В ходе ведения наступления, а в ряде случаев и с его началом батальон (рота) может форсировать водные преграды (реки, озера, водохранилища, проливы).
Батальон (рота) форсирует водную преграду обычно в составе главных сил бригады (полка, батальона), а при действиях в передовом, рейдовом отрядах или авангарде (головной походной заставе) — самостоятельно.
Водные преграды преодолеваются вброд, на плавающих боевых машинах, переправочно-десантных средствах, паромах. Также используются механизированные мосты и мосты на жестких опорах. При наличии достаточного количества понтонно-мостовых средств оборудуются наплавные (комбинированные) мосты.
Форсирование водных преград в период паводка и сброса воды из водохранилищ осуществляется на плавающих боевых машинах, самоходных переправочных средствах и паромах, а также с использованием речных барж и судов. Переброска подразделений на противоположный берег может осуществляться вертолетами.
Форсирование должно осуществляться без снижения темпов наступления. Для этого необходимо: планировать и тщательно готовить форсирование до выхода к водной преграде, заблаговременно вести разведку водной преграды и обороняющегося на ней противника; внезапно и быстро форсировать водную преграду на широком фронте; умело управлять подразделениями на переправе.
Водная преграда форсируется, как правило, с ходу с подготовкой форсирования еще до подхода подразделений к ней. В этих условиях форсирование осуществляется в том боевом порядке, в котором батальон (рота) ведет наступление.
В случае срыва форсирования с ходу оно осуществляется с развертыванием главных сил у водной преграды после дополнительной подготовки в короткие сроки до 8 часов или после всесторонней подготовки. В зависимости от условий обстановки форсирование может осуществляться из положения непосредственного соприкосновения с противником или с выдвижением из глубины.
|
При форсировании водной преграды с ходу батальон может быть назначен для действий в качестве передового отряда или авангарда соединения (части).
Передовой отряд назначается для упреждения противника в выходе на водную преграду, захвата и удержания мостов, переправ, выгодных для форсирования участков и плацдармов и овладения рубежом на удалении 2—4 км от водной преграды с целью обеспечить наводку мостов и лишить противника наблюдения за переправой с наземных наблюдательных пунктов.
Задачей батальона, действующего в авангарде, как правило, являются уничтожение противника на подступах к водной преграде, обеспечение беспрепятственного выхода к ней главных сил, разгром во взаимодействии с передовым отрядом соединения противника на противоположном берегу и удержание рубежа.
Задачей роты, действующей в головной походной заставе от передового отряда, являются уничтожение противника на подступах к водной преграде, форсирование ее с выдвижением из глубины, уничтожение противника во взводном опорном пункте на противоположном берегу и овладение рубежом, обеспечивающим форсирование водной преграды с выдвижением из глубины главными силами передового отряда (авангарда).
Батальону, действующему в передовом отряде (авангарде), кроме обычных сил и средств, придаются самоходные переправочно-десантные средства.
|
Батальону, действующему в составе главных сил бригады (полка), при форсировании водной преграды назначается участок форсирования, включающий основные и запасные переправы, а роте — переправы (основная и запасная). При форсировании с развертыванием главных сил бригады (полка) у водной преграды батальону назначается также исходный район для форсирования непосредственно у водной преграды или на удалении. При действии батальона (роты) в составе главных сил участок форсирования (переправа) оборудуется по плану старшего начальника.
На участке форсирования организуются десантные и паромные переправы, переправы танков вброд или под водой. Количество и виды переправ определяются исходя из наличия переправочных средств, характера водной преграды и установленного порядка переправы батальона (роты).
Для организованного форсирования водной преграды батальону (роте) назначаются:
- исходный рубеж для форсирования в 1—2 км, а при занятии исходного района у водной преграды — в 100—300 м от уреза воды;
- район посадки (погрузки) на переправочно-десантные средства;
- район герметизации танков в укрытых местах на удалении 5—6 км от водной преграды, а при занятии исходного района для форсирования — непосредственно у водной преграды и ближе.
Для поддержания установленного порядка на участке форсирования батальона на переправах назначаются коменданты из числа командиров подразделений инженерных войск, а на переправе танков под водой, вброд и подразделений на плавающих боевых машинах — из числа офицеров переправляющихся подразделений.
|
Непосредственно у водной преграды подготавливаются позиции для танков, боевых машин пехоты, артиллерии и противотанковых средств, выделенных для стрельбы прямой наводкой.
Началом форсирования («Ч») считается момент входа в воду плавающих боевых машин, переправляющихся подразделений первого эшелона.
Огневое поражение противника при форсировании водной преграды осуществляется по периодам:
- огневая подготовка форсирования и наступления войск
- огневая поддержка форсирования и наступления войск
Огневая подготовка форсирования и наступления начинается в установленное время. Ее продолжительность и построение определяются с расчетом полного выполнения огневых задач по поражению противника и исходя из времени, необходимого для развертывания войск у водной преграды с учетом ширины водной преграды, удаления переднего края обороны противника от уреза воды на противоположном берегу.
Огневая поддержка форсирования и наступления начинается:
-при форсировании узких водных преград, с выходом подразделений на исходный рубеж для форсирования
- при форсировании средних, широких и крупных водных преград — с началом форсирования («Ч»)
В отдельных случаях при форсировании крупных водных преград, когда передний край обороны противника отнесен на значительное расстояние от уреза воды, могут отдельно планироваться и проводиться периоды огневой поддержки форсирования, огневой подготовки наступления и огневой поддержки наступающих войск, которые осуществляются на всю глубину построения обороны противника.
Решение на форсирование водной преграды с ходу принимается при организации наступления и уточняется при подходе к водной преграде с учетом сложившейся обстановки, на основе данных разведки и результатов боя подразделений боевого охранения и первого эшелона.
В решении на форсирование командир батальона (роты), кроме общих вопросов, определяет:
- способы разгрома противника на подступах к водной преграде и на противоположном берегу
- способы и последовательность переправы остальных подразделений
- маршруты и порядок выдвижения к водной преграде
- порядок подготовки вооружения и военной техники
При форсировании в составе главных сил дополнительно уточняются места оборудования бригадных (полковых) переправ и время их готовности.
При постановке боевых задач на наступление с форсированием водной преграды дополнительно указываются: ротам (взводам) — задачи при подходе к водной преграде, во время форсирования и на противоположном берегу, места основных и запасных переправ, район герметизации танков, места посадки личного состава и погрузки вооружения и военной техники на самоходные переправочно-десантные средства, исходный рубеж для форсирования и время его прохождения; подразделениям артиллерии, гранатометному и противотанковому подразделениям — задачи по поддержке подразделений при форсировании водной преграды и бое на противоположном берегу, а также огневые позиции, время готовности к открытию огня и порядок переправы; приданным подразделениям инженерных войск — задачи по инженерной разведке мест переправ, оборудованию и содержанию переправ, подготовке путей выдвижения к ним, а также места переправочно-десантных средств при выдвижении к водной преграде.
Взаимодействие организуется на всю глубину наступления по задачам, рубежам, времени и способам выполнения задач. Организуя взаимодействие при наступлении с форсированием водной преграды, командир батальона, кроме обычных вопросов, согласовывает:
- действия органов разведки, подразделений боевого охранения и артиллерии при разведке водной преграды и их переправе на противоположный берег
- действия подразделений первого, второго эшелонов (общевойскового резерва) и артиллерии при выдвижении к водной преграде, разгроме противника на подступах к ней и на противоположном берегу, в том числе места и время посадки (погрузки) на переправочно-десантные средства первого и последующих рейсов
- порядок переправы на противоположный берег подразделений технического обеспечения и тыла. Особое внимание уделяется недопущению скопления подразделений перед переправой.
Для организации форсирования водной преграды штаб батальона разрабатывает график форсирования с расчетом распределения сил и средств батальона по переправам.
При подготовке батальона (роты) к форсированию водной преграды, кроме обычных мероприятий, проводится подготовка боевой техники и личного состава к переправе под водой и на плаву. При подготовке к форсированию крупных рек при наличии времени с личным составом подразделений могут проводиться занятия по вождению боевых машин на плаву.
Разведывательные органы батальона с выходом к водной преграде устанавливают занятость противником противоположного берега, наличие и состояние мостовых переправ и бродов, наиболее удобные места для оборудования десантных, паромных переправ и переправ танков вброд и под водой. При отсутствии противника они самостоятельно переправляются на противоположный берег. На основании данных разведки командир батальона уточняет места переправ и порядок использования приданных переправочных средств.
Подразделения боевого охранения с выходом к водной преграде занимают выгодный рубеж на своем берегу и действиями на нем обеспечивают выдвижение к водной преграде главных сил.
Батальон, действующий в передовом отряде, не ввязываясь в бой на подступах к водной преграде, стремительно продвигается к ней, во взаимодействии с тактическим воздушным десантом или самостоятельно захватывает мосты, переправы и выгодные для форсирования участки.
Подготовка плавающих боевых машин к форсированию проводится до выхода к водной преграде. При этом особое внимание обращается на плотность закрытия люков, бойниц, дверей, а также на исправность водооткачваюших насосов, наличие и плотность закрытия водосливных пробок. Личный состав, находящийся в машинах, надевает спасательные жилеты. Подготовка танков для переправы под водой проводится в исходном районе для форсирования и завершается в районе герметизации танков.
Артиллерия передового отряда и авангардов занимает огневые позиции, обеспечивает выдвижение войск и осуществляет артиллерийскую подготовку и поддержку форсирования и наступления передовым отрядом и авангардами. Противник на противоположном берегу уничтожается ударами авиации и огнем артиллерии, а также огнем средств, выделенных для стрельбы прямой наводкой.
Форсирование водной преграды начинается и осуществляется на избранных участках всеми силами первого эшелона одновременно.
Подразделения, назначенные для переправы на самоходных переправочно-десантных средствах первым рейсом, погрузку вооружения и военной техники и посадку личного состава производят в укрытых местах, откуда стремительно выходят к водной преграде и переправляются на противоположный берег. Погрузка вооружения и военной техники и посадка личного состава последующих рейсов производятся на водной преграде.
Танки при форсировании водной преграды используют броды, мосты, паромы или переправляются под водой. Переправа танков под водой осуществляется после овладения мотострелковыми подразделениями противоположным берегом и тщательной разведки водной преграды. Преодолев водную преграду, танковые подразделения стремительно выходят на свои направления и выполняют поставленные задачи.
Приданные батальону артиллерийское и зенитное подразделения, а также минометная (артиллерийская) батарея, противотанковое и гранатометное подразделения переправляются на плавающих машинах и переправочно-десантных средствах с таким расчетом, чтобы обеспечивалась непрерывность поддержки и прикрытия наступления батальона на противоположном берегу. При этом в первую очередь переправляются противотанковые средства и самоходная артиллерия.
Используя удары авиации и огонь артиллерии, передовой отряд по захваченным мостам, на плавающих боевых машинах и переправочно-десантных средствах форсирует водную преграду, захватывает рубеж на противоположном берегу и удерживает его до подхода главных сил. Если на направлении действий передового отряда высажен тактический воздушный десант, то батальон быстро соединяется с ним и выполняет поставленную задачу во взаимодействии с десантом.
Батальон (рота), действующий в авангарде (головной походной заставе), уничтожает противника, прикрывающего подступы к водной преграде, выходит к ней, при благоприятных условиях с выдвижением из глубины форсирует ее и развивает наступление на противоположном берегу. Если форсировать водную преграду с выдвижением из глубины не удалось, авангард (головная походная застава) своим огнем наносит поражение противнику и обеспечивает ее форсирование главными силами.
Последовательность погрузки вооружения и военной техники на переправочные средства, переправы плавающих боевых машин и танков под водой определяет командир переправляемого подразделения.
Переправой плавающих боевых машин руководит командир роты с командно-наблюдательного пункта, расположенного на исходном берегу или перемещающегося непосредственно за боевыми порядками подразделения.
Переправой танков по глубокому броду и под водой руководит командир батальона с командно-наблюдательного пункта, находящегося на исходном берегу.
Батальон, действующий в составе главных сил бригады (полка), используя успех передового отряда (авангарда) и тактического воздушного десанта, по захваченным ими переправам или на переправочно-десантных средствах (мотострелковые подразделения, кроме того, на боевых машинах пехоты, бронетранспортерах, а танковые — под водой) безостановочно по мере подхода к водной преграде форсирует ее, с выдвижением из глубины атакует противника, развивает наступление в глубину и во взаимодействии с другими подразделениями бригады (полка) уничтожает противника.
Батальон, выполняющий боевую задачу на участке, где передовой отряд (авангард) не действует, форсирует водную преграду с выдвижением из глубины обычно после огневой подготовки форсирования и наступления при поддержке огня танков и других средств, выделенных для стрельбы прямой наводкой со своего берега.
Батальон (рота) второго эшелона (общевойскового резерва) соединения (части) начинает выдвижение к водной преграде по сигналу старшего начальника и в установленное время переправляется на противоположный берег.
При форсировании с развертыванием главных сил непосредственно у водной преграды батальон (рота), действующий в составе первого эшелона главных сил бригады (полка), посадку в боевые машины пехоты (бронетранспортеры), на самоходные переправочно-десантные средства производит в укрытых местах и выдвигается к водной преграде во время огневой подготовки форсирования и наступления. Сигнал о начале выдвижения командир батальона подает, исходя из установленного времени начала форсирования («Ч») и времени, необходимого для преодоления расстояния от места посадки до уреза воды. Подразделения стремительно выдвигаются к водной преграде и в установленное время при поддержке огня артиллерии и других огневых средств форсируют ее и безостановочно развивают наступление в глубину обороны противника.
В зимних условиях форсирование водных преград может осуществляться по ледяным переправам. Если толщина льда не позволяет танкам, боевым машинам пехоты (бронетранспортерам) и другой тяжелой военной технике преодолеть водную преграду по льду, то сначала ее форсируют мотострелковые подразделения в пешем порядке. Вооружение и военная техника переправляются на противоположный берег после усиления льда или по паромным, десантным переправам, оборудованным в майнах, а также по захваченным мостам. Танки, кроме того, при благоприятных условиях могут преодолевать водную преграду по глубоким бродам, а иногда и под водой.
В период интенсивного ледохода водные преграды преодолеваются, как правило, по захваченным мостам и переброской подразделений по воздуху.
Подразделения технического обеспечения и тыла батальона, а также автомобили мотострелковых подразделений переправляются на переправочно-десантных средствах, паромах и по мостам за артиллерийскими подразделениями.
Переправа раненых и больных на свой берег осуществляется переправочно-десантными средствами, возвращающимися после высадки подразделений, а при необходимости и специально выделенными для этого переправочными средствами.
Тактические условные знаки:
Десантная переправа с указанием количества (3) и типа переправочно-десантных средств (ПТС — плавающий транспортер средний) | |
Переправа танков под водой с указанием глубины (3 м), ширины водной преграды (180 м), ширины трассы (40 м), характера дна (П — песчаное, Т — твердое, К — каменистое) и скорости течения реки (0,8 м/с) | |
Паромная переправа с указанием количества паромов (3), грузоподъемности (60 т), типа парка (ПМП) или переправочного средства (ГСП — гусеничный самоходный паром, ПММ — паромно-мостовая машина | |
Мост на жестких опорах с указанием его вида (Н — низководный, В — высоководный, П — подводный, Д — деревянный, К — каменный, М — металлический, ЖБ — железобетонный), длины (120 м), ширины (4 м) и грузоподъемности (40 т) | |
Мост на плавучих опорах с указанием типа парка (ПМП), длины моста (120 м) и его грузоподъемности (60 т) | |
Брод с указанием его глубины (0,8 м), длины (1200 м), характера дна (Т — твердое, П -песчаное, В — вязкое) и скорости течения реки (0,5 м/с) | |
Ледяная переправа с указанием ее номера (№ 5) и грузо-подъемности (60 т) |
Вопрос 49.
О способности войск совершать марш, сохраняя высокую степень боевой готовности, судят по их маршевым возможностям — средней скорости движения и величине суточного перехода.
Сейчас войска полностью моторизованы и механизированы, оснащены более совершенной бронетанковой и автомобильной техникой. Значительно возрос уровень технической надежности машин, повысились их скорость и проходимость, увеличился запас хода без дозаправки топливом. Они способны преодолевать водные преграды, зоны радиоактивного заражения, минно-взрывные заграждения, имеют эффективные приборы ночного вождения и надежные светомаскировочные устройства. Все это в сочетании с повышением маршевой выучки войск способствует росту маршевых возможностей подразделений и частей, позволяет передвигаться ночью примерно с такой же скоростью, как днем, делает ненужным прежнее деление маршей на нормальные и форсированные. Войска способны совершать передвижение своим ходом на значительные расстояния, в любых условиях местности, погоды и времени суток.
Средняя скорость движения войск зависит от степени воздействия противника, искусства вождения колонн командирами, уровня подготовки водителей, технического состояния машин, состава колонн, состояния маршрутов, погоды и других факторов. При выполнении подразделением самостоятельной задачи скорость движения будет выше, чем при передвижении его в составе части. При ядерном и химическом нападении, ударах авиации, массированном применении противником высокоточного оружия, наличии на маршрутах разрушений, труднопроходимых участков, переправ, в неблагоприятных дорожных и погодных условиях скорость движения войск снижается, иногда довольно значительно. Колонны колесных машин передвигаются с большей скоростью, чем танковые или смешанные колонны.
Во всех случаях войска должны совершать марш с максимально возможной в данных условиях скоростью, особенно быстро преодолевая просматриваемые участки маршрутов в целях защиты от высокоточного оружия противника.
Средняя скорость движения рассчитывается без учета того, когда оно совершается — днем или ночью, а также без учета времени на привалы. Поскольку на различных участках маршрута войска передвигаются с разной скоростью, командиры подразделений и личный состав комендантской службы должны знать границы участков, в пределах которых выдерживается та или иная скорость.
Суточный переход и в современных условиях будет иметь различную величину. Она зависит от выполняемой задачи, средней скорости и продолжительности движения колонн в течение суток. Продолжительность движения обусловлена главным образом моральными и физическими возможностями водителей машин, их способностью выдерживать высокое напряжение марша, сохраняя боеспособность. Ведь в течение суточного перехода механикам-водителям, например, только рычаги управления передач и механизмов поворота приходится передвигать не менее 5000—6000 раз; ежедневная суммарная затрата усилий механика-водителя составляет 150—200 т.
Благодаря росту маршевых возможностей современные подразделения и части способны совершать передвижение своим ходом на любые расстояния, которые потребуются в боевой обстановке, сохраняя полную боевую готовность, и непосредственно с марша или после короткой подготовки приступать к выполнению боевых задач.
Вопрос 50.
Система огня батальона включает системы огня мотострелковых и танковых рот, штатной, приданной и поддерживающей артиллерии, огневых средств батальона, выделенных для стрельбы прямой наводкой, гранатометного и противотанкового подразделений, приданных огнеметных подразделений
Для обеспечения управления подразделениями командно-наблюдательный пункт батальона развёртывается на удалении, обеспечивающем наилучшее наблюдение за противником и местностью, действиями своих подразделений, непрерывное управление ими и поддержание взаимодействия с соседями, как правило, до 300 м от линии фронта.
Вопрос 51
Походный порядок для марша вне угрозы столкновения с противником строится с учетом удобства движения, достижения высокой скорости, наименьшего напряжения сил личного состава и сохранения боевой техники, а также защиты от оружия массового поражения, высокоточного оружия и маскировки, от технических средств разведки противника. Походный порядок батальона, совершающего марш в составе главных сил бригады (полка), включает колонны главных сил, подразделений технического обеспечения и тыла.
Походный порядок батальона (роты), назначенного в передовой отряд или авангард (походную заставу), строится с учетом быстрого развертывания подразделений в боевой порядок, вступления их в бой и включает: батальона — походное охранение, колонну главных сил, подразделений технического обеспечения и тыла; роты — походное охранение и колонну главных сил.
В предвидении вступления в бой от батальона, действующего в передовом отряде, авангарде или в голове колонны главных сил бригады (полка), может высылаться разведывательный дозор. Если разведывательный дозор не высылается, то разведывательный взвод или подразделение, предназначенное для действий в разведывательном дозоре, совершает марш в голове колонны главных сил батальона, как правило, за командно-наблюдательным пунктом.
Колонна главных сил батальона (роты) в зависимости от условий обстановки может иметь различное построение. Танковое подразделение, приданное мотострелковому батальону (роте), следует обычно в голове колонны, а мотострелковое подразделение, приданное танковому батальону (роте), распределяется между танковыми ротами (взводами) и следует в их походных порядках за танками или назначается в походное охранение; штатная и приданная артиллерия в зависимости от условий обстановки может совершать марш в голове колонны главных сил батальона, за командно-наблюдательным пунктом, или следовать за боевыми подразделениями батальона; приданное роте артиллерийское подразделение, как правило, — за боевыми подразделениями. Гранатометный взвод следует обычно за головной ротой главных сил батальона, а противотанковое отделение роты — в голове колонны роты. Противотанковое подразделение батальона следует за головной походной заставой или за головной ротой главных сил батальона. Большая часть зенитных средств зенитного подразделения, совершающего марш в колонне батальона, следует ближе к голове колонны главных сил, а часть из них — с головной походной заставой.
Подразделения технического обеспечения и тыла, как правило, следуют за колонной главных сил батальона. В зависимости от условий обстановки и местности они могут совершать марш по отдельному маршруту движения.
По решению старшего начальника они могут включаться в состав колонны подразделений технического обеспечения и тыла бригады (полка) и присоединяться к батальону на привалах (в районах отдыха). Медицинский взвод
(пункт) батальона обычно следует с подразделениями технического обеспечения и тыла, а в предвидении вступления в бой — за подразделениями, предназначенными для действий в первом эшелоне.
В батальоне организуется замыкание колонны, в состав которого выделяются эвакуационные и ремонтные средства, силы и средства медицинской службы, машины с горючим и военно-техническим имуществом.
Командир батальона (роты), как правило, следует в голове колонны, сверяя маршрут движения по карте, управляет действиями высланного разведывательного дозора, походного охранения и поддерживает установленный порядок марша. При угрозе нападения противника из засады командир подразделения может находиться в глубине колонны.
Заместитель командира батальона обычно следует с подразделениями, предназначенными для действий во втором эшелоне, или с головной походной заставой. Заместитель командира батальона по тылу, как правило, руководит передвижением подразделений технического обеспечения и тыла. Заместитель командира батальона по вооружению, как правило, возглавляет замыкание колонны батальона. Заместители командиров рот по вооружению (техники рот) следуют в составе замыкания колонны или в составе своих подразделений.
Походный порядок войск состоит из колонн, количество которых зависит главным образом от масштаба войскового формирования иколичества маршрутов. Подразделение совершает марш одной колонной. Батальон, назначенный в передовой отряд, авангард илиследующий по отдельному маршруту, выдвигается, имея колонну главных сил и походное охранение. Походный порядок части или соединения может включать передовой отряд, походное охранение, отряд обеспечения движения, колонны главных сил и колонны подразделений технического обеспечения и тыла.
Вопрос № 52
Подготовка наступления батальона (роты) включает: организацию наступления (принятие решения, рекогносцировку, постановку задач подразделениям, планирование наступления, организацию огня, взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления); подготовку, командования, штаба батальона и подразделений к наступлению; развертывание и занятие ими исходного района (положения для наступления); практическую работу и другие мероприятия.
Наступление с выдвижением из глубины, как правило, организуется по карте, при наличии времени проводится рекогносцировка; при организации наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником большая часть работы проводится на местности.
Наступление на обороняющегося противника начинается по сигналу старшего начальника проведением огневой подготовки наступления.
Проделывание проходов в своих минных полях производится до начала наступления. При благоприятных условиях обстановки свои минные поля снимаются полностью. Проходы в инженерных заграждениях противника перед его передним краем проделываются, как правило, ходе огневой подготовки наступления. В том случае, когда атакующие танки и боевые машины пехоты оснащены минными тралами, проходы в минных полях противника проделываются из расчета один-два на атакующую роту для пропуска по ним техники, не имеющей тралов. В остальных случаях проходы проделываются из расчета один на атакующий взвод.
В ходе огневой подготовки наступления огневые средства батальона, не привлекаемые к выполнению огневых задач по плану старшего начальника, уничтожают наблюдаемые огневые средства противника, в первую очередь противотанковые и бронированные, на переднем крае и в ближайшей глубине.
Командир батальона (роты) наблюдает за результатами огня, ставит дополнительные задачи; подразделениям, огневым средствам на уничтожение уцелевших и вновь выявленных целей противника, контролирует своевременность проделывания проходов в инженерных заграждениях, выдвижения приданных (взаимодействующих) танков и докладывает старшему начальнику о готовности к атаке. Танки, предназначенные для оснащения Катковыми минными тралами, выводятся в указанные им места в порядке, установленном командиром бригады (полка).
Подразделения, находящиеся в непосредственном соприкосновении с противником, своим, огнем уничтожают и подавляют огневые средства и живую силу противника в опорных пунктах на первой позиции. В случае проведения противником контрподготовки личный состав, кроме наблюдателей и расчетов дежурных огневых средств, по командам командиров укрывается в траншеях и других укрытиях.
Вопрос № 53
Как правило, организация боя проводится на местности скрытно и в короткие сроки с таким расчетом, чтобы большая часть времени была предоставлена для работы подчиненным командирам.
Организация наступления в любых условиях обстановки должна быть закончена: при наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником — до занятия исходного положения или до перегруппировки.
В ходе огневой подготовки наступления танковые подразделения, переходящие в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником (из выжидательного района, с позиции, по сигналу старшего начальника выдвигаются и развертываются в боевой порядок для перехода в атаку).За танками выдвигаются располагавшиеся совместно с ними на выжидательных позициях боевые машины пехоты (бронетранспортеры) мотострелковых подразделений первого эшелона.
(Тема № 9 стр 8)
Вопрос № 54
Тактические действия - организованные действия подразделений, частей и соединений при выполнении поставленных задач; совокупность различных видов, форм и способов действий.
Видами тактических действий являются:
1) оборона,
2) наступление,
3)встречный бой,
4) расположение на месте,
5)передвижение,
6) марш,
7) выход из боя (окружения),
8)отход,
9)действие в тактическом воздушном десанте,
10) разведке и другие.
Вопрос 55.
Основные тактические понятия: бой, огонь, маневр, удар, охват, отход.
Бой — основная форма тактических действий, представляет собой организованные и согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей и подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.
Огонь — стрельба из различных видов оружия и пуск ракет в обычном снаряжении на поражение целей или для выполнения других задач; основной способ уничтожения противника в общевойсковом бою.
Дополнительно: (Дифференциация огня:
по решаемым тактическим задачам на:
· уничтожжение
· подавление
· изнурение
· разрушение
· задымление (ослепление) и другие
по способам ведения
· прямой
· полупрямой наводкой
· с закрытых огневых позиций и другие
по видам оружия
· из стрелкового оружия
· гранатометов
· огнеметов
· боевых машин пехоты (бронетранспортеров)
· танков
· артиллерии
· противотанковых ракетных комплексов
· зенитных средств и других
по напряженности
· одиночными выстрелами
· короткими или длинными очередями
· непрерывный
· кинжальный
· беглый
· методический
· залповый и другие
по направлению стрельбы
· фронтальный,
· фланговый
· перекрестный
по способам стрельбы
· с места
· с остановки (с короткой остановки)
· с ходу
· с борта
· с рассеиванием по фронту
· с рассеиванием в глубину
· по площади и другой
по видам огня
· по отдельной цели
· сосредоточенный
· заградительный
· многослойный
· многоярусный)
Удар — одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них имеющимися средствами поражения или наступлением войск (удар войсками).
Дополнительно: (Виды ударов:
в зависимости от применяемого оружия
· ядерные
· огневые
по средствам доставки
· ракетные
· авиационные
по количеству участвующих средств и поражаемых объектов
· массированные
· сосредоточенные
· групповые
· одиночные)
Маневр — организованное передвижение войск в ходе выполнения боевой задачи в целях занятия выгодного положения по отношению к противнику и создания необходимой группировки сил и средств, а также переноса или перенацеливания (массирования, распределения) ударов и огня для наиболее эффективного поражения важнейших группировок и объектов противника. Маневр осуществляется подразделениями, силами и средствами, ударами и огнем. Видами маневра подразделениями являются: охват, обход, отход и смена района (позиций).
Охват — маневр, осуществляемый в целях выхода во фланг (фланги) противнику. Обход — более глубокий маневр, совершаемый для выхода в тыл противнику. Охват и обход осуществляются в тактическом и огневом взаимодействии с подразделениями, наступающими с фронта, а иногда и с десантом.