Вопрос 2. Концепции одномерных поведенческих стилей руководства.




Рассмотрим поведенческий подход к анализу стилей руководства, но вначале определим само понятие стиля руководства.

Стиль руководства в управлении - это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень делегирования полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Хорошим стилем управления является такой стиль управления, при котором каждый работник чувствует свою необходимость и ценность, имеет возможность для реализации своих способностей и достижения своих интересов. Но хороший стиль еще не означает идеальный.

Существует множество хороших стилей и все они различны. Да к тому же само понятие хорошего стиля весьма относительно, в одних условиях это может быть стиль хорошим, в других – плохим.

Например, стиль управления, приемлемый и успешный в условиях антикризисного управления, может быть малоуспешным в условиях стабильного управления и наоборот.

В основе поведенческого подхода к классификации стилей руководства лежат теория Х и теория УЁ предложенные МакГрегором|

Теория Х считает, что:

· Люди от природы ленивы и не любят работать,

· Нужен жесткий подход для достижения результата,

· Среднестатистический человек не стремится к самостоятельности и желает, чтобы им руководили.

Теория У считает, что:

· Люди от природы любят и хотят работать хорошо,

· Каждый человек талантлив,

· В любой деятельности нужна свобода для творчества,

· Среднестатистический человек стремится к ответственности, если только он не отучен от этого плохим руководителем.

На базе синтеза этих концепций формируются автократический, демократический и либеральный стили руководства.

1. Автократический стиль управления характеризуется

· использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня,

· повышенным вниманием к личности руководителя или менеджера, достаточно высокой концентрацией полномочий в его руках,

· формальным отношением к человеку и апелляцией к низменным потребностям,

· исполнительством как требованием менеджера, повышенным контролем деятельности и усилением ответственности,

· культивированием личности менеджера.

Причиной возникновения автократического управления является позиция менеджера относительно человека и его деятельности:

- для того чтобы иметь успех, надо заставить человека трудиться, лучшим способом для этого является четкое исполнение распоряжений менеджера и повышенная ответственность исполнителя, которые обеспечиваются тщательным контролем и страхом перед менеджером.

Авторитарный используется преимущественно при руководстве лицами невысокой квалификации, выполняющими простые рутинные виды работы, в случаях, когда исполнители обязаны безоговорочно подчиняться (военизированные организации, действия в чрезвычайных условиях) или доверяют руководителю.

Он предполагает официальность отношений, сосредоточение власти и ответственности в руках менеджера, неукоснительное соблюдение дистанции между ним и подчиненными, отдачу в приказной форме обязательных для выполнения распоряжений, мотивирование преимущественно с помощью наказаний.

Это не создает заинтересованности исполнителей в результатах работы, формирует неблагоприятный морально-психологический климат, порождает внутренние конфликты.

Специалисты выделяют две разновидности авторитарного стиля: более жесткую «эксплуататорскую» и более мягкую «благожелательную».

2. Демократический стиль управления определяется пониманием менеджером того, что человек способен трудиться весьма производительно:

· если знает во имя чего он трудится, каких целей желает достигнуть менеджер,

· если участвует в формулировании и определении этих целей,

· если имеет возможность реализовать свою инициативу, свои способности,

· если имеет определенную самостоятельность в свой деятельности,

· если пользуется доверием и свободен от мелочного контроля.

Причинами возникновения демократического стиля управления являются:

· новые условия развития, связанные с изменением образовательного и квалификационного уровня персонала,

· изменением системы интересов и ценностей человека в процессе социального развития,

· усложнение проблем достижения эффективного управления в современных условиях научно-технического прогресса,

· психологическое усложнение личности, вызванное процессами урбанизации и технизации жизни, изменением ритмов жизни, социальными условиями существования и развития.

Потребность участвовать в управлении, иметь большую самостоятельность, на основе которой проявлять и развивать свои способности, сегодня проявляется наиболее остро и требует новых подходов к управлению. Демократический стиль оказывается наиболее приемлемым вообще и наиболее эффективным в частности.

Демократический стиль

· это признание, учет и использование власти коллектива, управление, построенное на человеческом факторе,

· это децентрализованное управление, стремящееся использовать в минимальной степени методы принуждения и в максимальной степени методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.

Демократический предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, избегает диктаторства, делегирует полномочия, создает благоприятный морально-психологический климат, широко использует поощрение. Все это повышает заинтересованность работников, увеличивает их преданность организации.

Здесь также выделяют две формы: консультативную и партисипативную (подчиненные не просто дают советы, но привлекаются к постановке целей и контролю).

Обычно демократический стиль руководства применяется при выполнении сложной работы, требующей творческого подхода, а также если исполнители хорошо разбираются в ее тонкостях и могут внести в нее много нового, ценного.

Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, по ее качество, оригинальность, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.

3. Либеральный стиль управления характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно или активно действует неформальный лидер.

Либеральный стиль может быть эффективным в условиях:

· высокой зрелости персонала,

· явной общности целей деятельности,

· полного взаимопонимания членов группы, атмосферы уверенности и доброжелательства, царящей в группе.

Худшее проявление либерального стиля управления – это позиция менеджера, которую можно сформулировать тремя С,«само собой сделается».

Такой стиль управления часто называют попустительским стилем, который может привести к разрушению системы управления к дезорганизации деятельности. Есть условия, когда такой стиль становится опасным.

Либеральный предполагает, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты, помощника в сложных ситуациях, а группа имеет полную свободу принимать решения.

Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и пр.

В то же время такой стиль легко может превратиться в бюрократический, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки выдвиженцев. Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих помощников.

Между авторитарным, демократическим и либеральным стилями трудно провести четкие границы, ибо один плавно переходит в другой, образуя так называемый управленческий континуум.

4) инструментальный, или стиль, ориентированный на задачу, близкий к авторитарному. Использующий его руководитель распределяет обязанности среди подчиненных, ставит задачи, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, создает условия для работы, контролирует и т. п.

Это обеспечивает быстроту принятия решений, единство действий, однако порождает пассивность исполнителей и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.

5) гуманитарный или стиль, ориентированный на человеческие отношения, на подчиненных, предполагает, что руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу исполнителей, позволяет им максимально участвовать в принятии решений, консультирует, поощряет профессиональный рост и т.д.

Такой стиль руководства, близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству, повышает удовлетворенность своим положением, улучшает взаимоотношения в коллективе.

В каждом конкретном случае между стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: