Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Организация самостоятельной работы студентов. 4
1.1. Самостоятельная работа как форма обучения. 4
1.2. Понятие и основные особенности реферата, курсовой и дипломной работ. 4
1.3. Содержание основных этапов подготовки курсовой и дипломной работ. 7
1.4. Методологический аппарат курсовых и дипломных работ. 8
Раздел 2. Оформление курсовых и дипломных работ. 10
2.1. Общие требования. 10
2.2. Титульный лист. 10
2.3. План работы.. 11
2.4. Введение. 11
2.5. Основная часть. 11
2.6. Заключение. 12
2.7. Цитаты, сноски и примечания. 12
2.8. Список литературы.. 12
2.9. Приложения. 13
Приложение 1. 14
Приложение 2. 15
Приложение 3. 16
Введение
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий спектр требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников высшего учебного заведения развитых гносеологических способностей, умений самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать и систематизировать полученную информацию, давать ей оценку, планировать и организовывать опытно-экспериментальную работу. Формирование этих умений идет в течение всего периода обучения через участие студентов в семинарских и практических занятиях, выполнение творческих' заданий, рефератов, курсовых и дипломных работ.
В соответствии с учебными планами и программами подготовки студенты пишут рефераты по различным дисциплинам, курсовые работы по специальностям и специализациям. Завершается образовательный цикл защитой дипломной работы по специальности. Успешное выполнение научно-исследовательских работ в значительной мере зависит от того, насколько полно студенты представляют их особенности, назначение, требования к методике их выполнения.
|
Раздел 1. Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа как форма обучения
Самостоятельная работа студентов - важнейшая форма обучения в системе высшего образования, только при условии полного использования возможности этой формы учебного процесса можно добиться глубокого усвоения студентами научных знаний, овладения методами научного мышления, воспитания у них творческого отношения к теории и практике. Это объясняется тем, что "приобрести" знания, усвоить их, сделать их собственным достоянием может лишь сам студент посредством собственной интеллектуальной деятельности.
Чрезвычайно велика роль самостоятельной работы студентов при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ, ' когда они могут расширять имеющуюся у них определенную систему развивающегося социального знания, совершенствовать социологические методы познания социальной действительности и их применение в социальной практике- Достичь этого можно при условии, что студенты, кроме аудиторных занятий, будут самостоятельно изучать научную и учебную литературу, применять приобретаемые знания для подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, к исследовательскому поиску. Формы самостоятельной работы студентов весьма разнообразны: изучение (чтение, анализ, конспектирование) нормативно-правовых документов, научной и методической литературы; подготовка докладов и рефератов на семинарских занятиях; решение задач на лабораторных занятиях; написание научных работ для участия в студенческих конференциях; участие в комплексных социальных исследованиях (социологических, социально-психологических и т.д.).
|
Эффективность самостоятельной работы студентов, образовательные и воспитательные результаты, достигаемые с ее помощью, во многом зависят от того, насколько она является самостоятельной и каким образом преподаватель может ее контролировать. Когда студент изучает рекомендуемую в рамках курса литературу эпизодически, от случая к случаю, он не получает ни глубоких знаний в этой сфере, ни навыков их применения. Систематичность или несистематичность самостоятельной работы студентов зависит, прежде всего, от ее планирования и организации преподавателем, а также от осуществляемого за нею контроля. Поэтому основное содержание самостоятельной работы студентов, ее формы и методы, последовательность и сроки выполнения работ определяются преподавателем.
Понятие и основные особенности реферата, курсовой и дипломной работ
Реферат - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, блока монографии и т.д.
В соответствии с предложенной тематикой, рекомендациями преподавателя студент выбирает тему и разрабатывает план реферата.
После утверждения темы и плана необходимо подобрать литературу по теме. Изучать научную и специальную литературу (книги, ' статьи) рекомендуется в следующей последовательности:
- общее ознакомление с произведением по оглавлению и путем беглого просмотра всего труда;
|
- внимательное чтение работы по разделам;
- составление конспекта по произведению с выпиской цитат, отдельных положений, статистических данных и др.
- критическая оценка и запись своих замечаний о прочитанной работе.
Необходимо избегать длинных фраз, повторений, лишних слов и сложных словосочетаний, которые затрудняют восприятие текста.
Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным. Следует применять стандартизированную терминологию, избегать непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте.
Возможно включение в реферат иллюстраций и таблиц, если они помогают раскрыть основное содержание темы.
Курсовая работа - это самостоятельное исследование студентом определенной проблемы, призванное решить следующие задачи:
- стимулировать потребность студентов в углублении знаний в конкретной области науки или социальной сфере;
- способствовать развитию творческого и логического начал, побуждать к экспериментированию, сбору фактического материала, овладению методами научного исследования;
- развивать умение определять круг необходимой литературы по выбранной теме, выделять главные идеи изучаемых источников;
- сформировать умение планировать научно-исследовательскую работу, определять объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования;
- выделять в структуре курсовой работы введение, основную часть, заключение,
- способствовать формированию личностной научной позиции, умения определять свое отношение к существующим различным точкам зрения, дискуссионным вопросам, обосновывать выдвигаемые положения;
- совершенствовать навыки изложения прочитанного и осмысленного в соответствии с планом;
- уметь грамотно оформлять справочный аппарат (сноски, список литературы).
Существуют два основных направления исследования, которые взаимодополняют друг друга:
- изучение научной литературы по данной проблеме;
- экспериментально-практическая работа (которая может быть выполнена либо в процессе прохождения практики студента, либо в рамках темы, в которой участвует студент).
Курсовая работа не может быть простой компиляцией и составляться из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно проявляться авторское видение проблемы и ее решения. При подготовке курсовой работы студенту необходимо:
1. Выбрать тему.
2. Подать заявление на кафедру с указанием темы.
3. Уточнить с руководителем курсовой работы тему и структуру работы.
4. Собрать материал по теме, составить библиографический указатель.
5. Обсудить план работы и основные направления исследования с руководителем (во время консультаций).
6. Набрать текст на компьютере и оформить в соответствии с требованиями.
7. Сдать курсовую работу руководителю.
8. Обсудить с руководителем замечания и подготовить окончательный вариант курсовой работы.
9. Сдать курсовую работу вместе с дискетой на кафедру.
10. Получить отзыв от руководителя, защитить контрольную работу и проставить оценку в зачетную книжку до начала сессии.
Исследования по темам курсовых работ могут быть продолжены на следующих курсах и положены в основу дипломной работы.
Дипломная работа - самостоятельное исследование на основе блока общепрофессиональных дисциплин, которое систематизирует, закрепляет и углубляет теоретические знания, а также практические навыки при анализе изучаемой проблемы, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие квалификационный уровень выпускника. Дипломная работа является свидетельством профессиональной компетентности выпускника.
В процессе подготовки и написания дипломной работы студенты:
- обобщают и углубляют свои теоретические знания и практические умения совершенствуют навыки организации научного исследования;
- изучают и обобщают позитивный опыт социальной практики.
Подготовка дипломной работы студентами позволяет преподавателям выявить уровень освоения методики проведения экспериментальной работы во время прохождения практик; осуществить контроль за качеством профессиональной подготовки студентов по специализации.
При подготовке дипломной работы студенту необходимо:
- Выбрать тему. На кафедрах имеется перечень тем, предложенных преподавателями и утвержденных на заседании кафедры. Кроме того, студент может предложить собственную тему дипломной работы с последующим ее утверждением на кафедре.
- Подать заявление на кафедру с указанием темы.
- Уточнить с научным руководителем тему и структуру работы.
- Утвердить на заседании кафедры тему, научного руководителя и рецензента работы;
- Собрать материал по теме, составить библиографический указатель.
- Обсудить план работы и основные направления исследования с руководителем (во время консультаций).
- Пройти первую предзащиту на кафедре, при необходимости скорректировать название работы.
- Набрать текст на компьютере и оформить в соответствии с требованиями.
- Сдать дипломную работу руководителю
- Пройти вторую предзащиту на кафедре и получить рекомендации к защите.
- Обсудить с руководителем замечания и подготовить окончательный вариант дипломной работы.
- Получить отзывы от руководителя и рецензента.
- Сдать дипломную работу вместе с дискетой на кафедру за 3 дня до защиты.
Выбор темы дипломного исследования должен соответствовать следующим требованиям:
- актуальность;
- теоретическая и практическая значимость, возможность использования на практике.
При формулировке темы важно отразить проблему и область исследования. Во введении необходимо описать объект, предмет и основные цели исследования, задачи и гипотезы, а также методы, с помощью которых осуществляется решение поставленных задач. В конце работы необходимо заключение, в котором делаются выводы на основе проведенного исследования и даются практические рекомендации. Содержание дипломной работы должно быть разбито на главы или разделы, включающие параграфы.
Содержание основных этапов подготовки курсовой и дипломной работ
Выполнение курсовой или дипломной работы начинается с выбора темы; затем студенты пишут заявление на имя заведующего кафедрой (приложение 1). После утверждения на кафедре руководителя курсовой (дипломной) работы студенты приходят на первую консультацию к руководителю, которая предусматривает:
- обсуждение цели и задач работы, основных моментов избранной
- темы:
- консультирование по вопросам подбора литературы;
- составление предварительного плана;
- составление графика выполнения курсовой (дипломной) работы.
Следующим этапом является работа с литературой. Необходимая литература подбирается студентами самостоятельно. Вначале целесообразно определить достаточно широкий круг источников по теме. Выписывая литературу, необходимо: точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов; записывать полностью название книг и статей; указывать место и год издания книг, их объем (количество страниц); выписывать названия журналов, их номер, год издания.
После подбора литературы целесообразно сделать рабочий вариант плана работы. В нем нужно выделить основные вопросы темы и подвопросы раскрывающие их содержание.
Составленный список литературы и предварительный вариант плзна уточняются, согласуются на очередной консультации с руководителем.
Затем начинается следующий этап работы - изучение литературы. Только внимательно читая и конспектируя литературу, можно разобраться в основных вопросах избранной темы и подготовиться к самостоятельному (авторскому) изложению содержания курсовой (дипломной) работы. К конспектированию первоисточников предъявляются следующие требования:
- выписки целесообразно делать на одной стороне листа с выделением полей, чтобы потом было удобнее обрабатывать материал;
- конспектировать можно в форме дословного изложения изучаемого (цитировать), либо излагать материал близко к тексту, но в том и другом случае важно не забывать делать на полях метку: автор, название книги или статья, издательство, страница.
Далее в конспекте необходимо отметить следующее:
- основную идею автора, его позицию по исследуемому вопросу (в чем полемизирует с другими исследователями, какие идеи аргументирует, в чем новизна и т.д.);
- какие идеи, выводы, рекомендации в первоисточниках вызывают возражение и почему;
- какие задачи можно наметить для дальнейшего изучения данной проблемы.
По мере накопления изученного материала возможны уточнения, изменения предварительного варианта плана или даже темы курсовой (дипломной) работы.
Систематизация и анализ изученной литературы по проблеме исследования позволяют студенту написать первую (теоретическую) главу В ней раскрываются основные понятия, подходы к решению данной проблемы, также могут рассматриваться нормативно-правовые документы по изучаемой теме.
Выполнение курсовых (3-4 курс) и дипломной работ предполагает проведение определенного экспериментального исследования, программа которого составляется вместе с руководителем. На основе разработанной программы студент осуществляет экспериментальную работу, результаты которой подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, гистограмм и тд. Программа экспериментального исследования и анализ полученных результатов составляют содержание второй (практической) главы.
Рабочий вариант текста курсовой (дипломной) работы предоставляется руководителю на проверку. На основе рабочего варианта текста руководитель вместе со студентом обсуждает возможности доработки текста, его оформление и т.д. После доработки курсовая (дипломная) работа передается руководителю для оценивания.
Защита курсовой работы может проходить в присутствии студентов и преподавателей на практических занятиях или во внеучебное время, либо преподаватель может оценить курсовую работу без публичной защиты.
После завершения работы над -текстом на кафедре проходит предзащита дипломной работы. После этого студент получает рекомендацию для защиты своей дипломной работы перед государственной экзаменационной комиссией. За 3 дня до защиты студент передает секретарю ГАК окончательный вариант (печатный и электронный) дипломной работы с отзывами руководителя и рецензента.
Защита дипломной работы включает:
- вступительное слово студента (7 - 10 минут), в котором излагаются: актуальность проблемы; объект, предмет и цель исследования; раскрываются основные задачи и пути их решения; делается вывод с практической и теоретической значимости исследования. При этом необходимо уточнить личный вклад в разработку проблемы, положенной в основу дипломной работы (в основу вступительного слова должны быть положены тезисы объемом 2-3 страницы);
- вопросы членов государственной экзаменационной комиссии;
- выступление научного руководителя с краткой характеристикой проделанной студентом работы;
- выступление рецензента;
- выступление и обмен мнениями членов государственной экзаменационной комиссии;
- подведение итогов защиты членами государственной экзаменационной комиссии, которая выносит оценку дипломной работы на закрытом заседании.
При обсуждении оценки учитываются:
- логика и научность вступительного слова:
- степень сложности и актуальности проблемы;
- практическая и теоретическая значимость работы;
- ясность изложения, самостоятельное суждение, владение материалом;
- умение студента отвечать на вопросы и замечания;
- оформление работы;
- мнение научного руководителя об отношении студента к подготовке и написанию дипломной работы,
- оценка рецензента.