Глава 2. Методические основы проблемно-творческого обучения на занятиях и в самостоятельной домашней работе учащихся класса гитары.




2.1. Создание проблемных домашних учебных заданий.

Г.Г. Нейгауз: «Считаю что одной из

из главных задач педагога –

сделать как можно скорее и

основательнее так, чтобы быть не

нужным ученику, устранить себя,

вовремя сойти со сцены, то есть

привить ему ту самостоятельность

мышления, методов работы,

самопознания и умения

добиваться целей, которые

называются зрелостью,

порогом……» [13]

Проблемные вопросы, задания* проблемные ситуации используется на уроках с учащимися, готовыми принять такую форму организации занятий. Проблемные ситуации на уроке создаются во всех видах деятельности: игре на гитаре, восприятии музыки, выполнении интеллектуальных заданий.

Для того чтобы проблемная домашняя учебная работа учащихся была более успешной, плодотворной, такие проблемные ситуации «проигрываются» на уроке. Учитель в процессе урока задает проблемные вопросы, дает проблемные задания, создает проблемные ситуации, с учетом того какие задачи он при этом ставит:

- развитие творческих способностей учащегося, - развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

* Проблемное задание -это задание, создающее проблемную ситуацию

В педагогической литературе существуют приемы интеллектуальных затруднений, помогающие преподавателю в создании активной познавательно, поисковой деятельности учащегося. Каждый из них имеет свои методические особенности, в практической работе они перекликаются и взаимосвязаны между собой.

В классе гитары могут применяться следующие задания:

-прием несоответствия полученных знаний с личным опытом,

-прием выбора одного варианта из нескольких предложенных (динамики, аппликатуры),

-анализ и сравнение двух и более вариантов исполнения одного и того же произведения,

-прием предположения, например, несколько вариантов (верной, спорной и неверной) гармонизации одной и той же известной ученику мелодии,

-прием самостоятельного поиска (вопросно-ответные ситуации),

-прием сравнения,

-прием группового прослушивания концертной программы учащихся (класс-концерт) с последующим анализом,

-прием соревнования в различных видах исполнительской деятельности учащегося (чтение с листа, на лучшее исполнение произведения),

-прием выбора наиболее рационального режима работы. Ученик самостоятельно определяет для себя, когда и как ему лучше заниматься, с чего начать свои занятия.

Если ученик решает такие ситуации на уроке, тогда возможно дать и проблемное задание для самостоятельного изучения по схеме, предложенной учителем.

Предлагаются некоторые из проблемных заданий и вопросов.

Задание для уч-ся младших классов.

• Выбери из предложенных педагогом произведений одно или несколько (предварительно проигрываю). По схеме анализа текста музыкального произведения устно разбери и выучи его самостоятельно.

Анализ музыкального произведения:

- определить жанр, характер, стиль произведения

- «пройтись глазами» от начала до конца пьесы и устно проанализировать: определить структуру (сколько частей, периоды, предложения, фразы)

- определить размер произведения («до скольки считаем»)

- для учащихся младших классов: какие длительности встречаются в пьесе, в каких октавах, куда идет мелодия, с какой ноты начинается, аппликатуру посмотреть (чаще бывает выставлена),

- разобрать гармонизацию произведения,

-найти общие элементы, существующие повторения (репризы, секвенции),

-определить кульминацию произведения, разобраться в динамике,

-использовать знания, полученные на уроке, в новых условиях.

Подобные целенаправленные задания способствуют развитию мышления учащегося, совершенствованию навыков и умений, полученных в общеобразовательной школе, формированию новых музыкальных навыков (музыкальной памяти, слуховых представлений, навыка чтения с листа).

• Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку – значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ.

С целью создания подобной ситуации необходимо использовать на занятиях некоторые приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащегося:

--словесное описание музыкального образа после слушания музыки, сыгранной преподавателем. В учебной нотной литературе можно найти произведения уже с иллюстрированным названием. Преподаватель играет на выбор, например: Д. Кабалевский «Маленькая полька», Г. Эрнесакс «Паровоз», Японская народная песня «Луна и туча», В. Козлов «Грустная песенка», В. Калинин «Маленький испанец», Б. Савельев переложение Е. Катранжи Неприятность эту мы переживём» из. м/ф «Лето кота Леопольда», В. Козлов «Полька «Топ-топ-топ». (приложение с. 33 - 35). Можно использовать пьесы программного содержания автора С. Марышева из сборника «Самый-самый». (приложение с 36 - 38) Ученик словесно рисует музыку, развивая свое воображение.

Домашнее задание: Нарисуй, опиши образ услышанной на уроке пьесы по памяти, тем самым развивая ее. На следующем занятии, учащийся, прослушивая еще раз пьесу, сравнивает свой образ со вновь услышанной музыкой. Совпадает ли он с тем, что слышал на предыдущем занятии,

-- придумывание названия произведения. Звучит музыка, исполненная преподавателем или в записи, не знакомая для учащегося. Преподаватель не указывает его названия. Например: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Ребенку лучше удается «услышать» образы животных. Нравится создавать образы произведений, которые сам играет. Поэтому, особенно на начальном этапе обучения, игра пьес – картинок вызывает у него не только большой интерес, но и вырабатывается навык образного мышления,

--выбор редакции нотного текста. Так, например, проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры. Ученику дается посильная для него пьеса, в которой не выставлена аппликатура.

Домашнее задание: проставь аппликатуру в нотах и сыграй по ней,

--проблемная ситуация ставится при обозначении динамической нюансировки (по направлению движения мелодии), определения кульминации произведения и т.д.

Домашним заданием будет самостоятельный анализ нотного текста.

• Навык чтение с листа активизирует у учащегося внутренний слух. Заниматься чтением нужно с самого начала игры по нотам. В домашнее задание включается самостоятельное ознакомление с новым текстом одного произведения из программы учащегося, по предложенной преподавателем схеме (выше предлагалась). На начальном этапе обучения, оно должно быть легче программных произведений.

Домашнее задание: разбери пьесу самостоятельно, отдельно каждую партию;

проиграй уже выученную тобой пьесу, но в другой тональности (педагог заранее готовит такой вариант);

вспомни и проиграй по нотам ранее выученное музыкальное произведение (которое не помнит учащийся наизусть).

Такие проблемные задания развивают навык опережающего предслышания, навык беспрерывной игры, которые на любом этапе обучения важны для учащегося.

• Для развития навыка предслышания, необходимо рекомендовать ученику такое домашнее задание: Просмотри ноты изучаемых произведений (не играя), стараясь вспомнить знакомое звучание. Делай это как можно чаще.

• В конце каждого полугодия учащемуся предлагается: сыграй ранее выученное произведение по устной характеристике преподавателя (без упоминания автора и названия произведения).

Для решения этого задания, учащемуся нужно в голове держать весь пройденный им репертуар за это время, его жанры, образы и характеристики произведений, уметь проиграть наизусть предложенное произведение.

• Тема урока: «Аккомпанемент на гитаре, его особенности».

Преподаватель на уроке вначале сам проигрывает пьесы разных жанров песню, танец, марш. Учащийся отвечает на поставленные вопросы:

«Какой характер каждой пьесы?», «Какие особенности аккомпанемента?» «Какие отличия?», «какие темпы соответствуют каждому жанру?» «какой размер у танца, песни, марша?» Затем преподаватель играет мелодию, учащийся аккомпанемент или наоборот. Далее следует

домашнее задание: выучи (можно по нотам) все три произведения обеими руками и измени аккомпанемент песни, чтобы она стала похожа на танец или марш.

Попутно можно спросить: «как ты это будешь делать?», «как надо изменить бас и аккорд чтобы сыграть нужный жанр?» Сыграй песню как марш, марш как танец, танец как песню.

Изучение этой темы, очень актуально для гитаристов, что вполне может пригодиться в дальнейшей исполнительской практике.

• Тема урока: «Приёмы игры на гитаре: «апояндо» и «тарандо»».

Преподаватель рассказывает и показывает приём «апояндо» - извлекать звук на гитаре с опорой на соседнюю струну, играет произведение этим приёмом, предлагает вопросы: «как думаешь, в каких по характеру произведениях применяется апояндо? (в любых), «для чего нужно апояндо в произведении?» (выделить тему или обозначить басовый звук). Сыграй подходящее произведение (начало его) из твоей программы, которое соответствует такому приёму. Далее, преподаватель начинает играть произведение приёмом тирандо (без опоры на струну) и задает вопросы: «чем похож этот прием на предыдущий?» (ничем), «как действует правая рука?» (щипок по струне), «почему эта пьеса играется так, а не иначе?» ….. Так значит, (удивление) есть еще другой приём игры на гитаре это тирандо! (игра щипком по струне без опоры на соседнюю струну)

Сыграй из своей программы произведение приёмом апояндо, (используя его для выделения мелодии). Еще вопрос: «зачем нужны разные приемы игры?», «чтобы стало с музыкальным произведением, если исполнитель играл, разные по характеру и стилю произведения одним приёмом тирандо или апояндо?».

Так подходим к домашнему заданию: найди произведение в учебнике, которое соответствует каждому из способов и выучи его. Примени усвоенные знания.

• На уроках, при игре произведений, у учащегося возникают технические трудности, например, в вариациях на мелкую или аккордовую техники. Преподаватель показывает, как их преодолеть, дает упражнение на аналогичный вид техники. Домашнее задание: сочини упражнение для преодоления какого-нибудь сложного пассажа.

• В начале учебного года учащимся дается задание: самостоятельно вспомнить два произведения из прошлогодней программы и сыграть их на прослушивании, которое оценивает преподаватель («0» Нулевой срез). Создана проблемная ситуация, при которой учащемуся надо активизировать все свои познания, мышление, память, проявить характер. Учитель выступает в роли критика, оценивающего исполнение музыкальной программы.

• Наиболее эффективными являются замечания по поводу своей игры самим учеником, для активизации мышления и памяти можно попросить ученика обобщить то, что было сделано на уроке и попробовать самому себе задать домашнее задание по выполненному на уроке.

В ходе выполнения проблемных заданий учащиеся младших классов учатся учиться самостоятельно. Роль педагога в этом процессе велика: он учит ребенка ставить цели, учит искать новую информацию для решения проблемных задач, вопросов, направляет и контролирует процесс, оценивает индивидуальную деятельность учащихся.

Решение проблемных заданий, способствует развитию творческих навыков учащихся, закреплению и освоению музыкальных навыков, умению применить их в новых для себя условиях, способствует формированию воли, характера, учит преодолевать препятствия, повышает эффективность деятельности учащегося по самостоятельному разучиванию музыкального произведения.

Таким образом, индивидуальная учебная работа учащегося имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Умение преодолевать трудности в младших классах, эффективно переносятся на аналогичные ситуации в старших классах.

Домашняя работа является продолжением работы учащегося в классе. От того как дает преподаватель уроки, какие требования предъявляет, как преподносит знания, в какой форме, зависит качество выполнения домашнего задания. Эффективно использовать методы проблемного обучения.

Процесс разучивания произведения – это от начала и до конца творческий, осмысленный, музыкально-эстетический процесс. Некоторые фрагменты этого процесса приводятся ниже:

• Чимароза. Соната D-dur. (Приложение с.41).

*При ознакомлении с произведением, преподаватель ведет разговор о композиторе и той эпохе и попутно задает проблемные вопросы: «В каком веке жил композитор?» «Какие инструменты были в то время?» «На каком инструменте можно исполнять эту сонату?» Если базовые знания не позволяют учащемуся ответить на них, педагог рассказывает об этом сам и дает информацию, где можно получить эти знания:

*задание на дом: найди в интернете или в библиотеке сведения о композиторе, об инструментах той эпохи.

*Далее преподаватель в беседе с учащимся подводит к противоречию, какое может быть исполнение - оркестровое или сольное. «Какая фактура произведения?». «Почему оркестровое?» «Какие особенности оркестрового исполнения того времени?» (контрастная динамика). «В каком эпизоде звучит «тутти» оркестра, в каком могут быть сольные эпизоды?» «Какие особенности исполнения «тутти» на гитаре?» (плотное исполнение аккордов, правая рука извлекает звук струн у подставки, динамика, артикуляция, характерная для струнных инструментов).

Задание: Расставь соответствующую динамику для оркестрового звучания.

*Продолжая изучение пьесы, рассматривая форму, проигрывая произведение, преподаватель, обращает внимание ученика в (вопросно-ответной форме) на смену тональности, существующие повторы, темп исполняемого произведения, смену жанра (в начале II ч звучит менуэт). Вместе находят подходящую характеристику.

*Следующий этап изучения пьесы - практическое применение полученных знаний. Использование контрастной динамики, определенной артикуляции, характерной для струнных инструментов, нужного звукоизвлечения (non legato, в сольных местах почти staccato). В работе над этой сонатой, используя технологию проблемной ситуации (прием выбора), предлагается слушание нескольких вариантов исполнения сонат этого автора.

*Можно предложить эту ситуацию как домашнюю работу.

•М.Глинка. Фуга D- dur. (Приложение с 40).

*При ознакомлении и разборе произведения, преподаватель говорит с учеником о построении, сравнивает с гомофонией.

*Преподаватель или учащийся проигрывает тему фуги, вместе определяют ее характер, подчеркивают связь мелодизма М. Глинки с народными мелодиями, разбирают количество голосов, их непрерывность, характер.

*Продолжается занятие, и педагог делает обобщение и закрепление материала на новом уровне: «Давай вспомним, какой голос в полифонии главный? (все равноправны). «Есть ли в этом типе музыки аккомпанемент?» (нет). «Но тебе, же понятно содержание этой фуги?» «А аккомпанемента не было» …. Растерянность у ученика. «А зачем вообще нужен аккомпанемент?» (помогает мелодии выражать содержание, передавать настроение)» «Как думаешь, если мы добавим аккомпанемент, музыка станет понятней?» (наоборот будет мешать). «Это означает что дело в темах».

* «Сколько голосов в фуге?», «Какой голос начинает?» (басовый) «Что в нем звучит?» (тема в основной тональности), «Что звучит в верхнем голосе?» (тоже тема) «Сколько тем звучит в фуге?» (замешательство у ученика…. одна) «Почему ты так решил? Обоснуй ответ». (Одинаковая тема звучит в разных тональностях Т – D, вопрос-ответ).

*Вопрос: «Каким образом самостоятельным голосам фуги удаётся изменять общий характер звучания?» (Присутствует связующее звено между частями - интермедия, меняется тональность темы во II ч на параллельный мажор, фуга начинается с басового голоса, а II ч начинает верхний голос, различная динамика.).

* Проблемные вопросы неотрывны от практики. В этой части работы тоже создаются педагогом проблемные ситуации.

Они же и в качестве домашнего задания: Исполни голоса фуги в разных регистрах (верхний голос в басовом регистре на басовых струнах, а басовый голос в верхнем регистре), спой каждый инструментальный голос с названием нот (сольфеджирование), один голос пой, другой играй.

После детального разбора фуги, на следующих занятиях, ученику вместе с педагогом предстоит собрать голоса полифонии в едином исполнении. Научиться слышать оба голоса, найти более приемлемую для исполнения на гитаре интерпретацию фуги.

• При прослушивании педагогом выученного произведения на сцене или при концертном (экзаменационном) исполнении, может возникнуть проблемная ситуация. Ученик играет произведение и вдруг…… остановка (забыл текст).

Не помешает инструктаж педагога и опять вопросы: «Какой вид спорта связан с музыкой?» (фигурное катание, художественная гимнастика). Если ученик затрудняется с ответом, учителю приходится самому отвечать на них. Применяет прием сравнения: «Представь, что ты фигурист, упал. Музыка идет дальше, а ты лежишь на льду. Твои действия?» (встаю и катаюсь дальше, продолжаю программу). «Правильно! Тогда как надо поступить во время остановки при исполнении тобой музыкального произведения, начать сначала?» (нет, надо продолжать играть). Бывают ответы и «да, сначала». Тогда педагог возвращает ученика к рассказу о фигуристе и предлагает ученику самому сказать, о чем говорили, и обосновать, почему так?»

В таких случаях педагог предлагает ученику вернуться к анализу произведения, (в качестве домашнего задания в том числе): отметь и запомни начало каждого предложения, периода, части, а иногда даже фразы - наметь отправные точки во время исполнения пьесы, отметь и проиграй еще раз кульминацию и подходы к ней, посмотри, проиграй, запомни гармонию в месте остановки.

Если разбор проводится на занятии, то домашнее задание может быть таким: Выучи пьесу с остановками. Останавливайся в намеченных при анализе местах, отправных точках и постарайся продолжить игру без подсматривания в ноты.

На следующих занятиях преподаватель создает аналогичную проблемную ситуацию намеренно – просит остановиться учащегося при исполнении этого же произведения на каком-нибудь месте. Проверяя правильность выполненного домашнего задания, задает вопросы: «Чем является, в структуре произведения, то место где остановился?» (начало или конец периода, предложения, кульминация? и т. д). Дальше продолжи игру.

Можно предложить ученику: поиграй всю пьесу, чередуя - фразу играешь, другую фразу молчишь, делаешь паузу (считаешь про себя). При таких самостоятельных занятиях вырабатывается навык независимости пальцев, умение начинать играть выученную пьесу с любого места. И, конечно, развивается мышление, память, умение быстро перестроиться в проблемной ситуации.

Обучая детей игре на гитаре, создавая проблемные ситуации, педагогу видно, что не все учащиеся справляются с такими заданиями. Найти решение – наиболее трудный процесс. Одним учащимся он дается легко, другие не справляются с ним самостоятельно даже при наличии соответствующих знаний, умений и навыков. Для этого ученику надо переосмыслить имеющиеся у него знания в соответствии с анализом конкретных условий. С учетом индивидуального подхода в обучении, автором работы, на практике (выше изложено) применяются несколько методов:

-Проблемное изложение- информация с приготовленными «ловушками».

-Метод эвристического диалога – беседа, выводящая ребенка на поиск и решение обозначенных проблем.

-Исследовательский метод – проблемные практические и теоретические задания.

Таким образом, создание проблемных ситуации на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий.

Проблемное домашнее задание направлено на развитие творческих способностей учащихся, самостоятельное решение проблем, поиск оптимальных путей ее решения.

Выполнение или не выполнение домашнего задания, позволяет учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

В классе гитары проведён эксперимент. В нём приняло участие 12 человек. В сентябре 2018г. проведён ежегодный «0» нулевой срез (самостоятельно вспомнить два произведения из прошлогодней программы и сыграть их на прослушивании, которое оценивает преподаватель.) Оценки выставлены с учётом самостоятельной работы учащегося в домашних условиях и роли педагога в этом процессе. Оценка «3» присваивалась учащимся, которые не смогли самостоятельно без помощи педагога вспомнить пройденные произведения (высокий уровень зависимости от педагога). Оценка «4» присваивалась учащимся, которые использовали инструктаж педагога в индивидуальной домашней работе (средний уровень). Оценка «5» присваивалась учащимся, которые не воспользовались помощью педагога (низкий уровень). При этом, низкий уровень зависимости учащегося от педагога – это высокий показатель качества преподавания педагога и его огромная роль в организации индивидуальной самостоятельной работы учащегося.

Результат исследования: «3 » - 6 уч-ся. 50%; «4 » - 5уч-ся. 41,67%; «5 » - 1 уч-ся. 8,33%.

Так как группа испытуемых (12 человек) находится на высоком уровне значимости роли педагога в организации самостоятельной домашней работы от педагога – 50 %, то уровень самостоятельности учащихся не достаточен. Поэтому требуется использование методов проблемного обучения педагогом для повышения уровня самостоятельности учащихся класса. За 2018-2019 учебный год при обучении в классе гитары были применены, наряду с другими приёмами и средствами методы проблемного обучения (выше изложены).

Через год, в сентябре 2019г. Нулевой срез, с теми же критериями оценок показал следующие результаты: «3 » - 1 уч-ся.. 8,33%; «4 » - 7 уч-ся. 58,33 %; «5 » - 4 уч-ся. 33,33%.

Анализируя работу по использованию проблемных ситуаций на занятиях в своем классе, можно сделать вывод, что отношение детей к обучению и самостоятельной индивидуальной работе изменилось в лучшую сторону:

• Для основной части учащихся класса характерно положительное отношение к занятиям на инструменте;

• У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи; (выучивания произведения, чтение с листа).

• На уроке присутствует благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя;

• Активно развиваются творческие способности;

Используя на практике методы проблемного обучения, у учащихся упорядочилось обучение знаниям, систематизировались умения и навыки, усилилась познавательная деятельность, активнее развивается мышление. Педагог, принимая ученика таким, каков он есть: положительно относясь к нему, понимая его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, постепенно, уменьшает свою прямую помощь, позволяет более легкие музыкальные пьесы полностью построить на самостоятельной деятельности учащихся.

Исследование в этой области продолжается.

 

 

Заключение.

Проблемный метод обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно - воспитательного процесса и самостоятельной работы на занятиях в музыкальной школе. Но, тем не менее, система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод, что, правильная организованная работа педагога по выполнению самостоятельной индивидуальной работы учащегося с использованием проблемных ситуаций, приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Такой человек творческая личность всегда способная к поиску. Поэтому, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. Музыка учит свободно и непосредственно выражать свои чувства в звуках. Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, без помощи педагога, ребенок в своей взрослой жизни легко пользуется этими умениями для исполнения своей творческой цели.

Обучение в музыкальной школе и, в частности индивидуальная работа учащегося – это творческий процесс. Он тренирует и развивает память мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями и предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. По мере творческого развития учащихся происходят определенные качественные изменения психики: перестройка психических функций, становление качеств, присущих творческой личности.

Именно музыкальная школа помогает развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Таким образом, на занятиях, педагог в проблемной форме учит учащихся умению учиться самостоятельно и уметь обходиться без поддержки в сложных для него ситуациях во взрослой жизни.

 

Список литературы:

 

1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Дайри, Н.Г. О сущности самостоятельной работы. Н. Дайри, -М.: Народное образование. -1963.- №8-145с.

3. Дистверг, А. «Избранные педагогические сочинения». М.: Учпедгиз, 1956.

4. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Б.П. Есипов, -М,:Учпедгиз, 1961.-94с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001 [ 265]

6. Кременштейн, Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Классика XX в., 2003.

7. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст] - М.: Знание, 2006. – 296с.

8. Кудрявцев, В.Т. О проблемном обучении. [Текст] - М.: Знание, 2006. – 80 с.

9. Лернер, И. Л. Проблемное обучение. [Текст] - М.: Академия, 2005.- 302с.

10. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] – М.: Педагогика, 2008. - 290с.

11. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. М. Просвещение. 1983.

12. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М. 2002.

13. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз. 1961.- 200с.

14. Оконь, В.В. Основы проблемного Обучения. - М.: Просвещение. 1986.

15. Педагогический энциклопедический словарь. - Научное изд-во.: Большая энциклопедия, - М.: 2003 – 253с.

16. Пидкасистый, П. И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении»: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980.

17. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1974. – 195 c.

18. Чаша мудрости. Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов. – М.: Детская литература, 1978.- 157с

19. Шнабель А. Моя жизнь и музыка. Пер. с англ. Я. Резникова. – В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. М., 1967. - с.63-192.

20. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика - XXI, 2001.- 176 с.

21. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. [Текст] - М.: Просвещение, 2009.- 75с.

22. https://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_233_1.shtml

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: