Глава 1. Что такое самостоятельная домашняя работа.




1.1. Понятие самостоятельной работы в педагогической литературе и роли педагога в ней.

Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания.

История педагогической мысли показывает, что главным критерием высокой активности при выполнении самостоятельного задания берется работа без помощи учителя. Так и в педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». [15.c253] На наш взгляд, данное определение нуждается в уточнении. Учебная деятельность детей всегда протекает под руководством учителя. На каждом уроке учитель проводит инструктаж, ставит цели, определяет задачи, организует и контролирует процесс самопознания.

Различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, Н. А. Полоеноковой, А. В. Усовой и др.

Так, по мнению Б.П. Есипова, «самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть, поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий». [4] Это определение имеет более конкретное значение роли педагога как организатора самостоятельных заданий, но нет четкого описания характеристики этого задания.

По мнению Дайри Н.Г.: «Самостоятельной является деятельность, которую учащийся совершает без посторонней помощи, опираясь на свои знания, мышление, умения, жизненный опыт, убеждения и которая через обогащения учащегося знаниями, развивая и воспитывая его, формирует качества самостоятельности, необходимые гражданину общества; самостоятельная деятельность представляет качество процесса познания, черту личности учащегося и форму организации обучения».[2]. Однако, и оно, нуждается в уточнении. В этом определении отсутствует роль учителя. Без педагога не сможет произойти передача знаний, развитие и воспитание учащегося.

Один из ведущих педагогов Пидкасистый П. И. дает следующее определение: «самостоятельная работа - не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации».[16] В этом определении точно определена характеристика самостоятельности как познавательной деятельности учащегося, где отведена роль педагогу как организатору этой познавательной деятельности.

В современной психологии также находятся определения самостоятельной работы. Так, педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что «самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе».[265]. В этом определении роль педагога расширена и представлены его задача по формированию навыка правильной организации этой работы.

Наиболее полно это определение дает В. И. Андреева, «самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств». [1].

Знания, умения и навыки тогда обогащают духовный мир ученика, когда являются результатом его собственных интеллектуальных усилий. А направляет эти усилия педагог! Одной из составных частей самостоятельной работы является домашняя учебная работа, которой подходит это определение за некоторым уточнением. Уточнение состоит в том, что учащийся музыкальной школы на занятиях в классе гитары выполняет свою учебную домашнюю работу сугубо индивидуально.

Таким образом, самостоятельная работа учащегося музыкальной школы и в частности класса гитары – это форма организации их индивидуальной учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств. В какой форме преподнесет организацию этого процесса педагог, зависит не только эффективность обучения на гитаре, но и развитие творческих способностей учащегося. Одним из эффективных методов творческого обучения является проблемное обучение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: