Назовите и охарактеризуйте виды финансовых проверок в Республике Беларусь.




Основным методом финансового контроля является проверка под которой в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ) понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Проверки классифицируются по самым различным основаниям как в законодательстве, так и в литературе.

В зависимости от периодичности проведения и включения в координационный план проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в координационной план контрольной (надзорной) деятельности. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь в соответствии с п. 15 Положения о порядке организации и проведении проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение) формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными ПравительствуРеспублики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Высшим Хозяйственным Судом, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями сводных планов проверок, включающих проверки (в том числе планируемые к проведению врамках ведомственного контроля), проводимые соответствующими государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами).

Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Плановые проверки проводятся:

- в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска (сфера контроля (надзора)) для назначения плановых проверок, определенными Указом;

- на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

В соответствии с п. 7 Указа контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к:

- к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года;

- к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года;

- к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими (контролирующими) органами только в форме совместной проверки, под которой в соответствии с п. 2 Положения понимается проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами.

Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Внеплановые проверки (проверки в отношении проверяемых субъектов без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности) назначаются:

- по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

- Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

- Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;

- руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

При этом поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, а сама внеплановая проверка - назначена вышеуказанными лицами по основаниям, предусмотренным подп. 9.1 п. 9 Указа.

Также внеплановые проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по основаниям, предусмотренным подп. 9.2 п. 9 Указа.

В контексте проведения внеплановых проверок законодатель выделяет внеплановые тематические оперативные проверки, которые проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами по вопросам соблюдения законодательства в различных сферах, определенных п. 84 Положения.

Для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, проводятся встречные проверки.При этом в соответствии с п. 25 Положения встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования – иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, – 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

В соответствии с п. 5 Указа в определенных случаях (например, для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица)) может быть проведена дополнительная проверка.

П. 2 Положения выделяет контрольную проверку, под которой понимается проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством (ст. 71 Налогового кодекса).

Проведение выездных проверок регламентируется ст. 72 Налогового кодекса. Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.

Дополнительная проверка назначается:

- в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;

- для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту или справке проверки либо в жалобе на решение налогового органа, требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок.

Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.

Дальнейшая легальная классификация проверок находит свое отражение в налоговом законодательстве.

По месту проведения контрольных действий проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа (ст. 70 Налогового кодекса).

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговыхдекларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке (ст. 71 Налогового кодекса).

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными и тематическими.

При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо) (п. 3 ст. 71 Налогового кодекса).

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов (п. 5 ст. 71 Налогового кодекса).

 

16. Дайте понятия ведомственного и вневедомственного финансового контроля в Республике Беларусь.

Финансовый контроль в широком смысле – один из элементов управленческой деятельности государства, который базируется на присущей финансам контрольной функции и заключается в выявлении содержания всех финансовых процессов в обществе.

Финансовый контроль в узком смысле – деятельность специально уполномоченных субъектов по обеспечению законности и целесообразности финансовых операций.

Государственный ФК:

1) Общий - часть управленческой деятельности, реализуемой государственными органами общей компетенции в процессе осуществления ими финансовой деятельности

2) Специальный – государственный контроль, осуществляемый органами специальной компетенции с применением специальных форм и методов деятельности (МНС)

· вневедомственный – деятельность специально уполномоченных государственных органов по проверке законности и эффективности деятельности субъектов общественных отношений, организационно не подчиненных донному органу

· ведомственный - финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, отнесенными к органам, осуществляющим ведомственный финансовый контроль, перечнем контролирующих органов, утверждаемым Указом Президента за соответствием требований законодательства в деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав систему организаций, в т.ч. и обособленными подразделениями, имеющими УНП (учетный номер плательщика), а также нотариальными конторами

Непосредственными субъектами ведомственного контроля являются специально создаваемые структурные подразделения как с правом ЮЛ, так и без права ЮЛ – ведомственные контрольные службы (УП «служба ведомственного контроля» при министерстве архитектуре и градостроительства).

Внеплановые ведомственные проверки проводятся по поручение органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам и по поручению руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве материалам.

 

 

17. Охарактеризуйте понятие бюджета как экономической и юридической категории.

В материальном смысле, бюджет – это централизованный в масштабах государства (субъект федерации, АТЕ) денежный фонд общего назначения, использование и распоряжение которым осуществляется от лица публично-правового образования, уполномоченными государственными органами.

В экономическом аспекте, бюджет– система денежных отношений, которые складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций государства.

В политическом аспекте, бюджет - план управления государством, предложенный исполнительной властью и одобренный законодателем.

С формальной юридической точки зрения, бюджет – это нормативный правовой акт, имеющий силу закона, принимаемый в особом порядке и действующий в течение года (бюджет на год + планирование на 2 года).

В материальном юридическом аспекте, бюджет – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу аккумуляции, распределения и использования централизованных денежных фондов в государстве и АТЕ (субъектах федерации).

Бюджет – план формирования и использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций и задач государства.

Характеристика бюджета:

· Публичность – данный акт принимается в ходе специальной публичной процедуры уполномоченными органами

· Универсальность – бюджет должен охватывать все сферы деятельности государства

· Специализация - все финансовый ресурсы должны иметь четкое целевое назначение

· Основной финансовый план государства – все остальные планы государства базируются на нем и не могут ему противоречить

 

18. Дайте понятие и бюджетного права и охарактеризуйте его предмет и источники.

Бюджетное право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с бюджетным устройством, порядок разграничения расходов и доходов по уровням бюджетной системы, а также разработкой, рассмотрением, утверждением бюджета и отчета об их исполнении.

3 похода к предмету бюджетного права:

1. Бюджетный процесс, бюджетный контроль, ответственность

2. Система, состоящая из двух групп отношений: атрибутивные (разработка, утверждение и исполнение бюджета) и смежные (налоговые, заемные и иные обслуживания бюджета)

3. Бюджетный процесс, устройство и общие положения о разграничении доходов и расходов по уровням бюджетной системы

Бюджетные отношения – отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при разработке, составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканских, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении, утверждении отчетов об их исполнении, определение прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, межбюджетные отношения, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджета и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенности предмета:

* правами в материальных отношениях обладают только публично-правовые образования,

* отношения имеют ограниченный во времени характер (действуют в период бюджетного года или цикла),

* имеют цикличный характер – возникают в тот же период между теми же субъектами

Главный источник – Конституция (ст.91, 121,127). – праворегулирующие нормы.

Статья 91. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Статья 121. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

- назначение местных референдумов.

Статья 127. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

Международные договоры – если международным договором предусмотрено иное, то действует международный договор.

Указы Президента – БК: если иное не установлено указами Президента.

Кодифицированный акт – бюджетный кодекс с 01.01.2009 (часть статей приостановлена).

Закон «О бюджете»

Все остальные законы со вступлением БК утратили силу.

Постановления Совета Министров – организация исполнения бюджета.

Совместные акты СМ и НБ.

Постановления Министерства финансов – решает оперативные вопросы.

Если иным министерством есть регулирование – только совместный акт с Министерством финансов.

Решения местных советов и исполнительных органов по местным бюджетам.

Включать иные источники запрещено.

Круг субъектов совпадает с кругом субъектов финансового права (ст.78 БК).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: