Ценности и интересы бизнес-сообщества.




Кто же такие предприниматели?

Рассмотрим предпринимателей и бизнесменов как некоторую социальную группу, объединяемую общими ценностями и интересами. Определим смысловое различие между предпринимателями и бизнесменами.

Предприниматель – это человек, который осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством внедрения значимых инноваций.

Бизнесмен – это человек, который осуществляет управление капиталом, т.е. рациональной организацией труда с целью извлечения прибыли. Различие между этими понятиями касается в первую очередь качества того предприятия, которым управляет человек – является ли оно инновационным или нет.

Мы говорим о человеке как о предпринимателе или бизнесмене, однако под словом «предпринимательство» не понимается само дело, предприятие, в отличие от слова «бизнес», которое чаще всего используется именно в этом значении.

Бизнес может быть инновационным или традиционным. Причем, инновации могут применяться ко многим аспектам бизнеса: технологии, организации производства, организации продаж, взаимодействию с потребителем, отношениям собственников и т.п.

Иными словами: каждый предприниматель владеет бизнесом, но не каждый бизнесмен является предпринимателем. Хотя и в науке, и в СМИ, и в публицистике эти слова зачастую заменяют друг друга без изменения смысловой нагрузки.

Сегодня «предприниматель» и «бизнесмен» используются как синонимы, поскольку смысловое различие этих понятий не является существенным для исследования конфликтов в бизнесе. Исключение составляет случай конфликта инвесторов и стартаперов (когда с одной стороны выступает хозяин капитала, с другой – носитель идеи, т.е. потенциальный предприниматель, еще не имеющий бизнеса).

Есть и другое значение, в котором часто употребляется слово «бизнес» - сообщество предпринимателей или бизнесменов. Во избежание путаницы стоит использовать слово «бизнес» в значении экономической деятельности или предприятия бизнесмена.

Для обозначения сообщества предпринимателей стоит применять термин «бизнес-сообщество».

Рассмотрим базовые ценности и интересы бизнес-сообщества, которые позволяет нам изучить причины возникновения конфликтов в бизнесе и те принципы и способы поведения, которые присущи предпринимателям в ходе конфликтного взаимодействия.

Ценностные ориентации представляют собой «идеологические, политические, моральные и другие основания для оценки человеком окружающей действительности».

Ценности – это глубинные убеждения людей, которые задают цели их существования и деятельности, а также нормы, которым эта деятельность должна соответствовать.

С точки зрения исследователя ценностей М.Рокича ценности разделяются на две большие группы:

1) терминальные ценности – убеждения, которые определяют смысл существования человека, стремление к которым является важнейшей целью, а отказ от которых равен потере идентичности;

2) инструментальные ценности – убеждения, создающие предпочтение тем или иным формам, способам и принципам поведения в различных ситуациях.

По данным различных исследований для предпринимателей имеют значение следующие терминальные ценности:

- свобода и ответственность;

- стремление сделать мир лучше;

- семья, обеспечение близким достойного уровня жизни;

- индивидуальность, самореализация.

Среди инструментальных ценностей выделяются:

- готовность идти на риск;

- стремление к власти и влиянию на политику;

- трудолюбие и работоспособность.

Некоторые исследования показывают что, для значительной части предпринимателей семейные ценности оказываются второстепенными по отношению к интересам дела, бизнеса, самореализации.

Среди предпринимательских ценностей выделяются такие, как: - упорный труд и осуждение досуга; - авантюризм; - лидерство; - стремление к победе любой ценой; - игровое отношение к жизни.

Кстати, данные качества, по мнению ряда исследователей, в целом отражают специфику психологии успешного человека, не обязательно занимающегося собственным бизнесом.

Ценностная модель Ш.Шварца, разделяющая ценности на десять больших групп, фиксирует четыре группы ценностей, которые присущи предпринимателям: - достижения; - самостоятельность; - власть; - универсализм.

Таким образом, исходя из приведенных выше данных, общими для предпринимателей являются следующие терминальные ценности: 1) свобода жизни и деятельности; 2) индивидуальность и самореализация; 3) стремление сделать мир лучше.

Общими инструментальными ценностями для предпринимательского сообщества, по мнению исследователей, являются: 1) чувство ответственности за свое дело; 2) готовность принимать решения и идти на риск; 3) упорство и целеустремленность.

Современные исследования среди предпринимателей в России показывают их высокую приверженность семейным ценностям, тогда как многие западные исследования показывают приоритет интересов бизнеса над интересами семьи.

Также в России не обнаружено осуждения досуга, в отличие от некоторых западных стран (Великобритания, США). Для большинства российских предпринимателей возможность обеспечить более качественный и частый отдых (в том числе с семьей) является важнейшим приоритетом, который толкает человека на выбор предпринимательства. Некоторые предприниматели стремятся к тому, чтобы в их свободное время, хобби было «максимально далеко от бизнеса». В то же время это преимущество бизнеса перекрывается реальным положением дел, поскольку предприниматель, согласно тому же исследованию, вынужден работать более усердно, чем наемный работник, и вкладывать в это значительно больше времени.

Также важно отметить, что ценностные ориентиры не всегда являются стабильными и склонны к изменениям. Эти изменения происходят из-за возраста, смены интересов, движений по карьерной и статусной лестнице. Иными словами, та или иная ценность имеет меньшее или большее значение для предпринимателей (как и для любого человека) в зависимости от той жизненной ситуации, в которой они находятся в момент исследования, из чего составление предельно точной карты ценностей не представляется возможным.

Рассмотрим, какие потребности являются актуальными для большинства предпринимателей в процессе ведения бизнеса.

1)Физиологические потребности. Удовлетворение базовых физиологических потребностей является основой для выживания, существования человека, а также ощущения им счастья и психологического комфорта. Ведение бизнеса позволяет достигать серьезных финансовых успехов, что позволяет поддерживать удовлетворение физиологических потребностей на высоком уровне. В частности, это имеет отношение к поддержанию здоровья, поскольку предпринимательская деятельность, помимо общих для всех возрастных изменений, сопряжена с высоким уровнем стресса, погруженностью в работу, усталостью, эмоциональным напряжением, которое сказывается на организме человека. В этой сфере финансовая обеспеченность позволяет предпринимателю иметь дорогостоящее лечение, а также при необходимости качественное психологическое сопровождение.

2) Безопасность. Поскольку ведение бизнеса осуществляется в конкурентной среде, которая таит в себе в т.ч. и незаконные способы борьбы с конкурентом, безопасность предпринимателя и его окружения часто играет важнейшую роль. Также это особенно важно для тех предпринимателей, имущество бизнеса которых является средствами производства. От их сохранность зависит возможность ведения самого бизнеса. В этой связи предприниматели вкладывают огромные средства в работу охранных структур с тем, чтобы их жизнь и имущество находились в безопасности. Актуализированность этого интереса настолько высока, что многие предприниматели не решаются выводить свой бизнес на новый финансовый и общественный уровень в страхе потерять то, что они имеют. Безопасность является одним из самых актуальных интересов бизнес-сообщества.

3) Любовь и принадлежность. Исследования показывают, что предпринимателей характеризует отсутствие ярко выраженной потребности в поддержке со стороны окружающих. Кроме того, тяга к индивидуальности перекрывает потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе.

Однако следует отметить, что для многих предпринимателей именно семья, возможность обеспечить ей высокий уровень жизни и проводить качественный совместный отдых, является тем фактором, который вдохновляет на ведение бизнеса. В то же время этот интерес редко является актуальным в конфликтах предпринимателей.

4) Уважение и признание. Бизнес носит соревновательный характер, поэтому уважение и признание часто являются теми интересами, из-за которых происходят самые ожесточенные конфликты.

Стремление быть первым, требование к себе почестей и уважения, амбициозность предпринимателей способны спровоцировать серьезное столкновение, сорвать партнерские отношения. Конфликт может начаться от одного-двух не вовремя и к месту сказанных слов, ущемляющих мнение о себе людей.

Таким образом, уважение и признание – это весьма актуальные интересы в деловых конфликтах.

5) Познавательные потребности. Конфликты по поводу знаний редко встречаются бизнесе. Как правило, нереализованность познавательных потребностей мешает общению людей друг с другой, эффективной коммуникации, однако сама по себе не является причиной конфликтов. Поэтому познавательные потребности не являются актуальными в бизнес-конфликтах.

6) Эстетические потребности. Перфекционизм, стремление сделать все максимально качественно и эстетически красиво могут стать факторами, влияющими на развитие конфликтов. Сами по себе эстетические потребности не являются причинами конфликтов. Их проявление в конфликте, как правило, свидетельствует о недопонимании участников конфликта и их психологических особенностей, которые мешают им договориться в данный момент. В то же время эстетические потребности являются мощным фактором, который способствует развитию бизнеса, его уникальности и успешности. Поэтому учитывать их в процессе разрешения конфликта – необходимость для грамотного специалиста.

7) Самореализация. По результатам сравнения ценностных систем предпринимательского слоя Пензенской области и остального населения страны было выявлено, что именно желание самореализоваться и быть независимым подтолкнуло людей заняться предпринимательством: «60% респондентов причиной, побудившей их стать предпринимателями выбрали «стремление реализовать себя, невозможность проявления всех своих способностей в качестве наёмного работника». Это важная и актуальная потребность, из-за которой происходят ожесточенные деловые конфликты. Стратегия ведения бизнеса строится на том, какого результата человек хочет достигнут. Этот результат соответствует внутренним жизненным целям человека. Когда люди по-разному смотрят на развитие одного бизнеса или отношения сотрудничества нескольких компаний, возникают конфликты, которые может назвать ценностями. Все предприниматели разделяют ценность самореализации, но при этом наполняют ее совершенно разным содержанием. В связи с этим, самореализация – одних из актуальнейших интересов предпринимателей. Следует особо отметить, что самореализация – интерес, наиболее зависимый от социально-демографических характеристик предпринимателей.

Когда в компании есть несколько собственников разного пола и возраста, на определенных этапах развития бизнеса могут возникнуть разнообразные конфликты, от исхода которых будет зависеть как будущая судьба этого бизнеса, так и будущее самих людей, вовлеченных в конфликтный процесс.

Видение самореализации изменяется под воздействием как внешних (политическая и экономическая обстановка, жизненные обстоятельства), так и внутренних факторов (регулярные психологические кризисы, переосмысление опыта и ценностей).

Иными словами, бизнес – это лишь способ самореализации, а потому именно от того, как его собственники реализуют эту потребность, зависит его будущее, а значит, и возможность конфликтов.

Таким образом, для бизнес-сообщества наиболее актуальными являются следующие интересы: - материальные интересы (финансы); - безопасность; - уважение и признание; - самореализация. Ценности и интересы бизнес-сообщества, являются факторами, влияющие на выбор способов управления конфликтами в бизнесе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: