Самоконтроль по ситуационным задачам




СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ

По дисциплине «Доказательная медицина» (вузовский компонент)

Для специальности 060201 -– Стоматология (очная форма обучения)

 

Красноярск


УДК 61(07)

ББК 51.1

С 23

 

Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Доказательная медицина» для специальности 060201 -– Стоматология (очная форма обучения) / сост. А.В. Шульмин, В.В. Козлов, И.Л. Аршукова, Е.А. Добрецова. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2012. – 110 с.

 

 

Составители:

к.м.н., доцент, Шульмин, А.В.,

к.м.н., доцент, Козлов, В.В.,

к.ф.-м.н., Аршукова, И.Л.,

Добрецова, Е.А.

Рецензенты:

д.м.н., профессор, Капитонов, В.Ф., кафедра управления, экономики здравоохранения ИПО КрасГМУ

д.м.н., профессор, Россиев, Д.А., зав. кафедрой медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО КрасГМУ

 

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2011г.) по специальности 060201 -– Стоматология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2012).

 

КрасГМУ

2012 г.


Содержание

Занятие №1. Понятие о доказательной медицине 4

Занятие №2. Основы теории вероятности 13

Занятие №3. Описательная статистика. Средние величины 25

Занятие №4. Описательная статистика. Показатели разнообразия признака в совокупности 37

Занятие №5. Методы сравнительной статистики 51

Занятие №6. Методы оценки связи между переменными 61

Занятие №7. Относительные величины. Динамические ряды 73

Занятие №8. Организация научного статистического исследования 88

Занятие №9. Правила представления статистических данных в научной литературе. Оценка медицинских публикаций 96

Занятие №10. Источники медицинской информации. Оценка медицинских публикаций 105

Рекомендуемая литература 110



Занятие №1

«Понятие о доказательной медицине»

1. Тема: «Понятие о доказательной медицине»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

 

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Понятие доказательной медицины.

2. Предпосылки возникновения доказательной медицины.

3. Основные аспекты доказательной медицины.

4. Отрицательные моменты недоказательной медицины.

5. Клиническая эпидемиология, как одно из направлений доказательной медицины.

6. Понятие "золотого стандарта клинического исследования".

7. Понятие рандомизации. Как правильно организовать сбор данных?

8. Понятие индекса цитируемости.

9. Классификация методов медицинской статистики.

10. Цели и задачи описательной статистики.

11. Цели и задачи сравнительной статистики.

Знать:

- основные принципы и понятия доказательной медицины;

- значение медицинской статистики для доказательной медицины;

- основные аспекты доказательной медицины;

- понятие "золотого стандарта" клинического исследования;

- понятие индекса цитируемости журнала;

- классификацию методов медицинской статистики.

Уметь:

- правильно организовать набор медицинских данных;

- из публикаций по интересующей тематике уметь выбрать статьи с высокой доказательной базой;

- зная правило "золотого стандарта", оценить, правильно ли было проведено клиническое исследование

Владеть:

- навыками выбора и использования методов статистической обработки результатов исследований;

- медико-статистическим понятийным аппаратом.

 

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

 

1. «ЗОЛОТЫМ СТАНДАРТОМ» МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАЗЫВАЮТ

1) перекрестные исследования

2) одиночное слепое исследование

3) рандомизированные контролируемые испытания

4) парные сравнения

 

2. МЕТОД, ПРИ КОТОРОМ НИ БОЛЬНОЙ, НИ НАБЛЮДАЮЩИЙ ЕГО ВРАЧ НЕ ЗНАЮТ, КАКОЙ ИЗ СПОСОБОВ ЛЕЧЕНИЯ БЫЛ ПРИМЕ­НЕН, НАЗЫВАЕТСЯ

1) двойной слепой

2) тройной слепой

3) одиночный слепой

4) плацебоконтролируемый

 

3. БЕЗВРЕДНОЕ НЕАКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО, ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОД ВИ­ДОМ ЛЕКАРСТВА, КОТОРОЕ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕГО ПО ВИДУ, ЗАПАХУ, ТЕКСТУРЕ, НАЗЫВАЕТСЯ

1) биодобавка

2) аналог исследуемого препарата

3) гомеопатический препарат

4) плацебо

 

4. КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИСПЫТАНИЕ, ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ

1) ретроспективное

2) проспективное

3) поперечное

4) перпендикулярное

 

5. ИССЛЕДОВАНИЕ, В КОТОРОМ ПАЦИЕНТ НЕ ЗНАЕТ, А ВРАЧ ЗНАЕТ, КАКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ПАЦИЕНТ, НАЗЫВАЕТСЯ

1) плацебоконтролируемым

2) двойным слепым

3) тройным слепым

4) простым слепым

 

6. МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО В РАНДОМИЗИРОВАННОМ КОНТРО­ЛИРУЕМОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПАЦИЕНТЫ, ПОЛУЧАЮЩИЕ ПЛА­ЦЕБО, НЕ ПОДВЕРГАЮТСЯ ОБМАНУ (НЕ ПОЛУЧАЮТ ДОЛЖНОГО ЛЕЧЕНИЯ), В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО

1) лечащий врач получает устное согласие пациента на проведение эксперимента

2) пациент подписывает «Информированное согласие» (где предусмотрено его согласие на использование пла­цебо)

3) плацебо не оказывает вредного воздействия на орга­низм, поэтому его применение не требует согласия па­циента

4) пациент подписывает согласие на госпитализацию

 

7. ИССЛЕДОВАНИЕ СО СЛУЧАЙНО ОТОБРАННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППОЙ И НАЛИЧИЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫИССЛЕДОВАТЕЛЯ, НАЗЫВАЕТСЯ

1) рандомизированное контролируемое клиническое ис­пытание

2) нерандомизированное исследование

3) обсервационное исследование

4) ретроспективное исследование

 

8. В ПОНЯТИЕ «ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА» ВХОДЯТ

1) двойные-слепые плацебо-контролируемые рандомизи­рованные исследования

2) простые нерандомизированные исследования

3) тройные слепые исследования

4) двойные-слепые нерандомизированные исследования

 

9. ИССЛЕДОВАНИЕ, В КОТОРОМ ПАЦИЕНТЫРАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ГРУППАМ СЛУЧАЙНЫМ ОБРАЗОМ, НАЗЫВАЕТСЯ

1) простое слепое

2) нерандомизированное

3) плацебоконтролируемое

4) рандомизированное

 

10. СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ЧЕТКОЕ И БЕСПРИСТРАСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВА­НИЕ ЛУЧШИХ ИЗ ИМЕЮЩИХСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРИНЯ­ТИИ РЕШЕНИЙ О ПОМОЩИ КОНКРЕТНЫМ БОЛЬНЫМ, ЭТО ОДНО ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ

1) биометрии

2) доказательной медицины

3) клинической эпидемиологии

4) медицинской статистики

 

11. ПО СПОСОБУ ОТБОРА ПАЦИЕНТОВ, ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИ­ЧАЮТ

1) случайные и сложные

2) равновероятные и невозможные

3) рандомизированные и нерандомизированные

4) первичные и третичные

 

12. СЛУЧАЙНЫЙ ОТБОР НАБЛЮДЕНИЙ НОСИТ НАЗВАНИЕ

1) рандомизация

2) медиана

3) мода

4) вероятность

 

13. ПО СТЕПЕНИ ОТКРЫТОСТИ ДАННЫХ, ИССЛЕДОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ

1) открытым или слепым

2) закрытым или слепым

3) открытым или рандомизированным

4) рандомизированным или мультицентровым

 

14. КЛИНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, В КОТОРОМ ВСЕ УЧАСТНИКИ (ВРАЧИ, ПАЦИЕНТЫ, ОРГАНИЗАТОРЫ) ЗНАЮТ, КАКОЙ ПРЕПА­РАТ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ У КОНКРЕТНОГО БОЛЬНОГО, НАЗЫВАЕТСЯ

1) нерандомизированное

2) рандомизированное

3) простое слепое

4) открытое

 

15. ИСПЫТАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА ПРОВОДИ­ЛОСЬ НА БАЗЕ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ГОРОДОВ РФ, ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1) генеральное

