Охарактеризуйте бюджетное устройство Республики Беларусь. Назовите и раскройте принципы бюджетной системы Республики Беларусь.




Бюджетное устройство – это способ организации бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая правовыми нормами, совокупность бюджетов и порядок взаимодействия между ними. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
Бюджетная система: республиканский и местный бюджеты – 2 уровня.

Принцип матрешки: бюджет нижестоящей АТЕ включается в вышестоящий бюджет.
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей территориально – административной единицы.Консолидированный бюджет района (бюджет района) составляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет.
Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.
Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов;особый финансовый план расходов и доходов, устанавливаемый на основании указа Президента о чрезвычайном положении, обеспечивающий финансирование государства в особых условиях..

По времени чрезвычайный бюджет может не совпадать с финансовым годом. Чрезвычайное положение – 3 месяца и продлен еще на 3 месяца.

Порядок перехода от чрезвычайного к обычному бюджету и наоборот – проблема.

Республиканские внебюджетные фонды, региональные внебюджетные фонда на базовом и областном уровнях.

 

Принципы бюджетной системы:

Единства бюджетной системы -финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства по единому налоговому законодательству. Политической основой является единство политики на всех уровнях власти в республике. Единая правовая база, единая денежная система, единство бюджетной классификации, расходные и доходные статьи, единство бухгалтерской бюджетной отчетности, единство бюджетного процесса (планируемость – сверху вниз, отчетность – снизу вверх).

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объемов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.
Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовой (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенный к государственным секторам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Процедура процессуально открыта, показатели открыты, закон «О бюджете» публикуется, публикуется отчет о его исполнении.
Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.
Самостоятельность («относительной самостоятельности бюджета»)бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их использование возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов, наличие собственных расходных направлений,и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Сбалансированность – сумма расходов = сумма доходов + средства, полученные из источников финансирования (займы)

Эффективности использования бюджетных средств – максимальная отдача при минимальном использовании бюджетных средств (государственные закупки)

Общего совокупного покрытия расходов – все расходы бюджета обеспечиваются общей суммой доходов + поступления из источников финансирования

Исключение: расходы целевых бюджетных фондов, целевые средства, полученные из других уровней, государственные займы, добровольные взносы (договор пожертвования ничтожен, если не указана цель), средства фонда привентивных мероприятий, средства в соответствии с международными договорами, средства за пределами РБ. Перечень не исчерпывающий, может быть дополнен актами президента.

Достоверности бюджета – на основе обоснованных макроэкономических показателей (основные направления денежно-кредитной политики)

Полноты – все доходы и расходы, закрепленные за уровнем бюджетной системы должны быть отражены в бюджете



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: