Рассмотрим поведенческий подход к анализу стилей руководства, но вначале определим само понятие стиля руководства.
Стиль руководства в управлении - это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень делегирования полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Хорошим стилем управления является такой стиль управления, при котором каждый работник чувствует свою необходимость и ценность, имеет возможность для реализации своих способностей и достижения своих интересов. Но хороший стиль еще не означает идеальный.
Существует множество хороших стилей и все они различны. Да к тому же само понятие хорошего стиля весьма относительно, в одних условиях это может быть стиль хорошим, в других – плохим.
Например, стиль управления, приемлемый и успешный в условиях антикризисного управления, может быть малоуспешным в условиях стабильного управления и наоборот.
В основе поведенческого подхода к классификации стилей руководства лежат теория Х и теория УЁ предложенные МакГрегором|
Теория Х считает, что:
· Люди от природы ленивы и не любят работать,
· Нужен жесткий подход для достижения результата,
· Среднестатистический человек не стремится к самостоятельности и желает, чтобы им руководили.
Теория У считает, что:
· Люди от природы любят и хотят работать хорошо,
· Каждый человек талантлив,
· В любой деятельности нужна свобода для творчества,
· Среднестатистический человек стремится к ответственности, если только он не отучен от этого плохим руководителем.
|
На базе синтеза этих концепций формируются автократический, демократический и либеральный стили руководства.
1. Автократический стиль управления характеризуется
· использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня,
· повышенным вниманием к личности руководителя или менеджера, достаточно высокой концентрацией полномочий в его руках,
· формальным отношением к человеку и апелляцией к низменным потребностям,
· исполнительством как требованием менеджера, повышенным контролем деятельности и усилением ответственности,
· культивированием личности менеджера.
Причиной возникновения автократического управления является позиция менеджера относительно человека и его деятельности:
- для того чтобы иметь успех, надо заставить человека трудиться, лучшим способом для этого является четкое исполнение распоряжений менеджера и повышенная ответственность исполнителя, которые обеспечиваются тщательным контролем и страхом перед менеджером.
Авторитарный используется преимущественно при руководстве лицами невысокой квалификации, выполняющими простые рутинные виды работы, в случаях, когда исполнители обязаны безоговорочно подчиняться (военизированные организации, действия в чрезвычайных условиях) или доверяют руководителю.
Он предполагает официальность отношений, сосредоточение власти и ответственности в руках менеджера, неукоснительное соблюдение дистанции между ним и подчиненными, отдачу в приказной форме обязательных для выполнения распоряжений, мотивирование преимущественно с помощью наказаний.
|
Это не создает заинтересованности исполнителей в результатах работы, формирует неблагоприятный морально-психологический климат, порождает внутренние конфликты.
Специалисты выделяют две разновидности авторитарного стиля: более жесткую «эксплуататорскую» и более мягкую «благожелательную».
2. Демократический стиль управления определяется пониманием менеджером того, что человек способен трудиться весьма производительно:
· если знает во имя чего он трудится, каких целей желает достигнуть менеджер,
· если участвует в формулировании и определении этих целей,
· если имеет возможность реализовать свою инициативу, свои способности,
· если имеет определенную самостоятельность в свой деятельности,
· если пользуется доверием и свободен от мелочного контроля.
Причинами возникновения демократического стиля управления являются:
· новые условия развития, связанные с изменением образовательного и квалификационного уровня персонала,
· изменением системы интересов и ценностей человека в процессе социального развития,
· усложнение проблем достижения эффективного управления в современных условиях научно-технического прогресса,
· психологическое усложнение личности, вызванное процессами урбанизации и технизации жизни, изменением ритмов жизни, социальными условиями существования и развития.
Потребность участвовать в управлении, иметь большую самостоятельность, на основе которой проявлять и развивать свои способности, сегодня проявляется наиболее остро и требует новых подходов к управлению. Демократический стиль оказывается наиболее приемлемым вообще и наиболее эффективным в частности.
|
Демократический стиль –
· это признание, учет и использование власти коллектива, управление, построенное на человеческом факторе,
· это децентрализованное управление, стремящееся использовать в минимальной степени методы принуждения и в максимальной степени методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.
Демократический предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, избегает диктаторства, делегирует полномочия, создает благоприятный морально-психологический климат, широко использует поощрение. Все это повышает заинтересованность работников, увеличивает их преданность организации.
Здесь также выделяют две формы: консультативную и партисипативную (подчиненные не просто дают советы, но привлекаются к постановке целей и контролю).
Обычно демократический стиль руководства применяется при выполнении сложной работы, требующей творческого подхода, а также если исполнители хорошо разбираются в ее тонкостях и могут внести в нее много нового, ценного.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, по ее качество, оригинальность, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.
3. Либеральный стиль управления характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно или активно действует неформальный лидер.
Либеральный стиль может быть эффективным в условиях:
· высокой зрелости персонала,
· явной общности целей деятельности,
· полного взаимопонимания членов группы, атмосферы уверенности и доброжелательства, царящей в группе.
Худшее проявление либерального стиля управления – это позиция менеджера, которую можно сформулировать тремя С, – «само собой сделается».
Такой стиль управления часто называют попустительским стилем, который может привести к разрушению системы управления к дезорганизации деятельности. Есть условия, когда такой стиль становится опасным.
Либеральный предполагает, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты, помощника в сложных ситуациях, а группа имеет полную свободу принимать решения.
Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и пр.
В то же время такой стиль легко может превратиться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки выдвиженцев. Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих помощников.
Между авторитарным, демократическим и либеральным стилями трудно провести четкие границы, ибо один плавно переходит в другой, образуя так называемый управленческий континуум.
4) инструментальный, или стиль, ориентированный на задачу, близкий к авторитарному. Использующий его руководитель распределяет обязанности среди подчиненных, ставит задачи, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, создает условия для работы, контролирует и т. п.
Это обеспечивает быстроту принятия решений, единство действий, однако порождает пассивность исполнителей и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.
5) гуманитарный или стиль, ориентированный на человеческие отношения, на подчиненных, предполагает, что руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу исполнителей, позволяет им максимально участвовать в принятии решений, консультирует, поощряет профессиональный рост и т.д.
Такой стиль руководства, близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству, повышает удовлетворенность своим положением, улучшает взаимоотношения в коллективе.
В каждом конкретном случае между стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.