Скульптура первой половины XIX века




 

Скульптура первой половины столетия тоже развивалась в русле стиля классицизм. Для этого общеевропейского стиля характерно использование античных сюжетов и образов. Вместе с тем, это была эпоха возросшего могущества России, эпоха поиска основ национального духа. Поэтому персонажи из русской истории напоминали античных героев, а сюжеты вызывали ассоциации с римской и греческой древностью.

Самым известным произведением скульптуры этого периода является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Создал его Иван Мартос, выпускник Академии художеств. Мартос начал работать ещё в конце XVIII века. Тогда, после стажировки в Риме, он выполнял в России первые скульптурные надгробия, став основоположником этого жанра. Прежде на могилах русских людей любого сословия устанавливался крест. Мартос же принёс из Европы традицию надгробного скульптурного памятника, со всей сложившейся символикой и образностью: плакальщицами, уснувшими гениями, урнами, венками. Даже драпировки фигур напоминали о тысячелетней европейской культуре и её античных истоках.

В начале XIX в. главной работой Мартоса стал памятник нижегородскому гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Он напоминал о драматических событиях русской истории, которые происходили в конце XVI – начале XVII в. Тогда после смерти царя Иоанна IV (Грозного) и его сыновей в стране не осталось законного правителя. Великокняжеский род Рюриковичей прервался. Царём стал боярин Борис Годунов. И хотя правил он разумно, народ его не любил. Передавались слухи о том, что Борис повелел убить младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия, чтобы самому венчаться на царство.

Вскоре один за другим стали объявляться самозванцы, выдававшие себя за спасшегося Димитрия. Они находили поддержку у населения. Но ещё большую поддержку оказывали самозванцам иностранные правители – короли Польши и Швеции, которые стремились к завоеванию России. Борис Годунов был свергнут, началась Смута. Польская армия захватила Смоленск, в северных русских землях хозяйничали шведы. На Русь пришли бедствия и разорения. Бояре в малодушном страхе пригласили на трон польского королевича Владислава. Но иноземцы думали только о наживе, до страны им не было дела. Глава русской церкви патриарх Гермоген стал рассылать письма с призывами к освобождению. За это он был заключён поляками в темницу, где скончался от голода и жажды.

Между поляками и москвичами постоянно возникали ссоры, одна из них переросла в сражение. Во главе москвичей стал князь Дмитрий Пожарский. Он был воеводой, военноначальником. Силами своих слуг и окрестных жителей он выстроил на Лубянке острожек (небольшую крепость) и два дня сдерживал натиск поляков. Однако силы были неравны, защитники острожка погибли, а князь был тяжело ранен.

Второй спаситель отечества, Кузьма Минин, жил в Нижнем Новгороде и был купцом. Минин не был богат или знаменит, но славился честностью. Увидев во сне себя главой огромного войска, которое освобождает Россию, Минин решился стать создателем народного ополчения. Он пожертвовал на ополчение все свои деньги и других призывал поступить так же. Но войском необходимо было командовать. Тогда Минин просил князя Пожарского возглавить ополчение. И хотя князь был ещё слаб, он выиграл несколько сражений с поляками и организовал осаду Москвы; оставшиеся без продовольствия оккупанты вынуждены были сдаться.

Замысел памятника Минину и Пожарскому возник в начале XIX в., но установлен он был уже после победы в Отечественной войне 1812 г. Победа над французской армией, тоже хозяйничавшей в Москве и тоже отступившей, придала памятнику вневременное, всеобщее звучание. Обе войны, разделённые двумя столетиями, были освободительными, обе содействовали подъёму самосознания русских людей, объединению разных сословий. Памятник Мартоса не только увековечил память конкретных исторических личностей, но стал образом непобедимого национального духа.

Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде. Но, учитывая важность события, была избрана Москва. В 1818 г. памятник был установлен в том месте, которое указал автор, – в Москве, у здания Торговых рядов. Скульптор задумывал его обращенным к Кремлю и Красной площади, не рассчитывая на круговой обзор. Минин стоит, правой рукой указывая на Кремль, а левой вручая меч Пожарскому. Лицо Минина сурово и сосредоточенно; лицо князя озабоченно и напряжённо: он ранен и не уверен в своих силах. Но правая его рука уже сжимает меч, а левая опирается на щит. В конце XIXв. памятник был перенесён к Покровскому собору, развёрнут и потому отчасти утратил тот смысл, который вкладывал в композицию Мартос.

Гранитный постамент памятника украшен двумя рельефами. Один из них посвящён сбору народных пожертвований по призыву Минина, другой изображает победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского. Хотя памятник давно уже стал символом Москвы, России, национального русского характера, обратим внимание, как русское сочетается в нём с античным, какую роль в создании образа играет стиль классицизм. Всмотревшись в облик персонажей, увидим, что по-русски, в рубаху и порты, одет только Кузьма Минин. Костюм и облик князя античные. На нём древнегреческий хитон, скреплённый на одном плече, и плащ гиматий. Важна роль обнажённого тела: левое плечо трактовано рельефно, напоминая об идеальных древних статуях; голова и причёска также близки античным. Пропорции фигур основаны на древнегреческом каноне. Великолепна постановка босых ног персонажей; щит, хотя и украшен традиционным для русской княжеской власти образом Спаса Нерукотворного, по форме и декору напоминает античный. Классические черты способствуют тому, что образ приобретает вневременное звучание, оставаясь при этом напоминанием о вполне определённых событиях и героях. Ориентация на вечность, а не сиюминутность – одна из главных черт искусства классицизма.

В Петербурге самым значимым монументом этого времени стал памятник полководцу Александру Суворову работы скульптора Михаила Козловского. На рубеже XVIII и XIX вв. к западу от Летнего сада сформировалась новая площадь. На ней проводились парады и военные смотры, поэтому за ней закрепилось название Марсова поля (Марс в античной мифологии – бог войны). Военному назначению Марсова поля вполне соответствовали и появившиеся здесь два монумента. Сначала на берегу Мойки был установлен обелиск, посвящённый «Румянцева победам». Спустя два года его передвинули ближе к Неве, а на его месте открыли памятник другому выдающемуся русскому полководцу А.В. Суворову.

Суворов тогда был героем почти современным, облик и черты его были всем известны, но скульптор не стремился к строгому портретному сходству. Вместо этого на цилиндрическом постаменте посреди Марсова поля установлена символическая фигура. В ней есть нечто и от самого бога войны Марса, и от античного воина, и от средневекового рыцаря. На герое доспехи, больше всего напоминающие рыцарские латы, и шлем с забралом. Только лицо наделено отдельными чертами портретного сходства с Суворовым и общим выражением решимости, ума и юмора знаменитого полководца. Вооружение героя тоже условно, собирательно: шпага – вполне современное для века Екатерины оружие, а круглый щит – напоминание об античности. На алтаре рядом с героем – корона, скипетр и держава – символы российской монархии, которую он защищает. Среди монументальных произведений М. Козловского – также скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву», выполненная в память о Полтавской битве для центрального каскада в Петергофе.

Важным качеством русской скульптуры этого времени является её тесное слияние с архитектурой в решении градостроительных задач. Были мастера, которые постоянно работали в содружестве с архитекторами. Это Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. Для Казанского собора (архитектор А. Воронихин) они выполнили статуи русских князей. В сотрудничестве с К. Росси они создали скульптурное убранство арки Главного штаба, зданий Сената и Синода. Талантливым мастером монументально-декоративной скульптуры был Иван Теребенев, участвовавший в оформлении здания Адмиралтейства.

Скульптор Борис Орловский выполнил фигуру ангела, венчающего Александровскую колонну на Дворцовой площади (архитектор О. Монферран). Решения задач синтеза скульптуры и архитектуры требовала от Орловского и его главная работа – памятники М. Кутузову и М. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге. В образах этих полководцев скульптор представил начало и завершение Отечественной войны 1812 г. Это отметил ещё Пушкин, видевший модели статуй в мастерской: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».

Статуя передаёт стойкость и упорство Барклая де Толли. Фигура собранна и внутренне напряжена. Чуть заметный наклон головы и открытая грудь, словно встречающая удар, характеризуют первый этап войны. Олицетворяя второй этап Отечественной войны, когда русские войска преследовали и уничтожали армии Наполеона, фигура Кутузова полна экспрессии и энергии. Жест руки фельдмаршала указывает, зовёт вперёд. Памятники прекрасно соединились с архитектурой уже завершённого к тому времени Казанского собора. Они отметили новый этап в развитии русской скульптуры. Реалистическая конкретность образов, внимание к внутреннему миру человека не были свойственны произведениям классицизма.

Фасады Исаакиевского собора также украшены круглой скульптуры и барельефами. Большинство из них выполнены в традиционной бронзовой отливке, но некоторые – методом гальванопластики, который в то время был интересной технической новинкой. Он позволял значительно уменьшить вес изваяний, а стало быть, облегчить их подъём и установку. В создании моделей для скульптурных композиций приняли участие скульпторы И. Витали, Н. Пименов, П. Клодт, А. Логановский. Из них наиболее важная роль досталась Ивану Витали, исполнившему для Исаакиевского наиболее значимые образы.

Пётр Клодт был ещё и скульптором- анималистом. Он выполнил четыре скульптурные группы на тему «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту в Петербурге. Скульптор последовательно изобразил различные стадии укрощения необъезженного коня. Общая тема произведений – борьба воли и разума человека со стихийными силами природы. Поверженный наземь при первой попытке обуздать животное, человек в конечном счёте всё же оказывается победителем. В последней по замыслу группе он уверенно выступает рядом с подчинившимся ему конём. Позже Клодт выполнил конный памятник императору Николаю I, установленный перед Исаакиевским собором.

 

Вопросы и задания

1. Расскажи о памятнике Минину и Пожарскому. О каких событиях он напоминает? Какую роль играет в этой скульптуре античный идеал?

2. Напиши, что такое рельеф, барельеф, горельеф.

3. Почему, работая над памятником А. Суворову, скульптор М. Козловский не стремился создать его портрет?

4. Что такое скульптор- анималист? Какова тема скульптур М. Клодта на Аничковом мосту в Петербурге? Найди в книгах или сети Интернет имена и работы других русских скульпторов-анималистов XIX в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: