Требования к результатам освоения учебной программы дисциплины




Республиканский конкурс по учебной и внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики

«Лучший преподаватель по физической культуре - 2021»

 

Авторская пРОГРАММА

«ИННОВАЦИОННый ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ст ОБУЧЮЩИМИСЯ специальной медицинскОЙ группЫ

(ВКЛЮЧАЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В МЦК-ЧЭМК МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ»

На 2021 – 2024 гг.

Автор – Чернов Владимир Михайлович

 

Паспорт программы

Разработчик Программы Чернов Владимир Михайлович
Исполнители и соисполнители
Администрация, руководитель физвоспитания, преподаватели физвоспитания, преподавательский состав, кураторы, сотрудники учебной части, заведующие отделением, сотрудники социально-психологического отдела, сотрудники воспитательного отдела, социальные партнеры
Обоснование необходимости Программы
- По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов. - Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья, оздоровления, содействия всестороннему гармоничному развитию личности. - В зависимости от состояния здоровья для занятий физической культурой в колледже студенты распределены по медицинским группам: основная, подготовительная и специальная (включающая также полностью освобожденных студентов от занятий физической культуры по состоянию здоровья, а также студентов, предоставивших справки о временном освобождении от занятий физической культурой (после заболевания)). Среди студентов колледжа 287 человек относятся к подготовительной и специальной медицинским группам (15 человек – к категории «лица с ограниченными возможностями здоровья»). - освоение программы по дисциплине «Физическая культура» обязательно в соответствии с требованиями ФГО СПО; - возникла необходимость совершенствования технологий образования студентов с помощью адаптации федеральных государственных образовательных стандартов по физической культуре и спорту и системы студенческих соревнований под потребности студентов, относящихся к различным группам, - требуется внедрение инновационных методических разработок для обеспечения физкультурной деятельности категории студентов, относящихся к специальной медицинской группе (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья); - образовательная организация должна предусмотреть формирование у студентов навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом. - Таким образом, 9,5% студентов необходимы особые условия для освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
Теоретическая база (в процессе реализации могут быть внесены коррективы)
Настоящая программа физического воспитания разработана на основе следующих нормативных правовых документов: 1) Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»; 2) Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021 г.); 3) Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 4) Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 5) Федеральный закон № 329-Ф3 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; 6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 7) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 г. №514н (приложение 3 «Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой»); 8) распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. 9) Закон Чувашской Республики от 26.11.2020 г. № 102 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года»; 10) постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2018 г. №531 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие образования» (с изменениями на 26.05.2021 г.); 11) Устав МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии (утвержден приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 20.11.2020 г. №1698); 12) Положение «Об организации занятий физической культурой в медицинских группах» (утверждено приказом №938 от 11.06.2021 г._, а также иные нормативно-локальные акты МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии.
Основные направления, цели и задачи Программы
Цели: формирование ценностей здорового образа жизни через совершенствование технологий образования студентов, относящихся с специальной медицинской группе в МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии. Задачи: 1. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. 2. Создание условий для: – формирования физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- формирование общей компетенции в соответствии с ФГОС – «Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности»; - формирование личностных результатов в соответствии с Рабочими программами воспитания по профессиям/ специальностям. - доля обучающихся имеющих высокую мотивацию к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, 54%; - увеличение доли обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, 46%; - создание условий для функционирования эффективной системы физического воспитания, с учетом физических особенностей обучающихся; - доля вовлечения обучающихся из специальной медицинской группы в занятия физической культурой и спортом, содействие организации проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся, 65 %.
Сроки реализации 2021 – 2024 гг.
Ресурсное обеспечение Программы
- нормативно-правовое обеспечение; - материально-техническое обеспечение; - кадровое обеспечение.
Управление и контроль за выполнением Программы
Контроль над выполнением Программы осуществляется заместителем директора по воспитательной работе и социальной политике, заместителем директора по учебной работе. Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях педагогического совета и методического совета колледжа.

Общая характеристика

2.1. При организации физического воспитания и образования в медицинских группах предусмотрено:

1) проведение обязательных занятий физической культурой в пределах основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием;

3) с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья формирование у обучающихся навыков физической культуры, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление медицинского контроля за организацией физического воспитания;

5) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития студентов.

2.2. В ходе реализации дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре, в зависимости от медицинской группы, для занятий физической культурой предусмотрены требования:

- студентам основной медицинской группы разрешены: 1) занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, 2) подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности;

- студентам подготовительной медицинской группы разрешены занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений;

- тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра; к участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.

2.3. Оценивание студентов, отнесенных к специальной медицинской группе не предусмотрено. Связано это с приоритетом оценивания их успехов в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

 

Содержание программы учебной дисциплины

При организации занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов, относящихся к специальной медицинской группе, соблюдаются следующие особенности: педагогический контроль, восстановительные мероприятия, требования техники безопасности в процессе реализации программы, объемы нагрузок, контрольные и итоговые упражнения.

 

Таблица 1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема Основные виды деятельности Используемые материалы
Теоретическая часть
Тема 1. Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни Оздоровительная физическая культура. Лечебная физическая культура. Здоровый образ жизни. Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении заболеваний и вредных привычек, сохранение и укрепление здоровья. - Электронная образовательная платформа колледжа Ресурсы сети Интернет https://fgos-ovz.herzen.spb. ru/?page_id=136 https://sport dinsk.ru/ programmy/61-rabochaya-programma-po-adaptivnoj-fizkulture  
Тема 2. Спортивное оздоравливание – актуальнейшая тема современного общества Двигательная активность в образе жизни студента и в обеспечении здоровья с учетом заболевания или дефекта развития.
Тема 3. Личная и общественная гигиена на занятиях, закаливание организма Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж.
Тема 4. Гигиенические требования к питанию, самоконтроль в процессе занятий Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых.
Тема 5. История вида спорта Вид спорта по выбору студента
Практическая часть
Тема 1. Формирующие виды двигательной деятельности Упражнения на осанку, профилактика плоскостопия, создание «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки Гимнастические палки, мешочки с песком, коврики, ребристая доска, скамейка, различные мелкие предметы для захвата пальцами ног, булавы, медицинболы
Тема 2. Общая физическая подготовка Упражнения для укрепления мышц ног, рук, спины, брюшного пресса. Мячи, коврики, обручи, гимнастические палки, гантели.
Тема 3. Развитие двигательных качеств: - ловкость и координация - сила - выносливость - гибкость   Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей. Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах. Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера. Гимнастические палки, гантели, эспандеры, резиновые кольца, диск «Здоровье». Мешочки с грузом большие и малые, гимнастический ролик, мячи утяжелённые.   Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые, диск «Здоровье», дорожка-балансир, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная; скакалки, мячи, маты; тренажеры оздоровительной направленности: «Гребля», «Велосипед», «Наездник», «Скамья для пресса», «Здоровье», «Педаль»
Тема 4.Обучение правильному дыханию Упражнения для тренировки дыхательных мышц. Полное дыхание. Брюшной и грудной тип дыхания. Очистительное дыхание. Мячи-шары надувные, трубочка для коктейля, мельницы-вертушки
Тема 5. Игры Подвижные игры: - общего характера; - специального характера; - игры с фитболом «Ловишка, бери ленту», «Удочка», «Бездомный заяц», «Успей поймать», «Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Останови лошадку», «Кто больше соберёт предметов с завязанными глазами», «Сделай фигуру», «Попади в круг». «Паровозик», «Гусеница», «Быстрый и ловкий», «Охотники и утки»
Тема 6. Элементы Хатха-йоги и дыхательных практик саморегуляции Упражнения Хатха-йоги Позы: «кошечка-собачка», «натянутый лук», «плуг», «трикананда», «поза кобры», «йога мудра»
Тема 7. Релаксация, элементы самомассажа Упражнения на произвольное расслабление мышц. Элементы аутогенной тренировки и медитации. Музыкальное сопровождение «Звуки природы», массажер «колибри», массажные мячи, коврики

Требования к результатам освоения учебной программы дисциплины

4.1. Педагогический контроль

Для осуществления педагогического процесса, определения принципов и дидактических направлений в образовательной деятельности, необходимо знание состояния здоровья, психические, физические, личностные особенности обучающихся специальной медицинской группы.

Категория таких студентов разнообразна: поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также иные формы; по возрасту, по степени тяжести дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Комплекс социальных, физиологических, биологических, психологических, педагогических знаний является теоретической базой для занятий физической культурой. С одной стороны, специалисты, реализующие Программу, должны опираться на знания общей и частной патологии, медицинский диагноз, прогноз, показания и противопоказания, вторичные отклонения, сопутствующие основному заболеванию, физиологические закономерности лечения и восстановления или компенсации утраченных либо ослабленных функций организма. Часть из них перекликается с общими дидактическими принципами, принятыми в педагогике, что подчеркивает взаимосвязь педагогических и медицинских знаний в лечении человека физическими упражнениями. С другой стороны, физическое упражнение является основным особенным средством всех видов физической культуры (в том числе и физической реабилитации).

Положительными особенностями лечебных упражнений являются:

1) производимые движения свойственны всему живому;

2) отсутствие отрицательного побочного действия (при соблюдении правильной дозировки);

3) возможность длительного применения;

4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;

5) положительное влияние на эмоциональное состояние подростка;

6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.

 

Средства восстановления:

- необходимо соблюдение рационального режима дня;

- продолжительность ночного сна должна составлять не менее 8-9 часов в сутки;

- тренировки проводятся в благоприятное время суток;

- получение сбалансированного питания (витамины, соки, питательные смеси и т.д.);

Замечательным средством восстановления являются массаж и самомассаж. Массаж после тренировочного процесса восстанавливает мышечные клетки, и позволяет расслабиться после активной тренировки, а также способствует усилению кровообращения в мышцах и внутренних органах, расслабляет перенапряженные и снимает боли в поврежденных мышцах, улучшает регенерацию мышц и восстановительные процессы, способствует усилению тока лимфы, активизации обменных процессов и ликвидации застойных явлений в тканях, улучшению подвижности в суставах.

4.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Занятия для студентов специальной медицинской группы (включая с ограниченными возможностями здоровья) педагогу должно организовывать так, чтобы предупреждать появление травм и несчастных случаев:

- к занятиям допускать только по рекомендациям врача;

- до начала занятий тщательно проверить место занятий, инвентарь и оборудование;

- во время занятий требовать соблюдения дисциплины;

- следить за температурным режимом воздуха;

- входить и выходить из спортивного зала студенты должны только по команде педагога;

- предусмотреть в месте проведения занятий доступную среду в виде пандусов, желтых полосок, специальных кружков);

- педагогу, проводящему занятия, необходимо знать технику выполнения приемов первой медицинской помощи;

- обучение специальным упражнениям и коррекция может носить как индивидуальный характер, так и групповой, с индивидуальным подходом.

4.3. Объемы нагрузок

Несмотря на индивидуализацию занятий для студентов специальной медицинской группы (включая лиц с ОВЗ), существуют общепринятые правила:

- следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений);

- постепенный рост физических нагрузок при адаптации организма;

- охват упражнениями различных групп мышц;

- включение в занятие дыхательных и общеукрепляющих упражнений;

- проветривание помещения перед занятием;

- проведение строгого контроля за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки);

- при появлении признаков утомления прекращение занятия, дальнейший пересмотр характера нагрузки;

- регулярное проведение врачебно-педагогического контроля на занятиях.

4.4. Контрольные и итоговые упражнения

Для выявления эффективности результатов освоения Программы и уровня физического развития обучающихся используются мониторинговые исследования: тестирование, методы педагогического наблюдения, медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего обучения, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные результаты, приобретенные обучающимися в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.

 

Таблица 2. Исследование силовых качеств мышечных групп туловища

Тема Основные виды деятельности
Определение статической работоспособности мышц спины студент находится в положении лежа на спине на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой, необходимо максимально разогнуть туловище; время удержания туловища в этом положении характеризуется статической работоспособностью мышц спины; измерение следует проводить до появления качательных движений туловища измерение прекратить;
Определение статической работоспособности мышц живота студент находится в положении лежа на спине на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой; студент должен поднять туловище до угла 30 градусов в плоскости пола; время удержания туловища в этом положении характеризуется статической работоспособностью мышц живота; измерение проводить до появления качательных движений;
Определение динамической работоспособности мышц спины студент находится в положении лежа на животе на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой из этого положения, студент делает максимально возможное количество подъемов туловища до максимального разгибания его в удобном ритме.
Определение динамической работоспособности мышц живот студент находится в положении лежа на спине на медицинской кушетке, ноги выпрямлены и зафиксированы; руки находятся за головой; без помощи рук должен сесть и вернуться в исходное положение, причем сделать это максимально возможное количество раз в удобном ритме;
Сгибание (подвижность позвоночника вперед наклоняясь вперед, студент должен достать плоскость пола у первого пальца стопы; во время данного движения колени не должны сгибаться; если студент не достает поверхности пола, то сантиметровой лентой измеряется расстояние от концевой фаланги первого пальца стопы;
Разгибание (подвижность позвоночника назад) сантиметровой лентой измерить расстояние от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала межягодичной складки; студент должен наклониться назад, при этом движении ноги должны оставаться прямыми, в этом положении учащегося измерить то же расстояние; разница между первым и вторым измерением будет соответствовать подвижности позвоночника назад.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: