ЛЕКЦИЯ № 2. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Для 58-М гр. (в период с 21.09.20 по 28.09.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Структура научного знания») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Динамика развития научного знания XIX в.» ответить на вопросы по тексту.

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: koptelova2008@bk.ru

 

 

ЛЕКЦИЯ № 2. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

План лекции:

1. Уровни научного познания.

2. Формы научного знания.

3. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования

 

1. Уровни научного познания

Научное познание как процесс включает в себя три уровня:
- Эмпирический уровень научного познания – преобладание живого созерцания (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация. Эмпирический уровень научного познания опирается на методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

- Теоретический уровень научного познания – преобладание рациональных форм познания: понятия, теории, законы и т. д. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Оно организовано в форме научного поиска, который сам имеет этапы формирования и развития. Научный поиск – это вид научного исследования, направленный на получение, добывание новых видов знаний. Теоретический уровень научного познания предполагает использование таких методов, как анализ, синтез, обобщение, идеализация, абстрагирование, математическое моделирование и т. д.

- Метатеоретический уровень научного познания – интеграция научных знаний в целостную картину мира, обусловленность имеющихся научных достижений господствующими философскими теориями, распространённым стилем мышления. Предполагает использование методологических принципов – комплекса методов, подчинённых определённому стилю мышления. Например, позитивистский принцип, превозносящий результаты эмпирических исследований; диалектический принцип, опирающийся на универсальные законы развития природы, общества, человека и мышления; органический методологический принцип, исходящий из законов существования живой природы и т. д.

 

2. Формы научного знания

Любое научное исследование предполагает сбор, систематизацию и обобщение фактов. Понятие «факт» (от лат. factorum — сделанное, свершившееся) выражает некоторый фрагмент действительности, или познания, знание о которых должно обладать достоверностью. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Формы научного знания (на эмпирическом уровне): научный факт, эмпирический закон. А на теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

Эмпирический факт – это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности. Он лежит в основе построения эмпирических или теоретических систем знания. Например, температура кипения воды.

Научный факт — это строго устоявшееся в человеческом обществе понимание природы, которое доказано как самим существованием человечества, так и законами, которыми человечество познает мир, но они существуют объективно.

Эмпирический закон — это повторяющиеся, необходимые, всеобщие связи между предметами, явлениями, процессами, установленные в результате непосредственных наблюдений и экспериментов.

Научное знание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, относительно простых компонентов, в научном познании принято выделять более сложные формы, к ним относятся проблема гипотеза, теория.

Проблема — форма научного знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапы движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, «проблема» создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

· гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

· гипотезы, в формулировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

· гипотезы, возникающие на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

 

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и т. п.).

3. Логика теории — формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика — направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и других форм теоретического знания.

4. Совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5. Философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Ключевой элемент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

Теория имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.

 

3. Методы эмпирического и теоретического уровня исследования

 

Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:

· система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

· учение об этой системе, общая теория метода.

Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он также представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Основные приёмы и методы научного познания:

1. Методы накопления знаний: - наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности; - эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые контролируемые условия; - моделирование – изучение объекта по его копии (модели), заменяющей оригинал с определённых, нужных сторон. Все это эмпирические методы познания.

2. Методы развития знаний: - анализ – разложение целостного объекта (мысленное или практическое) на составляющие его части с целью изучения каждой из них в отдельности; - синтез – соединение (мысленное или практическое) ранее выделенных частей объекта в единое, целое, чтобы получить о нём конкретно-общее, системное представление. Индукция – движение мысли от частных посылок к общему выводу. Например рассуждение: «Вода, спирт, нефть упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги». Дедукция – движение мысли от общей посылки к частным выводам. Например умозаключение: «Все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит, медь – проводник». Абстрагирование – особый приём мышления, при котором от второстепенных свойств объекта отвлекаются, а интересующие свойства выделяются, мысленно на их основе формируя тот или иное понятие – абстракцию (например, дерево, животное, звезда). Здесь возможно движение мысли по двум направлениям: 1) восхождение от конкретного к абстрактному – характерно для начальных этапов познания, при формировании абстракций; 2) восхождение от абстрактно к конкретному – применяется на этапе теоретических разработок, когда на основе ряда абстракций создаётся всесторонняя, полная картина объект во всей его многомерной конкретности. Исторический метод – изучение отдельного процесса в его конкретном многообразии, со всеми подробностями. Логический метод – воспроизведение процесса в его главных, существенных чертах, без лишних деталей, в логически обобщённом виде. Способы развития знаний — это теоретические методы науки.

 

ВОПРОСЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: