Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)




 

Полустандартизированная беседа на материале изучения самооценки взрослого человека

 

Выполнила: Бондарева А. В. ДГП-301

Преподаватель: Суполкина Н. С.,

Преподаватель кафедры СиП

 

МОСКВА

 

 

Тема: Полустандартизированная беседа на материале изучения самооценки взрослого человека.

Цель: Исследование самооценки.

Методика: Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн

Испытуемая: Лунева К. А., 19 лет, студентка ВУЗа, 3-й курс.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, диктофон.

Ход работы: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Вероятно Вам, как и каждому из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я хочу Вам сейчас предложить, не будет для Вас новой и необычной. У Вас наверняка сложилось мнение и представление о себе и других людях».

Далее экспериментатор чертит вертикальную линию на листе бумаги, дает инструкцию: «Допустим, что на этой расположены все люди мира. Вверху – самые счастливые, внизу – самые несчастные. Как Вы думаете, где Ваше место среди этих людей? Поставьте отметку там, где, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас». Далее экспериментатор предлагает отметить место, где испытуемому хотелось бы быть. Те же самые действия выполняются с остальными шкалами: ум, характер, здоровье, знание себя. На шкале «знание себя» отмечается только актуальное состояние.

После экспериментатор выясняет содержание шкал в обратном порядке, начиная со шкалы «здоровье», заканчивая шкалой «знание себя», т. е. начинается беседа.

Программа беседы строится в следующей последовательности:

1. Выяснение значения содержания актуальной оценки;

2. Выяснение содержания полюсов шкал;

3. Выяснение содержания причины желаемой оценки.

Тактика экспериментатора является относительно свободной. В момент, когда заканчивается выяснение значения шкал, экспериментатор сообщает своему испытуемому: «Вот мы добрались до конца нашей работы. Мы обсудили оценки, которые вы поставили на шкалах. Беседовать с Вами было очень приятно. Может быть, у Вас возникли какие либо вопросы? Вы можете их задать».

 

Анализ результатов

 

Во время беседы испытуемая часто улыбалась, жестикулировала, т.е. фон настроения был повышен. Работала с интересом, развернуто отвечала на все вопросы, рассуждала. Дальше ответа на поставленный вопрос не распространяется. Над некоторыми вопросами призадумывалась на длительное время. Часто выделяла значимые слова повышением интонации (переход на более высокий тон). Для испытуемой характерно интонационные паузы, для выделения значимых слов. Иногда темп речи ускорялся (например, когда раскрывала значение понятия «ум»). Речь строила грамотно.

Анализируя актуальную оценку испытуемой по шкале «здоровье» можно сказать, что испытуемая адекватно оценивает свое состояние. Отметка стоит чуть ближе к полюсу «здоровье», у испытуемой нет никаких серьезных заболеваний, как физических, так и психических. Верхний полюс «здоровье» испытуемой понимается как редкие заболевания, немедленное обращение за лечением в случае заболевания и здоровый образ жизни. К нижнему полюсу она относит больных людей, не уделяющих внимания своему плохому состоянию. Желаемая оценка стоит ближе к вершине шкалы «здоровье». Испытуемая отмечает, что склонна отрицать какие-либо недуги у себя и затягивать с лечением. Это и мешает испытуемой считать себя полностью здоровой в ее понимании (испытуемая признается, что совсем не болеть – невозможно).

Анализируя актуальную оценку испытуемой по шкале «характер» можно сказать, что испытуемая адекватно оценивает себя, оценка располагается в центре шкалы. Верхний полюс шкалы занимают люди, которых помимо собственных проблем волнуют проблемы других, люди, уважающие себя и уверенные в своих возможностях. Противоположный полюс занимают эгоисты. Желаемая оценка располагается ближе к верхнему полюсу и связана с отсутствием у испытуемой уверенности в себе и большего внимания к проблемам и чувствам окружающих.

Анализируя актуальную оценку испытуемой по шкале «ум» можно сказать, что испытуемая адекватно оценивает себя, отметка располагается ближе к центру шкалы. Умными испытуемая считает людей мыслящих и имеющих собственное мнение, глупыми – тех, кто выдает чужие мысли за свои, не размышляет. Отсутствие стремления впитывать готовые знания, собственная познавательная активность, любознательность – желаемая оценка испытуемой по шкале.

Анализируя актуальную оценку испытуемой по шкале «счастье» можно сказать, что испытуемая адекватно оценивает себя. Она объясняет, что счастье для неё это возможность заниматься тем, что приносит тебе удовольствие; осуществление мечтаний; когда есть любимые и любящие тебя люди. Соответственно, счастливы те люди, у которых это все есть, несчастны те, кто обделен всеми составляющими счастья. Желаемое для испытуемой состояние счастья, когда помимо воплощения своих мечтаний в реальности, она встретит свою вторую половинку и займется любимым делом.

Рассматривая шкалу «знание себя» можно сказать, что испытуемая отмечает актуальную оценку в центре, это значит, что она склонна адекватно оценивать себя, учитывая свои положительные и отрицательные стороны. Однако, испытуемая указывает на то, что часто склонна занижать свои качества, что искажает ее представление о себе. Но результаты беседы доказывают, что испытуемая выделяет у себя не только плохие стороны.

Также следует отметить, что испытуемая имеет стремление стать лучше, на что указывает, то, что желаемая оценка по основным шкалам располагается выше актуальной. Требования у испытуемой к себе объективны, она знает, чего ей не хватает, чтобы приблизится к своим желаемым оценкам.

Таким образом, испытуемой свойственна адекватная, целостная и устойчивая самооценка. При оценивании себя по всем шкалам, испытуемая видит как положительные, так и отрицательные стороны. Достаточный разрыв между актуальными и желаемыми оценками по всем шкалам может свидетельствовать о стремлении испытуемой к саморазвитию. Несмотря на некоторую неуверенность в себе, испытуемая способна реально оценить свои возможности в достижении желаемой оценки.

 

Приложение

 

Протокол

 

Экспериментатор Поведение испытуемого Высказывания испытуемого
Как Вы понимаете слово «здоровье», когда оцениваете себя? Скажите, пожалуйста, что означает «крепкий организм»?     Как Вы оцениваете себя по шкале «здоровье»? Опишите человека, который здоровее Вас.   То есть, здоровый человек – это человек, который (помимо перечисленных Вами признаков) так же заботится о своем здоровье? Опишите человека, который на шкале «здоровье» располагается ниже Вас.     Каким здоровьем Вы бы хотели обладать?     Чего Вам не хватает, чтобы обладать желаемым здоровьем?     Как Вы понимаете слово «характер», когда оцениваете себя? Как Вы оцениваете себя по шкале «характер»?   А что Вы понимаете под идеальным характером?     Опишите человека, характер которого лучше Вашего.   Опишите человека, характер которого хуже Вашего. Каким характером Вы бы хотели обладать?     Чего Вам не хватает, чтобы обладать желаемым характером.     То есть, если Вам разобраться с Вашими внутренними конфликтами, то Ваш характер станет ближе к идеальному?   Что Вы понимаете под словом «ум», когда оцениваете себя?   Как Вы оцениваете себя по шкале «ум»? Кого бы Вы назвали умнее себя?     То есть, помимо перечисленных ранее Вами признаков ума (грамотности, способности осваивать новые знания и сообразительности), понятие «ум» включает в себя так же способность сформировать собственную позицию по тому или иному вопросу, способность размышлять? Кого бы Вы назвали глупее себя?   Каким умом Вы бы хотели обладать? Чего Вам не хватает, чтобы стать таким человеком?     А что Вы понимаете под любознательностью? И как Вы думаете, почему же у Вас такого интереса не возникает?     Что вы понимаете под словом «счастье», когда оцениваете себя?     Как Вы оцениваете себя по шкале «счастье»? Кого бы Вы назвали счастливее себя?     Опишите человека, который менее счастлив, чем Вы.     Насколько счастливым Вы бы хотели быть?     А как насчет сбычи мечт? Вы говорили об этом, когда объясняли значение понятия «счастья» для Вас. Чего же Вам не хватает, чтобы стать таким счастливым человеком? А любимое дело?   Что означает «знание себя»?     Насколько хорошо Вы себя знаете?     То есть, Вы считаете, что для того, чтобы знать себя лучше, Вам не хватает критичности - верной,соответствующей действительности, а не заниженной оценки своих качеств? Представьте человека, который хорошо себя знает.   Представьте человека, который плохо себя знает.   Вот мы добрались до конца нашей работы. Мы обсудили оценки, которые Вы поставили на шкалах. Беседовать с Вами было очень приятно. Может быть, у Вас возникли какие либо вопросы?   Слушает внимательно.     Показывает отметку на листе. Улыбается, проговаривает вопрос вслух.   Показывает отметку.   Ненадолго призадумывается.   Смеется.   Пауза, принимает оборонительную позицию, смотрит вверх, начинает покачиваться.   Длительная пауза, вздыхает.     Трогает лицо, ненадолго призадумалась.   Улыбается, показывает на шкале.   Во время вопроса экспериментатора кивает головой, заметно оживляется.   Вздыхает, подвигает стул ближе.     Показывает, улыбается. Отсутствие серьезных заболеваний, крепкий организм. У человека сильный иммунитет, он редко болеет, а если и заболевает, то без особых осложнений переносит болезнь. Не страдает опасными недугами, как физическими, так и психическими. Думаю, я скорее здорова. Болеет очень редко, сразу же обращается за лечением.   Да, не затягивает с лечением, ведет здоровый образ жизни.     Человек, страдающий каким-либо заболеванием или часто испытывающий различные недуги, совсем не обращающий внимания на свое состояние. Совсем не болеть, наверно, нельзя. Хотелось бы, чтобы я не отрицала какие-то проблемы со здоровьем и не тянула с обращением к врачу. Здоровье у меня далеко не на первом месте, я больше забочусь об успеваемости в вузе, чем о состоянии собственного здоровья. Наверно, мне следует пересмотреть свои ценности.   Качества человека и его поступки.   Средне, характер у меня не идеальный, но и не скажу, что со мной трудно. Человек, который не создает проблем окружающим, относится уважительно к личности каждого человека, интересуется другими, а не только собой, ценит себя. Проблемы других людей не менее важны, чем свои собственные, уважает собственную личность, уверен в своих возможностях. Человек ставит свои личные интересы превыше всего, эгоист. Поменьше зацикливаться на своих собственных проблемах, уделять больше внимания чувствам и проблемам окружающих. Быть увереннее в себе. Наверно, какие-то внутренние конфликты мешают мне быть увереннее в себе. Сосредоточенность на своих проблемах мешает быть более внимательной и чуткой к другим. Думаю, да. Будет легче меняться в лучшую сторону.   Грамотность человека, обладание многосторонними знаниями, способность осваивать новые знания, сообразительность. Средне, ни глупая, ни умная.   Человек не стремится впитывать готовые знания, он размышляет над той или иной проблемой, формирует свое собственное мнение. Да, верно.     Человека, который выдает чужие мысли за свои, хочет казаться умным. Умом человека, которого я назвала умнее себя. Любознательности, замечаю за собой, что я чаще всего без лишних вопросов знакомлюсь с какой-либо информацией. Интерес, который ведет к размышлениям. Может, я не тем «интересуюсь». Выбираю те темы, которые меня не затрагивают.   Возможность заниматься тем, что приносит тебе удовольствие; сбыча мечт; когда есть любимые и любящие тебя люди. Я в серединке, на пути к счастью. Человека, встретившего свою вторую половинку, занимающегося любимым делом. У него нет дорогих ему людей, он вынужден заниматься нелюбимым делом, его мечты не сбываются. Как тот человек, который счастливее меня. У него как раз есть то, чего не хватает мне. С мечтами мне везет больше, некоторые мне уже удалось воплотить в реальность.   Не знаю даже.. Может, еще не время, встречу подходящего человека. Еще не нашла такого занятия, которое бы захватило меня полностью и могло бы стать моей профессией.   Когда человек знает свои качества, осознает свои достоинства и недостатки, причины своих поступков. Не так, как хотелось бы, средне. Я конечно же знаю, что из себя представляю, знаю о своих достоинствах и недостатках. Проблема в том, что я не всегда права в отношении себя (Я часто думаю, что хуже других). Точно, ты поняла меня. Эта некритичность как бы искажает мои представления о себе, я так думаю.   У него складывается представление о себе, которое соответствует действительности, он не занижает и не завышает свои какие-то качества. У него ложные представления о себе, он либо слишком недооценивает себя, либо наоборот слишком переоценивает. Мне самой было интересно в себе покопаться. С нетерпением буду ждать твоих выводов насчет меня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: