МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО




Специальное (дефектологическое) образование»

Магистерские программы:

«О бразование лиц с проблемами интеллектуального развития»,

«О бразование лиц с нарушением зрения»,

«Образование детей с нарушением слуха»,

«Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»,

«Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»,

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

С нарушениями в развитии»,

«Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными

Возможностями здоровья».

Квалификация (степень) выпускника – магистр

Форма обучения – очная

Утверждено на заседании кафедры олигофренопедагогики Протокол № ____ от ______ 2011 г. Зав. кафедрой _________________ Матасов Ю.Т.   Утверждено на заседании ученого совета факультета коррекционной педагогики Протокол № ___ от _______2011 г. Председатель Совета __________________ Кантор В.З.

Санкт-Петербург – 2011


 

1. Паспорт дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы»

Семестр: 1

Трудоемкость: 2 зачетные единицы; 72 часа

Аудиторных часов: 22 часа, в т.ч. 6 часов лекционных занятий, 16 часов практических занятий. Самостоятельная работа: 50 часов.

Форма аттестации: зачет

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы» является содействие формированию общепрофессиональной и профессиональной компетентности магистра в области специального (дефектологического) образования через формирование целостного представления о концептуальных основах организации научно-исследовательской работы.

 

Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с направленностью магистерской программы «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития» и видами профессиональной деятельности:

· в области научно-исследовательской деятельности:

- способствовать формированию навыков изучения и систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;

- ознакомить со стратегией, структурой и процедурой осуществления опытно-экспериментальной работы;

- сформировать навыки анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их в профессиональной деятельности;

- ознакомить с методами и приемами осуществления мониторинга эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования;

· в области преподавательской деятельности:

- ознакомить с актуальными научно обоснованными педагогическими технологиями;

- способствовать формированию навыков мониторинга и прогнозирования учебных достижений учащихся с использованием современных средств оценивания результатов обучения;

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Основы организации научно-исследовательской работы» включена в базовую часть «М.1. Профессиональный цикл». Содержание дисциплины формирует представления магистров о содержании, структуре и организации научно-исследовательской работы, является базой для успешного прохождения научно-исследовательской практики и научно-исследовательской работы, написания магистерской диссертации.

 

4. Требования к результатам освоения дисциплины: «Основы организации научно-исследовательской работы»

В процессе изучения содержания дисциплины (модуля) студент овладевает следующими компетенциями:

· готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК - 2). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- основы философии науки;

- современное состояние научного знания и перспективы его развития;

- научные методы исследования;

- современные информационные и коммуникационные технологии;

должен уметь:

- анализировать социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности;

- предлагать решение актуальных проблем развития научного знания;

- работать с различными источниками информации;

- использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;

- формировать информационные базы;

должен владеть:

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- навыками использования в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;

 

· способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК - 4). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- современное состояние научного знания и перспективы его развития;

- научные методы исследования;

- методологию психолого-педагогического исследования;

должен уметь:

- выбирать адекватные методы исследования;

- формировать научный коллектив для достижения конкретных целей;

- проводить научные эксперименты;

- использовать современные методы качественных исследований, в том числе междисциплинарные;

- использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;

должен владеть:

- современные информационные и коммуникационные технологии;

- работать с различными источниками информации;

- применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач;

- навыками организации научно-исследовательской работы, приемами управления коллективом;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

 

· способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- современные направления исследований в специальной педагогике;

- теоретические основы организации экспериментального исследования;

- современные методы научного исследования;

- актуальные научно обоснованные педагогические технологии;

должен уметь:

- выбирать адекватные методы исследования;

- работать с различными источниками информации;

- использовать современные методы качественных исследований, в том числе междисциплинарные;

- разрабатывать программу собственного экспериментального исследования;

должен владеть:

- навыками организации и осуществления научного исследования;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- навыками анализа, синтеза, резюмирования информации, полученной в ходе исследования;

- применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач;

 

· способностью ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии;

- современные актуальные проблемы специальной педагогии и психологии;

- основные инновационные технологии в специальном образовании;

- современные методы изучения человека в контексте специального образования;

должен уметь:

- анализировать различные теоретические подходы на основе их критического осмысления;

- уметь использовать личностный потенциал и креативные способности при решении профессиональных задач;

должен владеть:

- методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;

- приемами моделирования и организации научного исследования;

· готовностью к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности (ОП-4). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии;

- основные инновационные технологии в специальном образовании;

- информационные и коммуникативные технологии, применяемые для презентации результатов научной деятельности;

должен уметь:

- пользоваться техническими средствами для презентации результатов научного исследования;

- осуществлять профессиональную речевую коммуникацию для презентации результатов исследования;

должен владеть:

- навыками анализа, синтеза, обобщения результатов научной деятельности;

- навыками отбора экспериментальных данных, отражающих основное содержание научного исследования;

- навыками создания научного текста с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам научного исследования;

· готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- современные технологии анализа, систематизации и обработки экспериментальных данных;

- методы статистической обработки экспериментальных данных;

должен уметь:

- анализировать различные теоретические подходы, экспериментальные данные на основе их критического осмысления;

- уметь адекватно оценивать результаты проведенного экспериментального исследования;

- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации;

должен владеть:

- навыками поиска научной информации в различных источниках;

- навыками презентации результатов исследования;

· способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- особенности организации образовательного пространства специальных (коррекционных) учреждении;

- основные педагогические, информационные технологии, подходы в специальном образовании;

должен уметь:

- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его исследования и оптимизации;

- разрабатывать программу научного исследования с учетом задач воспитания и развития личности в процессе коррекционно-педагогической работы;

должен владеть:

- методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;

- приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса;

- способами проектирования образовательного пространства в ходе осуществления научного исследования;

· готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ПК-18). Эта способность предполагает, что студент:

должен знать:

- современные методы оценки результатов обучения;

- критерии оценки результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- современные системы управления качеством образования учащихся с ОВЗ;

должен уметь:

- использовать инновационные методы оценки результатов обучения;

- прогнозировать учебные достижения учащихся;

- осуществлять анализ результатов мониторинга и адекватно оценивать динамику учебных достижений учащихся в овладении содержанием учебного предмета;

- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации;

должен владеть:

- методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;

- навыками разработки программы мониторинга результатов обучения учащихся с ОВЗ;

- навыками осуществления мониторинга качества образовательного процесса;

5. Тематическое планирование преподавания дисциплины «Основы организации научно-исследовательской работы»

Общая трудоемкость модуля составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п Наименование темы дисциплины (курса) Количество часов по видам форм   Все-го
Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Семина-ры Лабор. работы Самост.работа
1. Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза. 2 ч 2 ч       5 ч 9 ч
2. Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования. 4 ч 2 ч       10 ч 16 ч
3. Тема 3. Логика научного исследования.   8 ч       25 ч 33 ч
4. Тема 4. Методы научного исследования.   4 ч       10 ч 14 ч

 

Интерактивные формы занятий:

№ п/п Формы Доля от аудиторных занятий
1. Технология «кейс-стади» 10%
2. Мозговой штурм 5%
3. Дискуссии, конференции 5%
4. Работа в малых группах 5%

 

6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы организации научно-исследовательской работы»

 

Тема 1. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза.

Сущность научного исследования, направленность психолого-педагогического исследования, актуальность и новизна проблематики.

Научная проблема, предмет и объект исследования, задачи исследования, их характеристика.

Педагогический факт как категория научного познания. «Педагогический факт» и «педагогическое явление», их взаимосвязи.

Роль педагогической науки в осмыслении и интерпретации педагогических фактов.

Гипотеза как форма научного познания, ее познавательная и эвристическая ценность. Гипотеза первичная (рабочая) и научная (реальная), гипотеза описательная и объяснительная.

Тема 2. Частные методологические проблемы педагогического исследования.

Сущность методологического подхода к исследованию конкретных проблем педагогики.

Группы частнометодологических проблем:

- методологические условия совершенствования исследований по дидактике и частным методиками обучения;

- методологические условия совершенствования исследований по воспитанию детей разных возрастов;

- методологические условия исследования и научного обоснования систем оптимального построения и совершенствования процесса педагогического образования;

- методологические проблемы дошкольного воспитания;

- методология прогнозирования и развития системы образования.

Рассмотрение актуальных частнометодологических проблем науки педагогики и коррекционной педагогики: проблема обучения и развития и др.

Тема 3. Логика научного исследования.

Исходные основания построения логики и организации исследования: путь восхождения от частного к абстрактному и от абстрактного к частному, переход от эмпирического познания к теоретическому.

Этапы конструирования логики исследования:

1 этап: проблема – тема – объект – предмет – научные факты – ведущая идея – гипотеза – цели и задачи исследования.

2 этап: отбор методов – проверка гипотез – конструирование предварительных выводов – их апробация – опытная проверка – построение заключительных выводов.

3 этап: внедрение полученных результатов.

Рассмотрение названных этапов на примере педагогических исследований проблем дидактики и проблем воспитания в общеобразовательных и коррекционных учреждениях.

Проблема педагогической практики в структуре психолого-педагогического исследования.

Тема 4. Методы научного исследования.

Классификация методов научного исследования.

Характеристика трех групп методов:

1. Эмпирические методы педагогического исследования: наблюдение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, беседы (интервьюирование), анализ педагогических документов, проективные методы.

Сущность этих методов, требования к их использованию, математическое измерение полученных результатов.

2. Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез в научном познании, индукция и дедукция в научном познании, методы моделирования, мысленный эксперимент, методы формализации.

Сущность названных методов, условия их использования, сочетание с эмпирическими методами.

3. Сравнительно-исторические методы исследования: генетический метод, сравнительный, сравнительно-исторический метод.

Сущность названных методов, их использование.

Применение системы методов в психолого-педагогических исследованиях. Рассмотрение системы методов изучения важнейших научных проблем обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы и коррекционных учреждений.

Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях. Обработка и интерпретация научных данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: