Специальное (дефектологическое) образование»
Магистерские программы:
«О бразование лиц с проблемами интеллектуального развития»,
«О бразование лиц с нарушением зрения»,
«Образование детей с нарушением слуха»,
«Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»,
«Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»,
«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
С нарушениями в развитии»,
«Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными
Возможностями здоровья».
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Форма обучения – очная
Утверждено на заседании кафедры олигофренопедагогики Протокол № ____ от ______ 2011 г. Зав. кафедрой _________________ Матасов Ю.Т. | Утверждено на заседании ученого совета факультета коррекционной педагогики Протокол № ___ от _______2011 г. Председатель Совета __________________ Кантор В.З. |
Санкт-Петербург – 2011
1. Паспорт дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы»
Семестр: 1
Трудоемкость: 2 зачетные единицы; 72 часа
Аудиторных часов: 22 часа, в т.ч. 6 часов лекционных занятий, 16 часов практических занятий. Самостоятельная работа: 50 часов.
Форма аттестации: зачет
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы» является содействие формированию общепрофессиональной и профессиональной компетентности магистра в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о концептуальных основах организации научно-исследовательской работы.
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с направленностью магистерской программы «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития» и видами профессиональной деятельности:
· в области научно-исследовательской деятельности:
- способствовать формированию навыков изучения и систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;
- ознакомить со стратегией, структурой и процедурой осуществления опытно-экспериментальной работы;
- сформировать навыки анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их в профессиональной деятельности;
- ознакомить с методами и приемами осуществления мониторинга эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования;
· в области преподавательской деятельности:
- ознакомить с актуальными научно обоснованными педагогическими технологиями;
- способствовать формированию навыков мониторинга и прогнозирования учебных достижений учащихся с использованием современных средств оценивания результатов обучения;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы организации научно-исследовательской работы» включена в базовую часть «М.1. Профессиональный цикл». Содержание дисциплины формирует представления магистров о содержании, структуре и организации научно-исследовательской работы, является базой для успешного прохождения научно-исследовательской практики и научно-исследовательской работы, написания магистерской диссертации.
4. Требования к результатам освоения дисциплины: «Основы организации научно-исследовательской работы»
В процессе изучения содержания дисциплины (модуля) студент овладевает следующими компетенциями:
· готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК - 2). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- основы философии науки;
- современное состояние научного знания и перспективы его развития;
- научные методы исследования;
- современные информационные и коммуникационные технологии;
должен уметь:
- анализировать социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности;
- предлагать решение актуальных проблем развития научного знания;
- работать с различными источниками информации;
- использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;
- формировать информационные базы;
должен владеть:
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- навыками использования в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;
· способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК - 4). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- современное состояние научного знания и перспективы его развития;
- научные методы исследования;
- методологию психолого-педагогического исследования;
должен уметь:
- выбирать адекватные методы исследования;
- формировать научный коллектив для достижения конкретных целей;
- проводить научные эксперименты;
- использовать современные методы качественных исследований, в том числе междисциплинарные;
- использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;
должен владеть:
- современные информационные и коммуникационные технологии;
- работать с различными источниками информации;
- применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач;
- навыками организации научно-исследовательской работы, приемами управления коллективом;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
· способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- современные направления исследований в специальной педагогике;
- теоретические основы организации экспериментального исследования;
- современные методы научного исследования;
- актуальные научно обоснованные педагогические технологии;
должен уметь:
- выбирать адекватные методы исследования;
- работать с различными источниками информации;
- использовать современные методы качественных исследований, в том числе междисциплинарные;
- разрабатывать программу собственного экспериментального исследования;
должен владеть:
- навыками организации и осуществления научного исследования;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- навыками анализа, синтеза, резюмирования информации, полученной в ходе исследования;
- применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач;
· способностью ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии;
- современные актуальные проблемы специальной педагогии и психологии;
- основные инновационные технологии в специальном образовании;
- современные методы изучения человека в контексте специального образования;
должен уметь:
- анализировать различные теоретические подходы на основе их критического осмысления;
- уметь использовать личностный потенциал и креативные способности при решении профессиональных задач;
должен владеть:
- методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;
- приемами моделирования и организации научного исследования;
· готовностью к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии;
- основные инновационные технологии в специальном образовании;
- информационные и коммуникативные технологии, применяемые для презентации результатов научной деятельности;
должен уметь:
- пользоваться техническими средствами для презентации результатов научного исследования;
- осуществлять профессиональную речевую коммуникацию для презентации результатов исследования;
должен владеть:
- навыками анализа, синтеза, обобщения результатов научной деятельности;
- навыками отбора экспериментальных данных, отражающих основное содержание научного исследования;
- навыками создания научного текста с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам научного исследования;
· готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- современные технологии анализа, систематизации и обработки экспериментальных данных;
- методы статистической обработки экспериментальных данных;
должен уметь:
- анализировать различные теоретические подходы, экспериментальные данные на основе их критического осмысления;
- уметь адекватно оценивать результаты проведенного экспериментального исследования;
- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации;
должен владеть:
- навыками поиска научной информации в различных источниках;
- навыками презентации результатов исследования;
· способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- особенности организации образовательного пространства специальных (коррекционных) учреждении;
- основные педагогические, информационные технологии, подходы в специальном образовании;
должен уметь:
- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его исследования и оптимизации;
- разрабатывать программу научного исследования с учетом задач воспитания и развития личности в процессе коррекционно-педагогической работы;
должен владеть:
- методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;
- приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса;
- способами проектирования образовательного пространства в ходе осуществления научного исследования;
· готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ПК-18). Эта способность предполагает, что студент:
должен знать:
- современные методы оценки результатов обучения;
- критерии оценки результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- современные системы управления качеством образования учащихся с ОВЗ;
должен уметь:
- использовать инновационные методы оценки результатов обучения;
- прогнозировать учебные достижения учащихся;
- осуществлять анализ результатов мониторинга и адекватно оценивать динамику учебных достижений учащихся в овладении содержанием учебного предмета;
- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации;
должен владеть:
- методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;
- навыками разработки программы мониторинга результатов обучения учащихся с ОВЗ;
- навыками осуществления мониторинга качества образовательного процесса;
5. Тематическое планирование преподавания дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы»
Общая трудоемкость модуля составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№ п/п | Наименование темы дисциплины (курса) | Количество часов по видам форм | Все-го | |||||
Лекции | Практ. занятия | Лабор. занятия | Семина-ры | Лабор. работы | Самост.работа | |||
1. | Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза. | 2 ч | 2 ч | 5 ч | 9 ч | |||
2. | Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования. | 4 ч | 2 ч | 10 ч | 16 ч | |||
3. | Тема 3. Логика научного исследования. | 8 ч | 25 ч | 33 ч | ||||
4. | Тема 4. Методы научного исследования. | 4 ч | 10 ч | 14 ч |
Интерактивные формы занятий:
№ п/п | Формы | Доля от аудиторных занятий |
1. | Технология «кейс-стади» | 10% |
2. | Мозговой штурм | 5% |
3. | Дискуссии, конференции | 5% |
4. | Работа в малых группах | 5% |
6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы организации научно-исследовательской работы»
Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза.
Сущность научного исследования, направленность психолого-педагогического исследования, актуальность и новизна проблематики.
Научная проблема, предмет и объект исследования, задачи исследования, их характеристика.
Педагогический факт как категория научного познания. «Педагогический факт» и «педагогическое явление», их взаимосвязи.
Роль педагогической науки в осмыслении и интерпретации педагогических фактов.
Гипотеза как форма научного познания, ее познавательная и эвристическая ценность. Гипотеза первичная (рабочая) и научная (реальная), гипотеза описательная и объяснительная.
Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования.
Сущность методологического подхода к исследованию конкретных проблем педагогики.
Группы частнометодологических проблем:
- методологические условия совершенствования исследований по дидактике и частным методиками обучения;
- методологические условия совершенствования исследований по воспитанию детей разных возрастов;
- методологические условия исследования и научного обоснования систем оптимального построения и совершенствования процесса педагогического образования;
- методологические проблемы дошкольного воспитания;
- методология прогнозирования и развития системы образования.
Рассмотрение актуальных частнометодологических проблем науки педагогики и коррекционной педагогики: проблема обучения и развития и др.
Тема 3. Логика научного исследования.
Исходные основания построения логики и организации исследования: путь восхождения от частного к абстрактному и от абстрактного к частному, переход от эмпирического познания к теоретическому.
Этапы конструирования логики исследования:
1 этап: проблема – тема – объект – предмет – научные факты – ведущая идея – гипотеза – цели и задачи исследования.
2 этап: отбор методов – проверка гипотез – конструирование предварительных выводов – их апробация – опытная проверка – построение заключительных выводов.
3 этап: внедрение полученных результатов.
Рассмотрение названных этапов на примере педагогических исследований проблем дидактики и проблем воспитания в общеобразовательных и коррекционных учреждениях.
Проблема педагогической практики в структуре психолого-педагогического исследования.
Тема 4. Методы научного исследования.
Классификация методов научного исследования.
Характеристика трех групп методов:
1. Эмпирические методы педагогического исследования: наблюдение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, беседы (интервьюирование), анализ педагогических документов, проективные методы.
Сущность этих методов, требования к их использованию, математическое измерение полученных результатов.
2. Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез в научном познании, индукция и дедукция в научном познании, методы моделирования, мысленный эксперимент, методы формализации.
Сущность названных методов, условия их использования, сочетание с эмпирическими методами.
3. Сравнительно-исторические методы исследования: генетический метод, сравнительный, сравнительно-исторический метод.
Сущность названных методов, их использование.
Применение системы методов в психолого-педагогических исследованиях. Рассмотрение системы методов изучения важнейших научных проблем обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы и коррекционных учреждений.
Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях. Обработка и интерпретация научных данных.