Организация самостоятельной работы




Самостоятельная работа – это внеаудиторная, планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая по заданию и под методическим руководством преподавателя.

На самостоятельную работу студентов по дисциплине «Основы организации научно-исследовательской работы» отводится не менее 67% учебного времени от общей трудоемкости дисциплины.

Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:

- изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;

- решение профессиональных задач;

- подбор научно-популярной литературы;

- построение плана самообразования.

Организация самостоятельной работы предполагает разработку преподавателем учебно-методического обеспечения учебной дисциплины: определение перечня тем, форм и методов взаимодействия со студентами, графика консультирования студентов и т.д. Результаты самостоятельной работы студентов находят отражение в систематическом контроле, который осуществляется на практических занятиях в процессе решения профессиональных задач и проигрывания различных профессиональных ролей (учителя-дефектолога, воспитателя).

Самостоятельная работа студента состоит из 2 частей:

- инвариантной части единой для всех студентов: 40 часов

- вариативной части, которая включает выполнение студентами заданий из числа предложенных 10 часов. Студент имеет возможность выбрать те виды самостоятельной работы, которые он предпочитает выполнить в процессе освоения дисциплины.

 

Содержание инвариантной составляющей самостоятельной работы студентов по темам

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза. 1.Аннотированный каталог по теме. 2. Терминологический словарь по проблеме 2 ч 2 ч  
2. Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования. 1. Перечень информации о международных мониторинговых исследованиях в Интернете. 2. Подготовка презентации результатов поиска. 2. Сравнительный анализ журнальных статей по проблематике темы. 3. Тематическая подборка магистерских/кандидатских диссертаций по актуальным методологическим проблемам специального образования. 4. Разработка программы сомообразования для изучения раздела. 2 ч     2 ч 4 ч     4 ч     2 ч
3. Тема 3. Логика научного исследования. 1. Составление словаря научных клише 2. Разработка исследовательского аппарата по выбранной проблеме 4 ч     8 ч  
4. Тема 4. Методы научного исследования. 1. Создание банка методов, диагностических методик по теме магистерской диссертации. 2. Разработка методики микроисследования на предложенную тему. 4 ч     6 ч    
Итого: 40 ч

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

№ п/п Содержание работы Количество часов
1. Составление аннотации выбранной книги 4 ч
2. Составление каталога Интернет-ресурсов по теме 4 ч
3. Составление плана занятия по заданной теме 2 ч
4. Разработка программы исследования по выбранной проблеме 6 ч
5. Экспертное заключение на программу эксперимента 4 ч
6. Публичное представление исследовательского аппарата магистерской диссетации 2 ч
7. Разработка плана и вопросов научной дискуссии по теме. 2 ч
8. Подготовка сообщения для выступления на конференции СНО 4 ч
    10 ч

 

 

Темы рефератов

 

1. Развитие методологии науки (Античность, Средние века, Новое время; позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

2. Проблемы методологии в отечественной психологии и педагогике.

3. Методологические основы личностно-ориентированной (субъектной) парадигмы в специальной педагогике.

4. Применение информационных технологий в психолого-педагогическом исследовании.

5. Основные типы кросс-культурных исследований.

6. Организация опытно-экспериментальной работы в ОУ различных типов и видов.

7. Проблематика современных психолого-педагогических исследований в ОУ.

8. Требования к организации и проведению ОЭР в ОУ.

9. Особенности квазиэкспериментального исследования.

10. Формирующий эксперимент в специальной педагогике и психологии.

11. Общая характеристика метода экспертных оценок.

12. Методы исследования личности в разные возрастные периоды.

13. Общая характеристика методов социально-педагогического исследования.

14. Проективные методы в исследовании личности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

а) основная литература:

1. Берков В. Ф. Общая методология науки / В. Ф. Берков. – Мн., 2001.

2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. 2008

3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Стерлитамак, 2002

4. Гарская, Н. П. Основы научных исследований: конспект лекций / Н. П. Гарская. – Витебск: 2004.

5. Демченко, И. И. Основы научных исследований: учеб. пособие / И. И. Демченко. – Красноярск: 2003.

6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: 2001.

7. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики.- Екатеринбург, 2001

8. Краевский В. В. Методология научного исследования. СПб., 2001.

9. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. 2004

10. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). - М.: 2001.

11. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская – Мн.: 2002.

12. Яшина, Л. А. Основы научных исследований Сыктывкар: 2004. – 84 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Акимова М.К. Опросники: методологические вопросы разработки и применения // Психологическая диагностика. – 2003. - №2. – С. 3-15.

2. Анастази А. Психологическое тестирование СПб. 2001.

3. Бабанин Л.Н. Интернет в психологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.14. Психология. - 2003. - №3.

4. Бурлакова Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка М., 2001.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.

6. Войскунский, А.Е. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестник Московского ун-та, Сер. 14, Психология, 2001, №2.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология СПб. 2000.

8. Журавлев, А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. – 2002.- №6.

9. Жичкина, А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. – 2000. - Том 21, №2. - С. 75-78.

10. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология М. 2003.

11. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: М. Воронеж:, 2005.

12. Миллер, С. Психология развития: методы исследования СПб. 2002.

13. Никандров, В.В. Вербально - коммуникативные методы в психологии (Беседа и опрос) СПб. 2002.

14. Никандров, В.В. Экспериментальная психология СПб. 2003.

15. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности СПб. 2001.

16. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Оренбург, 2001.

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(КУРСА) «Основы организации научно-исследовательской работы»

Изучение дисциплины (курса) обеспечивается учебно-методической документацией и материалами (программа, материалы для студента, материалы для студента).

Для преподавания дисциплины используются учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, обеспечивается доступ студентов к сети Интернет.

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:

https://www.mpgu.edu.ru

https://www.informika.ru

WWW.IKPRAO.RU

https://www.mon.gov.ru

https://ru.wikipedia.org

https://www.edu.ru

https://www.rsl.ru

https://www.gnpbu.ru

https://www. Gramota.ru

https://www. Philology.ru

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050700.68 Специальное (дефектологическое) образование».

 

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «050700 - Специальное (дефектологическое) образование».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: