Юридическая ответственность означает применение наказаний (взысканий) компетентными органами и должностными лицами в установленном законодательством Республики Беларусь порядке за нарушение налогового законодательства.
Виды юридической ответственности: финансовая, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.
Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим и физическим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов.
финансово-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков:
- ее основанием является финансовое правонарушение; устанавливается в финансово-правовых нормах;
— влечет для правонарушителя наступление отрицательных последствий, как правило, имущественного (денежного) характера.
Дисциплинарная ответственность наступает при совершении дисциплинарного проступка, под которым понимается виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей или неосуществление либо превышение правомочий, обеспечивающих процесс труда, работником, состоящим в трудо-'вых правоотношениях с конкретным нанимателем, за совершение которого трудовым правом предусмотрено применение дисциплинарных взысканий.
Гражданско-правовая ответственность ~ основанное на гражданско-правовом законодательстве имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей.
|
Административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения, под которым понимается противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Административные правонарушения против порядка налогообложения КоАП 2003 г.: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом органе, нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке; нарушение срока представления налоговой декларации (расчета), нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) и т.д.
Уголовная ответственность наступает при совершении преступления, под которым понимается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголов' ным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Согласно УК преступления против порядка налогообложения: незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; незаконная предпринимательская деятельность; легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем; ложное банкротство; сокрытие банкротства; преднамеренное банкротство; уклонение от уплаты налогов.
|
11. Дайте понятие финансового контроля, назовите его цели и задачи
Финансовый контроль в широком смысле – один из элементов управленческой деятельности государства, который базируется на присущей финансам контрольной функции и заключается в выявлении содержания всех финансовых процессов в обществе.
Финансовый контроль в узком смысле – деятельность специально уполномоченных субъектов по обеспечению законности и целесообразности финансовых операций.
Общим объектом финансового контроля являются денежно-распорядительные процессы при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных фондов при выполнении государством его публичных функций.
Непосредственный объект – доходы, отчисления, формирование уставных фондов и т.д.
Цель финансового контроля – обеспечение законности и эффективности в мобилизации распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов в публичной сфере.
Задачи финансового контроля:
· Обеспечение баланса между потребностями в денежных ресурсах и их наличием
· Обеспечение своевременности и полноты реализации финансовых обязательств перед государством
· Выявление внутренних резервов роста финансовых ресурсов
· Обеспечение целевого использования бюджетных и внебюджетных средств и т.д.
Финансовый контроль имеет важное значение, так как он является важнейшим звеном государственного контроля за количеством и качеством труда, за мерой труда и
|
мерой потребления, необходимость которого обусловлена действием экономических законов, последовательным осуществлением важнейшего принципа хозяйствования — режима экономии.
12. Назовите органы финансового контроля в Республике Беларусь и охарактеризуйте их основные полномочия.
Система органов, осуществляющих финансовый контроль: Комитет государственного контроля; Министерство финансов и его органы; Министерство по налогам и юрам; Национальный банк; Министерство экономики; министерство труда и социальной защиты; таможенные органы; Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля; Министерство внутренних дел и др. Ведомственный контроль: контрольно-реви-юнные службы министерств и ведомств. Внутрихозяйст-нный контроль: бухгалтеры, финансисты, экономисты. Риторский контроль — главное управление аудита Министерства финансов.
В целях координации деятельности контролирующих органов Указом Президента Республики Беларусь образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Основными задачами Совета являются:
— обеспечение выполнения решений Президента Республикиблики Беларусь;
— координация деятельности контролирующих органов, прогнозирование и планирование контрольных проверок;
— организация и проведение совместных проверок (ревизий) коммерческих (некоммерческих) организаций по соблюдению сгов законодательства в сфере экономики»
— координация деятельности по учету и анализу информации в подконтрольных сферах, создание единого данных;
— повышение эффективности реализации решений, принятых по результатам контрольной деятельности;
— анализ итогов контрольной деятельности, разработкаа предложений по совершенствованию актов законодательства в сфере экономических отношений;
>
- организация обмена опытом контрольной работы;
- координация подготовки и повышения квалификации сотрудников контролирующих органов;.ж
- помощь в информационном обеспечении контролирующих органов.
В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета, государственного контроля Республики Беларусь и др.