Самостоятельная работа – это внеаудиторная, планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая по заданию и под методическим руководством преподавателя.
На самостоятельную работу студентов по дисциплине «Основы организации научно-исследовательской работы» отводится не менее 67% учебного времени от общей трудоемкости дисциплины.
Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:
- изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
- решение профессиональных задач;
- подбор научно-популярной литературы;
- построение плана самообразования.
Организация самостоятельной работы предполагает разработку преподавателем учебно-методического обеспечения учебной дисциплины: определение перечня тем, форм и методов взаимодействия со студентами, графика консультирования студентов и т.д. Результаты самостоятельной работы студентов находят отражение в систематическом контроле, который осуществляется на практических занятиях в процессе решения профессиональных задач и проигрывания различных профессиональных ролей (учителя-дефектолога, воспитателя).
Самостоятельная работа студента состоит из 2 частей:
- инвариантной части единой для всех студентов: 40 часов
- вариативной части, которая включает выполнение студентами заданий из числа предложенных 10 часов. Студент имеет возможность выбрать те виды самостоятельной работы, которые он предпочитает выполнить в процессе освоения дисциплины.
Содержание инвариантной составляющей самостоятельной работы студентов по темам
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. | Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза. | 1.Аннотированный каталог по теме. 2. Терминологический словарь по проблеме | 2 ч 2 ч |
2. | Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования. | 1. Перечень информации о международных мониторинговых исследованиях в Интернете. 2. Подготовка презентации результатов поиска. 2. Сравнительный анализ журнальных статей по проблематике темы. 3. Тематическая подборка магистерских/кандидатских диссертаций по актуальным методологическим проблемам специального образования. 4. Разработка программы сомообразования для изучения раздела. | 2 ч 2 ч 4 ч 4 ч 2 ч |
3. | Тема 3. Логика научного исследования. | 1. Составление словаря научных клише 2. Разработка исследовательского аппарата по выбранной проблеме | 4 ч 8 ч |
4. | Тема 4. Методы научного исследования. | 1. Создание банка методов, диагностических методик по теме магистерской диссертации. 2. Разработка методики микроисследования на предложенную тему. | 4 ч 6 ч |
Итого: | 40 ч |
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы
|
№ п/п | Содержание работы | Количество часов |
1. | Составление аннотации выбранной книги | 4 ч |
2. | Составление каталога Интернет-ресурсов по теме | 4 ч |
3. | Составление плана занятия по заданной теме | 2 ч |
4. | Разработка программы исследования по выбранной проблеме | 6 ч |
5. | Экспертное заключение на программу эксперимента | 4 ч |
6. | Публичное представление исследовательского аппарата магистерской диссетации | 2 ч |
7. | Разработка плана и вопросов научной дискуссии по теме. | 2 ч |
8. | Подготовка сообщения для выступления на конференции СНО | 4 ч |
10 ч |
|
Темы рефератов
1. Развитие методологии науки (Античность, Средние века, Новое время; позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
2. Проблемы методологии в отечественной психологии и педагогике.
3. Методологические основы личностно-ориентированной (субъектной) парадигмы в специальной педагогике.
4. Применение информационных технологий в психолого-педагогическом исследовании.
5. Основные типы кросс-культурных исследований.
6. Организация опытно-экспериментальной работы в ОУ различных типов и видов.
7. Проблематика современных психолого-педагогических исследований в ОУ.
8. Требования к организации и проведению ОЭР в ОУ.
9. Особенности квазиэкспериментального исследования.
10. Формирующий эксперимент в специальной педагогике и психологии.
11. Общая характеристика метода экспертных оценок.
12. Методы исследования личности в разные возрастные периоды.
13. Общая характеристика методов социально-педагогического исследования.
14. Проективные методы в исследовании личности.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература:
1. Берков В. Ф. Общая методология науки / В. Ф. Берков. – Мн., 2001.
2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. 2008
3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Стерлитамак, 2002
|
4. Гарская, Н. П. Основы научных исследований: конспект лекций / Н. П. Гарская. – Витебск: 2004.
5. Демченко, И. И. Основы научных исследований: учеб. пособие / И. И. Демченко. – Красноярск: 2003.
6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: 2001.
7. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики.- Екатеринбург, 2001
8. Краевский В. В. Методология научного исследования. СПб., 2001.
9. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. 2004
10. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). - М.: 2001.
11. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская – Мн.: 2002.
12. Яшина, Л. А. Основы научных исследований Сыктывкар: 2004. – 84 с.
б) дополнительная литература:
1. Акимова М.К. Опросники: методологические вопросы разработки и применения // Психологическая диагностика. – 2003. - №2. – С. 3-15.
2. Анастази А. Психологическое тестирование СПб. 2001.
3. Бабанин Л.Н. Интернет в психологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.14. Психология. - 2003. - №3.
4. Бурлакова Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка М., 2001.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
6. Войскунский, А.Е. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестник Московского ун-та, Сер. 14, Психология, 2001, №2.
7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология СПб. 2000.
8. Журавлев, А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. – 2002.- №6.
9. Жичкина, А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. – 2000. - Том 21, №2. - С. 75-78.
10. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология М. 2003.
11. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: М. Воронеж:, 2005.
12. Миллер, С. Психология развития: методы исследования СПб. 2002.
13. Никандров, В.В. Вербально - коммуникативные методы в психологии (Беседа и опрос) СПб. 2002.
14. Никандров, В.В. Экспериментальная психология СПб. 2003.
15. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности СПб. 2001.
16. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Оренбург, 2001.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(КУРСА) «Основы организации научно-исследовательской работы»
Изучение дисциплины (курса) обеспечивается учебно-методической документацией и материалами (программа, материалы для студента, материалы для студента).
Для преподавания дисциплины используются учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, обеспечивается доступ студентов к сети Интернет.
Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:
https://www.mpgu.edu.ru
https://www.informika.ru
WWW.IKPRAO.RU
https://www.mon.gov.ru
https://ru.wikipedia.org
https://www.edu.ru
https://www.rsl.ru
https://www.gnpbu.ru
https://www. Gramota.ru
https://www. Philology.ru
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050700.68 Специальное (дефектологическое) образование».
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «050700 - Специальное (дефектологическое) образование».