2) множественное

3) полицентрическое

4) мультицентровое

 

16. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА, НОСИТ НАЗВАНИЕ

1) биометрия

2) медицинская кибернетика

3) теория вероятности

4) биостатика

 

17. К ГРУППАМ МЕТОДОВ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ ОТНО­СИТСЯ

1) сравнительная статистика

2) доказательная математика

3) биометрия

4) математическая статистика

 

18. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ЗАНИМАЕТСЯ

1) сравнением полученных данных

2) набором материала

3) описанием и представлением данных

4) обоснованием полученных результатов

 

19. СБОР ДАННЫХ МОЖЕТ БЫТЬ

1) оптимизационным

2) статическим и динамическим

3) конструктивным и деконструктивным

4) пассивным и активным

 

20. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА ПОЗВОЛЯЕТ

1) формулировать выводы в виде гипотез или прогнозов

2) проводить сравнительный анализ данных в исследуе­мых группах

3) проводить набор данных в соответствии с принципами рандомизации

4) представлять полученные результаты перед аудиторией

 

21. НАУКА, РАЗРАБАТЫВАЮЩАЯ МЕТОДЫКЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕ­ДОВАНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ

1) клиническая эпидемиология

2) фармацевтика

3) кибернетика

4) медицинская статистика

 

22. ЦЕЛЬЮ КЛИНИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) разработка методов статистической оценки клиничес-ких наблюдений

2) исследование инфекционной заболеваемости

3) разработка и применение эффективных методов клини­ческого исследования

4) предотвращение возникновения эпидемии и заразных заболеваний

 

23. С ПОЗИЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫВРАЧ ДОЛЖЕН ПРИ­НИМАТЬ РЕШЕНИЕ О ВЫБОРЕ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ, НА ОСНОВА­НИИ

1) информации из интернета

2) опыта коллег

3) статьи из рецензируемого журнала с высоким индексом цитируемости

4) статьи из неизвестного источника

 

24. ПОКАЗАТЕЛЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ НАДЕЖНОСТЬ ИНФОРМА­ЦИИ, ПРИВЕДЕННОЙ В НАУЧНОМ ЖУРНАЛЕ, ЭТО

1) индекс достоверности

2) индекс доверия

3) индекс значимости

4) индекс цитируемости

 

25. ОДНОЙ ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, ЯВЛЯЛОСЬ

1) ограниченность финансовых ресурсов, выделяемых на здравоохранение

2) появление новых врачебных специальностей

3) совершенствование методов научных исследований

4) развитие математической статистики

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям:

 

вопрос                    
ответ                    
вопрос                    
ответ                    
вопрос                    
ответ                    

 

5. Самоконтроль по ситуационным задачам:

 

Задача №1

Выбирая тактику лечения пациента, вы обратились к коллеге с большим клиническим опытом, который предложил свою схему лечения, обосновывая тем, что он однажды добился эффекта, применяя ее при данном заболевании. В то же время, в журнале с высоким рейтингом и цитируемостью вы прочитали о методике, высокая эффективность которой подтверждена в результате мультицентрового рандомизированного клинического исследования.

1. Обоснуйте свой выбор.

2. Какие последствия принятия решений на основе только личного опыта.

 

Задача №2

В журнале без указания индекса цитируемости вы прочитали о методике лечения, высокая эффективность которой подтверждена только 10 личными наблюдениями автора. Рандомизации в данном исследовании не проводилось.

1. Примените ли вы эту методику в своей клинической практике.

2. Что вы сделаете, если эта методика заинтересует Вас.

 

Задача №3

На одном из сайтов вы нашли мнение известного ученого о возможном повышении эффективности лечения в случае комбинации двух препаратов. Ссылки на проведения каких-либо исследований не прилагалось.

1. Примените ли вы эту методику в своей клинической практике.

2. Что вы сделаете, если эта методика заинтересует Вас.

 

Задача №4

В журнале с высоким индексом цитирования вы нашли исследование, предлагающее метод с высоким уровнем доказательной базы, позволяющее существенно снизить затраты на лечение. В то же время эффективность данного метода несколько ниже, чем традиционного подхода.

1. Примените ли вы эту методику в своей клинической практике?

2. В чем состоит значение высокого индекса цитирования журнала при выборе методики лечения?

 

Задача №5

При разговоре ваш коллега выступил противником доказательной медицины, обосновывая свое мнение тем, что его решения, как и других врачей, основывались на опыте предыдущих поколений, а также на литературных данных, что, по сути, и является медициной, основанной на доказательствах.

1. Что вы можете возразить своему оппоненту.

2. Для чего необходимо знание методов медицинской статистики практикующему врачу?

 

Эталоны ответов к ситуационным задачам:

Эталон к задаче №1

1. Выбор делаем в пользу методики из журнала, т.к. журнал обладает высоким рейтингом цитируемости, в нем описано клиническое исследование, проведенное по всем правилам "золотого стандарта", и его эффективность высока и доказана.

2. Решения должны основываться на коллективном опыте тысяч врачей, а не только на том, что они увидели и почувствовали сами.

Эталон к задаче №2

1. Нет, не применим.

2. Будем искать данные в других, более надежных, источниках.

Эталон к задаче №3

1. Нет, не применим.

2. Будем искать данные в других, более надежных, источниках.

Эталон к задаче №4

1. Применить данную методику можем, если оплата идет из собственных средств пациента. При этом мы должны проинформировать пациента о возможных плюсах и минусах данного метода лечения. В масштабах здравоохранения данную методику применить можем только в том случае, если есть существенная необходимость в экономии финансовых средств.

2. Высокий индекс цитирования определяет степень доверия к результатам публикации в данном журнале.

Эталон к задаче №5

1. Своему оппоненту мы расскажем об основной из целей доказательной медицины – выборе для конкретного пациента наиболее подходящего и эффективного для него способа лечения. Приведем примеры из истории медицины, когда из поколения в поколение применялись одни и те же методы, которые зачастую были вредны для пациента.

2. Уметь правильно провести набор данных, грамотно читать нужные статьи, углублять свои знания и эффективно применять на опыте.

 

6. Перечень практических умений по изучаемой теме:

 

1. Правильно организовать набор медицинских данных.

2. Из публикаций по интересующей тематике выбрать статьи с высокой доказательной базой.

3. Зная правило "золотого стандарта", оценить, правильно ли было проведено клиническое исследование.

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

 

1. В предложенной статье оценить правильность сбора данных.

2. В электронных ресурсах найти названия медицинских журналов с наиболее высоким индексом цитируемости.


 

Занятие №2

«Основы теории вероятности»

1. Тема: «Основы теории вероятности»

 

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

 

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Понятия вероятности, эксперимента, события, выборочного пространства (полной группы событий) в теории вероятности.

2. Достоверное и невозможное события.

3. Совместные и несовместные события. Понятие противоположных событий.

4. Понятия и примеры зависимых и независимых событий.

5. Равновозможные события. Понятие схемы случаев.

6. Классическая, эмпирическая и субъективная вероятности. Примеры, методы расчета.

7. Закон больших чисел.

8. Понятия суммы и произведения событий. Случаи их использования.

9. Основные теоремы теории вероятности.

10. Понятия априорной и апостериорной вероятностей.

11. Формула Байеса.

12. Схема испытаний Бернулли.

 

Знать:

- понятия классической и эмпирической вероятностей;

- понятия о совместных и несовместных событиях, зависимых и независимых событиях;

- теоремы сложения и умножения вероятностей;

- непрерывные и дискретные случайные величины, характеристики случайных величин.

Уметь:

- рассчитывать вероятности событий на основе основных теорем теории вероятностей;

- рассчитать классическую вероятность события;

- рассчитать эмпирическую вероятность события;

- оценить субъективную вероятность.

Владеть:

- навыками выбора вида вероятности (классическая, эмпирическая, субъективная), подлежащей расчету в конкретной ситуации;

- навыками расчета вероятности наступления события, используя схему испытаний Бернулли.

 

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

 

1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ НАУКА, УСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ЗАКОНОМЕР­НОСТИ СЛУЧАЙНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЭТО

1) медицинская статистика

2) теория вероятностей

3) медицинская демография

4) высшая математика

 

2. ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КАКОГО-ЛИБО СОБЫТИЯ ЭТО

1) эксперимент

2) схема случаев

3) закономерность

4) вероятность

 

3. ЭКСПЕРИМЕНТ ЭТО

1) процесс накопления эмпирических знаний

2) процесс измерения или наблюдения за действием с це­лью сбора данных

3) изучение с охватом всей генеральной совокупности единиц наблюдения

4) математическое моделирование процессов реальности

 

4. ПОД ИСХОДОМ В ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ ПОНИМАЮТ

1) неопределенный результат эксперимента

2) определенный результат эксперимента

3) динамику вероятностного процесса

4) отношение числа единиц наблюдения к генеральной со­вокупности

 

5. ВЫБОРОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ ЭТО

1) структура явления

2) все возможные исходы эксперимента

3) соотношение между двумя самостоятельными совокуп­ностями

4) соотношение между двумя зависимыми совокупнос-тями

 

6. ФАКТ, КОТОРЫЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОМП-ЛЕКСА УСЛОВИЙ, МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ИЛИ НЕ ПРОИЗОЙТИ

1) частота встречаемости

2) вероятность

3) явление

4) событие

 

7. СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ С ОДИНАКОВОЙ ЧАСТОТОЙ, И НИ ОДНО ИЗ НИХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНО БОЛЕЕ ВОЗМОЖ­НЫМ, ЧЕМ ДРУГИЕ

1) случайные

2) равновероятные

3) равнозначные

4) выборочные

 

8. СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛО­ВИЙ ПРОИЗОЙДЕТ НЕПРЕМЕННО, СЧИТАЕТСЯ

1) нужным

2) ожидаемым

3) достоверным

4) приоритетным

 

9. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОСТОВЕРНОМУ СОБЫТИЮ ЯВЛЯЕТСЯ СОБЫТИЕ

1) ненужное

2) неожиданное

3) невозможное

4) неприоритетное

 

10. ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ

1) больше нуля и меньше единицы

2) больше единицы

3) меньше нуля

4) представлена целыми числами

 

11. СОБЫТИЯ ОБРАЗУЮТ ПОЛНУЮ ГРУППУ СОБЫТИЙ, ЕСЛИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ, ХОТЯ БЫОДНО ИЗ НИХ

1) появится непременно

2) появится в 90% экспериментов

3) появится в 95% экспериментов

4) появится в 99% экспериментов

 

12. ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО СОБЫТИЯ ИЗ ПОЛ­НОЙ ГРУППЫСОБЫТИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ РАВНА

1) 0

2) 0,95

3) 0,99

4) 1

 

13. ЕСЛИ НИКАКИЕ ДВА СОБЫТИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕН­НЫХ УСЛОВИЙ НЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО, ТО ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ

1) достоверными

2) несовместными

3) случайные

4) вероятные

 

14. ЕСЛИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ НИ ОДНО ИЗ ОЦЕНИВАЕМЫХ СОБЫТИЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНО БОЛЕЕ ВОЗМОЖНЫМ, ЧЕМ ДРУГИЕ, ТО ОНИ

1) равноправные

2) совместные

3) равновозможные

4) несовместимые

 

15. ВЕЛИЧИНА, КОТОРАЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, НАЗЫ­ВАЕТСЯ

1) случайной

2) равновозможной

3) выборочной

4) суммарной

 

16. ЕСЛИ НАМ ИЗВЕСТНО КОЛИЧЕСТВО ВОЗМОЖНЫХ ИСХОДОВ НЕКОТОРОГО СОБЫТИЯ И ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИСХОДОВ В ВЫ­БОРОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ТО МОЖНО РАССЧИТАТЬ

1) условную вероятность

2) классическую вероятность

3) эмпирическую вероятность

4) субъективную вероятность

 

17. КОГДА МЫНЕ ОБЛАДАЕМ ДОСТАТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ О ПРОИСХОДЯЩЕМ И НЕ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ ЧИСЛО ВОЗМОЖ­НЫХ ИСХОДОВ ИНТЕРЕСУЮЩЕГО НАС СОБЫТИЯ, МЫМОЖЕМ РАССЧИТАТЬ

1) условную вероятность

2) классическую вероятность

3) эмпирическую вероятность

4) субъективную вероятность

 

18. ОСНОВЫВАЯСЬ НА ВАШИХ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЯХ, ВЫОПЕ­РИРУЕТЕ

1) объективной вероятностью

2) классической вероятностью

3) эмпирической вероятностью

4) субъективной вероятностью

 

19. СУММОЙ ДВУХ СОБЫТИЙ А И В НАЗЫВАЕТСЯ СОБЫТИЕ

1) состоящее в последовательном появлении или события А, или события В, исключая совместное их появление

2) состоящее в появлении или события А, или события В

3) состоящее в появлении или события А, или события В, или событий А и В вместе

4) состоящее в появлении события А и события В сов­местно

 

20. ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ДВУХ СОБЫТИЙ А И В ЯВЛЯЕТСЯ СОБЫТИЕ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В

1) совместном появлении событий А и В

2) последовательном появлении событий А и В

3) появлении или события А, или события В, или событий А и В вместе

4) появлении или события А, или события В

 

21. ЕСЛИ СОБЫТИЕ А НЕ ВЛИЯЕТ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ СОБЫТИЯ В, И НАОБОРОТ, ТО ИХ МОЖНО СЧИТАТЬ

1) независимыми

2) разгруппированными

3) дистанционными

4) разнородными

 

22. ЕСЛИ СОБЫТИЕ А ВЛИЯЕТ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ СО­БЫТИЯ В, И НАОБОРОТ, ТО ИХ МОЖНО СЧИТАТЬ

1) однородными

2) сгруппированными

3) одномоментными

4) зависимыми

 

23. ТЕОРЕМА СЛОЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

1) вероятность суммы двух совместных событий равняется сумме вероятностей этих событий

2) вероятность последовательного появления двух сов­местных событий равняется сумме вероятностей этих событий

3) вероятность суммы двух несовместных событий равня­ется сумме вероятностей этих событий

4) вероятность непоявления двух несовместных событий равняется сумме вероятностей этих событий

 

24. СОГЛАСНО ЗАКОНУ БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ, КОГДА ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОВОДИТСЯ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО РАЗ

1) эмпирическая вероятность стремится к классической

2) эмпирическая вероятность удаляется от классической

3) субъективная вероятность превышает классическую

4) эмпирическая вероятность не меняется по отношению к классической

 

25. ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДВУХ СОБЫТИЙ А И В РАВНА ПРОИЗВЕДЕНИЮ ВЕРОЯТНОСТИ ОДНОГО ИЗ НИХ (А) НА УСЛОВ­НУЮ ВЕРОЯТНОСТЬ ДРУГОГО (В), ВЫЧИСЛЕННУЮ ПРИ УСЛО­ВИИ, ЧТО ПЕРВОЕ ИМЕЛО МЕСТО

1) теорема умножения вероятностей

2) теорема сложения вероятностей

3) теорема Байеса

4) теорема Бернулли

 

26. ОДНО ИЗ СЛЕДСТВИЙ ТЕОРЕМЫУМНОЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

1) если событие А зависит от события В, то и событие В зависит от события А

2) если событие А влияет на событие В, то и событие В влияет на событие А

3) если событие А не зависит от события В, то и событие В не зависит от события А

4) если событие А не влияет на событие В, то и событие В не влияет на событие А

 

27. ОДНО ИЗ СЛЕДСТВИЙ ТЕОРЕМЫУМНОЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

1) если событие А зависит от события В, то и событие В зависит от события А

2) вероятность произведения независимых событий равна произведению вероятностей этих событий

3) вероятность произведения независимых событий равна сумме вероятностей этих событий

4) вероятность произведения зависимых событий равна произведению вероятностей этих событий

 

28. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ВЕРОЯТНОСТИ ГИПОТЕЗ ДО ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАЗЫВАЮТСЯ

1) априорными

2) апостериорными

3) предварительными

4) начальными

 

29. ВЕРОЯТНОСТИ, ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛ­НИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАЗЫВАЮТСЯ

1) априорными

2) апостериорными

3) предварительными

4) окончательными

 

30. КАКАЯ ТЕОРЕМА ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА

1) Бернулли

2) Байеса

3) Чебышева

4) Пуассона

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям:

вопрос                    
ответ                    
вопрос                    
ответ                    
вопрос                    
ответ                    

 

 

Самоконтроль по ситуационным задачам

 

Задача №1

Тестовое задание на зачете содержит 4 вопроса. Вероятность того, что студент ответит на первый вопрос теста, равна 0,92, на второй и третий вопросы – вероятности одинаковы и равны 0,85; на четвертый – 0,8. Найти вероятность того, что студент ответит:

1. на все вопросы;

2. по крайней мере, на три вопроса.

Задача №2

Была проведена одна и та же контрольная работа в трех группах. В первой группе из 30 студентов 8 выполнили работу на «отлично», во второй, 28 студентов – 6 «отличных» работ, в третьей, 27 студентов – 9 работ выполнены на «отлично». Из трех групп случайным образом выбрана одна.

1. Какова вероятность того, что первая выбранная на удачу контрольная из работ, принадлежащих этой группе, окажется выполненной на «отлично»?

2. Какие теоремы теории вероятности при этом использовались?

 

Задача №3

Для трех розничных торговых предприятий определен плановый уровень прибыли. Вероятность того, что первое предприятие выполнит план прибыли, равна 90%, для второго она составляет 95%, для третьего 100%. Какова вероятность того, что плановый уровень прибыли будет достигнут:

1. всеми предприятиями;

2. только двумя предприятиями;

3. хотя бы одним предприятием?

 

Задача №4

В школе четыре 11-ых класса. Вероятность того, что 11"А" закончит учебный год лишь на четверки и пятерки, равна 100%, 11"Б" - 85%, 11"В" - 90% и 11"Г" - 72%. Какова вероятность, того, что на четверки и пятерки учебный год закончат:

1. все одиннадцатиклассники;

2. только школьники трех классов;

3. только школьники двух классов;

4. хотя бы школьники одного класса?

Задача №5

Экзаменационный билет содержит 3 вопроса. Вероятности того, что студент ответит на первый и второй вопросы одинаковы и равны 0,9; на третий – 0,8. Найти вероятность того, что студент ответит:

1. на все вопросы;

2. по крайней мере, на два вопроса.

 

Задача №6

В трех поликлиниках города в течение недели была сделана кардиограмма 150, 102 и 120 человекам, соответственно. При этом результаты, показавшие отсутствие патологии, были зафиксированы в первой поликлинике – в 82 случаях, во второй – в 58 случаях, в третьей – в 70. Из трех поликлиник случайным образом выбрана одна.

1. Какова вероятность того, что первая выбранная наудачу кардиограмма, сделанная в этой поликлинике, окажется без патологии?

2. Какие теоремы теории вероятностей при этом используются?

 

Эталоны ответов к ситуационным задачам:

Эталон к задаче №1

1. События , , , – ответы на первый, второй, третий и четвертый вопросы – независимы. Поэтому:

2. Вероятность этого события состоит из двух: студент ответит ровно на 3 вопроса и студент ответит ровно на 4 вопроса

Отсюда:

Эталон к задаче №2

1. Имеем 3 гипотезы: Н1 – выбрана работа из первой группы, Н2 – выбрана работа из второй группы, Н3 – выбрана работа из третьей группы. Выбор одной из трех групп – события равновероятные, т.е.:

Событие А – событие, при котором выбранная контрольная работа выполнена на "5". По классической формуле условной вероятности:

Отсюда по формуле полной вероятности:

2. Теоремы сложения и умножения вероятностей.

 

Эталон к задаче №3

1. Поскольку предприятия работают независимо друг от друга, то по теореме умножения вероятностей вероятность того, что плановый уровень прибыли будет достигнут всеми предприятиями, равна:

2. Поскольку третье предприятие всегда выполнит план (событие достоверное), то искомая вероятность равна:

3. Поскольку третье предприятие всегда выполнит план (событие достоверное), то вероятность данного события равна .

 

Эталон к задаче №4

1. Поскольку успеваемость школьников разных классов не зависит друг от друга, то по теореме умножения вероятностей вероятность того, что все одиннадцатиклассники закончат учебный год на пятерки и четверки, равна:

2. Поскольку 11«А» в любом случае закончит год на четверки и пятерки (событие достоверное), то искомая вероятность равна:

3. Поскольку 11«А» в любом случае закончит год на четверки и пятерки (событие достоверное), то искомая вероятность равна:

4. Поскольку 11"А" в любом случае закончит год на четверки и пятерки (событие достоверное), то вероятность данного события равна .

Эталон к задаче №5

1. События , , – ответы на первый, второй и третий вопросы – независимы. Поэтому:

2. Вероятность этого события состоит из двух: студент ответит ровно на 2 вопроса и студент ответит ровно на 3 вопроса

Отсюда:

Эталон к задаче №6

1. Имеем 3 гипотезы: Н1 – для анализа выбрана первая поликлиника, Н2 – выбрана вторая поликлиника, Н3 – выбрана третья поликлиника. Выбор одной из трех поликлиник – события равновероятные, т.е.:

Событие А – событие, при котором выбранная кардиограмма показывает отсутствие патологии. По классической формуле условной вероятности:

Отсюда по формуле полной вероятности:

2. Теоремы сложения и умножения вероятностей.

 

6. Перечень практических умений:

 

1. Зная вероятность события, вычислить вероятность ему противоположного.

2. Использовать понятия умножения и суммы событий при подсчете вероятности.

3. Рассчитать классическую и эмпирическую вероятности.

 

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

 

1. Опытная проверка закона больших чисел Якова Бернулли. Расчет эмпирической вероятности выпадения "орла" при подкидывании монетки для разного, постепенно увеличивающегося, количества бросков.

2. Исследование использования Байесовских подходов в медицине.

3. Определение классической вероятности совместного наступления событий обыденной жизни и определение их эмпирической вероятности на опыте. Вычислить классическую вероятность того, что два определенных автобуса придут к данной остановке в течение 10 минут, а затем определить эмпирическую вероятность этого события на опыте.


 

Занятие №3

«Описательная статистика. Средние величины»

1. Тема: «Описательная статистика. Средние величины»

 

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

 

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Понятия генеральной и выборочной совокупностей.

2. Репрезентативность выборочной совокупности, качественная и количественная репрезентативность.

3. Одномерные, двумерные и многомерные наборы данных, понятия и примеры.

4. Виды признаков: качественные, порядковые, количественные. Их характеристика, примеры.

5. Факторные и результативные признаки.

6. Понятие временного ряда, медико-биологические примеры.

7. Шкалы измерения признаков.

8. Понятие вариационного ряда, его характеристики.

9. Виды вариационных рядов.

10. Понятия среднего арифметического, моды и медианы для вариационного ряда. Расчет этих характеристик.

11. Примеры использования среднего арифметического, моды и медианы в медицинских исследованиях.

12. Виды распределения случайной величины.

13. Мода, медиана и среднее арифметическое для нормального и ассиметричного распределений.

Знать:

- определение и виды статистической совокупности;

- понятие репрезентативности;

- виды признаков и их шкалы измерения;

- виды мер центральной тенденции;

- основные виды распределений.

Уметь:

- сформировать репрезентативную выборку;

- составлять вариационный ряд;

- по результатам измерений медицинских показателей рассчитать моду, медиану и среднее арифметическое;

- провести выбор усредняющей характеристики в зависимости от имеющего набора данных.

Владеть:

- навыками расчета мер центральной тенденции;

- навыками выбора оптимальной меры центральной тенденции в зависимости от вида распределения исследуемой величины.

 

4. Тестовые задания по теме с эталонами ответов:

 

1. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ – ЭТО

1) группа определенных признаков

2) группа объектов, обладающих признаками сходства и различия

3) группа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых в единых границах времени и про­странства

4) группа явлени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: