Так кто они – пираты XXI века?




Современное пиратство. «Горячие» точки (Сомали, Индонезия, Гвинея)

Основные зоны активности современных пиратов - Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Всплеску пиратства в этих районах способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к указанным акваториям, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Нападениям подвергаются все разновидности судов: сухогрузы, танкеры, рыболовецкие суда, контейнеровозы и другие. Пираты, зарабатывающие грабежом судов и захватом заложников (за которых потом получают солидный выкуп), имеют очень хорошие (особенно по местным меркам) деньги, позволяющие им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи. Все это делает их промысел еще более эффективным и более опасным для мирового сообщества.

Так кто они – пираты XXI века?

Международная морская организация условно подразделяет современные пиратские группировки на три типа:

1. Малочисленные группировки – не более пяти человек, использующие в качестве оружия ножи и пистолеты. Такие группы используют фактор неожиданности, нападая внезапно, забирают ценные грузы, деньги, грабят пассажиров.

2. Банды – не более тридцати человек, вооруженных крупнокалиберным оружием: автоматами, гранатометами и пулеметами. Нападения пиратских банд часто заканчиваются убийством членов экипажа и захватом судна. Это члены организованных криминальных сообществ, они проводят сложные операции и разумно распоряжаются похищенным (традиционно считается, что такого рода пираты особо многочисленны в Юго-Восточной Азии, некоторые из них входят в состав китайских «триад»).

3. Крупные организованные группировки международного масштаба, которые охотятся на суда с особо ценным грузом (в частности, с нефтью и нефтепродуктами). Такие группы работают под прикрытием представителей властных структур, имеют в своем арсенале современную аппаратуру спутниковой навигации. Состоят из представителей полувоенных организаций, зачастую это вооруженные формирования, которыми руководят полевые командиры, которые нуждаются в постоянных доходах для поддержания собственной власти и контроля над какой-либо территорией. Именно такого рода структуры составляют большинство пиратов Сомали и Индонезии. Иногда они даже прикрываются, используя патрульные катера, реально принадлежащие или напоминающие суда таможенных служб или ВМФ соответствующих государств.

Стратегия и тактика современных пиратов. тактика пиратов примерно одинакова. На буксирах или рыбацких траулерах в ночное время они взбираются в основном на низкобортные суда: тк на невысокий борт проще взобраться и они обладают худшей маневренностью. В случае удачного абордАжа экипаж захваченного судна заставляют следовать в один из ближайших пОртов, после чего уже начинаются переговоры о выкупе.

Сорвать нападение может или появление военного корабля (самолета), или умелые действия команды атакуемого судна. Международная морская организация (IMO) в случае нападения предлагают некоторые способы, о которых я могу рассказать позже, если кому-нибудь интересно.

Стоит учесть особый вид: Пиратство + терроризм. Морской терроризм

Пираты и террористы нуждаются в поиске источников финансирования своей деятельности. На этой почве пираты могут примыкать к террористам, тесно взаимодействовать с ними вплоть до совместных разбойных атак на морские суда. Так же многие современные пираты, как и террористы, подкованы идеологически и имеют широкие политические планы. Некоторые из террористических организаций, использующих морской терроризм: Тигры освобождения Тамил-Илама (шриланкийские сепаратисты),Организация освобождения Палестины, Движение за освобождение Ачеха (Суматра), Исламский освободительный фронт моро (исламистская организация на юге Филиппин), Джемаа Исламия (исламистская организация в Юго-Восточной Азии), Аль-Каида, Хезболла.

Но, несмотря на сходство преступных методов и способов, окончательному слиянию пиратов и террористов препятствует различие целей. Цель пиратов – обогащение, цель террористов – устрашение и моральное давление на представителей власти, с целью удовлетворения определенных требований политического, или идеологического характера. Тем не менее, на практике разобраться, где терроризм, а где пиратство, становится все сложнее. Особенно в Сомали, где между пиратами и террористическими организациями давно существуют прочные связи. Сомали – не только пиратское логово, но и наравне с Ираком и Афганистаном один из трех главных театров действий моджахедов Аль-Каиды. Кроме того, Аль-Каида пристально следит за успехами сомалийских пиратов и поощряет их достижения. Терроризм в Сомали также представлен такими организациями как Союз исламских судов, Аль-Итихад аль-Исламия и Аль-Шабаб.

Почему именно в Сомали процветает пиратство? Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для пиратов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию.

Сомали представляется неким "треугольником террора", сторонами которого являются недееспособность государства, пиратство и терроризм. С 1991 года в Сомали нет эффективной централизованной власти. Беспредел в этой стране сказывается на жизни всего региона и создает миру множество проблем.

Кто он, типичный сомалийский пират? В основе пиратства лежит бедность. Большинство сомалийских пиратов — это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги толкает молодежь. Среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда так как он живет в мире и относительном благополучии по сравнению с Сомали. Большинство пиратов — выходцы из кланов буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова. (Пунтленд) Сомалиленда — де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова.

Были предприняты международные усилия по борьбе с пиратством у берегов Сомали. Например, резолюция СовБеза ООН от 2008 года, позволившая государствам и региональным организациям после уведомления Генерального секретаря ООН в течение 6 месяцев входить в территориальные воды Сомали в целях борьбы с пиратством и вооруженным разбоем. Затем этот срок резолюцией Совета Безопасности (2008) впоследствии продлевался резолюциями СовБеза (2010) и (2011).
Сомалийские пираты укрываются в территориальных или внутренних морских водах и на побережье Сомали, поэтому Сомалийское переходное федеральное правительство не в состоянии справиться с очагами пиратства в пределах территории.

Вплоть до принятия резолюции Совбеза борьба с сомалийскими пиратами в основном велась силами многонациональной морской группировки, действовавшей под эгидой ВМФ США и базировавшейся в Бахрейне. Данная группировка, в состав которой, помимо кораблей ВМФ США, в разное время входили суда военно-морских флотов Канады, Дании, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Турции, Португалии, Сингапура и т.д., была создана после событий 11 сентября в целях противодействия терроризму и контрабанде оружия.
Россия так же в сентябре 2008 г. направляла к берегам Сомали сторожевой корабль «Неустрашимый»; с тех пор российские боевые корабли осуществляют постоянное дежурство в акватории Аденского залива и неоднократно предотвращали акты пиратства. Также свои боевые корабли направили Китай, Саудовская Аравия, Индия, Япония, Иран и ряд других государств. НАТО для борьбы с пиратством в Аденском заливе периодически проводит военные операции. Например, Active Endeavour, Allied Provider, действовала с октября по декабрь 2008 г., Allied Protector, Ocean Shield.

Однако для эффективной борьбы с пиратством необходимо устранить его причины. Это фактическое отсутствие государства, огромные выкупы, которые получают пираты и отсутствие иных способов заработать деньги. «До тех пор пока Сомали остается "несостоятельным государством", пиратство там будет продолжать процветать.

«Главная, фундаментальная причина сомалийского пиратства - фактическое отсутствие государства. В Сомали нет контролирующего страну правительства, нет армии и полиции, отсутствует береговая охрана, которая могла бы остановить пиратов. Вторая причина - это огромные выкупы, получаемые пиратами. Они получают 1-2 млн. долларов, а нередко и намного больше, за каждое захваченное ими судно. И третья причина - пираты живут в стране, где помимо криминального бизнеса очень мало возможностей заработать. Так что у сомалийцев практически нет выбора. В настоящее время в регионе, где с 1991 года не прекращается гражданская война, действуют несколько шаек, как правило, выдающих себя за «береговую охрану» одного из непризнанных государств, на которые развалилось Сомали. Наиболее известны из них так называемые Стражи сомалийских вод, «Национальная добровольческая береговая охрана», банда Марка и группа Пунтленд. Кроме них пиратством занимаются еще несколько группировок, связанных с многочисленными сомалийскими вооруженными и племенными объединениями.

ИНДОНЕЗИЯ

Пиратство существует здесь уже несколько столетий. Малаккский пролив - один из наиболее оживленных морских путей. Ежедневно им проходят более 200 судов. Прежде чем достичь Сингапура, если судно идет с Запада, или Индийского океана, ему необходимо миновать длинный - почти тысяча километров - и относительно узкий Малаккский пролив, южный берег которого - Суматра (Индонезия), северный - п-ов Малакка (Малайзия).

Границы здесь устанавливали не сами малайзийцы или индонезийцы - они определены европейцами и пролегли там, где кончалась зона завоевания одной колониальной державы и начинались земли другой. Из-за неустановленности принадлежности островов никому не хочется нести ответственность за существование пиратства, вылавливать пиратов и воевать с ними.

В сущности, для пиратов не столь важен объект охоты. Главное - чтобы на борту было НЕМНОГО моряков. В последнее время Индонезия опасается, что пиратство в её территориальных водах рядом с филиппинской границей может вскоре достичь уровня Аденского залива рядом с побережьем Сомали. Ежегодно через него проходит грузов на 40 миллиардов долларов, значительную часть из которых составляют нефтяные танкеры. Риск увеличения количества нападений на корабли уже поставил под угрозу сотрудничество между Индонезией и Филиппинами в области добычи угля. Индонезия покрывает порядка 70% потребности Филиппин, ежегодно поставляя в эту восточноазиатскую страну около 15 тонн угля на 800 миллионов долларов. Проблема пиратства может не только ослабить экономические связи между странами, но и является потенциальной угрозой энергетической безопасности Филиппин.

В ходе трёх нападений 2016 г. было похищено 18 филиппинских и индонезийских граждан. Ответственность за захват взяла на себя филиппинская группировка "Абу Сайяф", присягнувшая террористической группировке "Исламское государство". Директор Международного морского бюро (IMB) Поттенгаль Мукундан сообщил, что в 2016 году число похищений членов экипажа в море Сулу, что между Малайзией и Филиппинами, выросло в три раза, и это является самым резким ухудшением ситуации в данном регионе за последние 10 лет.

Поэтому Малайзия, Индонезия и Филиппины объединяют усилия в борьбе с пиратством. Совместное патрулирование началось в апреле 2017 г. По мнению представителя Королевских морских сил Малайзии, сотрудничество является беспрецедентным и отражает уровень доверия между тремя странами. (адмирал Ахмад Камарулзаман)

Гвинея

В последнее время стали наблюдаться акты пиратства и вооруженного разбоя в Гвинейском заливе. В связи с этим Совет Безопасности ООН в принятой 29 февраля 2012 г. резолюции призвал государства, расположенные в районе Гвинейского залива, совместно с региональными организациями активизировать деятельность по борьбе с указанными деяниями. В Гвинейском заливе общее число случаев пиратства возросло с 14ти в 2015 году до 36ти в 2016-м.

пиратские нападения в Западной Африке чаще всего происходят в территориальных водах, терминалах и портах, а не в открытом море, что препятствует вмешательству международных военно-морских сил. Главной целью местных пиратов является похищение грузов с нефтью, похищение людей. Более того, деятельность пиратов в Гвинейском заливе характеризуется их насильственным способом действия, который часто включает в себя похищения, пытки и расстрелы членов экипажа. Эти методы используются специально, тк насилие запугивает людей.

Аналитики уверены, что пираты Западной Африки – это бывшие или действующие члены военных группировок вроде Движения за освобождение Дельты Нигера. Пиратские отряды в Гвинейском заливе сильно раздроблены и действуют совершенно независимо друг от друга. Это отличает их от сомалийских пиратов. Поэтому разобщенность пиратов в Западной Африке сильно затрудняет их поимку.

Гвинейский залив в 2016 г стал самым опасным районом Мирового океана - на него приходилось почти 40% всех нападений на суда. В связи с этим Совет Безопасности ООН снова издал официальное заявление председателя, в котором призывает государства и организации опасного региона объединить усилия в борьбе с преступниками. Например, Нигерия и Экваториальная Гвинея уже договаривались о совместном патрулировании вод залива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный парадокс заключается в том, что с пиратами почти некому бороться. Современное торговое судоходство сильно интернационализировано. Суда, как правило, ходят под «удобными» флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), а их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.

Пиратство продолжает процветать из-за отсутствия стабильных государств и из-за правовых основ борьбы с пиратством, которые далеки от совершенства и не отвечают современным реалиям. Несмотря на то, что пират повсеместно объявлен «врагом рода человеческого», и должен предстать перед судом в любой стране, пойманных пиратов часто отпускают безнаказанными. К примеру, В Европе практически отсутствуют законы, затрагивающие проблему морского пиратства.

Страна, которой судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Панама и Либерия, например, вообще не имеют ВМС, флот Камбоджи состоит из двух старых сторожевых катеров, которые не смогут защитить даже побережье собственной страны, а Монголия, как известно, просто не имеет выхода к морю. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (поскольку моряки могут не иметь никакого отношения ни к стране, под чьим флагом судно ходит, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец).

Борьба с пиратами должна финансироваться через международные организации, например, через Международную Морскую Организацию. В этом случае требуемые средства будут выплачивать государства. Дело в том, что в регионе оперирует так много различных компаний, что ввести для них какой-то особый антипиратский налог является крайне затруднительным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: