известковом или цементном основании.
МЕРОВИНГИ – одна из первых династий франкских королей (481-751 г.г.).
НАРТЕКС – входное помещение храма в виде закрытой галереи или открытого портика.
НИМБ – символ святости, изображение сияния вокруг головы Христа, Богоматери и святых в виде круга.
ОРАТОРИЙ – молельня, маленькая часовня в христианской архитектуре.
ПАРУСА – вогнутые треугольники, соединяющие круглое основание купола с четырехугольной формой опор. Изобретение византийских зодчих. Купол на парусах – характерная особенность конструкции христианских храмов.
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ – вид художественной обработки металла, состоящий в заполнении разноцветными эмалевыми сплавами мелких углублений, образованных тонкими перегородками из металлической проволоки, прикрепленных к его поверхности.
|
ПИНАКЛЬ. ПИНАКЛИ – декоративные башенки, завершенные остроконечными пирамидками и увенчивающие контрфорсы и другие части перекрытий готических сооружений.
ПИКСИДА – небольшой сосуд для благовоний или ювелирных украшений, как правило, из драгоценных металлов и богато орнаментированный.
ПОРТАЛ – архитектурно обработанный, парадно оформленный вход в общественное здание, храм, дворец.
ПОТИР – церковная чаша для причастия в виде удлиненного, расширяющегося кверху
сосуда на массивном основании. Изготовляется из дорогих материалов: золота, серебра, бронзы, стекла, и богато изукрашивается.
РЕЛИКВАРИЙ – в католическом храме богато украшенное вместилище для хранения реликвий: мощей святых, частей их одежды или быта и пр. Реликварии имеют самые разнообразные формы: сосуды, башенки, ларцы, бюсты святых, статуэтки, кресты, складни, уменьшенные копии храмов и т.п.
РЕТАБЛО, РЕТАБЛЬ – запрестольный алтарь, высокое многоярусное сооружение, включающее живописные и скульптурные изображения.
РИЗНИЦА. САКРИСТИЯ – в католической церкви помещение для хранения церковных облачений и утвари.
РОЗА – круглое большое окно на фасадах романских и готических храмов с переплетами сложного рисунка наподобие каменного кружевного узора. Часто выполняется в технике витража.
СКРИПТОРИЙ – специальное помещение в христианских монастырях, предназначенное для изготовления и переписки рукописных религиозных книг.
СМАЛЬТА – стекловидная масса, окрашенная окислами металлов в разные цвета. Широко использовалась в Византии как мозаичный материал.
СРЕДОКРЕСТИЕ – место пересечения продольных и поперечного нефов в базилике.
ТИМПАН – внутреннее поле фронтона, пространство над дверью или окном, имеющее треугольное, полуциркульное или стрельчатое очертание.
ТРАВЕЯ – пространственная ячейка нефа под одним сводом, ограниченная четырьмя опорами.
ТРАНСЕПТ – поперечный неф в романском и готическом храмах. Располагается, как правило, в восточной части храма и отделяет алтарь от основного его пространства
ТРАПЕЗНАЯ – общая монастырская столовая с подсобными помещениями.
ТРИФОРИЙ – продольная боковая декоративная галерея в толще стены центрального нефа, открытая в боковые нефы тройными или двойными проемами и отделяющая нижние арки от верхнего яруса окон.
ФИАЛ – декоративное увенчание пинаклей и контрфорсов в виде фигурного шпиля или стержня с крестоцветом.
ФИБУЛА – декоративная застежка для плаща или любой верхней одежды в виде броши круглой или овальной формы.
ФРОНТОН – треугольное поле, треугольник, образуемый двускатной крышей здания и карнизом на восточном и западном фасадах.
ХОР – восточная часть христианского храма, где во время богослужения находятся духовенство или певчие. Обычно располагается в западной части храма, над входом.
ЩИПЕЦ – верхняя часть фасадной стены в форме угла, ограниченного двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная от стен горизонтальным карнизом.
ЭМПОРЫ– галерея над входом или боковыми нефами, открытая в центральный неф.
Искусство Эпохи Возрождения
БАЗИЛИКА – прямоугольное в плане здание, расчлененное в интерьере рядами колонн на ряд прямоугольных галерей – нефов. Средняя часть обычно шире и выше боковых и освещается окнами над боковыми нефами.
ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей.
ГАЛЕРЕЯ – полуоткрытое, светлое, протяженное по горизонтали помещение, ограниченное с одной или двух сторон колоннами или пилонами.
ДУЧЕНТО – этап в развитии итальянского искусства – ХШ век.
КАМПАНИЛА – колокольня итальянской архитектуре.
КАПЕЛЛА – католическая часовня.
КВАДР – тесаный на четыре грани камень.
КВАТРОЧЕНТО – эпоха в развитии итальянского искусства – ХУ век.
КОНСОЛЬ. КРОНШТЕЙН – выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка для поддержания балкона, карниза, арки, статуи и пр.
ЛАНТЕРНА – световой фонарь в куполе, служит окном и завершением купола.
ЛОДЖИЯ – помещение, открытое с одной или нескольких сторон. Балкон, углубленный в стену здания.
ЛЮКАРНА – чердачное окно, круглый или многогранный оконный проем в крыше или куполе; имеет также декоративное значение.
ЛУЧКОВЫЙ ФРОНТОН – фронтон сегментообразной формы, напоминающий своим очертанием натянутый лук.
МАНЬЕРИЗМ – художественное направление в истории итальянского искусство ХУ1 века, основанное на формальном истолковании и использование приемов («манер») знаменитых художников прошлого и современности.
МЕДАЛЬОН – круглое или овальное поле, включающее изобразительную или орнаментальную композицию и входящее составной частью в декоративную отделку здания. В архитектурной декорации выполняется средствами рельефа, росписи, мозаики.
НАЛИЧНИК – обрамление дверного или оконного проема.
ПАЛАЦЦО – дворец, городской особняк в Италии, жилой дом знати или здание общественного назначения.
ПЛАФОН – потолок или свод, украшенный живописью или лепниной.
ПРОЛЕТ – расстояние между опорами.
ПРОТОРЕНЕССАНС – предвозрождение. Наименование этапа в истории итальянского искусства, предшествующего Ренессансу – ХШ-Х1У века.
ПЬЕДЕСТАЛ – подножие, основание памятника, статуи, колонны, состоящее их трех частей: цоколя, стула, карниза.
РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.
РОТОНДА – круглое в плане здание, перерытое куполом.
РУСТ – отдельный каменный прямоугольник, обработанный рустикой.
РУСТИКА – способ обработки камня, когда одна сторона его остается грубо околотой с узким гладким кантом по краям. Способ декоративного оформления стены, когда тонкие гладкие рамки подчеркивают выступающие вперед прямоугольники (каменные, штукатурные, деревянные).
РАКУРС – в искусстве перспективное сокращение удаленных от зрителя архитектурных форм, фигур или предметов, изображенных на картине, рисунке, барельефе.
РЕНЕССАНС – франц. «возрождение». Наименование эпохи расцвета европейской культуры и искусства в ХУ-ХУ1 веках. Стиль западноевропейского зодчества ХУ-ХУ1 веков, основанный на возрождении античных архитектурных форм.
СФУМАТО – светотень, прозрачная дымка теней. Мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного решения.
САНДРИК – небольшой карниз над окнами или дверями. Бывает треугольный, лучковый, ступенчатый, разорванный.
СВОД – перекрытие здания, имеющее криволинейную форму, Известны своди цилиндрические, коробовые, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, нервюрные, звездчатые. Всего около двадцати типов.
ТЕРРАКОТА – неглазурованные изделия из обожженной глины пористого строения.
ТРЕЧЕНТО – период в истории итальянского искусства – Х1У век.
ТОНДО – живописное станковое произведение круглой формы. Скульптурный рельеф в виде круга. Композиция в виде круга.
ФАСАД – каждая из внешних сторон здания.
ЦОКОЛЬ – нижняя часть стены здания, выступающая наружу и служащая основанием. Часто облицовывается камнем.
ЦИРКУМФЕРЕНЦИЯ – округлая в плане обстройка парадного двора, образуемая крыльями здания, флигелями, галереями.
ЧИНКВЕЧЕНТО – период в истории итальянского искусства – ХУ1 век.
Вопросы к разделу
«История зарубежного искусства XVII – Х1Х веков»
Искусство Нового времени (XVII – XIX века)
1. ХУП-Х1Х века как новый этап в развитии европейского искусства. Общая характеристика периода, основных стилевых направлений и художественных школ.
2. Барокко – ведущий стиль в архитектуре и изобразительном искусстве Европы 17 века, основное образное содержание и формальные особенности барочного искусства.
3. Архитектура итальянского барокко. Рим, Венеция. Основные памятники, особенности архитектурно-художественных решений.
4. Лоренцо Бернини – ведущий архитектор Рима 17 века. Градостроительные проблемы Рима и их решение в творчестве Л.Бернини. Основные памятники.
5. Л. Бернини – создатель стиля барокко в скульптуре. Монументальная, монументально-декоративная и станковая скульптура Бернини. Основные памятники.
6. Микельанджело да Караваджо. Особенности тематики, образных характеристик, художественных средств. Основные памятники.
7. Романтические тенденции в живописи Италии 17 века. Сальватор Роза, Алессандро Маньяско. Основные памятники.
8. Болонская Академия Братьев Каррачи – «Академия вступивших на правильный путь». Содержание, система и методы обучения.
9. Жанровые тенденции в живописи Италии 17 века. Доменико Фетти, Бернардо Строцци. Особенности трактовки религиозных сюжетов.
10. Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы живописи. Монументальный цикл «Жизнь Марии Медичи», картины на религиозные и мифологические темы, портреты.
11. Антонис ван Дейк – выдающийся мастер европейского парадного портрета. Круг моделей, характер образов, формально-стилевые особенности, этапы творчества.
12. Живопись Фландрии 17 века. Школа Рубенса: Якоб Иорданс, Франс Снейдерс. Бытовая живопись: Адриан Браувер, Давид Тенирс Младший.
13. Живопись Голландии 17 века. Общая характеристика. Бытовой жанр в голландской живописи, «Малые голландцы».
14. Реалистический пейзаж Голландии 17 века. Основные виды и направления. Якоб ван Рейсдаль, своеобразие творческой индивидуальности и образно-стилевых приемов пейзажной живописи.
15. Голландский натюрморт 17 века. Этапы развития, основные тематические группы, художественные особенности.
16. Ян Вермеер Дельфтский – глава голландской бытовой живописи. Основные памятники.
17. Франс Хальс. Типы портретов, особенности трактовки образа человека и живописной техники.
18. Живопись Рембрандта. Религиозная, мифологическая тематика. Эволюция портретной живописи.
19. Графика Рембрандта: рисунки и офорты. Образно-стилевые особенности офортов.
20. Живопись Испании 17 века. Общая характеристика. Эль Греко, особенности тематики и художественной формы.
21. Живопись Испании 17 века: Х. Рибера, Ф.Сурбаран, Б.-Э.Мурильо. Демократизм образов и народность творчества испанских живописцев.
22. Диего Веласкес. Портретная живопись: этапы творчества, трактовка образа человека, эволюция живописного видения.
23. Диего Веласкес. Бытовая, мифологическая, историческая живопись. Внестилевой характер творчества.
24. Живопись Франции 17 века. Характеристика основных направлений. «Живописцы реальности».
25. Никола Пуссен – основоположник европейской живописи классицизма. Основные памятники.
26. Клод Лоррен. Поэтические образы Италии. Особенности стилевых приемов классицизма в пейзажной живописи Лоррена.
27. Архитектура Франции 17 века. Луи Лево и Франсуа Мансар. Французский регулярный парк. Ансамбль Версаля. Андре Ленотр – выдающийся мастер «зеленой архитектуры».
28. Скульптура Франции 17 века: монументальная, монументально-декоративная и станковая. Ф.Жирардон, А.Куазевокс, П.Пюже.
29.Живопись Франции 18 века. Основные стилевые направления: рококо, сентиментализм, реализм, классицизм. Общая характеристика.
30. Антуан Ватто. Эволюция творчества. «Галантные празднества», образы актеров Французского и Итальянского театров. Рисунки Ватто.
31. Стиль рококо в живописи Франции 18 века. Ф.Буше, О.Фрагонар, Ж.- Б.Перроно. Художники круга Ватто: Н.Ланкре, Ф.Гайяр.
32. Гуманистические тенденции в живописи Франции 18 века. Ж.- Б.Шарден, Ж.- Б.Грез, М.- К.Латур.
33. Классицизм в живописи Франции конца 18 века. Жак Луи Давид. «Революционный классицизм» Давида. Портретная живопись.
34. Скульптура Франции 18 века, тенденции классицизма, рококо и реализма. Гийом Кусту, Эдм Бушардон, Ж.- Б.Пигаль, Ж.- Б.Лемуан, Э.- М.Фальконе, Ж.- А.Гудон.
35. Классицизм в архитектуре Франции 18 века. Ж.- А.Габриэль – площадь Согласия в Париже. Ж.-Ж.Суффло, Н.Леду.
36. Итальянская живопись 18 века. Архитектурный пейзаж-ведута: Антонио Каналетто, Бернардо Белотто, Франческа Гварди.
37. Монументальная живопись Италии 18 века: Дж.- Б.Тьеполо. Бытовая живопись: П.Лонги, Дж.Гисланди, А.Пьяцетта.
38. Пастельная живопись Италии 18 века: Р.Карьерра. Архитектурная графика: Дж.-Б.Пиранези.
39. Скульптура классицизма в Италии рубежа 18-19 веков. Антонио Канова.
40. Живопись Англии 18 века. Уильям Хогарт – основоположник реализма в английской живописи. Бытовая и портретная живопись Хогарта. Графические серии.
41. Портретная живопись Англии 18 века. Г.Неллер, Дж.Рейнольдс, Т.Гейнсборо.
42. Портретная живопись Англии конца 18 – начала 19 века: Г.Реберн, Дж.Ромни, Т.Лоуренс.
43. Классицизм в архитектуре Англии 18 века. Кристофер Рен, Дж.Ванбру, Дж.Гиббс.
44. Классицизм в живописи Франции начала 19 века: Ж.- Л.Давид, Ж.О.Доминик Энгр.
45. Романтизм в живописи Франции первой половины 19 века: Эжен Делакруа, Теодор Жерико.
46. Оноре Домье – художник-демократ. Образы народа и революции в живописи и графике Домье. Бытовая и политическая карикатура.
47. Развитие реализма во французской живописи середины 19 века. Ф.Милле, Г.Курбе.
48. Становление национального реалистического пейзажа в живописи Франции 19 века. «Барбизонская школа».
49. Развитие реализма во французской живописи второй половины 19 века. Эдуард Мане. Эдгар Дега.
50. Импрессионизм как прогрессивное направление в живописи Франции второй половины 19 века. Эстетика и жанровая система импрессионизма. Ведущие художники-импрессионисты: К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей, О.Ренуар.
51. О.Роден – выдающийся представитель станковой реалистической скульптуры Франции 19 века. Особенности тематики и художественной формы, основные памятники. «Граждане Кале» как произведение монументальной скульптуры Родена.
52. Постимпрессионизм в живописи Франции конца 19 – начала 20 века. Пуантелизм: Ж.Сера и Поль Синьяк.
53. Постимпрессионизм в живописи Франции конца 19 – начала 20 века. Поль Сезанн и Ван Гог.
54, Постимпрессионизм в живописи Франции конца 19 – начала 20 века. Поль Гоген и Анри Тулуз де Лотрек.
55. Пейзажная живопись Англии первой половины 19 века. Реалистическое направление: Джон Констебль. Романтический пейзаж – Уильям Тернер.
56. Живопись Англии середины 19 века. «Братство прерафаэлитов»: эстетическая программа, особенности содержания и художественной формы. Творческое ядро объединения: Данте Габриэль Росетти, Уильям Хант, Форд Мэддокс Браун.