Глава II. Борьба Феодосия II Малого с воинственными племенами гуннов




Аттила

Аттила - великий император гуннов с 434г. Его личные особенности пытались передать многие историки того времени, такие как Иордани и Приск. Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В записях Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. В изложениях Приска Аттила на пиру ведет себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока. Таким его отмечал Иордан, что Аттила по своему облику гунн, а гуннов все древние авторы, особенно АммианМарцеллин, антропологически отличают от остальных племен. На пиру Аттила ест из деревянной посуды, в ряде его действий ясно заметно соблюдение традиций кочевого быта скотоводов патриархально-родового строя. Описание внешности и характера Аттилы хорошо передал Иордан:

«Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленьким глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения»[31].

Год и место его рождения остаются неизвестными. Отец Аттилы Мундзук был из царского рода гуннов. По Иордану, Бледа и Аттила были не родными братьями, а двоюродными; Бледа был, по всей вероятности, сыном Актара, братом Ругилы, с которым он разделял власть. Иордан также говорит о том, что двойственность власти Аттилы и Бледы кончилась братоубийством, а не естественной смертью Бледы[32]. Стал императором в 40-летнем возрасте после смерти своего дяди Руа, правившего с 410 по 434 гг. Под главенством Аттилы в его империи было объединено 45 различных племен. Ядро их составляли тюркские племена. В 445-453 гг. под предводительством Аттилы гунны завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. "Имя Аттилы завоевало себе место в истории... рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря", - писал о нем А. Тьерри. Он имел сыновей по имени Ирнек, Илек, Денгизик[33], а также Чаба. У Аттилы было несколько жен, одну из них звали Крека. Приск отмечал: «вокруг царицы стояло множество рабов; рабыни, сидя на полу против нее, испещряли разными красками полотняные покрывала, носимые варварами поверх одежды, для красы»[34]. Также упоминается еще одно имя его жены Бледа была старшиной селения, в которое заезжал Приск.

В 434 году племянники РугилыБледа и Аттила стали вождями гуннов. Вероятно, Бледа был старшим из братьев, так как «Галльская хроника 452 года» сообщает только его имя как наследника Ругилы (Руа). Однако Бледа ничем проявил себя, в то время как историк Приск в описании событий всегда упоминает Аттилу как вождя, с которым империя была вынуждена договариваться. Существует и другое предположения историка Д. Б. Бьюри, что Бреда правил на востоке гуннских владений, в то время как Аттила воевал на западе. Затем Бреда умер и дельнейшее управления взял на себя Аттила. Он успешно проводил дипломатические сношения с римлянами.

Аттила не допускал распада союза кочевников. Наоборот, судя по характеру требований, предъявляемых его посольствами, он старательно объединял вокруг себя всех тех, кто имел отношение к племенному союзу[35]. Сила вождя гуннов заключается в том, что в тылу своего врага он имел союзника - зависимое население Рима, в частности рабов, бывших варваров. В союзе с восставшими рабами и колонами, да вообще со всей зависимой массой населения, он сумел создать новое объединение и успешно продвинулся на запад.

Для удовлетворения непосредственных интересов кочевников Аттила организовал захват земель. В случае неповиновения этого гунны угрожали войной. Аттила высказывался, что племена покоренные и включенные им в состав гуннского объединения, не могут быть его противниками, по существу же они становились союзниками. Вождь гуннов, чувствовал, что для успеха его военных операций необходим консолидация сил, и прибегал к самым жестоким мерам для сохранения единого кочевого объединения.

На Аттилу совершались покушение в том числе и Феодосием. Ближайший соратник Феодосия II – евнух Хрисафий предложил Эдикону убить Аттилу. Для организации убийства к вождю гуннов отправили послов, служивших посредниками в заговоре и, одновременно, бывших ответственными за посольство Эдикона.

Невероятной кажется смерть Аттилы, он всю жизнь мечтал завоевать Рим, но, когда многотысячное войско гуннов подошло к Риму, неожиданно повернул назад. А дальше случилось вообще невероятное. Непобедимый Аттила нашел свою смерть в объятиях собственной жены. Когда прозвучал крик, охрана вбежала в его покои и увидела, что царь неподвижно замер, а под ним извивается, пытается вылезти, его молодая окровавленная жена. Не нужно было искать убийцу, ведь Кримхильда не скрывала своей мести. Позже исследователи допускали, что это была бессмысленная смерть, случайное стечение обстоятельств. В тот вечер Аттила слишком много выпил, и у него повысилось давление. Царь, якобы, захлебнулся в собственной крови, которая от волнения пошла носом. Однако древние историки утверждали: Аттила умер мгновенно. Он просто не мог захлебнутся собственной кровью, его смерть желали тысячи людей, а больше всего одна женщина – Кримхильда.

Бургундская принцесса могла себя убить в плену, но не сделала этого. Ее силы поддерживало единственное чувство – желание отомстить. Аттила, который убил двух самых близких ей людей, сам того не подозревая, обрек себя на страшную смерть. Способ, который она выбрала, неизвестен. Это не был нож. Допускают, что Аттилу убил неизвестный яд. Кримхильда хранила его долгие месяцы, пока смогла применить. Так эта женщина одна смогла сделать то, что не удавалось сделать бесстрашным мужчинам. Она не просто уничтожила, а опозорила самого страшного человека эпохи, хотя прекрасно понимала, какое наказание ее за это ждало. В знак скорби гунны порезали себе лица с тем, чтобы за великого царя лилась кровь, а не женские слезы. А жене Аттилы они отомстили за позор их царя: Кримхильду похоронили рядом с ненавистным мужем живой, живой с мертвым. Похорон Аттилы продолжался несколько дней. А, чтобы никто и никогда не потревожил его могилу, гунны придумали невероятную вещь – царя похоронили в трех гробах: в железном, потому что он покорял народы, в серебреном и, в конце – золотом, как символ дани, которую платили Аттиле самые могущественные империи. А гробы закрыли замками и заклятиями и открыть их не сможет ни один смертный. Для того, чтобы прах Аттилы не побеспокоили ни один смертный, могилу царя вырыли на дне глубокой реки. Для этого гунны соорудили огромную дамбу и на время похорон отвели воду в другое русло реки. Трудно себе даже представить, как в те времена, при отсутствии техники вообще удалось это сделать. Когда похороны закончились, реку снова пустили по своему руслу, а рабов, которые копали похоронную яму, в ту же ночь убили, чтобы никто и никогда не узнал тайну его похорон. И даже историки древности, которые написали об удивительной жизни Аттилы, не указали место его захоронения.

Единственный кто хоть как то описал похороны Аттилы это Иордан:

«Он взял себе в супруги – после бесчисленных жен, как это в обычае у того народа, - девушку замечательной красоты. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжеленный вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своем обычном ходе и, изливаясь по смертному пути через горло. Задушило его. Среди степей в шелковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен, при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги. После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву», сопровождая ее громадным пиршеством. Сочетая противоположные, выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко закрывают его в три гроба – первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому было это дело»[36].

Вывод: Великий человек, сколь бы велик он ни был, всего лишь представитель своего этноса, своего окружения, своего времени. Исторические катастрофы приводят к переоценке реальных средств, которыми он мог в действительности располагать. Аттила был тюрком-кочевником, урожденным вождем воинственных захватчиков. Его ум, энергия, пороки, слабости определяли его действия, которые, возможно, могли быть и другими, но если бы они были другими, мир был бы иной.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: