Укажите общие задачи и различия между всей группой теоретических и группой эмпирических методов.




 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гайденко, П. П. Научная деятельность и философский разум / П. П. Гайденко. — Москва: Прогресс-Традиция, 2003. — 528 с. — ISBN 5-89826-0142-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77023 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Куликов, Л.В. История и методология зоотехнической науки. Учебное пособие / Л.В. Куликов. - Москва, Издательство РУДН, 2001.

3. Кутырев, В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма) / В.А. Кутырев. - М., 1999.

4. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещенко. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ XIX В.

План:

1. 1. Важнейшие концепции развития науки

2. История зоотехнии

 

1. Важнейшие концепции развития науки

Одной из характеристик научного знания является его динамика, т. е. рост научных открытий, развитие методов и технических средств научного поиска. Развитие знания – это сложный процесс, включающий качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа (образного представления мира) к логосу (теоретическому представлению), от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки и неклассической к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.

В западной философии науки второй половины XX века проблема роста, развития, знания является центральной и представлена особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.
Эволюционная эпистемология
направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции единой науки.
При этом динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей, законов и последующее их постепенное развитие. Один из основоположников эволюционной эпистемологии — американский философ, представитель постпозитивизма Карл Поппер (Карл Р. Поппер (1902-1994) — книга «Эволюционная эпистемология» - Popper Karl A Evolutionary Epistemology // Evolutionary Theory: Paths into the Future / Ed. by J. W. Pollard. John Wiley &. Sons. Chichester and New York, 1984, ch. 10, pp. 239-255).

Эволюционная эпистемология стала популярна благодаря глобальному эволюционизму - синтезу эволюционного и системного подходов, что способствовало сближению идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания, а также осмыслению социальных и внутринаучных ценностей как обязательного условия современного развития науки.

Формирование научных законов, а также перерастание частных законов в общие проблемы ведёт к тому, что обоснованная эмпирически (порою экспериментально) гипотетическая модель превращается в схему. Причём теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем адаптируются к определённой совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта. Далее следует этап применения гипотетической модели к качественному многообразию вещей, т. е. качественное расширение, затем – этап количественного математического оформления в виде уравнения или формулы, что знаменует фазу появления закона.

Таким образом, рост научного знания можно представить в виде следующей схемы: модель–схема–качественные и количественные расширения- математизация - формулирование закона. При этом одной из наиболее важных процедур в науке является обоснование теоретических знаний.
По отношению к логике научного открытия распространена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научного открытия. В логике открытий большое место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение гештальтов («образцов») на аналоговое моделирование, указывают на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс научного открытия.

В философии существуют три важнейших концепции развития науки:

1. Концепция кумулятивизма утверждает, что развитие науки происходит благодаря накоплению твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне, т. е. динамика научного знания — это линейный, поступательный прогрессивный процесс.

2. Концепция научных революций, напротив, представляет развитие науки как скачкообразный процесс, представляющий собой смену различных исторических типов научной картины мира, в каждой из которых есть свой объект, особый стиль мышления и методы познания.

3. Концепция «кейс-стади» — представляет собой интуитивный подход, где развитие науки происходит благодаря решению сложных вопросов и проблем, вновь и вновь возникающих перед обществом.

У первого подхода мало сторонников. Ранее был наиболее распространён второй подход. Понятие научной революции ввёл Ф. Энгельс. Существенный вклад в теорию научных революций внёс В.И. Ленин. Академик В.И. Вернадский описывал научную революцию как "взрыв научного творчества". Американский философ Томас Кун использовал понятия "парадигма", "нормальная наука" и "научное сообщество". По его мнению, научная революция - это смена парадигм. Парадигма — это признанные всеми научные достижения, на основании которых в течение определённого времени создаётся модель постановки проблем и поиска их решений. Каждая парадигма характеризуется своим стилем мышления и методологией. Слова «парадигма» многие учёные используют как синоним слова «научная картина мира». Каждая научная картина мира формируется благодаря научной революции: научным открытиям, заставляющим по-новому смотреть на окружающий мир.

Существуют три типа научных революций:

3. Микро-революции (изменения в отдельных науках).

4. Локальные революции (изменения в фундаментальных науках).

5. Глобальная революция (изменения, которые затрагивают всю систему научного знания).

 

В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции:

1. Доклассическая научная революция (античность 5-6 века до н. э. - 17 век н. э.)

2. Классическая научная революция (17- первая половина 19 века)

3. Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)

4. Постнеклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)

 

Для того, что бы понять и оценить в чём заключается качественный скачок, существуют три параметра:

· Идеалы и нормы науки - система ценностей, соответствующих научному знанию на конкретном этапе.

· Научная картина мира - общее представление о мире и объективной реальности.

· Философские основания науки - это специфика познавательного процесса, сущность стиля научного исследования.

 

В начале 21 века метод кейс-стади (case-study) приобрёл особую популярность в науке и в образовании, хотя он берёт своё начало ещё в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Так, в образовании учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. А в науке — нестандартные ситуации, порою угрозы, связанные с проблемой выживания человечества, способствуют формированию «когнитивно-синергетических кейсов» - моделей осознания проблем для последующего их решения.

 

2. История зоотехнии

С древних времён, за 10 – 15 тысяч лет до нашей эры человек одомашнивал диких животных, чтобы надёжно обеспечить себя пищей и одеждой. Первым одомашненным животным считают собаку, затем в период неолита (нового каменного века) были одомашнены овцы, козы, крупный рогатый скот, свиньи, ослы, зебу, лошади, верблюды, куры, утки, гуси.

С изобретением письменности стали записывать сведения о животных в книги, шире распространять полученный опыт и информацию. Так появилась первая теоретическая база животноводстванаука зоотехния (франц. «zootechnie», греч. «zōоn» – животное, и «technē» – искусство, мастерство). Термин «зоотехния» предложил в 1848 году французский учёный Жорж Бодеман, определяя её как «науку о технологии живых машин». В дальнейшем на основе обобщения знаний о животных разрабатывались зоотехнические методы, приёмы, способы качественного совершенствования животных в целях получения от них наибольшего количества продукции с наименьшими затратами труда и средств.

«Краеугольные камни» зоотехнии – вопросы разведения животных, их кормления, содержания, производственного использования. С ростом народонаселения, развитием промышленности и научно-технического прогресса возросли требования к зоотехнической науке, расширились границы познаний. Современная зоотехния, обогащённая популяционной генетикой, широко использующая счётно-вычислительную технику, компьютерные программы, шире и глубже изучает биологические особенности животных в условиях интенсивных технологий производства продукции, при комплексной механизации трудоёмких процессов в животноводстве.

Зоотехния тесно связана с такими науками, как общая биология и экология, анатомия и физиология животных, эмбриология, гистология, биологическая и экологическая химия, зоогигиена, микробиология, ветеринария с комплексом ветеринарных наук, агрономия (луговое и полевое кормопроизводство), кормление животных, организация сельскохозяйственного производства, экономика, информатика и компьютеризация, генетика. Нужно также знание иностранных языков для изучения лучших мировых достижений, общения с зарубежными коллегами, стажировок в других странах, участия в международных конференциях и так далее.

Основой зоотехнии являются, прежде всего, биология и биологические науки, изучающие животные организмы и все присущие им свойства.

Спектр познаний животного и растительного мира постоянно расширялся, в связи с этим появилась дифференциация биологических наук. Так, биология с основами экологии включает в себя комплекс взаимосвязанных наук: зоология – наука о животных в процессе эволюционного развития, ботаника – наука о растениях и экология – наука о взаимодействии животных с растительным миром и окружающей средой, в которой они обитают. Палеонтология – наука о жизни в далёком прошлом на основе изучения ископаемых остатков растений и животных.

Морфология – наука, изучающая форму и строение организмов, подразделяется на анатомию, гистологию, цитологию и эмбриологию.

Физиология – наука о функциях органов, тканей и клеток растений и животных, механизмов обмена веществ в организме, взаимодействии всех систем и нейрогуморальной регуляции процессов жизнеобеспечения. Знание физиологии позволяет как бы заглянуть внутрь организма, понять биологическую сущность бытия, обеспечить гомеостаз (внутреннее равновесие), являющийся необходимым условием жизни каждого биологического объекта. Физиологическими закономерностями обусловлены все происходящие в организме процессы, поэтому изучение их привело к развитию других наук, выделившихся впоследствии в самостоятельные: биологической химии, биологической физики, этологии.

Самая молодая из них – этология, изучающая поведенческие реакции животных, обусловленные их типами высшей нервной деятельности – получила признание и развитие в середине ХХ века.

При переводе животноводства страны на промышленную основу, комплексную механизацию трудоёмких процессов, концентрацию поголовья и связанное с этим воздействие на животных многих стресс-факторов потребовалась оценка животных по стрессоустойчивости, обусловленной типом их высшей нервной деятельности, изучение особенностей поведения, основ формирования иерархической структуры в стадах и группах.

Биологическая химия – наука, тесно связанная с физиологией, изучающая химическую структуру организма и все химические процессы, происходящие в нём. Познавая механизм расщепления основных питательных веществ кормов – белков, жиров, углеводов – до органических кислот с помощью ферментов, катализаторов химических процессов, гормональную деятельность, при усвоении клетками организма элементов питания в норме и при различных нарушениях, человек, в сущности, познаёт и себя, может анализировать причины нарушения здоровья и своевременно принимать необходимые меры. Сформировавшись как наука в конце XIX века, биологическая химия в дальнейшем получила большее развитие.

Фрагментами биологической химии являются органическая и физколлоидная химия, экологическая химия, биологическая химия молока и мяса, особенно необходимая в сфере переработки этих продуктов.

На стыке наук биологии и физики возникла наука биологическая физика, изучающая физические и физико-химические процессы в живых организмах. Она, как и биологическая химия, относится к числу наук физиологического профиля.

В ХХ столетии процесс выделения наук-симбионтов продолжался: возникли такие науки, как цитогенетика, более подробно изучающая строение и функции клетки с помощью электронного микроскопа; гистохимия, биологическая кибернетика и другие.

Изучение других тонких, невидимых глазу структур стало возможным с изобретением микроскопов и для таких биологических наук, как микробиология, вирусология, генетика.

Микробиология и вирусология – это науки, изучающие невидимый простым глазом микромир: бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли, вирусы, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Изучается их морфология, физиология, биологическая химия, систематика, а также наследственность, в том числе мутационная, их практическое значение – польза и вред для человека.

Важнейшее значение для мировой науки и человечества имело открытие материального вещества наследственности в половых клетках животных – генов – их структуры, локализации наследственных кодов и механизма передачи из поколения в поколение наследственной информации через ДНК. Наука была названа генетикой, а основателем её считают австрийского монаха Грегора Иоганна Менделя (1822 – 1884 гг.), который в 1866 году экспериментальным путём открыл три главных закономерности наследования признаков при скрещивании. В то время этому открытию не придали особого значения. Но позже результаты, полученные Г. Менделем, подтвердили независимо друг от друга ещё три учёных: голландский – Хуго де Фриз (1848 – 1935 гг.), немецкий – Карл Эрих Корренс (1864 – 1933 гг.) и австрийский – Эрих Чермак (1871 – 1962 гг.). Официально зарождение генетики как науки относят к 1900 году.

В настоящее время без генетики невозможно себе представить селекционно-племенную работу по совершенствованию племенных животных, стад, пород и популяций. Это наука об изменчивости признаков у живых организмов и их наследственности, взаимосвязях, фенотипических проявлениях, обусловленных различными факторами и объективными закономерностями.

Современная зоотехния делится на общую и частную. Вышеизложенное относится, в основном, к общей зоотехнии, изучающей разведение, кормление, содержание животных, технологию их производственного использования. Частная зоотехния изучает биологические и хозяйственные особенности сельскохозяйственных животных разных видов. Она включает дисциплины: скотоводство, коневодство, овцеводство и козоводство, свиноводство, птицеводство, прудовое рыбоводство, пчеловодство и другие. В последние годы в программы специализации включают и кинологию, служебное и охотничье собаководство.

 

Вопросы:

Может ли эволюционная эпистемология интегрировать (логически соединять) все три важнейшие концепции развития науки (кумулятивизм, концепцию научных революций и концепцию «кейс-стади»)?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: