РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 24 c, 12 источников.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВО ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ, ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Объектом исследования являются финансовые ресурсы.
Предметом исследования является государство, формирующее финансовые ресурсы.
Цель работы – охарактеризовать сущность финансовых ресурсов и источники их пополнения.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.
Исследования и разработки: раскрыто понятие финансовых ресурсов. Исследованы источники пополнения централизованных и децентрализованных ресурсов. Описана проблема эффективности использования финансовых ресурсов государства.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
1 Понятие финансовых ресурсов ……………………………………………5
2 Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов …………………………………………………………11
3 Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов …. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Финансовые ресурсы – понятие, которое характерно для любого государства. При это данное понятие характерно как для самого государства в лице государственного бюджета, так и для субъектов хозяйствования в форме фондов накопления и распределения. Данные ресурсы необходимы для вышеперечисленных субъектов по многим причинам. Одна из основных – возможность финансирования различных целевых программ. Государство через систему налогов формирует бюджет, т.е. мобилизует средства в целях их расходования на различные цели. Это и социальные программы, и развитие инфраструктуры, и поддержка экономики. И это далеко не весь перечень.
Когда мы говорим о финансовых ресурсах, мы должны, прежде всего, говорить об их источниках пополнения, так как это исходит из самого определения финансовых ресурсов. Для предприятия вопрос финансовых ресурсов играет не меньшую роль. Так, для нормального функционирования предприятие должно инвестировать в основные и оборотные средства. Это возможно только при наличии определенных ресурсов.
С появлением финансовых ресурсов и при их распределении возникает основная проблема: эффективность использования финансовых ресурсов. И речь идет не о коррупции и хищениях. Даже действуя с благими намерениями, субъект хозяйствования может неэффективно использовать имеющиеся фонды, что приведет к различного рода перекосам. Когда мы говорим о государстве, то также должны обратить внимание на проблему использования имеющихся финансовых ресурсов. Ведь роль государства не только в выплате зарплат, но и в проведении бюджетно-налоговой политики для регулирования экономики на макроуровне.
Цель работы – охарактеризовать сущность финансовых ресурсов и источники их пополнения.
Объект исследования - финансовые ресурсы.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение финансовым ресурсам.
2. Исследовать источники пополнения централизованных и децентрализованных ресурсов.
3. Описать проблему эффективности использования финансовых ресурсов государства.
1 Понятие финансовых ресурсов
Для того чтобы понять, что такое финансовые ресурсы и, что не менее важно, выявить их источники пополнения, необходимо дать определение финансовым ресурсам. Финансовые ресурсы — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Значение финансовых неоценимо. Так государству ресурсы нужны для финансирования различных государственных расходов, таких как социальные расходы, поддержка экономики и многое другое. Чем эффективнее работают субъекты хозяйствования, тем больше ресурсов получает государство. И при эффективном использовании этих ресурсов в стране улучшается инфраструктура, качество жизни и т.д. Предприятия также должны иметь финансовые ресурсы прежде всего для инвестиционной деятельности.
Чистый доход в составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. [6, с. 31]
Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируются:
· расширение оборотных средств;
· техническое перевооружение;
· капитальные вложения;
· мероприятия по охране природы и т.д. [6, с. 32]
Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внутреннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т.п.
Благодаря имеющимся децентрализованным источникам предприятие имеет возможность для расширения производства и более эффективной деятельности на рынке.
Второй но величине источник формирования децентрализовании финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Долговременный характер замещения изношенных основных фондов накладывает отпечаток на амортизационные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осуществляется на принципиально новой технической основе. Назначение амортизационного фонда здесь не ограничивается ролью источника простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно. Наряду с чистым доходом амортизационные отчисления наиважнейшие источники децентрализованных источников. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий. Долговременный характер замещения основных фондов предопределяет разрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Отметим, что в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.
Источниками формирования децентрализованных финансовых ресурсов:
· мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;
· прирост устойчивых пассивов;
· экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ;
· выполняемых хозяйственным способом;
· выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.
В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами, и др.).
Осуществление перечисленных затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок объективен, он не зависит от форм собственности. [6, с. 33]
В условиях рыночных отношений пропорции распределения финансовых ресурсов должны определять сами хозяйствующие субъекты. В дореформенный период в Республике Беларусь порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).
Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень.
В то время как децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.
Источники, за счет которых формируются централизованные фонды финансовых ресурсов, - это также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд занятости и др.).
На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресурсов составляют поступления от населения (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и др.).
Каким же образом распределяются в итоге централизованные финансовые ресурсы? Централизованные финансовые ресурсы посредством перераспределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) сосредоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджетных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются путем перераспределения стоимости необходимой» продукта в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения.
Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства — государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.
Формирование как децентрализованных, так и централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом расщепления и последующего распределения чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования этих групп фондов едины — чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение.
Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего увеличения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики вызывает необходимость централизации финансовых ресурсов и направления их в приоритетные отрасли, нуждающиеся в существенной государственной финансовой поддержке.
Сбалансированными можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе — рост доходов бюджета. В настоящее время налоговая нагрузка на экономику остается достаточно высокой, но в перспективе за 2006—2010 гг. она будет постепенно сокращаться. Баланс интересов может наступить при установлении налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты в размере не более 30 % ВВП.
При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов логично вспомнить об учете ресурсов, аккумулируемых банковскими и страховыми органами. К ним относятся:
1)кредитные ресурсы как государственный денежный резерв, закрепленный за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет;
2)суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству;
3)денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов;
4)денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления.
Безусловно, образование финансовых ресурсов более тесно связано с созданием ВВП и его первичным распределением. Ресурсы банковских учреждений формируются путем перераспределения первичных финансовых ресурсов и некоторых других денежных средств.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансовые ресурсы играют огромную роль в хозяйственной жизни как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Централизованные фонды как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия.
2 Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов
Итак мы уже определили, что основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов является чистый доход, то есть разница между выручкой и затратами. Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов является чистый доход хозяйствующих субъектов, основной формой выражения которого является прибыль. Она выступает важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, и участвует в формировании доходной базы бюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на размеры, будут способствовать укреплению финансов.
На прибыль влияет комплекс факторов, не одинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно помогающих друг другу. Необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий. [7, с. 36]
Как многофакторный показатель прибыль неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является общая прибыль, включающая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционных результатов, а также превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами.
Роль каждого фактора в увеличении прибыли на отдельных предприятиях далеко не одинакова. Более других влияют на размеры прибыли ценовые факторы, рост производства, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы, снижение или рост прибыли от операционных результатов, убытки от внереализационной деятельности, увеличение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.
Различают прибыль промышленных и сельскохозяйственных организаций, предприятий транспорта и связи, подрядных и строительных, торговли и потребительской кооперации, организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.
С развитием банков и страховых коммерческих структур все большую роль играет прибыль банков и страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.
В структуре общественного производства получила развитие предпринимательская деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.
Таким образом, среди всех источников пополнения финансовых ресурсов как на уровне государства, так и на уровне предприятия чистая прибыль имеет главенствующую роль. Именно из чистой прибыли формируются практически все остальные фонды.
Экономическое значение бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы.
Государственный бюджет является главным в системе государственных планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением, Такое положение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частей становится обязательным для всех участников бюджетного процесса.
Основной финансовый план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, - это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.
Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юридические и физические лица, часть доходов которых идет на общегосударственные нужды. [1, с. 112]
По своей сути бюджет - это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны; форму, сущность и материальное содержание.
Таким образом, государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.
Вместе с тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективы развития.
В расходной части бюджета планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенное место я бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. С бюджета направляются средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения.
С ростом государственного долга повышаются и расходы на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления и другие непроизводительные цели.
Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства получили название государственного регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы находят выражение в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводственных процессов. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими методами, и прежде всего, через финансовую и кредитную политику.
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.д. [1, с. 115]
Амортизационный фонд — это денежные средства, предназначенные дня простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Он имеет двойственную экономическую природу, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может выступать как дополнительный источник накопления и расширения других фондов.
Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления должны по возможности отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.
В большинстве развитых стран используется линейный (равномерный) способ начисления амортизации в течение всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран применяется ускоренная амортизация, которая позволяет в первую половину нормативного срока службы списывать свыше 50 % стоимости основных фондов. [6, с. 41]
Амортизационная политика — важная часть финансовой политики государства, которая в современных условиях является средством стимулирования инвестиций и развития технического прогресса. В Республике Беларусь принята новая амортизационная политика, направленная на обновление основных производственных фондов. Применяются прогрессивные методы начисления амортизационных отчислений, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать нормы амортизации.
Еще одним важным источником финансового обеспечения потребностей воспроизводства является ссудный фонд. В отечественной практике учета ресурсы для кредитования традиционно включаются в общий объем финансовых ресурсов. Между тем международная практика опирается в составлении бюджета и планирования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержания нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.
Государство оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения, во-вторых — посредством перераспределения аккумулируемых доходов. Финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичная из данных форм — бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются Конституцией Республики Беларусь (затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование). Источником в этом случае могут быть исключительно бюджетные средства. Ряд потребностей удовлетворяются за счет общегосударственных средств частично, а именно нормировано (потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др.). Есть потребности, которые удовлетворяются за счет специальных фондов, формируемых из средств предприятий, организаций или самих работников и населения.
Бюджетные средства используются в форме ассигнований либо дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие услуги населению бесплатно или в льготном порядке (образование, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).
Для того чтобы смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения. Она выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горюче-смазочные материалы и др.
Большое воздействие на доходы населения оказывают банковские учреждения. Ссуды на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно влияют на доходы населения, увеличивая их, несмотря на то, что кредитные отношения между банками и населением носят возвратный характер.
В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса значительное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов. [6, с. 42]
Сбережения населения — часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов.
Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы:
1) стремление обеспечить себя в будущем;
2) создание дополнительных средств для улучшения жизни детей, родственников и др.;
3)образование резерва для непредвиденных потребностей.
Сбережения населения первой группы обычно имеют форму
вкладов в сбербанки, облигаций государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций государственного займа.
Специфика личных сбережений населения позволяет использовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк.
И наконец, последний вид пополнения финансовых ресурсов – это страховые и резервные фонды. В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно возрастает роль резервных и страховых фондов в обеспечении бесперебойности и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди которых важное место занимает страховой фонд.
Страхование — система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.
Классики экономической теории рассматривали создание фонда для страхования от несчастных случаев и стихийных бедствий как одно из первоочередных направлений распределения валового внутреннего продукта.
Характерные черты страхования:
• целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;
• вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, какой будет его сила и кого из страхователей оно затронет);
• возвратность средств.
Страхование осуществляется в основном в денежной форме. Различаются: имущественное страхование, в качестве объекта рассматривающее всевозможные материальные ценности; личное страхование, при котором основу экономических отношений составляют события в жизни физических лиц; страхование ответственности, предметом которого служат возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба (вреда) третьим лицом.
Страхование может проводиться в добровольном порядке — на основе соглашения сторон и в обязательном порядке — в соответствии с предписаниями законодательства. Особыми формами страхования являются перестрахование и страхование, позволяющие распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями.
Возникновение страховых отношений связывают с различными неблагоприятными явлениями природы, точнее, с желанием противостоять им. Со временем страхование распространилось также на события, обусловленные производственной деятельностью людей, развитием техники.
Мировая практика обогащается новыми формами страхования с обновленным экономическим содержанием. Сегодня страхование выступает как вид предпринимательской деятельности. Страховые компании в целях привлечения страхователей модернизируют традиционные виды страхования. Содержание этих отношений все больше определяется политическими рисками, растущей безработицей, внутренними экономическими кризисами, неустойчивостью международной конъюнктуры, инфляцией и колебаниями валютных курсов. Все это служит основой для развития страхования в самых широких масштабах.
В современных условиях страхуются экспорт и импорт товаров, различные коммерческие риски (неплатежеспособность покупателя, несоблюдение контрактов). Возникло страхование атомных и космических рисков, загрязнения окружающей среды, компьютеров, буровых установок в море, профессиональной ответственности различных специалистов и др.
Следует отметить, что начало страхования в России относится к середине XVIII в., когда в Москве и Петербурге открылись филиалы иностранных страховых обществ. В 1827 г. было учреждено Первое Российское акционерное страховое (от огня) общество. Чаще всего практиковалось страхование движимого и недвижимого имущества от огня, транспортное страхование, страхование от кражи со взломом, страхование жизни, взаимное страхование промышленников и землевладельцев. [6, с. 46]
В СССР страхование осуществлялось на основе государственной монополии и в своем развитии отставало от мировой практики. До 1958 г. фонд государственного страхования оставался полностью централизованным, но затем страховое дело перешло в ведение союзных республик, и каждая из них создала свой фонд, опираясь на три формы:
1) государственные (централизованные) средства;
2) самострахование (создание децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях);
3) страхование (за счет взносов отдельных хозяйств, населения).
В постсоветский период источником централизованного страхового фонда стали общегосударственные ресурсы, накапливаемые в государственном бюджете в форме резервных фондов правительства, а также как суммы превышения доходов над расходами. Эти средства направляются на покрытие ущерба, нанесенного стихийными бедствиями или другими неблагоприятными явлениями.
При методе самострахования в пределах одного хозяйства или предприятия образуются обособленные фонды в натуральном и денежной формах. При наступлении страхового события (стихийное бедствие, несчастный случай и т.д.) они расходуются таким образом, что возмещение ущерба по существу не происходит, вместо этого осуществляется перемещение зарезервированных материальных или денежных средств в пределах одного предприятия.
И случае применения метода страхования фонд образуется за счет денежных взносов страхователей (предприятия, учреждения, отдельные граждане) и расходуется на строго определенные цели: возмещение убытков от стихийных бедствий и выплату страховых сумм. Причем обязательства выполняются только перед страхователями. Данный порядок соответствует действующему законодательству.
Таким образом, основным ист