I. История возникновения дирижерской палочки.




Музыка 23.04

Тема урока “Волшебная палочка дирижёра”.

 

I. История возникновения дирижерской палочки.

Эту палочку иногда называют волшебной. Потому что один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким или шумным ”.

 

 

И мы с вами сейчас это проверим.

Включите любую музыку, которую помните с урока

М.И.Глинка романс "Жаворонок"

 

Э.Григ "Песня Солвейг" (из сюиты "Пер Гюнт")

 

Э.Григ "Утро" (из сюиты "Пер Гюнт")

 

Э.Григ "В пещере горного короля" (из сюиты "Пер Гюнт")

 

И в такт музыке постучите карандашами о стол.

Скажите, мешал ли стук батуты=карандаша слушанию музыки?

Да, воспринимать музыку под такой стук очень сложно: стук батуты мешал слушанию музыки. восприятию музыки.

 

В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок

 

или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.

Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

 

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

 

 

 

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика, потому что дирижер направляет и управляет оркестром.

В переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит, инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Как вы думаете, трудно быть дирижером?

Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...”

Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

Евгений Светланов, - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

 

 

Вероника Дударова,

советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

 

Владимир Ашкинази, - пианист дирижер

Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.

 

Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) [1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).

 

Симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

 

 

Итак, давайте подведем итог.

Зачем нужен дирижер?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: