Состав министерств и их органы, компетенция.




Министерство финансов состояло из казенных палат губерний, заведующих отделами по приходу и расходу государственных средств, податных присутствий, отделений банков, акцизных управлений. Казенные палаты ведали прямыми налогами, фабричные инспекции. Следует упомянуть деятельность государственных банков. Бюджет, выросший в связи с проводимыми реформами и возросшими расходами на содержание Министерства двора, Военного министерства, флота, внутренних дел, калькулировался в Минфине, а утверждался Государственный. советом.

Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и т.д.

Министерство юстиции заведовало тюремной частью гражданского ведомства. Министр юстиции контролировал вся судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. Министру также присваивалось звание генерального прокурора. Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и за административными учреждениями самого сената.

Военное сухопутное министерство состояло из управлений округами (военные штабы, военные окружные советы, военные суды, военные заведения). Следует отметить законосовещательную деятельность министерства по вопросам компетенции (кроме вопроса о бюджете).

Министерство народного образования состояло из университетов, высших специальных школ, средних и низших учебных заведений. Следует упомянуть об автономии университетов по указу от 1805 года, 1867, об ее отмене в период николаевской реакции и контрреформ Александра Вторго.

Минусы министерской системы управления государством.

кресло министра должен занимать человек весьма компетентный в государственных делах, с незаурядными умственными способностями, физически здоровый, способный принимать сложнейшие решения и руководить единоначально этим государственным органом. Такого человека было найти довольно сложно.

Министерсткая реформа способствовала централизации государства и развитию бюрократии. В этой связи коллегии представляются альтернатиным варинатом развития публичного права. Такие минусы как сращивание судебной и административной валсти в руах коллегий можно было избежать путем их реформирования (сращивание двух ветвей власти в лице одного ведомственного органа не было принициальным замыслом Петра Великого). Медленность в решении государственных, за которую так часто упрекают коллегии, на самом деле преувеличена.

Законосовещательные органы после 1802 года.

I. Александр I.

1801 - Непременный Государственный Совет. Он состоял из 12 членов.

1810 - Государственный совет. Это был законосовещательный орган, разрабатывавший законопроекты, позже утверждаемые императором. Председатель совета - император. В его отсутствие на заседаниях председательствовал назначенный им член совета. Численность совета колебалась от 40 до 80 человек. Члены назначались императором и входили в него по должности (министры).

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Цель его деятельности - приведение всей правовой системы к единообразию. Совет состоял из 5 департаментов: департамент. законов, дел военных, дел гражданских и духовных, дел Царства Польского (создан после 1831) и государственной экономии. Работа осуществлялась либо в форме собраний, либо в форме департаментских заседаний. Делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.

II. Николай Первый.

В 1826 году появляется еще один законосовещательный орган - Собственная канцелярия его Величества. Она стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Канцелярия состояла из 6 отделений.

Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье было создано для борьбы с государственными преступлениями.

Четвертое занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое было специально создано для подготовки реформы по управлению государственными крестьянами.

Шестое занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: