Основные принципы гештальт-терапевтической работы с психосоматическим симптомом




 

В работе с пациентами, предъявляющими гештальт-терапевту имеющийся у них сихосоматический симптом, как запрос на терапию, имеются некоторые сложности. Такие пациенты обычно не манипулятивны, не ипохондричны, они не ищут повышенного внимания врача. Их запрос по форме является запросом на медицинскую помощь. Рассказав о своем симптоме, они вопросительно смотрят на гештальт-терапевта в ожидании если не таблетки, то совета или инструкции. Чаще всего пациент не осознает, насколько этот симптом связан с существующими отношениями, его поведением, а кроме того, нет еще и отношений между пациентом и терапевтом, которые помогли бы гештальт-терапевту понять, как психосоматический симптом связан с тем, что пациент делает в своих отношениях с другим человеком.

Внутренний смысл психосоматического симптома и механизмы его возникновения не осознаются пациентом, и данный симптом легко возникает вновь, когда заканчивается курс лечения. Поэтому стратегической задачей гештальт-терапевта в отношении пациента с психосоматическими расстройствами является поддержание баланса между медицинским лечением и личностным развитием пациента.

Психосоматический симптом воспринимается пациентом как отчужденный от них и обладающий собственной неконтролируемой активностью (механизм проекции). В этом смысле он находится вне сферы ответственности пациента. В начале работы обычно неясно, как превратить телесный симптом в фигуру, взаимодействие с которой может быть материалом для совместной работы терапевта и пациента. Процесс восстановления потерянного единства — один из главных ориентиров в работе гештальт-терапевта с психосоматическим симптомом.

В целом работа терапевта должна быть направлена на восстановление целостности пациента, осознавание им подавляемых чувств и потребностей, связывание их с телесным компонентом и восстановление нормального цикла отношений с миром, интеграцию чувственного опыта, расширение способов реагирования, принятия многообразия эмоциональной жизни. Особое внимание уделяется восстановлению контакта с телом, принятию своей телесности (Немиринский, 1997).

Непрямая работа с психосоматическим симптомом включает несколько стадий. В целом терапевтический подход состоит в создании обстановки, в которой пациент смог бы осознать, какие чувства и желания он тормозит, как он этого добивается, и затем донести действие, ведущее к удовлетворению актуальной потребности до завершения.

1. Итак, психосоматический симптом — это проекция отчужденных переживаний, но не вовне, а на себя, на определенную часть тела (ретрофлексивный момент). Необходимо превратить ее из частичной (обращенной на себя) в тотальную (вовне), путем идентификации с больным органом. Это восстановление утраченного единства в рамках полярности ТЕЛО — ПСИХИКА, которая проявляется в восприятии своего тела как «не-Я». Отношения с телом в таком случае носят объектный характер, при этом данный симптом отчуждается и «преподносится» для лечения терапевту.

Терапевт предлагает клиенту побыть больным органом: «Побудь рукой, спиной, головой...». Процесс восстановления утраченного единства тела и психики — центральный ориентир в работе с психосоматическими заболеваниями. Для этого терапевт может пользоваться техникой работы с двумя стульями. Клиенту предлагают сказать не «У меня больное сердце», а «Я — больное сердце». В первом случае мы имеем отчужденное от тела «Я», во втором — «Я и есть свое тело». Отчуждение «Симптом имеет отношение к телу, а не ко мне» заменяется на присвоение «Я и есть мой симптом». С помощью такого приема симптом также оказывается на границе контакта и с ним можно начать диалог. Такая возможность появляется и в процессе рисования своей болезни, что исключает возможность бесконечного пересказа и останавливает «бег мимо ощущений» у пациентов с высоким уровнем тревоги. В процессе рисования симптом становится своим, и опыт обращения с ним способствует интеграции.

2. На второй стадии работы с психосоматическим симптомом происходит реконструкция личного контекста отношений. На месте больного органа «появляется» другой человек, проблема отношений с которым в свернутой форме контакта выглядит в виде симптома. Это можно заметить, когда содержание фразы, сказанной с одного из стульев, выходит за контекст отношений с больным органом. Важно узнать, к кому она обращена. Устанавливается адресат проблемных отношений и происходит частичное обращение ретрофлексии.

3. Третья стадия. Клиент принимает на себя ответственность и переживание, а его чувство находит адресата из своего окружения. оно может быть выражено. Если клиент останавливает себя, то возможна работа по прояснению запрета. Как именно пациент останавливает себя? Насколько осознаваем запрет? Важно знать, как себя чувствует тело в тот момент, когда чувство обретает своего хозяина.

4. Последний шаг — это прояснение потребности. Что клиент на самом деле хочет от этого человека? Как будет сам поступать по отношению к нему? Возможно тестирование того, что произошло в реальном взаимодействии с людьми. (Это может происходить или в группе, или при индивидуальной терапии — в виде задания на дом).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Аммон Г. Психосоматическая терапия. — С-Пб.: Речь, 2000.

3. Бройтигам В., Крисман П., Рад М. Психосоматическая медицина. — М.: ГЭОТАР, 1999.

4. Захарян И.С. (2001) Отстранение и идентификация как полярность отношения клиента к проблеме // Гештальт-терапия и консультирование. Сб. материалов Московского института гештальт-терапии и консультирования. — М., 2001. — С. 7—14.

5. Мэй Р. Смысл тревоги. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

6. Немиринский О. В. (1997) Гештальт-терапия психосоматических расстройств // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 1. — С. 84 - 91.

7. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. —М.: Либрис, 1996.

8. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. — М.: Смысл, 2000.

9. Хломов Д. (1997) Использование рисунка в работе с психосоматическими

расстройствами // Гештальт 97. Сб. материалов Московского

гештальт-института. — М., 1997. — С. 85 — 91.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: