Сделайте сравнительный анализ альтернативных учебников математики (программы М.И.Моро и Н.Б.Истоминой) и выясните, с какими видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомят учащихся начальных классов по различным программам. Какова последовательность их введения? Когда они появляются в учебнике впервые? Проведите анализ учебников по двум программам. Для выбранных задач составьте таблицы.
Программа Н. Б. Истоминой
1-й вид 3 класс 2 часть с. 32 №96
|
2-й вид 3 класс 2 часть стр. 43 №125 (4)
3-й вид 3 класс 2 часть стр. 21 №57
Масса одной банки | Количество банок | Общая масса | |
Белые грибы | 3 кг. | Одинаковое | 27 кг. |
Опята | 5 кг. | ? |
4-й вид 3 класс 2 часть стр. 23 №65
Кол-во деревьев сажает 1 ученик | Кол-во учеников | Общее количество деревьев |
2 д. | Одинаковое | 40 д. |
? д. | 80 д. |
5-й вид 3 класс 2 часть стр. 22 №40
6-й вид 3 класс 2 часть стр. 35 №106
Достоинство монеты | Кол-во монет | Всего денег | |
Лена | 5 р. | Одинаково | |
Аня | 2 р. | ? |
Анализ программы Н. Б. Истоминой показал, что в данной программе представлены все виды задач на нахождение 4-го пропорционального.
Проанализируйте учебники математики для начальных классов по программам М.И.Моро и Н.Б.Истоминой и приведите примеры различных видов типовых задач на нахождение неизвестного по двум суммам (на пропорциональное деление) и по двум разностям. Какова последовательность введения различных видов этих задач в учебниках М.И. Моро, И.И. и Н.Б. Истоминой. Когда они появляются в учебнике впервые? Для выбранных задач составьте таблицы.
Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам.
|
1-й вид 3 класс 2 часть стр. 44
Цена | Количество |
| |||
Коля | Одинаковая | 9 т. | ? | ||
Вася | 5 т. | ? |
1-й вид 4 класс 1 часть стр. 56 №114
Масса 1 ящика | Количество ящиков |
| |||
1-й день | Одинаковая | 12 шт. | ? | ||
2-й день | 8 шт. | ? |
2-й вид 4 класс 2 часть стр. 47 №162
Скорость |
| Расстояние | |||
1-й день | Одинаковая | ? | 18 км. | ||
2-й день | ? | 27 км. |
Анализ программы Н. Б. Истоминой показал, что в данной программе представлены 1-й и 2-й виды задач на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам. Следовательно, учитель сам планирует введение 3-го, 4-го, 5-го и 6-го видов задач на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
1-й вид 4 класс 1 часть стр. 34 №93
Цена | Количество | Стоимость | |
1-й кусок | Одинаковая | 15 м. | ? |
2-й кусок | 9 м. | ? на 900р. меньше |
2-й вид 4 класс 1 часть стр. 85 №226
Цена | Количество | Стоимость | |
1-я группа | Одинаковая | ? | 700р. |
2-я группа | ? на 4чел. больше | 980р. |
Анализ программы Н. Б. Истоминой показал, что в данной программе представлены 1-й и 2-й виды задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Следовательно, учитель сам планирует введение 3-го, 4-го, 5-го, 6-го видов задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Для сильного класса возможно введение 6 видов, а для слабого достаточно 2 видов.
4. Какие методические приемы может использовать учитель для формирования у младших школьников умения решать задачи на нахождение 4-го пропорционального? Опишите подробно организацию деятельности учащихся в процессе решения таких задач. Проиллюстрируйте ее на примере решения задач из №4, М3М, ч.1, с. 82. Включите во фрагмент урока следующие этапы:
|
1) подготовительная работа; 2) осознание постановки задачи; 3) составление плана решения; 4) запись решения;
проверка и исследование полученного решения.