Конфликтология– наука, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.
Конфликтолог – 1) профессия человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные ситуации любого уровня; 2) специалист по оказанию консультационной, методической, аналитической, информационной и научно-практической помощи в области разрешения конфликтов.
Для того чтобы анализировать специфику конфликтов в бизнесе, прежде всего, необходимо определить, что представляет собой бизнес, какие ценности и интересы разделяет бизнес-сообщество.
С точки зрения современного российского законодательства, субъекты бизнеса – «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)», либо некоммерческие организации, которую эту цель не преследуют. Та экономическая деятельность, которая называется бизнесом, реализуется посредством коммерческих организаций. Итак, цель коммерческих организаций – получение прибыли. Однако понимание бизнеса не стоит ограничивать данным положением.
Законодательные нормы относительно разграничения деятельности на коммерческую и некоммерческую связаны, в первую очередь, с определением налогообложения и потому не могут предоставить логически исчерпывающее понимание, сосредоточиваясь на практических финансовых интересах государства.
Поэтому мы обратимся к трудам классиков социологии, в частности к К. Марксу и М. Веберу, в которых особое место отводится сущности бизнеса. Структурно-классовая теория К. Маркса предполагает движение человеческих обществ по пяти формациям: - первобытно-общинная; - рабовладельческая; - феодальная; - капиталистическая; - коммунистическая.
|
С ранних времен существования человеческих обществ люди осуществляли обмен товарами и услугами. Возможность обмена как такового обусловлена различиями между людьми – в их природных талантах и приобретенных умениях. Эти обстоятельства формируют такой важный исторический процесс как разделение труда.
В первобытно-общинной формации, с точки зрения К.Маркса, преобладает разделение труда по принципу специализации. Одни люди занимаются охотой, другие – собирательством, третьи – ремеслом, четвертые – земледелием, пятые – скотоводством и т.д. Между ними завязываются отношения обмена результатами своей деятельности.
Однако в дальнейшем, в связи с ростом численности населения, изобретением более технологичных средств производств и укрупнению производительных процессов, происходит разделение труда по иному принципу: выделяется класс управляющих и класс управляемых. Первые осуществляют организацию, планирование, контроль производственных процессов, а вторые заняты физическим или умственным трудом, благодаря которому создается продукт.
Оказываясь под контролем управляющих, продукт, производимый управляемыми, отчуждается от них. Управляемые теряют возможность распоряжаться продуктом, поскольку средства производства оказываются в собственности управляющих. Иными словами, технологический прогресс, производство сложных продуктов требуют такой организации труда и таких средств производства, над которыми управляемые не могут установить собственный контроль и они оказываются в экономической зависимости от управляющих.
|
Таким образом, управляющие и управляемые, по мнению К.Маркса, переходят в классы угнетателей и угнетаемых соответственно. Первобытнообщинная формация переходит в рабовладельческую. К экономической зависимости добавляется политическая и правовая.
Феодальное общество характеризуется большей экономической и политической свободой, чем рабовладельческое. Именно в это время города становятся свободными экономическими центрами. Сбежав в город, зависимый крестьянин мог при наличии возможностей стать ремесленником, торговцем, т.е. свободным человеком, самостоятельно осуществляющим экономическую деятельность. Капитализм возникает, по мнению К.Маркса, в процессе создания предприятий современного типа, в которых средства производства находятся в собственности капиталиста, но в то же время рабочие предприятий (пролетариат) не имеют никакой зависимости от своего нанимателя, кроме экономической.
Таким образом, современный бизнес, исходя из выводов К.Маркса, – это экономическая модель организации труда, имеющая в себе перманентный конфликт между классами буржуазии и пролетариата, направленная на извлечение прибыли.
Бизнес находится в конкурентной среде. Конкуренция подчиняется экономическим и юридическим законам и также является своего рода латентным конфликтом, в который вступает каждый бизнесмен. Латентность конкуренции как конфликта заключается в том, что зная о ней и участвуя в конкурентных отношениях, предприниматели могут не иметь друг с другом ни личных, ни деловых отношений, не знать друг друга в лицо, не иметь обид и озлобленности, которыми типичные конфликты, как правило, сопровождаются.
|
М.Вебер обращает внимание на недостаточность определения понятия бизнеса через контекст извлечения прибыли, «получения наживы»: «капитализм, безусловно, тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности».
Это связано с тем, что получение каких-либо материальных ресурсов – денег, драгоценностей – может быть организовано вне правового поля. Пиратство, набеги и военные походы, в которых важную роль играет получение экономических результатов, организуются государствами и нарушают дух международно-правовых отношений.
Это, по мнению М.Вебера, не является капитализмом, поскольку в его основе нет рациональной организации труда и соблюдения законности при осуществлении этой деятельности. Для М.Вебера, в отличие от К.Маркса, негативно оценивающего капитализм как явление, сущностью капитализма является рациональное и добросовестное вложение в дело труда как работодателей, так и работников.
Ж.Кальвин считает, что спасение человека (т.е. попадание в рай или ад после смерти) изначально предопределено Богом, и человек не может изменить уготованную ему до рождения участь.
Однако, в то же время, человек в течение своей жизни может получить информацию о том, определен он к спасению или нет. Критерием спасения человека является успех в финансовых, предпринимательских делах. Иными словами, по своим достижениям в бизнесе человек может судить о том, спасен ли он Богом или нет.
Именно это представление Ж.Кальвина, которое можно назвать фаталистическим, по мнению М.Вебера, является определяющим фактором, давшим толчок к развитию законного, современного бизнеса в европейских странах. Распространение кальвинизма, с одной стороны, способствовало исполнению заповедей, что породило стремление человека к одобряемой законом и нравственностью деятельности. С другой стороны, несмотря на фатализм Ж.Кальвина, повысилась мотивация к предпринимательской деятельности, поскольку именно ведения бизнеса позволяет достичь законного финансового успеха, который является для кальвинистов критерием спасения человека.
В целом, бизнес, по мнению классиков социологии, характеризуется следующими аспектами:
1) Целями ведения бизнеса являются:
- извлечение прибыли; - самореализация (исполнение предназначения).
2) Способы ведения бизнеса характеризует: - законность;
- рациональная организация труда.
3) Отношения участников бизнеса характеризует:
- перманентный латентный конфликт бизнесменов друг с другом (конкуренция);
- перманентный конфликт работника и работодателя (компромиссные трудовые отношения);
- наличие экономической взаимозависимости друг от друга. Исходя из этого, можно дать определение бизнеса:
Бизнес – это законная экономическая деятельность, характеризующаяся рациональной организацией труда, направленная на извлечение прибыли и сопровождаемая внешними и внутренними конфликтами.
Современный бизнес существует в конкурентной среде. Кроме того, отношения работодателей и работников apriori являются конфликтными и могут быть временно урегулированы посредством компромисса.
Это действительно так, поскольку интерес работодателя в том, чтобы меньше платить и получать больший результат. Интерес работника, напротив, заключается в том, чтобы получать как можно больший доход, при этом, по возможности, меньше работая.