Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:
• формирование положительного отношения к правилам поведения;
• закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;
• развитие умения принимать правила как руководство к действию;
• обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
• переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям.
Дети старшей группы способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Развитие наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества (добрый, честный, справедливый, несправедливый), также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации.
Дети уже могут указать на внутренний мотив поступка: "Я помог Васе, он упал и ушибся. Мне его было жалко". Хотя дошкольники чаще всего говорят о внешних побудителях, ссылаясь на правило: надо помогать товарищу.
Дети испытывают потребность в общении, проявляемой не только в игре, но и в практической деятельности при выполнении общественных обязанностей, общих заданий. Эта деятельность привлекает детей как серьезная, полезная для всех; как возможность помочь взрослым. Дети переживают чувство гордости за свою работу, ответственность за ее выполнение. Дошкольники уже могут сами организовать работу, довести ее общими усилиями до конца, оценить результат. Они уже пытаются обосновывать свои оценки, при их несовпадении могут возникать споры. Воспитатель помогает детям: выслушивает их и подводит к общему мнению.
|
Воспитатель учит детей давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:
• интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий;
• отзывчивости, стремлении оказать помощь другому;
• наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в ущерб другим);
• стремлении к объективной оценке и самооценке;
• способности поступиться личным желанием (бескорыстно).
Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Этому способствуют игровые правила, без следования которым игра не может состояться. Одни правила требуют сдержанности, другие – активности, третьи регулируют взаимоотношения и т. д. Стремление овладеть этими правилами поддерживается потребностью ребенка в игре и общении. Наличие готовых игровых правил, регламентирующих действия детей, их взаимоотношения, способствует развитию самоорганизации детей. В правилах четко предписывается, как надо действовать, выполнять игровое задание, относиться к товарищам. Таким образом, в игре действуют единые нормы общения, которые обеспечивают равенство детей и их требовательность друг к другу.
|
Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей, соблюдения условий, необходимых для коллективной игры. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей, как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Так, дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. В случае когда дети соглашаются с нарушителем, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Они должны дружно осудить того, кто пытается выиграть нечестно.
В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание не отстать от товарищей, опередить их может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.
Дети с помощью воспитателя могут составить "Правила дружной игры":
• всем вместе договориться о правилах игры;
• честно соблюдать правила игры;
• нарушивший правила не может считаться выигравшим;
• не злиться и не драться, если проиграл.
|
Можно сформулировать правила в виде пословиц и поговорок:
• Нет большего позора – не выполнить договора.
• Уговор дороже денег.
• Сам себя губит, кто других не любит.
• Зарубить себе на носу (правила игры).
• Кто зря сердит, у того голова болит (о тех, кто проиграл).
Используя пословицы и поговорки в работе с детьми, воспитатель должен понимать, что уровень обобщения может ограничиваться для ребенка конкретной ситуацией. Повторение пословиц в применении к разным ситуациям постепенно обогащает представления дошкольников о содержании образных выражений.
Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу, служат ориентиром оценки и самооценки. Справедливая и обоснованная оценка, данная коллективом, поддержанная воспитателем, укрепляет в сознании ребенка значение правил в коллективной жизни.
Положительное влияние игр на детей обеспечивается правильным педагогическим руководством. Воспитатель вызывает положительное отношение к игре, игровой задаче, знакомит детей с правилами (инструктирование, показ, повторение).
Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. Здесь велика роль воспитателя. Например, при распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
…
Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.
…
Стакан, лимон,
Выйди вон.
По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований (взрослых, сверстников) к внутренним мотивам, когда правило становится для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.
В сюжетно-ролевых играх игровые и реальные отношения тесно связаны между собой, но они не тождественны. Поэтому руководство педагога должно быть направлено на те и другие взаимоотношения. При этом нельзя забывать, что для возникновения игры необходима потребность в игре, в выполнении роли. Игровые интересы детей требуют внимания педагога: он должен выяснить, умеют ли они играть вместе, какие сюжеты предпочитают (интересы мальчиков и девочек), насколько богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли.
Дети старшего дошкольного возраста достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень развития общественного мнения возрастает настолько, что воспитатель может опираться на него при организации игр. Дети уже способны к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета, выдвигают свои предложения. В игре они высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнения им социальной роли. Так, дети упрекают: "Вася, ты не умеешь играть, ссоришься со всеми. Зачем ты толкнул покупателя? Так продавцы не делают!". В игре, таким образом, освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.
Сюжетно-ролевые игры не имеют таких четких условий и требований, как игры с правилами (дидактические, подвижные и др.). Поэтому здесь требуется значительная самостоятельность детей и их способность перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Их введению в игру способствует литература. Она же помогает расширить сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведение, воспитатель повторяет правила поведения. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру. Проиллюстрируем сказанное на примере сказки "Три поросенка".
...
Игру "Три поросенка" предваряет чтение сказки в обработке С. Михалкова и обсуждение ее содержания. Начать беседу с детьми можно с вопроса: "Кого мы называем добрым человеком?". Этот вопрос позволит детям назвать качества доброго человека и обратить внимание на то, что многие хорошие черты личности (доброта, заботливость, стремление помочь другому, трудолюбие) взаимосвязаны. Так, доброта – это забота о других, которая проявляется в умении помочь, что в свою очередь предполагает трудолюбие. Все это можно проследить с дошкольниками на примере сказки.
"Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все три одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф".
Воспитатель обращает внимание детей на то, что внешне поросята были очень похожи друг на друга.
"Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила осень <…>
– Пора нам подумать о зиме, – сказал Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. – Я весь дрожу от холода. Он предложил всем взяться за работу и построить дом, где можно зимовать вместе под одной крышей.
Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать на лугу, чем рыть землю и таскать камни.
– Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову <…>
– Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, – сказал Наф-Наф. – Я не буду вас дожидаться".
Воспитатель. Чем же отличаются поросята, внешне так похожие друг на друга. (Наф-Наф трудолюбивый, а братья беззаботные.) К кому из них можно отнести пословицы: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня", "У ленивого Егорки всегда отговорки", "Кто ленится, тот не ценится"?
"Когда стало совсем холодно, два брата взялись за работу. Ниф-Ниф быстро сделал дом из соломы. Побыстрей старался закончить постройку дома и Нуф-Нуф. Он сделал его из веток и тонких прутьев, чтобы, как он думал, было теплее. Братья пели песни: "Хоть полсвета обойдешь, лучше дома не найдешь!". Они отправились посмотреть, какой дом сделал Наф-Наф. Он натаскал камней, намесил глины и теперь неспеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.
Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться".
Воспитатель. Как работали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Можно ли сказать, что они работали спустя рукава (не стараясь)? Можно ли к ним отнести пословицу "Не хвались началом, а хвались концом" (учитывая песню братьев-лентяев)? А как работал Наф-Наф? Можно ли сказать, что он работал в поте лица, не покладая рук? Как объяснить эти выражения?
Что было дальше с героями сказки, дети могут рассказать сами, давая им оценки.
Воспитатель. К кому из героев и почему можно отнести пословицы: "Что посеешь, то пожнешь", "Без труда нет добра", "Лениться да гулять – добра не видать", "Ленивые руки чужие труды любят", "Повинную голову меч не сечет", "Лежачего – не бьют"?
Затем можно прочитать детям басню И. Крылова "Стрекоза и Муравей". После чтения произведения и уяснения детьми его смысла воспитатель выясняет: "Похожа ли эта басня на сказку "Три поросенка"? (Ответы детей.) Правильно. Стрекоза тоже лето красное все пела. А когда наступили холода, она отправилась за помощью к Муравью. "Злой тоской удручена, к Муравью ползет она. Не оставь меня, друг милый, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей". На что Муравей ответил: "Ты все пела, это дело. Так пойди же попляши". Окончание сказки или басни вам понравилось больше? Хотели бы вы изменить конец сказки или басни и почему?".
В заключение можно напомнить детям народную мудрость: "Труд горек, а плод его сладок. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня".
В игре начинают закладываться основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии, а также различные поручения родителей и воспитателей. Переход от игры к серьезной деятельности осознается ребенком как важное, одобряемое окружающими дело. Это отношение к труду следует поддерживать. Необходимо вооружить детей умениями, без которых невозможно достижение цели. Так, они должны представлять результат деятельности, уметь приложить волевое усилие для доведения дела до конца, планировать свои действия. Реальная, понятная цель (материализованная), общественный мотив (для других), переживание чувства удовлетворения – все это создает условия для формирования потребности детей в труде.
Однако недостаток физических и духовных сил ребенка позволяет ему участвовать в ограниченном круге видов деятельности. Поэтому акцент в трудовом воспитании делается на выполнении дошкольниками обязанностей по обслуживанию себя и других детей. Осознание общественного значения труда, его полезности и необходимости; овладение трудовыми умениями и навыками; организация дружелюбных взаимоотношений между детьми в процессе труда повышают эффективность трудовой деятельности дошкольников.
Представления детей о значении их труда (речь идет о дежурстве) неодинаковы. Так, некоторые ребята понимают, что дежурят для того, чтобы в группе был порядок. У них мотивация общей пользы проявляется в ответственном отношении к работе, инициативе, взаимопомощи. Большинство детей считает, что их труд нужен, чтобы помочь воспитателю и няне. А некоторые воспринимают только конкретное содержание работы дежурных: расставить посуду, убрать игрушки и т. п. Такое отношение к работе снижает уровень мотивации, отражается на ее результатах и поведении детей. Следовательно, необходимо разъяснить общественный смысл работы, ее пользу для себя и для других. Можно привлечь внимание детей к значимости труда взрослых, организовать наблюдения за его процессом и результатами.
Старшие дошкольники способны усваивать словесную инструкцию и действовать согласно ей. Но и здесь требуется специальное обучение. Сначала ребенок участвует в работе взрослых, выполняя вспомогательные операции (подержи, помоги, принеси), одновременно он прослеживает сам процесс деятельности, последовательность действий. Обучение планированию связано с усвоением последовательности действий, удерживанием их в памяти. Одновременно у ребенка начинает формироваться и самоконтроль (в той ли последовательности я делаю, похож ли результат на то, что было задумано). Важным моментом в освоении трудовых действий является умение пользоваться орудиями труда. Именно орудийность отличает труд от других видов деятельности.
Обучение детей трудовым умениям и навыкам обеспечивает целенаправленность деятельности, доведение ее до конца. Отсутствие умений приводит к частым отвлечениям, невыполнению работы. В процессе обучения у детей формируется система действий, необходимых для достижения цели. В этом случае взрослому не нужно прибегать к постоянным напоминаниям, прямым указаниям, как надо действовать. Приобретенная самостоятельность позволяет ребенку ставить трудовые цели, достигать их, контролировать себя, оценивать (в несложных видах деятельности).
В процессе коллективной работы дети убеждаются, что ее успех зависит от труда каждого. Стимулирует работу ребенка пример других детей, подражание лучшим образцам (особенно если на них обращает внимание воспитатель). Анализ проведенной работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты.
В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения. Регулирование взаимоотношений осуществляется на основе уже усвоенных нравственных норм и правил. В совместной деятельности, разделенной на отдельные операции, дети оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания. Это требует корректировки действий отстающего, оказания ему помощи. Воспитатель должен обращать особое внимание на трудности, возникающие в процессе коллективного труда. Дети в раздражении могут обозвать товарища, предложить исключить его из общего дела и т. д. Следует помочь детям найти пути преодоления возникших трудностей, напомнить правила поведения в коллективе.
Особые ситуации возникают при оценке детьми работы друг друга. Здесь особенно важен контроль воспитателя, который должен побуждать их к объективности, вежливости, поиску средств устранения возникающих конфликтов. Нередко деловые отношения переходят на личностные. (Он ничего не может.)
Обучая детей совместной деятельности, педагог учит их распределять обязанности между собой. Например, он предлагает детям всем вместе помыть кубики.
...
Воспитатель. Как мы будем работать?
Петя. Я буду мыть!
Маша. И я.
Андрей. И я.
Галя. Тогда я буду их вытирать.
Воспитатель. Успеет ли Галя за вами?
Дети, вспомнив, что кубики надо еще убрать на место, привлекли для этого еще одного товарища.
Воспитатель объясняет детям, что надо согласовывать свое желание с другими, уступать, распределять работу справедливо. Здесь воспитателю может помочь обращение к стихотворению В. Маяковского "Конь-огонь". Воспитатель предлагает детям назвать тех, кто делал коня. (Кузнец, художник, мастер.) Он объясняет, что все эти люди трудились вместе "и конь вышел замечательный".
На основе моральных норм и правил дети учатся строить свои взаимоотношения:
...
Катя (Павлику). Ты спешил, у тебя получилось неровно.
Оля. Люба, собери мусор, ты ничего не делаешь.
Валя. Люба, ты хочешь, чтобы другие работали, а ты будешь лениться.
Катя (Павлику). Ты уже закончил, а помочь?
Павлик. Кому?
Катя. Тому, кто не успевает, кому трудно.
Опыт взаимоотношений дает детям возможность оценить работу и действия товарищей, постепенно переходя к самооценке.
Дети различаются по многим показателям, характеризующим их нравственное развитие. Одни обычно доброжелательны, легко вступают в контакт по поводу игры, принимают и реализуют правила поведения в коллективной деятельности. Другие легко раздражаются, требуют для себя понравившуюся игрушку или роль, мало обращая внимание на желания товарищей.
Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя, который может использовать более устойчивые в этом возрасте симпатии детей, сложившиеся дружеские отношения. Для этого драчливых ребят целесообразно включать в группу, которая обычно строит игру на доброжелательных отношениях и способна противостоять драчуну. Нужно учитывать и то, к кому драчун испытывает симпатию.
Некоторых детей часто не принимают в игру, потому что у них плохо развиты игровые навыки, они не умеют действовать в соответствии с ее сюжетом. Это присуще не только драчунам, но и застенчивым, робким детям. Воспитатель может помочь им, включившись в игру.
Дети старшей группы предпочитают общаться со сверстниками своего пола. В системе межличностных отношений мальчики занимают менее благополучное положение, чем девочки. Этот факт необходимо учитывать при организации коллективных игр. При выборе сюжета коллективной игры, в которой требуется обязательное участие мальчиков и девочек, важно опираться на симпатии детей.
Можно использовать методику Ш. Амонашвили "Секретное совещание", несколько модернизировав ее (например, "Тайное общество мужественных"). Педагог "тайно" договаривается с мальчиками о том, что они будут выполнять более трудную – "мужскую" – работу, не будут обижать девочек, а, наоборот, станут заступаться за них и т. д. Эти "тайные" правила помогут скорректировать и отношение девочек к мальчикам в том случае, если воспитатель будет одобрять поведение мальчиков, подчеркивать их мужественность, благородство, желание спасти, заступиться, помочь и т. п. Хорошо если за благородство девочки наградят мальчиков медалью, подарком, которые сделают сами.
В старшей группе продолжается работа по закреплению вежливых слов, например, в ходе различных игр. Приведем примеры некоторых из них.
...
Игра "Кто больше"
Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие "вежливые" слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.
Игра "В стране вежливых"
Детям раздают по несколько кружочков из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружочек "судье", который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше всего кружков) получает бант или значок.
Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Объективные оценки воспитателя, его аргументы в пользу той или иной точки зрения помогают дошкольникам составить правильное суждение о других и о себе. Дети далеко не всегда соглашаются с отрицательными оценками, поэтому важно привлекать их к обсуждению тех или иных поступков. Если ребенок совершил проступок, нужно обязательно авансировать его доверием на будущее, выразить уверенность, что в дальнейшем он не будет так поступать. Надо подчеркнуть, что провинившийся будет стараться, тогда он непременно научится выполнять правила поведения.
В детском саду воспитатель проводит с детьми этические беседы, помогающие им освоить нормы и правила нравственного поведения. Дети убеждаются в необходимости таких норм, учатся в жизненных явлениях выделять нравственную сторону, осмысливают собственный образ Я.
Перечислим задачи этической беседы:
• формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;
• развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др.;
• развитие умения использовать правила нравственного поведения.
Материалом для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
В ходе бесед дети усваивают нравственные понятия: "трудолюбивый", "честный", "справедливый" и их противоположности: "ленивый", "нечестный", "несправедливый" и т. д. Вместе с воспитателем они оценивают конкретные факты (ситуации, поступки) и пытаются перенести их в реальную жизнь. Дошкольники учатся объективно и аргументированно оценивать поведение литературных персонажей. Этот опыт ляжет в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные действия. Обращаясь в нужный момент к литературным образам, хорошо знакомым детям, воспитатель может помочь им научиться переносить оценки из литературы в жизнь. Вопросы: "Может быть, что-то похожее было с кем-нибудь из вас? Что вы чувствовали при этом?" и т. п. помогут ребенку в осмыслении образа Я, заставят задуматься над собственным поведением.
Особое внимание следует уделять тем ситуациям, в которых происходит борьба мотивов, как, например, в приведенном ниже стихотворении.
Вот-те-на! Разбила чашку!
На кого бы мне солгать -
На Валетку иль на Машку?
Или просто убежать?
Лгать, хитрить да запираться -
Это плохо, говорят.
Нет, уж лучше мне признаться.
Пусть немного побранят.
Я. Полонский
...
Воспитатель. О чем размышляет героиня этого стихотворения? Почему она хотела сначала убежать? Что в конце концов она решила сделать и почему? Как можно назвать людей, которые так поступают? (Правдивые, честные, смелые.) Почему?
Работая с литературным произведением, воспитатель заставляет детей говорить, думать. Опираясь на их высказывания, он подводит итог, стараясь быть ближе к уровню детского понимания образа, ситуации, поступка. Осмыслению нравственной стороны жизненного явления способствует сопоставление понятий "добро – зло", то есть сравнение поведения положительного героя с поведением отрицательного.
Творчество детей (когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т. д.) значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысливания ими (на своем возрастном уровне) нравственных явлений.
Большое значение в этической беседе имеют вопросы, которые задает детям воспитатель. Они продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей, понимания ими текста. Главная задача вопросов – выяснить суть нравственной проблемы, дать детям возможность выразить свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, свое понимание произведения. При этом важно проявлять уважение к ребенку, внимание к любому его высказыванию, стимулировать его активность (даже если кажется, что он уходит в сторону, фантазирует).
Необходимо обращать внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью можно предложить им раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное понятие. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называют то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т. д.). Можно предложить ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки, рассказа. ("Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?")
Главное в этической беседе – интерес детей к обсуждаемой проблеме, их активность, стремление обосновать свое суждение.
Дополнительный материал