Творчество Михаила Врубеля




Выполнила ученица 4 "Б" класса

Лабинская Екатерина

ФИО преподавателя

Белоусова Елена Михайловна

 

Сочи 2020

Михаил Александрович Врубель - русский художник, работавший в 19-20 веке. Он работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, основоположник символизма и модернизма в русском искусстве.

 

В начале своего творчества он занимался реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве

 

" Сошествие Святого Духа"

Он был приглашён в Киев А. Праховым ещё не закончив Петербургскую Академию для окончания фресок в Кирилловской церкви.Также были приглашены киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнёв, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко. Сначала Врубелю поручили воссоздать фреску с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья. Врубель замечательно справился с поставленной задачей.

В Кирилловской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.

Сюжет "Надгробный плач" художник написал в трёх вариантах, но долго не показывал их Прахову. В итоге, он сам выбрал сцену и написал её.

Врубель был неравнодушен к жене Прахова и использовал её образ в работе "Богоматерь с Младенцем", которая так и осталась на бумаге.

 

 

В Киеве он также немного давал уроки светским дамам, учил технике акварели. Педагогического опыта ему не хватало, поэтому он просто садился перед ними и рисовал цветы.

 
 

 


После окончания росписи собора, Врубель отправляется в Италию. Там он изучал церкви, фрески в них находившиеся. В Венеции он написал иконы "Святой Кирилла", "Святой Афанасий" и "Христос Спаситель".

После он вернулся в Киев, где его личные отношения с Праховым ухудшились, после он уехал в Одессу, а в 1886 году опять вернулся в Киев. Прахов тогда организовал роспись Владимирского собора и привлёк к работе Врубеля. Художник сделал шесть разных эскизов "Надгробного плача", но все они были отвергнуты Праховым, так как совершенно не вписывались в работы его коллег и стиль храма.

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.

В начале 20 века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. За известность в художественных кругах 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

 

Примерно в это время Врубель начинает обдумывать образ Демона, пишет Восточную Сказку, но находит в себе силы только на акварельную версию.

"Восточная Сказка" Одна из немногих дописанных его работ это

"Девочка на фоне персидского ковра". Заказчик картину не принял, и её выкупил другой человек. У него начинался творческий кризис.

В 1890 году Врубель случайно приехал в Москву, где остался на долго. Там его выбрали вместе с другими известными художниками в иллюстраторы сборников сочинений Лермонтова.

 

 

При этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию.

Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь — за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды.

Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью, демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик.

Одновременно с этим Врубель написал первое большое полотно "Демон сидящий".

 

"Демон Сидящий"

После этой картины, первой из серии демонических картин, Врубель сделал скульптурную голову "Демона" где этот образ более жёсткий.

После Врубель уехал в Абрамцев к Мамонтову, там он увлёкся керамикой и мог неплохо зарабатывать за керамические произведения. В 1891 году он с семейством Мамонтовых отправился в Италию во второй раз. Там он начал работать над не сохранившейся картиной "Снегурочка". После возвращения он хотел писать пейзажи по фотографиям и написал пано "Венеция" и "Испания".

Также Врубель работал в архитектуре. Для особняка Дункеров Врубель выбрал тему «Суд Париса», работа над которым шла до ноября 1893 года. Однако заказчики отвергли и «Париса», и спешно написанную «Венецию», которые купил известный коллекционер. В 1984 году Врубель находился в депрессии, снова побывал в Италии, вернулся Одессу, где сделал голову Демона, а после уехал в Москву.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова — Николая. Врубель часто переписывал и не дописывал свои работы, из-за чего часто не мог отдать работы заказчикам и оказывался в долгах.

 

В 1985 году Врубель участвовал в выставке. Он должен был сделать два гигантских пано. Он выбрал сюжеты "Микула Силянинович" и "Принцесса Грёз". Ему помогал Т. А. Сафонов, работающий в Нижнем Новгороде.

5 марта 1896 года академик А. Н. Бенуа сообщил руководству Академии художеств, что во вверенном ему павильоне ведутся несогласованные работы, и потребовал от Врубеля эскизы предполагаемых панно. 25 апреля, после прибытия в Нижний Новгород Врубеля, последовала телеграмма в Петербург:

"Панно Врубеля чудовищны, необходимо убрать, ждём жюри."

Прибывшая 3 мая комиссия Академии сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст "Микулы Селяниновича". Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались, и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона, и он покинул выставку.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину "Микулы". Холсты вернули в Москву,, а Врубель дорабатывал "Принцессу Грёзу". Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили "Голову Демона", "Суд Париса", "Голову великана" и "Портрет Арцыбушева". Михаил Александрович в это время уехал в Европу и всем распоряжался С. И. Мамонтов лично. Он построил специальный павильон под характерным названием: "Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств". Пять последних слов вскоре пришлось закрасить. Власти и люди в газетах отреагировали отрицательно.

 

В 1896 году Врубель отправился в Петербург, где познакомился с бедующей женой. Художник выполнял работу вместо Коровина, который на тот момент был болен. Он должен был заниматься декорациями и костюмами. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелась роль в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы. Это побудило его

"Сирень" обратиться к театральной живописи

и декорированию костюмов. В 1898 году было написано панно "Утро", которое отверг заказчик и по совету Репина было выставлено на выставке.

 
 

 

 


 

 

"Утро"

 

В 1898 году, в Украине, у Врубеля начинают появляются первые симптомы психического расстройства. Сильно усилилась мигрень, появилась сильная раздражительность, особенно если кто-то не соглашался с его мнением на счёт художественных произведений.

В 1898 году он также возвращается к демонической теме, начинает создание картины "Демон Летящий" но не заканчивает её.

 

"Демон Летящий"

После берётся за картину "Демон поверженный", в это же время у него рождается сын. У него была "заячья губа", но Врубель всё равно его любил и написал его портрет.

Последние годы 19 века ознаменовались для

Врубеля обращением к сказочно-мифологическим

сюжетам, среди которых выделялись "Богатырь",

"Пан" и "Царевна-Лебедь". Последняя картина по

мнению некоторых, но далеко не всех, критиков

вышла шедевром.

Рождение сына привело к резкому изменению

образа жизни в семье: Забела-Врубель ради сына

решила на время оставить сцену. Содержание

жены и ребёнка целиком лежало на Врубеле, и уже

с сентября — октября 1901 года он постепенно

впадал в депрессию, одновременно увеличивая

число рабочих часов. Он уже почти закончил

картину "Демон Поверженный", но Врубель много

раз его переписывал.

"Принцесса-Лебедь"

 

Психическое состояние Врубеля непрерывно ухудшалось: появилась постоянная бессонница, нарастало возбуждение, художник стал самоуверен и многословен. Неудачная экспозиция "Демона Поверженного" в Москве 2 февраля 1902 года за день до закрытия выставки. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей.

 

"Демон Поверженный"

Демона на этой картине описывают как сломленного безумием, это связано скорее всего с ухудшающимся психологическим состоянием художника.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз "неизлечимый прогрессивный паралич". Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали, и он отправился в Москву. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича. Его состояние привлекло внимание прессы, после была организована выставка 36 его работ, которая изменила отношение критиков и публики к творчеству Врубеля, но всё равно никто не считал, что он вернётся к творчеству и когда писали о нём использовали прошедшее время "он был".

Состояние Врубеля весной и летом 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Иногда у него были минуты просветления, и он даже пытался рисовать, но ничего сносного не выходило. Его состояние немного улучшилось к осени, его перевели в другую клинику, он начал писать письма жене. Там подтвердили его диагноз и после назначения лекарств к нему начали допускать посетителей, но Врубель всячески избегал разговоров об искусстве и был очень мрачен. В феврале 1903 года его выписали из клиники.

Тем не менее, Врубель был вял, попытки рисовать ни к чему не приводили, он вернулся в Москву, после его семье предложили побывать в Киевской губернии фон Мекка, они согласились. Сын Врубеля заболел перед отъездом, в Киеве болезнь усилилась и ребёнок, Савва, умер 3 мая. Врубель сразу вышел из тяжёлой апатии и старался поддерживать жену. Супруги всё равно поехали к фон Мекку, но там произошло резкое ухудшение состояния Врубеля, и его снова отправили в клинику, в Ригу.

Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Он вернулся к своей давней работе "Пасхальный звон", который превратился в "Азраила". Врубеля снова не устраивало написанное - особенно лицо, которое он постоянно переписывал. Он сильно ослаб, полагали что он не переживёт весну, но он держался и летом, поэтому 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке.

В клинике, на удивление врачей, Врубель почти реабилитировался. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Врубель начал рисовать, в основном простые предметы и портреты простыми карандашами. Летом 1904 года Н. Забела получила роль в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги уехали в Петербург. К этому периоду относится огромное число холстов Врубеля, изображавших жену в разных сценах. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля. Существенно изменилось и мнение о художнике публики и критиков. Сдвоенный номер "Мира искусств" был целиком посвящён Врубелю, там были приведены репродукции его работ, многие его критики публично взяли свои негативные отзывы обратно. В 1905 году Врубель написал картину "Жемчужная раковина". К сожалению, в феврале этого же года симптомы психоза вернулись к Врубелю. Надежда Ивановна вызвала из Москвы Усольцева, который приехал за своим пациентом. Михаил Александрович всё понимал и не противился. Накануне отъезда в Москву, 6 марта, стал прощаться с друзьями и родными.

 

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Начал писать письма жене. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича. 28 ноября 1905 года Михаила Александровича избрали академиком живописи. Тогда же в клинику прибыл Николай Рябушинский — издатель журнала "Золотое Руно". Планы редакции включали тогда создание портретной галереи выдающихся современных писателей, которых должны были писать ведущие современные мастера. Так, К. Бальмонта должен был писать В. Серов. Портрет идейного вождя редакции и мэтра русского символизма — В. Брюсова — заказали Врубелю. Рябушинский сразу купил ещё не начатый портрет за 300 рублей и ещё заплатил 100 за автопортретный рисунок "Голова пророка".

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера "Золотого руна". Однако уже 12 февраля Врубель в письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Через несколько дней он полностью ослеп. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить. В феврале 1910 года он намеренно стоял под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок и попросил отвести его в Академию художеств. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

"Видение Пророка Иезекииля" последняя картина Михаила Врубеля, 1906 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: