Анализ психолого – педагогической литературы о проблемном обучении и роли педагога в ней.




Проблемное обучение возникло как результат достижения передовой практики и теории обучения воспитания и в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся музыкальной школы.

В основе проблемного обучения лежат идеи Дж. Дьюи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа). В его трудах, задача преподавателя заключается в анализе и организации самостоятельной исследовательской работы учащегося, которая выступает как необходимое условие его спонтанно возникающих интересов и потребностей.

Во второй половине 60-х гг., в дидактике рассматривается проблемное обучение как обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Скаткин М.Н.-1967 г., Лернер И.Я.-1968 г., Оконь В- 1968 г.).

Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении. (A.M. Maтюшкин).

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: «… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».[8]

Основы методики проблемного обучения тезисно можно изложить следующим образом: при традиционных методах обучения на уроках в классе гитары, преподаватель сообщает школьникам готовые знания. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а учащихся - репродуктивный характер. Такая деятельность - неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

Средства проблемного обучения основываются на самостоятельности музыкального мышления учащихся, в успешном самостоятельном, под руководством педагога, разучивании музыкальных произведений. Педагог направляет учащихся в этом случае на самостоятельный поиск «ключевых» знаний о музыке, на самостоятельное приобщение к активной музыкальной деятельности, будь то восприятие или анализ музыкальных произведений, игра на инструменте. Таким образом, «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». (Артур Шнабель). [19.с63]

Проблемная ситуация является одной из категорий проблемного обучения. Она представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее новое явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Возникают противоречия в процессе такой деятельности.

Задача преподавателя – дать возможность обучающемуся обнаружить их, показать, донести, так сказать, «обнажить» противоречия до такой степени, чтобы у учащихся с наибольшей вероятностью возникла проблемная ситуация.

Перед учащимся инструментального класса всегда стоит такая проблема выучить музыкальное произведение, возникает проблемная ситуация – как это сделать? Если эта ситуация принимается учеником, значит мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. Возникает деятельность ученика по решению этой проблемы (выучиванию произведения), при этом она приобретает активный, целенаправленный характер.

При разучивании пьес на инструменте, существует одна особенность, отличающая ее из всех – нельзя ни у кого «списать» вариант решения данной задачи (процесс выучивания), нельзя попросить выучить пьесу за себя. Только индивидуальное решение домашнего задания конкретно каждым учащимся, для конкретно взятого произведения. Эту задачу в первую очередь для себя должен поставить и решить педагог. К ее решению нужно подойти с учетом накопленного опыта, с применением одного из принципов обучения – принципа единства обучения на уроке и в домашней работе.

Педагог также организует и направляет самостоятельную индивидуальную деятельность учащегося. Задачи, которые ставит перед учащимся, всегда должны быть конкретны и понятны ученику.

В организации педагогом проблемной ситуации, так же играют роль возможности учащихся, включающие их творческие способности и достигнутый уровень знаний. Они должны быть достаточны для самостоятельного анализа поставленного музыкального задания и условий его выполнения.

Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Содержание учебной деятельности на уроке в классе гитары не должно ограничиваться лишь поиском нового музыкального знания. Размышление о новой интерпретации музыкального произведения, индивидуальное понимание характера и образности музыки – все это должно опираться на знания и умения, которые ученик перенимает в «готовом виде» из различных источников: объяснений учителя, из музыкального справочника, учебника, книги или статьи о музыке. А в поисковой деятельности учащегося все эти музыкальные знания, успешно приобретаемые, цементируются, скрепляются в единое целое, приводя к новому уровню музыкально-творческого развития.

При всем выше сказанном, следует отметить, что музыкальное воспитание учащихся не должно сводиться только к «решению проблем». Как сказал известный дидакт И.Я.Лернер: «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение неизбежно строится проблемно».[9] Чтобы внедрить в практику технологию проблемного обучения, педагогу необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями. Задача учителя состоит в том, что он:

-доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий перед самостоятельной работой (проводит инструктаж при начале разбора учеником произведения)

-систематически создает проблемные ситуации

-сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность (при разучивании музыкального произведения)

-следит за ходом выполнения самостоятельного задания.

- оценивает результаты деятельности (выученного произведения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: