Задача №1
Уравнение регрессии описывает зависимость систолического давления от роста, веса и пола:
y = 79,44 – 0,03 х1 + 1,18 х2 + 4,23 х3
где х1 – рост; х2 – вес; х3 – пол.
1. Рассчитайте ожидаемое систолическое давление у мальчика ростом 130см и весом 30кг. Как называется данный вид уравнения регрессии?
2. Рассчитайте ожидаемое систолическое давление у девочки ростом 111 см и весом 17кг. Как называется данный вид уравнения регрессии?
Задача №2
В таблице ниже представлен фонд заработной платы оплата 10 команд Высшей хоккейной лиги (в миллионах) за 2 года с указанием числа побед за этот период.
Оплата | Победы |
1. Вычислите коэффициент корреляции Пирсона, охарактеризуйте силу и направление корреляционной связи.
2. Вычислите коэффициент корреляции Спирмэна, охарактеризуйте силу и направление корреляционной связи.
Задача №3
В таблице приведены данные роста и веса студентов 117 группы КрасГМУ. Рассчитать коэффициент корреляции Спирмэна и выяснить, существует ли корреляционная зависимость между этими данными, ее силу и направление.
рост | |||||||||||||||
вес |
Задача №4
В таблице приведены данные роста и веса студентов 118 группы КрасГМУ. Рассчитать коэффициент корреляции Спирмэна и выяснить, существует ли корреляционная зависимость между этими данными, ее силу и направление.
рост | |||||||||||||||
вес |
Эталоны ответов к ситуационным задачам:
Эталон к задаче №1
1. Уравнение множественной регрессии.
САД = 79,44 - 0,03*130 + 1,18*30 + 4,23*0 = 110,94 мм.рт.ст.
2. Уравнение множественной регрессии.
САД = 79,44 - 0,03*111 + 1,18*17 + 4,23*1 = 100,4 мм.рт.ст.
Эталон к задаче №2
1. Таблица, приведенная ниже, поможет разбить это уравнение на несколько несложных вычислений
Оплата х | Победы у | Расчеты | ||
ху | х2 | у2 | ||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Используя эти значения и n=10 (общее количество студентов), получаем:
Таким образом, имеет место сильная прямая корреляционная связь между заработной платой и спортивными результатами.
2. Коэффициент корреляции Спирмэна
Составляем вариационный ряд x и ранжируем:
x | ||||||||||
Rx | 1.5 | 1.5 |
Составляем вариационный ряд y и ранжируем:
y | ||||||||||
Ry |
Для удобства расчета заполняем следующую таблицу:
x | ||||||||||
y | ||||||||||
Rx | 1.5 | 1.5 | ||||||||
Ry | ||||||||||
Ry- Rx | -2 | -0.5 | -3 | 5.5 | -3 | |||||
(Ry- Rx)2 | 0.25 | 30.25 |
Таким образом, получено, что исследуемая корреляционная связь является прямой и средней.
Эталон к задаче №3
Составляем вариационный ряд x и ранжируем:
x | |||||||||||||||
Rx | 5.5 | 5.5 | 9.5 | 9.5 | 12.5 | 12.5 | 14.5 | 14.5 |
Составляем вариационный ряд y и ранжируем:
y | |||||||||||||||
Ry | 5.5 | 5.5 | 9.5 | 9.5 |
Для удобства расчета заполняем следующую таблицу:
x | |||||||||||||||
y | |||||||||||||||
Rx | 14.5 | 14.5 | 9.5 | 5.5 | 5.5 | 12.5 | 12.5 | 9.5 | |||||||
Ry | 9.5 | 5.5 | 5.5 | 9.5 | |||||||||||
Ry- Rx | -1.5 | -0.5 | 0.5 | 1.5 | -1.5 | 1.5 | -2 | 0.5 | -0.5 | ||||||
(Ry- Rx)2 | 2.25 | 0.25 | 0.25 | 2.25 | 2.25 | 2.25 | 0.25 | 0.25 |
Таким образом, получено, что исследуемая корреляционная связь является прямой и сильной.
Эталон к задаче №4
Составляем вариационный ряд x и ранжируем:
x | |||||||||||||||
Rx | 5.5 | 5.5 | 9.5 | 9.5 | 12.5 | 12.5 | 14.5 | 14.5 |
Составляем вариационный ряд y и ранжируем:
y | |||||||||||||||
Ry | 7.5 | 7.5 | 9.5 | 9.5 |
Для удобства расчета заполняем следующую таблицу:
x | |||||||||||||||
y | |||||||||||||||
Rx | 14.5 | 14.5 | 9.5 | 5.5 | 5.5 | 12.5 | 12.5 | 9.5 | |||||||
Ry | 7.5 | 9.5 | 9.5 | 7.5 | |||||||||||
Ry- Rx | 4.5 | -6 | -2.5 | 0.5 | 1.5 | 2.5 | -4.5 | 0.5 | 8.5 | -2 | 0.5 | 1.5 | -4 | -2 | |
(Ry- Rx)2 | 20.25 | 6.25 | 0.25 | 2.25 | 6.25 | 20.25 | 0.25 | 72.25 | 0.25 | 2.25 |
Таким образом, получено, что исследуемая корреляционная связь является прямой и средней.
6. Перечень практических умений по изучаемой теме:
1. Правильно выбрать метод корреляционного анализа, исходя из характера имеющихся данных.
2. Рассчитать коэффициент корреляции.
3. Оценить силу корреляционной связи.
4. Рассчитать коэффициент детерминации.
5. Правильно выбрать метод регрессионного анализа, исходя из характера имеющихся данных.
6. Использовать уравнения регрессии для прогнозирования результатов исследования.
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
1. Исследование корреляционной зависимости между ростом и частотой пульса.
2. Исследование корреляционной зависимости между ростом и весом.
Занятие №7
«Относительные величины. Динамические ряды»
1. Тема: « Относительные величины. Динамические ряды »
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
- Подготовка материалов по НИРС.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:
1. Понятие абсолютных величин.
2. Понятие относительных величин.
3. Интенсивные коэффициенты. Их расчет. Выбор масштабирующего коэффициента.
4. Экстенсивные коэффициенты. Их расчет.
5. Коэффициенты соотношения.
6. Понятие динамического ряда.
7. Виды динамических рядов.
8. Способы выравнивания динамического ряда.
9. Анализ динамического ряда.
10. Стандартизованные коэффициенты. Применение.
Знать:
- основные виды относительных величин и их определения;
- определения и основные виды динамических рядов;
- использование относительных величин и динамических рядов в медицине и здравоохранении;
- сущность метода стандартизации относительных показателей.
Уметь:
- анализировать динамику того или иного процесса при изучении здоровья населения;
- сопоставлять динамические ряды;
- рассчитывать показатели динамического ряда.
Владеть:
- методикой оценки и анализа динамических рядов;
- навыками расчета интенсивных и экстенсивных показателей.
4. Тестовые задания по теме с эталонами ответов:
1. ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ – ЭТО
1) показатель распределения, характеризующий отношение части к целому или удельный вес части в целом
2) показатель частоты, выражающий частоту явления в среде, порождающей его
3) показатель, выражающий частоту явления в разных средах в разные периоды времени или тот же период времени
4) показатель распределения, характеризующий отношение части одного явления к части другого явления
2. ПОДБЕРИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ИНТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
1) изменение явления во времени
2) распределение целого и части
3) характеристика развития явления в среде, непосредственно с ней несвязанной
4) частота явления в среде непосредственно его продуцирующей
3. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫРАССЧИТЫВАЮТСЯ ПУТЕМ СОПОСТАВЛЕНИЯ
1) средних величин
2) абсолютных величин
3) целых чисел
4) дробных чисел
4. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ВЕЛИЧИН МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В АБСОЛЮТНЫХ ЦИФРАХ
1) заболеваемость населения
2) численность населения
3) рождаемость населения
4) обеспеченность койками
5. ИНТЕНСИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ
1) структуру явления
2) частоту (риск) распространения явления в среде
3) соотношение между двумя самостоятельными совокупностями
4) соотношение между двумя зависимыми совокупностями
6. ИНТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1) частоты явления в той же среде в разные периоды времени
2) динамики изменения структуры явления
3) соотношения между уровнем не связанных между собой явлений
4) разности последующего размера явления с предыдущим
7. ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОТРАЖАЕТ
1) частоту распространения явления в среде
2) структуру явления
3) соотношение двух независимых совокупностей
4) соотношение между двумя зависимыми совокупностями
8. К ОТНОСИТЕЛЬНЫМ ВЕЛИЧИНАМ, ПОЛУЧАЕМЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЬЮ И ЦЕЛЫМ, ОТНОСЯТСЯ
1) интенсивные коэффициенты
2) экстенсивные коэффициенты
3) показатель соотношения
4) абсолютный прирост
9. ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРУ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ
1) интенсивный показатель
2) экстенсивный показатель
3) показатель наглядности
4) показатель соотношения
10. ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ
1) частоту распространения явления в среде
2) долю части в целом
3) соотношение между двумя самостоятельными совокупностями
4) соотношение отдельных частей статистической совокупности
11. ПОКАЗАТЕЛЬ НАГЛЯДНОСТИ ОТРАЖАЕТ
1) размер явления в среде, его продуцирующей
2) структуру изучаемого явления
3) степень уменьшения или увеличения сравниваемых величин в %, относительно исходного уровня
4) различие между двумя самостоятельными совокупностями
12. ПРИ СРАВНЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЯВЛЕНИЯ В РАЗНЫХ СОВОКУПНОСТЯХ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
1) интенсивные показатели
2) экстенсивные показатели
3) показатели соотношения
4) показатели наглядности
13. ДИНАМИЧЕСКИМ РЯДОМ НАЗЫВАЮТ
1) ряд числовых измерений признака, отличающихся по своей величине и расположенных в определенном порядке
2) ряд, состоящий из однородных сопоставимых величин, характеризующих изменения явления за определенные отрезки времени
3) ряд числовых измерений, выражающих общую меру исследуемого признака в динамике.
4) ряд числовых измерений, выражающих общую меру исследуемого признака в статике
14. ПРОСТЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫСОСТОЯТ ИЗ
1) абсолютных величин
2) относительных величин
3) средних величин
4) переменных величин
15. ПРОЦЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО УРОВНЯ ПОКАЗАТЕЛЯ К ЕГО ПРЕДЫДУЩЕМУ УРОВНЮ – ЭТО
1) абсолютный прирост
2) темп прироста
3) темп роста
4) значение 1-го % прироста
16. ПРОЦЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ АБСОЛЮТНОГО ПРИРОСТА К ПРЕДЫДУЩЕМУ УРОВНЮ ПОКАЗАТЕЛЯ – ЭТО
1) абсолютный прирост
2) темп прироста
3) темп роста
4) значение 1-го % прироста
17. ОТНОШЕНИЕ АБСОЛЮТНОГО ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЯ К ТЕМПУ ЕГО ПРИРОСТА ЗА ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ – ЭТО
1) абсолютный прирост
2) темп прироста
3) темп роста
4) значение 1-го % прироста
18. ЛИНЕЙНАЯ ДИАГРАММА ОТРАЖАЕТ
1) структуру явления
2) частоту явления
3) динамику явления
4) достоверность показателя
19. ИНТЕНСИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ВИДОМ ДИАГРАММ
1) секторная
2) радиальная
3) столбиковая
4) линейная
20. ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
1) секторную диаграмму
2) радиальную диаграмму
3) фигурную диаграмму
4) картограмму
21. СТАНДАРТИЗАЦИЯ – ЭТО
1) проверка чего-либо на соответствие установленному стандарту
2) способ расчетов позволяющий устранить влияние структуры (возрастного состава населения (пациентов, исследуемых и т.д.) на итоговые показатели
3) сравнение результатов расчетов с эталонными данными
4) проведение методов исследования согласно установленным правилам
22. ВЫЧИСЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ СРЕДНЕЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
1) определении средней величины каждого укрупненного периода
2) суммировании данных за ряд смежных периодов
3) расчете средней арифметической предыдущего, данного и последующего уровней динамического ряда
4) определении процентного отношения значения каждого уровня ряда к средней величине за определенны промежуток
23. ВЫЧИСЛЕНИЕ СКОЛЬЗЯЩЕЙ СРЕДНЕЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
1) определении средней арифметической для нескольких смежных периодов
2) суммировании данных за ряд смежных периодов
3) определении средней величины каждого укрупненного периода
4) расчете средней арифметической предыдущего, данного и последующего уровней динамического ряда
24. ВЫРАВНИВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА МЕТОДОМ УКРУПНЕНИЯ ИНТЕРВАЛОВ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
1) определении средней арифметической для нескольких смежных периодов
2) суммировании данных за ряд смежных периодов
3) определении средней величины каждого укрупненного периода
4) расчете средней арифметической предыдущего, данного и последующего уровней динамического ряда
25. ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ
1) определения средней арифметической для показателей ряда
2) предсказания на основе имеющихся результатов будущих значений (экстраполяция) анализируемого ряда
3) проведения оценки разброса значений ряда относительно средней арифметической
4) выявления достоверности различий относительно данных другого ряда
26. КОЛИЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР, ПРИХОДЯЩИХСЯ НА ОДНОГО ВРАЧА, ОТНОСИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВИДУ КОЭФФИЦИЕНТОВ
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) соотношения
4) наглядности
27. ЧИСЛО ЗАБОЛЕВШИХ ГРИППОМ НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ ОТНОСИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВИДУ КОЭФФИЦИЕНТОВ
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) соотношения
4) наглядности
28. ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ, СДАВШИХ ЭКЗАМЕН НА «ОТЛИЧНО» ОТНОСИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВИДУ КОЭФФИЦИЕНТОВ
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) соотношения
4) наглядности
29. ОСНОВНУЮ ТЕНДЕНЦИЮ ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ
1) мода
2) динамика
3) тренд
4) медиана
30. РЯД, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО-ЛИБО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ, НАЗЫВАЕТСЯ
1) моментный
2) интервальный
3) производный
4) сложный
31. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
1) для характеристики двух или нескольких сравниваемых совокупностей
2) для устранения влияния различий в составе сравниваемых групп на величину обобщающих показателей
3) для установления существенности различий между обобщающими показателями
4) для анализа динамики изменения показателей
32. ВЫРАВНИВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА ПРОВОДИТСЯ
1) для выявления распространения явлений или событий
2) для установления тенденций при изучении явлений или процессов
3) для доказательства влияния факторов
4) для определения средних величин ряда
33. ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕОБРАЗОВАН ПУТЕМ
1) расчета показателей наглядности
2) расчета темпа прироста
3) расчета показателей соотношения
4) вычисления скользящей или групповой средней
34. ОДНИМ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ АНАЛИЗЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РЯДА, ЯВЛЯЕТСЯ
1) мода
2) медиана
3) абсолютный прирост
4) среднее арифметическое
35. ЧИСЛО, ВХОДЯЩЕЕ В ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД, НАЗЫВАЮТ
1) вариантой
2) уровнем
3) модой
4) базовым коэффициентом
Эталоны ответов к тестовым заданиям:
вопрос | ||||||||||
ответ | ||||||||||
вопрос | ||||||||||
ответ | ||||||||||
вопрос | ||||||||||
ответ | ||||||||||
вопрос | ||||||||||
ответ |
5. Самоконтроль по ситуационным задачам:
Задача №1
Детей, умерших за год в возрасте до 1 года, было 270 человек, из них:
• умерших от болезней новорождённых – 120,
• умерших от врождённых аномалий – 80,
• умерших от болезней органов дыхания – 40,
• умерших от инфекционных заболеваний – 10,
• умерших от прочих причин – 20.
1. Определите структуру младенческой смертности.
2. Изобразите структуру секторной диаграммой.
Задача №2
В 2009г. численность населения Красноярского края составила 2996923 человек, за год умерло 47351 человек.
1. Какой из относительных показателей необходимо рассчитать для характеристики смертности в 2009г. в крае?
2. Рассчитайте показатель смертности.
Задача №3
В 2009г. численность населения Красноярского края составила 2996923 человек, за год родилось 33865 человек.
1. Какой из относительных показателей необходимо рассчитать для характеристики рождаемости в 2009г. в крае?
2. Рассчитайте показатель рождаемости.
Задача №4
Частота всех имеющихся заболевания у населения Красноярского края в 2011г. составляет 3951300. Численность населения 3000000 человек.
1. Рассчитать и оценить общую заболеваемость в текущем году.
2. Рассчитать и оценить общую заболеваемость 5 лет назад, когда она была ниже на 15,4%.
Задача №5
Число вновь возникших заболеваний органов дыхания в Красноярском крае в 2011г. составило 108600. Численность населения 3000000 человек.
1. Какой из относительных показателей необходимо рассчитать для характеристики заболеваемости?
2. Рассчитайте первичную заболеваемость населения болезнями органов дыхания и сравните с прошлым годом, когда первичная заболеваемость составляла 37,4.
Задача №6
Число случаев заболеваемости гепатитом в крае в 2011г. составило 8458 случаев; численность населения края составляет 3 млн. человек.
1. Какой из относительных показателей необходимо рассчитать для характеристики заболеваемости?
2. Рассчитать заболеваемость населения края гепатитом.
Задача №7
Число госпитализаций за 2011 год составило 573000, численность населения края 3 млн. человек.
1. Какой из относительных показателей необходимо рассчитать для характеристики заболеваемости?
2. Рассчитать госпитализированную заболеваемость.
Задача №8
Средняя длительность лечения больного в терапевтическом стационаре города Н составляла, в сутках:
2001 – 19,9
2002 – 19,0
2003 – 19,2
2004 – 19,3
2005 – 18,5
2006 – 17,0
1. Произведите выравнивание динамического ряда методом групповой (за 2 года) средней.
2. Произведите выравнивание динамического ряда методом скользящей средней.
Задача №9
Заболеваемость корью (число случаев на 100000 населения)
2000 – 122
2001 – 194
2002 – 143
2003 – 134
Вычислите показатели динамического ряда:
1. абсолютный прирост;
2. темп роста;
3. темп прироста;
4. значение 1% прироста;
5. коэффициент наглядности.
Задача №10
Число госпитализации в Козульском районе на 1000 населения составило:
2000 – 182
2001 – 192
2002 – 206
2003 – 198
Вычислите показатели динамического ряда:
1. абсолютный прирост;
2. темп роста;
3. темп прироста;
4. значение 1% прироста;
5. коэффициент наглядности.
Задача №11
Число анализов воды, проведенных в лаборатории ЦГСЭН, по месяцам 2008г.
Месяцы | Количество анализов |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. |
Вычислите показатели динамического ряда:
1. абсолютный прирост;
2. темп роста;
3. темп прироста;
4. значение 1% прироста;
5. коэффициент наглядности.
Эталоны ответов к ситуационным задачам:
Эталон к задаче №1
1. Умерло:
от болезней новорожденных 120:270*100 = 44,5%
от врожденных аномалий 80:270*100=29,6%
от болезней органов дыхания 40:270*100=14,8%
от инфекционных заболеваний 10:270*100=3,7%
от прочих причин 20:270*100=7,4%
Эталон к задаче №2
1. Интенсивный показатель.
2. И.п. = 47351/2996923 * 1000 = 15,8
Эталон к задаче №3
1. Интенсивный показатель.
2. И.п. = 33865/2996923 * 1000 = 11,3
Эталон к задаче №4
1. И.п.(2011) = 3951300/3000000 * 1000 = 1317
2. И.п.(2006) = 1317*(100-15,4)/100 = 1114
Эталон к задаче №5
1. Интенсивный показатель.
2. И.п.(2011) = 108600/3000000 * 1000 = 36,2 И.п.(2011)< И.п.(2010)
Эталон к задаче №6
1. Интенсивный показатель.
2. И.п.(2011) = 8458/3000000 * 100000 = 282
Эталон к задаче №7
1. Интенсивный показатель.
2. И.п.(2011) = 573000/3000000 * 1000 = 191
Эталон к задаче №8
Год | Средняя длительность лечения | Групповая средняя | Скользящая средняя |
19,9 | 19,5 | - | |
19,0 | 19,4 | ||
19,2 | 19,3 | 19,2 | |
19,4 | 19,0 | ||
18,5 | 17,8 | 18,3 | |
17,0 | - |
1. Метод групповой средней:
2001-2002 гг. (19,9+19,0)/2=19,5
2002-2003 гг. (19,2+19,4)/2=19,3
2004-2005 гг. (18,5+17,0)/2=17,8
2. Метод скользящей средней:
2002г – (19,9+19,0+19,2)/3=19,4
2003г – (19,0+19,2+19,4)/3=19,3
2004г – (19,2+19,4+18,5)/3=19,0
2005г – (19,4+18,5+17,0)/3=18,3
Эталон к задаче №9
Год | Заболеваемость | А.п. | Т.р.,% | Т.п.,% | З.1% п. | К.н.,% |
- | - | - | - | - | ||
1,22 | ||||||
-51 | -26 | 1,94 | ||||
-9 | -6 | 1,43 |
Образец расчетов за 2001 г.
=59%
Эталон к задаче №10
Год | Заболеваемость | А.п. | Т.р.,% | Т.п.,% | З.1% п. | К.н.,% |
- | - | - | - | - | ||
105,5 | 5,5 | 1,82 | 105,5 | |||
107,3 | 7,3 | 1,92 | 113,2 | |||
-8 | 96,1 | -3,9 | 2,06 | 108,8 |
=7,3%
Эталон к задаче №11
Месяц | Коли-чество анали-зов | Абс. прирост (убыль) | Темп роста (снижения), % | Темп прироста (убыли), % | Показатель наглядности,% | Абс. Значе-ние 1% при-роста |
1. | - | - | - | - | ||
2. | 1,3 | |||||
3. | 3,7 | 1,4 | ||||
4. | 178,5 | 78,5 | 1,4 | |||
5. | 2,5 | |||||
6. | 101,9 | 1,9 | 2,7 | |||
7. | -5 | 98,2 | -1,8 | 2,8 | ||
8. | -100 | 62,9 | -37,1 | 2,7 | ||
9. | -10 | 94,1 | -5,9 | 1,7 | ||
10. | -25 | 84,6 | -15,4 | 1,6 | ||
11. | -20 | 85,0 | -14,8 | 1,4 | ||
12. | 134,9 | 34,9 | 1,2 |
6. Перечень практических умений по изучаемой теме:
1. Рассчитать относительные коэффициенты.
2. Провести выравнивание динамического ряда методом укрупнения интервалов, групповой средней и скользящей средней.
3. Рассчитать стандартизованные показатели.
4. Провести анализ динамического ряда.
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
1. По предоставленным данным рождаемости в г.Красноярске за последние 10 лет провести анализ динамики рождаемости.
2. По предоставленным данным смертности в г.Красноярске за последние 10 лет провести анализ динамики смертности.
Занятие №8
«Организация научного статистического исследования»
1. Тема: « Организация научного статистического исследования »
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
- Подготовка материалов по НИРС.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:
1. Основные этапы научного исследования.
2. Цели, задачи и план исследования.
3. Способы получения исходных данных для исследования.
4. Понятия текущего и единовременного наблюдения.
5. Сплошное и не сплошное исследование. Методы.
6. Виды выборок.
7. Понятия повторной и бесповторной выборки.
8. Оценка численности выборки для доли в случае повторного отбора.
9. Оценка численности выборки для доли в случае бесповторного отбора.
10. Оценка численности выборки для среднего в случае повторного отбора.
11. Оценка численности выборки для среднего в случае бесповторного отбора.
12. Группировка собранной исходной информации.
Знать:
- этапы статистического исследования;
- способы сбора информации;
- основные требования к составлению опросного листа;
- виды выборок.
Уметь:
- рассчитать величину повторной выборки, гарантирующую репрезентативные результаты;
- рассчитать величину бесповторной выборки, гарантирующую репрезентативные результаты;
- правильно организовать статистическое исследование.
Владеть:
- методикой расчета необходимой численности выборки;
- навыками составления опросного листа;
- навыками анализа публикации на достоверность информации.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
1. ПЕРВЫЙ ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
1) анализ результатов
2) вычисление первичных итогов
3) определение целей и задач, составление плана исследования
4) углубленную математико-статистическую обработку данных
2. ПО ОХВАТУ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СОВОКУПНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ
1) сплошное или единичное
2) сплошное или не сплошное
3) не сплошное или выборочное
4) первичное или вторичное
3. КО ВТОРОМУ ЭТАПУ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОСИТСЯ
1) анализ полученных результатов, выводы
2) наблюдение, сводка и группировка полученных статистических материалов
3) определение целей и задач
4) углубленная математико-статистическая обработка данных
4. ПРИЗНАКИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕГИСТРАЦИИ В ХОДЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, НАЗЫВАЮТСЯ
1) количественные
2) учетные
3) качественные
4) случайные
5. УЧЕТНЫЕ ПРИЗНАКИ ПО ВИДУ МОГУТ БЫТЬ
1) качественные или количественные
2) первичные или факторные
3) результативные или вторичные
4) вероятные или достоверные
6. ПО РОЛИ В СТАТИСТИЧЕСКОЙ СОВОКУПНОСТИ УЧЕТНЫЕ ПРИЗНАКИ МОЖНО ПОДРАЗДЕЛИТЬ НА
1) достоверные и невозможные
2) первичные и вторичные
3) качественные и вероятные
4) факторные и результативные
7. СБОР ДАННЫХ ПРИ ПЕРЕПИСЯХ НАСЕЛЕНИЯ ОТНОСИТСЯ К НАБЛЮДЕНИЮ
1) текущему
2) единовременному
3) случайному
4) математическому
8. ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ РЕГИСТРАЦИЮ ВСЕХ СЛУЧАЕВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГЕНЕРАЛЬНУЮ СОВОКУПНОСТЬ, НАЗЫВАЕТСЯ
1) первичным
2) случайным
3) выборочным
4) сплошным
9. СОВОКУПНОСТЬ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ НАСТУПЛЕНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРИЗНАКА, НАЗЫВАЕТСЯ
1) группой
2) когортой
3) классом
4) выборкой
10. ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПРАВИЛЬНЫМ ВЫБОРОМ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕПРАВИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК, НАЗЫВАЮТСЯ
1) методические
2) логические
3) математические
4) статистические
11. ОШИБКИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В НЕОБОСНОВАННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ И ПРИВОДЯЩИЕ К ИСКАЖЕНИЮ СУЩНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАЗЫВАЮТСЯ
1) логические
2) статистические
3) математические
4) методические
12. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
1) анализ полученных результатов, выводы
2) определение целей и