РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1.Первичный план магистерской диссертации………………...4

2.Основные пункты,которые должны присутствовать в диссертации…………………………………………………………………..5

3.Научная статья по теме диссертации………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Я Задорожная Алена проходила практику в Воронежском Институте экономики и социального управления на кафедре Политологии, государственной и муниципальной службы. Практика проходила с 6 июня 2016 года по 3 июля 2016 года.

Цель практики – развитие у студентов системы знаний о реальной практике государственного и муниципального управления, формирование и развитие умений и навыков аналитической работы.

Задачи практики:

- формирование профессиональной идентичности студентов, развитие у них профессионального мышления, совершенствование системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущих магистров государственного и муниципального управления;

- выработка у будущих специалистов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, формирование потребности в самообразовании, профессиональном самосовершенствовании и личностном развитии;

- формирование навыков решения практических задач управления в органах государственного и муниципального управления, различного рода организациях, относящиеся к государственному и муниципальному секторам экономики и социальной сферы.

Организация практики обучающихся в Воронежском институте экономики и социального управления осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами с соблюдением принципов непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональными навыками и их применения.

Практика в Воронежском институте экономики и социального управления начинается с ознакомления с порядком прохождения практики и распределения обучающихся к непосредственным руководителям практики.В соответствии с заданиями практики подготовлен следующий отчет:

1.Первичный план магистерской диссертации

 

«Развитие гражданских инициатив в системе местного самоуправления. опыт.проблемы.перспективы»

 

1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ..

1.1. Местное самоуправление – как элемент гражданского общества.............

1.2. Понятие и формы, признаки гражданских инициатив в современном обществе…….

2. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ: В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….

2.1.Диагностика вовлеченности населения в реализацию основных принципов местного самоуправления……………………………

2.2. Анализ форм проявления гражданских инициатив и их реализация………

3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ПРАКТИКУ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ………………………………………

3.1. Организационно-правовые проблемы в развитии и реализации гражданских инициатив……………………………………………

3.2. Внедрение современных механизмов по обеспечению взаимодействия власти и населения…………………………………………

Составлен библиографический список используемых источников и литературы.

 

2.Основные пункты,которые должны присутствовать в диссертации

 

Определена актуальность темы исследования. Острая потребность в развитых институтах гражданского общества на современном этапе обусловило усиление самоуправленческих начал регионального развития современной России.

Без гражданского общества нет демократического правового, социального государства, не обеспечиваются и не защищаются на должном уровне права, свободы и законные интересы граждан. Общественная практика не привела пока к формированию устойчивой модели взаимодействия государства и общества.

Формирование модели взаимодействия общества и государства происходит с учетом социальных исторических традиций страны в сочетании с ее современными модернизационными потребностями, в которых ключевое место занимает местное самоуправление. В современной России становление гражданского общества происходит в условиях реформы государственной власти и всех сфер общественной жизни, сбалансированного сочетания, равноправного сотрудничества и координации деятельности государственных органов власти и негосударственных структур.

Изучение гражданского общества и местного самоуправления, как единого комплекса общественных взаимодействий, может подсказать более эффективные средства управления общественно-политическими процессами, применение которых будет способствовать скорейшему превращению России в демократическое государство. Непредсказуемость развития общей политической ситуации в постсоветской России лишь способствует сохранению актуальности этой проблемы.

Актуальность исследования вопросов местного самоуправления, непосредственно связанных с проблемами становления гражданского общества, обусловлена следующими основными обстоятельствами:

Во-первых, длительным отсутствием развитых институтов гражданского общества в историческом развитии России и острой потребностью в них на современном этапе. Современная Россия переживает конфликтную модель взаимодействия государства и общества; общественная практика не привела пока к формированию устойчивой модели этой взаимосвязи. Естественно, что формирование модели взаимодействия общества и государства происходит с учетом социальных исторических традиций страны в сочетании с ее современными модернизационными потребностями.

Во-вторых, необходимостью усиления гражданских начал регионального развития современной России, ее государственной региональной политикой, способной учитывать интересы народов, социальных групп и общностей, конкретных личностей независимо от национально-этнической и иной принадлежности.

В-третьих, потребностями рационально-управляемого социального и политического противодействия террористической угрозе, которая для России идет в определенной мере от неразвитости гражданского общества, неравномерности социально-экономического и политического развития регионов, а также недостаточной способности властей к выработке путей преодоления этой угрозы.

Изучение гражданского общества и местного самоуправления как единого комплекса общественных взаимодействий может подсказать более эффективные средства управления общественно-политическими процессами, применение которых будет способствовать скорейшему превращению России в демократическое общество.

В основном этими соображениями определяется актуальность темы предлагаемого исследования, которая находится на стыке двух, связанных между собой, но формально автономных научных проблем - гражданского общества и местного самоуправления.

Определена степень научной разработанности. Как гражданское общество, так и местное самоуправление относятся к остро дискуссионным проблемам. В обществоведческих науках широко обсуждаются вопросы природы местного самоуправления и гражданского общества, их взаимосвязи и роли в становлении современного демократического государства, степень их автономности от государства и др. На этот счет существуют разные, порой прямо противоположные взгляды. Автор не разделяет крайних точек зрения и считает, что ответы на многие вопросы кроются в историческом опыте, в особенностях функционирования гражданского общества и его составляющей - местного самоуправления как в России, так и в странах зрелой демократии.

Источником исследования послужили данные социологических опросов ИСПИ РАН, РОМИР, ВЦИОМ и РАГС, регулярно публикуемые в Интернете. Там же можно найти доклады и обзоры российских и международных правозащитных организаций, нередко содержащих весьма ценный фактический материал, который также использовался при исследовании темы диссертации.

Кроме этого, эмпирическую базу составили результаты авторских социологических исследований, проведенных на кафедре политологии, государственной и муниципальной службы Воронежского института экономики и социального управления по проблематике, касающейся различных аспектов местного самоуправления, а также материалы изучения мнения глав муниципальных образований Воронежской области (2010-2016 гг.) по вопросам реформирования местного самоуправления в свете нового Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Идея гражданского общества на концептуальном уровне разрабатывалась в социологических трудах Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера, в рамках концепций либерализма и неолиберализма в работах И. Бентама, Дж. Ст. Милля, Ф. фон Хайека, К. Поппера, в современных теориях «капиталистической» модернизации Ю. Хабермаса, Э. Фромма, Д. Гэлбрейта и других.

Структурно-функциональный подход Т. Парсонса позволяет рассматривать гражданское общество как социальную систему, эффективность которой зависит от взаимодействия и взаимовлияния негосударственных институтов в подсистеме социализации личности, а также в экономической, политической и правовой подсистемах.

В научной литературе дореволюционной России отдельные характеристики гражданского общества можно найти в работах М.А. Бакунина, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, П.А. Кропоткина, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, C.JT. Франка, H.A. Бердяева, К. Леонтьева, И. А. Ильина, А.И. Солженицына. В советский период проблема гражданского общества практически не изучалась. В постсоветский период можно выделить отдельные работы В.Г. Смолькова, Ф.М. Бурлацкого, В. Киселева, Е.Г. Панфилова, В. Исакова, А. Козулина, В. Шейниса, Н. Симония, В. Библера, И.К. Кравченко, A.B. Одинцовой, К.С. Гаджиева, А. Миграняна, Ю.А. Васильчука., М.В. Ильина, Е. Старикова, A.M. Старостина, Г.Ч. Гусейнова, Д.Б. Драгунского, А. Кивы, Б. Славного, В. Смолькова, В. Суркова и др.

По проблемам содержания и соотношения гражданского общества и местного самоуправления в России существует обширная литература. Содержание понятия гражданского общества находится в произведениях классиков общественно-политической мысли Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Среди отечественных ученых, внесших заметный вклад в изучение гражданского общества и его развития в России, следует назвать С.А. Авакьяна, М.Б. Баглая, В.В. Галкина, З.Т. Голенкову, Н.Н. Гучина, Б.И. Зеленко, В.Д. Зорькина, Е.И. Козлову, В.В. Колбановского, А.П. Кочеткова, Ю.А. Красина, А.В. Кружкова, О.Е. Кутафина, B.C. Мокрого.

Проблематика гражданского общества и местного самоуправления остается предметом постоянного внимания таких ведущих отечественных журналов, как «Власть», «Полис», «Социс», «Народный депутат», «Государство и право», «Российская Федерация» и др. В последние годы выходят специализированные издания: «Муниципальная власть», «Местное самоуправление», «Энциклопедия местного самоуправления», «Муниципальное право» и др. Характерной чертой всех этих исследований является попытка осмысления преимущественно реальных практических процессов в данной области, что обусловило участие в этих научных и научно-издательских проектах не столько ученых-теоретиков, сколько практиков, анализирующих проблемы местного самоуправления и гражданского общества «изнутри».

Данные обстоятельства предопределили цель, объектно-предметную область и основные задачи настоящего исследования. Цель диссертационной работы заключается в разработке концепции социологического исследования прогнозных и практических возможностей качественного обновления гражданского общества посредством использования формирующегося местного самоуправления.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

– рассмотреть институт местного самоуправления как специфическую форму самоорганизации граждан, оказывающую непосредственное влияние на уровень развития гражданского общества;

– проанализировать характеристику гражданского общества и местного

самоуправления на территории Воронежской области;

– предложить пути совершенствования и перспективы развития местного самоуправления и гражданского общества на территории Воронежской области.

Объект исследования. Являются институты местного самоуправления и их целенаправленная деятельность по реализации общественно значимых интересов граждан, социальных групп и сообществ в рамках формирующегося гражданского общества.

Предмет исследования. Выступают механизмы и каналы взаимодействия местного самоуправления с институтами гражданского общества.

Научная новизна магистерского исследования заключается в следующем: в ней систематизированы концептуальные составляющие целостного анализа гражданского общества и местного самоуправления, как развитие взаимообуславливающих друг друга социальных феноменов. Конкретные элементы новизны обнаруживают себя в следующем:

- в проведенном концептуальном анализе понятия гражданского общества, в ходе которого зафиксирована его сущность как коммуникативного взаимодействия с государством посредством участия граждан в процессе самоорганизации и самоуправления;

- в показе взаимообусловливающей и одновременно самостоятельной сущности местного самоуправления в процессе становления и развития гражданского общества;

- в обосновании и раскрытии особенностей социологического подхода к определению места и социальной роли местного самоуправления в гражданском обществе;

- в сформулированном принципиальном выводе о значении местного самоуправления как ключевого фактора становления гражданского общества в России.

- разработана система критериев оценки эффективности местного самоуправления, включающая уровень самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, способы влияния местного сообщества на действия органов местного самоуправления, эффективность организационных форм осуществления местного самоуправления; выявлено их комплексное влияние на развитие гражданского общества в современной России.

- подтверждено на эмпирическом материале, что существует взаимозависимость процессов становления гражданского общества и института местного самоуправления, которая определяется следующими факторами: уровнем информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления, уровнем доверия данным управленческим структурам со стороны населения, степенью вовлеченности граждан в осуществление местного самоуправления, уровнем жизни населения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенность российского общества и главное отличие его от гражданского общества развитых демократий Запада состоит в том, что в нашей стране гражданские институты вырастали не снизу, не из местного самоуправления, а прививались сверху. Это предопределило его главные черты: доминирование государства над обществом, отторжение общества от государства, социально-политическую пассивность населения и архаичность вещественного сознания. Гражданское общество и местное самоуправление представляют собой неразрывное целое. С одной стороны, местное самоуправление является одной из основных, базовых, корневых структур гражданского общества. С другой стороны, только зрелое гражданское общество, с его верховенством закона, толерантностью, высокой гражданской активностью населения, его ориентацией на неконфликтное решение противоречий может обеспечить эффективное развитие и функционирование местного самоуправления.

2.Местное самоуправление было и остается одним из главных инструментов противостояния граждан государственной бюрократии, средством вовлечения населения в общественно-политическую деятельность, школой гражданственности, самоорганизации, народовластия и политической культуры. Участвуя в деятельности органов местного самоуправления, граждане учатся искусству достижения согласия, компромиссов и партнерских отношений. Без развитого и пользующегося авторитетом местного самоуправления превращение российского общества в полноценное гражданское общество невозможно. Поэтому продолжение реформы местного самоуправления остается исторической необходимостью.

3.Преобразование российского общества в полноценное гражданское общество является условием выживания России как государства. Одним из надежных путей продвижения страны к гражданскому обществу остается развитие местного самоуправления с учетом традиций и особенностей истории и современного состояния российского общества. Этому должна служить осуществляемая в России реформа местного самоуправления.

 

3.Научная статья по теме диссертации

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Воронеж, МОАУ ВПО ВИЭСУ

 

Выбранная тема является актуальной в настоящее время. Так как в нашей стране гражданская инициатива развивается слабо и находится в стадии формирования. Гражданская инициатива в настоящее время стала важным регулятором жизни людей во всем мире, тогда как в России взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти носит эпизодический характер и касается в основном принятия отдельных решений. По мнению автора Никовской Л.И., гражданская инициатива одна из неотъемлемых частей гражданского общества. Ведь гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а гражданская инициатива – это форма коллективного волеизъявления граждан, посредством которой мнение определенной их группы доводиться до компетентного государственного органа или органа местного самоуправления и требует его реагирования. Как подчеркивает автор Нечаев Д.Н., гражданское общество не может существовать без гражданской инициативы. До сих пор неясным остается вопрос о готовности российского общества к формированию и реализации гражданских инициатив, не выработан соответствующий терминологический аппарат, само понятие «гражданская инициатива» нередко трактуется как реализация всех гражданских прав, чего-то большего, чем дано гражданину Конституцией.

Целью написания эссе является поиск и разработка эффективных предложений, способствующих развитию гражданской инициативы в муниципальных образованиях, на примере Воронежской области.

Для развития гражданского общества в России, как и любой другой стране, необходимы экономическая и политическая стабильность. Без гражданского общества не существовало бы и гражданских инициатив. Автор книги «Проблемы становления гражданского общества в России» Уледов А.К., выявил следующие проблемы:

- разделение российского социума по различным линиям: бедные и богатые, центр и регионы, столица и провинция, элиты и народ;

-отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека;

-отсутствие многочисленного среднего класса;

-низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденное приспособление к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения;

-отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;

Мы считаем, что для преодоления препятствий для развития гражданского общества необходимо:

-государственная поддержка гражданского общества;

-поддержка инфраструктуры некоммерческих организаций;

-ресурсное обеспечение гражданских инициатив;

-самоорганизация некоммерческого сектора;

-эффективная деятельность общественная палат и других общественных организаций;

-информационное обеспечение работы некоммерческого сектора;

- развитие местного самоуправления;

- обеспечение участия общественности в принятии управленческих решений;

-совершенствование правового регулирования;

Граждане нашей страны задаются вопросом, какую же роль играет местное самоуправление в поддержке и развитии гражданских инициатив? Мы на него ответим так: местное самоуправление играет немаловажную роль, а именно: 1)решает большинство повседневных проблем простого гражданина; 2) зависит от общественного контроля; 3) способствует развитию институтов гражданского общества.

Существует одна из наиболее значимых форм проявления гражданских инициатив, такая как территориальное общественное самоуправление. Ссылаясь на мнение автора книги «ТОС» Бобовича Р.Е., тос - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Как показал мониторинг, проведенный в октябре 2014 г., ТОСы развиваются примерно в 20% муниципальных образований. Поэтому мы предлагаем: 1)обеспечить проведение органами государственной власти и местного самоуправления просветительской и пропагандистской работы по вовлечению граждан в ТОС, информирование граждан о ТОС; 2)в бюджете муниципальных образований предусмотреть средства на организацию и деятельность ТОС на принципе софинансирования; 3) снабдить органы ТОС долгосрочными программами действия по развитию своих территорий, утверждёнными представительным органом муниципального образования; 4) предусмотреть финансовые, материальные и моральные поощрения для должностных лиц и членов органов ТОС; 5) усовершенствовать законодательную базу для учреждения, функционирования и развития ТОС: законодательно закрепить особую форму некоммерческой организации «территориальное общественное самоуправление», расширить установленный Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень вопросов, могущих относится к ведению ТОС, упростить процедуру регистрации органов ТОС в качестве юридических лиц.

Также мы приведем еще пример, который будет иллюстрировать местное самоуправление в поддержке и развитии инициатив. Примером служит выступление в Воронежской области Ивана Григорьевича «Об основных направлениях деятельности органов местного самоуправления в современных экономических условиях» В этом выступлении говорится о том, что направлением деятельности органов местного самоуправления должна стать работа с населением. Это самое сложное направление, которому, к сожалению, не уделяется должного внимания. И глава поселения, и депутаты, и работники администрации должны стать организаторами процесса вовлечения жителей в дела муниципального образования. Наше мнение по этому поводу таково: каждый должен понимать, что, не участвуя в делах поселения, только жалуясь и возмущаясь, он не сможет добиться улучшения качества жизни в своем селе или поселке.

В Воронежской области создаются и успешно действуют самые различные формы самоорганизации граждан. Это уличкомы и домкомы, товарищества собственников жилья, Советы домов, территориальное общественное самоуправление и т.д..

Так, например, в Верхнемамонском районе развит институт уличкомов, в Репьевском районе созданы ТСЖ в сельских поселениях в районах индивидуальной жилой застройки, в Новохоперском – приоритетным направлением стало создание ТОС.

Вместе с тем, законодательно закреплена и регламентирована деятельность только ТСЖ и ТОСов. Именно поэтому в Воронежской области в последние годы проявляется повышенный интерес к созданию и развитию территориального общественного самоуправления (ТОС), которое является одной из наиболее действенных форм объединения граждан.

На основании поставленной цели нашего эссе, можно сформулировать следующий ряд предложений на долгосрочный и среднесрочный периоды, способствующих развитию гражданской инициативы в муниципальных образованиях:

а) повысить социально-экономическое развитие муниципальных образований, создать благоприятные условия для долгосрочного территориального развития и для повседневной жизни граждан;

б) обеспечить стимулирование глав муниципальных образований к развитию общественной активности через введение соответствующих показателей в оценку эффективности деятельности городских округов и муниципальных районов, проведение региональных и федеральных конкурсов, публикацию рейтингов лучших и худших муниципалитетов по критерию развития общественной активности в СМИ и сети Интернет;

в) обеспечить принятие федеральных и региональных программ обучения должностных лиц местного самоуправления современным технологиям общественно-муниципального партнёрства;

г) обеспечить внедрение программ массового обучения активистов, лидеров общественных организаций и движений, действующих на местном уровне;

д) организовать в масштабах страны серьёзную информационно-просветительскую кампанию, направленную на формирование потребности в гражданском участии на местном уровне, самоорганизации населения в муниципалитетах;

е) обеспечить широкое информирование граждан через СМИ о задачах местного самоуправления, его развитии, его позитивном значении для обеспечения качества и уровня жизни населения на местах;

ж) расширить перечень предусмотренных законодательством форм участия граждан в решении вопросов местного значения;

з) установить критерии для учёта мнения населения, озвученного в ходе применения не влекущих обязательных юридических последствий форм гражданского участия в осуществлении местного самоуправления;

и) усовершенствовать старые и внедрить новые механизмы финансовой поддержки общественных инициатив;

к) создать и распространить «школы гражданской активности»

Таким образом, самое важное заниматься активно проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ гражданского общества в современной России в контексте формирования гражданской политической культуры, становления гражданского самосознания и укрепления в массовом сознании гражданских ценностей общественной солидарности.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.Грибанова Г.И., Шубина Н.В. Роль местного самоуправления в формировании гражданского общества в современной России. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2012. – С. 45.

2.Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит.науки. - 2010.- №4.- С.85-97.

3.Коломиец И.К. Местное самоуправление как механизм формирования гражданского общества: Дис... канд. полит.наук: 23.00.02. – Ростов н/Д., 2011. – С. 26.

 

Заключение

В период прохождения учебной практики в Воронежском институте экономики и социального управления с 06.06.2016 г. по 03.07.2016 г. я ознакомилась с нормативно-правовой базой, регламентирующую деятельность такого института гражданского общества как местное самоуправление.

Во время прохождения практики я узнала много нового и нужногоо взаимозависимости гражданского общества и местного самоуправления..

Научилась организовывать познавательную деятельность, использовать различные формы и методы обучения и самоконтроля для саморазвития и наращивания творческого потенциала, критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе ее анализа.

Овладела навыками практически использовать общие методологические подходы научных исследований по проблемам вовлечения насления в деятельность местного самоуправления.

Научилась правильно подбирать и анализировать необходимую информацию к разработке темы, избранной для выпускного квалификационного исследования – магистерской диссертации;

Работать с различными информационными источниками и имею опыт работы с научной литературой, публикациями в специальных периодических изданиях, нормативно-правовыми актами.

Общее впечатление от пройденной учебной практики – положительное. Замечаний к порядку организации и проведения учебной практики не имею. Практика соответствует целям и задачам на неё возлагаемым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: