ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.





Основные виды социальных услуг:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
  • социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
  • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и ано­малий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, ока­зание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений)
- в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой про­граммы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляют клиентам в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в предисловии, в следующих формах.
4.1 Социально-бытовые услуги
4.1.1 Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
4.1.2 Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
4.1.3 Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
4.1.4 Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
4.1.5 Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
4.1.6 Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам — брить бороду и усы.
4.1.7 Оказание помощи в написании и прочтении писем.
4.1.8 Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
4.1.9 Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
4.1.10 Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
4.1.11 Содействие в приготовлении пищи.
4.1.12 Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости
4.1.13 Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.
4.1.14 Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
4.1.15 Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
4.1.16 Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
4.1.17 Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
4.1.18 Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
4.1.19 Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
4.1.20 Создание условий отправления религиозных обрядов.
4.1.21 Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.
4.1.22 Содействие в направлении в стационарные учреждения.
4.2 Социально-медицинские услуги
4.2.1 Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
4.2.2 Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
4.2.3 Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание)
4.2.4 Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
4.2.5 Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
4.2.6 Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.
4.2.7 Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.
4.2.8 Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
4.2.9 Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драго­ценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
4.2.10 . Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
4.2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.
4.2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
4.2.13 . Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного меди­цинского осмотра и первичной санитарной обработки.
4.2.14. Организация медико-социального обследования.
4.2.15. Оказание первой доврачебной помощи.
4.2.16 Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).
4.2.17 Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
4.2.18 Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
4.2.19 Организация лечебно-трудовой деятельности.
4.2.20 Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).
4.2.21 Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
4.2.22 Организация экстренной медико-психологической помощи.
4.2.23 Формирование и организация работы «групп здоровья» по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.
4.2.24 Социально-медицинский патронаж.
4.2.25 Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
4.2.26 Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изде­лиями медицинского назначения.
4.2.27 Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
4.2.28 Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
4.2.29 Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслу­живаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
4.2.30 Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
4.2.31 Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
4.2.32 Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
4.2.33 Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
4.2.34 Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навы­кам самообслуживания, общения, самоконтроля.
4.2.35 Услуги по слухопротезированию.
4.3 Социально-психологические услуги
4.3.1 Социально-психологическое и психологическое консультирование.
4.3.2 Психологическая диагностика и обследование личности.
4.3.3 Психологическая коррекция.
4.3.4 Психотерапевтическая помощь.
4.3.5 Социально-психологический патронаж.
4.3.6 Психологические тренинги.
4.3.7 Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
4.3.8 Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
4.3.9 Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, под­адривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
4.4 Социально-педагогические услуги
4.4.1 Социально-педагогическое консультирование.
4.4.2 Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.
4.4.3 Педагогическая коррекция.
4.4.4 Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
4.4.5 Содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования.
4.4.6 Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для исполь­зования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
4.4.7 Социально-педагогический патронаж.
4.4.8 Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
4.4.9 Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.
4.4.10 Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
4.4.11 Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
4.4.12 Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).
4.4.13 Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.
4.4.14 Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
4.4.15 Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
4.4.16 Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
4.4.17 Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
4.4.18 Организация обучения детей- инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.
4.4.19 Услуги по переводу на язык жестов.
4.5 Социально-экономические услуги
4.5.1 Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5.2 Оказание материальной помощи.
4.5.3 Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.
4.5.4 Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
4.5.5 Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховы­ми аппаратами, очками.
4.5.6 Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
4.5.7 Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.
4.6 Социально-правовые услуги
4.6.1 Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслужива­ние в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
4.6.2 Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
4.6.3 Помощь в оформлении документов.
4.6.4 Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
4.6.5 Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодатель­ством льгот и преимуществ, социальных выплат.
4.6.6 Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.
4.6.7 Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном зако­нодательством.
4.6.8 Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслужи­вания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.
4.6.9 Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.
4.6.10 Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нужда­ющихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
4.6.11 Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
4.6.12 Содействие в получении страхового медицинского полиса.
4.6.13 Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.).
4.6.14 Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.15 Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
4.6.16 Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
4.6.17 Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
4.6.18 Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
5 Требования к порядку и условиям оказания социальных услуг
5.1 Порядок и условия оказания социальных услуг установлены в соответствии с положениями федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
5.2 Социальные услуги предоставляют на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в соответствующие органы или учреждения соци­альной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.
5.3 При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:
- выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреж­дения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
- отказ от социальных услуг.
Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в раз­глашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации.
5.4 Социальные услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допускается анонимное обращение клиентов для получения услуг отдельных видов.
5.5 Правом на внеочередное обслуживание в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 14, 15, 18 федерального закона «О ветеранах».
Преимущественным правом получения социальных услуг в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 20 федерального закона «О ветеранах», а также одинокие нетрудоспособные граждане, родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, реабилитированные граждане и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.
5.6 Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
5.7 Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.
5.8 Граждане, направляемые в учреждения, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими.
Помещение граждан в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — на основании письменного заявления их законных представителей.
Помещение в специализированные стационарные учреждения безнадзорных, беспризорных и находящихся в социально опасном положении детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляют на основании:
- личного обращения несовершеннолетнего;
- заявления родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, кроме случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направления органа управления социальной защитой населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) других муниципальных и административно- территориальных образований о необходимости помещения несовершеннолетнего в подобное учреждение.
Ключевые слова: социальное обслуживание населения, социальная служба, клиент социальной службы, учреждение социального обслуживания, трудная жизненная ситуация, социальные услуги, социально-экономические услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги, социально-бытовые услуги.

1.3ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАРЬЕРА И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЬНОЙ РАБОТЕ.

Социальная работа - неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования, опираясь на то, что работа с трудными жизненными ситуациями составляет основное содержание деятельности специалиста.

Трудности, присущие социальной работе в целом, усугубляются некоторыми социальными особенностями, в частности, неопределенными границами и уровнями профессиональной компетентности, отсутствием достаточного количества критериев оценки эффективности социальной деятельности.

Для того, чтобы достигнуть мастерства в профессиональной деятельности, специалисту по социальной работе необходимо обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, умениями, навыками, компетентностью и высокой мотивацией. Очень важно, чтобы профессионал обладал не только мастерством, но и отличался высокой эффективностью и стабильностью результатов деятельности. Высокоэффективная деятельность характеризуется высокими показателями качества и производительности и преследует социально значимые цели.

Результаты исследований продуктивности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе доказывают, что к практическому работнику необходимо предъявлять как минимум, два типа требований (А. В. Петровский, 1986):

- профессиональная грамотность. Данный критерий обусловлен тем, что профессия специалиста по социальной работе – мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики как психология, педагогика, юриспруденция, социология и медицина. Данная профессия предполагает не только наличие знаний, но и практических умений реализации технологий этих областей.

- социальная компетентность (умение организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения).

Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут специалисту стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. В контактной социальной проблеме разрешаются, как правило, личностные, жизненные проблемы, которые имеют глубокий содержательный смысл.

Профессиональное владение навыками, умениями, поможет специалисту в оптимальном ключе справиться как с задачами первого порядка (помощью клиентам в решении сущностных проблем), так с проблемами процессуального порядка. При условии прочного освоения базовых навыков и умений гарантировано успешное решение большинства проблем,

 

встречающихся в практике социальной работы на индивидуально - личностном уровне.

Стратегий решения проблем может быть великое множество при условии творческого подхода к реализации алгоритма решения проблемной ситуации.

Кроме самих проблем, сложным часто являются и их носители, так называемые «трудные» клиенты, общение с которыми требует особого напряжения. Кроме того, достаточно важно учитывать, что работа с клиентом предполагает навыки панорамного видения жизни, наличие позитивных временных перспектив. Поэтому немаловажна организация работы с таким понятием как «биографическая компетентность». Она является составной частью компетентности специалистов и понимается как знание законов становления индивидуальной и социальной субъективности, понимание причин и факторов, определяющих логику жизненного пути, знание механизмов биографического развития личности (Г. Е. Соловьев).

Вопросы биографического развития клиента, особенности его биографии - определяющие в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Поэтому особое внимание в работе необходимо уделять анализу биографий людей, формированию навыков знакомства, анализу и оценке биографического развития, методам реабилитации индивидуальной субъективности личности. В соответствии с исполняемой работой профессиональная деятельность специалиста по социальной работе включает:

- знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире (В. Н. Куницына, 1995),

- как определенный уровень адаптации, позволяющий эффективно выполнять заданную социальную роль (Е. В. Флерова, 1998);

- как уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций на социальные явления (Е. В. Белицкая, 1995).

Изучение личности профессионала на любом этапе работы связано с необходимостью разработки «модели специалиста», под которой исследователями (Н. Дулина, Р. Петрунева, В. Токарев) понимается своеобразный идеал, наиболее полно соответствующий профессиональным требованиям. Специалист оправдывает социальные ожидания только тогда, когда его личностная, общая и профессиональная культура развиваются опережающими по отношению к другим членам общества темпами.

Совокупность финальных целей - перечень задач, которые должен уметь решать специалист по завершении обучения, получила название «модели» ( профиля) специалиста ( Н. Ф. Талызина, И.А. Володарская).

В отличие от этой традиционной «модели специалиста», включающей профессиональные, познавательные и коммуникативные свойства и характеристики, личностно ориентированная модель творческого профессионала в данном исследовании характеризуется целостностью

 

профессиональных и личностных компонентов профессиональной компетентности.

Карьера успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Карьера — продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере.

В ряде случаев карьера — это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).

Карьера — это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе и на рабочем месте.

Карьерному росту способствуют:
1)должностные ступени, уровни иерархии;
2) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания;
3) статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.п.);
4) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);
5) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).
Карьера — это профессиональный рост человека, увеличение его влияния, авторитета, статуса в окружающей среде, проявляющийся в его продвижении по ступеням должностной, квалификационной, материальной и социальной лестницы.

Карьерный рост — это постоянно разворачивающийся процесс запланированных и направленных на достижение жизненных целей и реализацию личной занятости действий. Развитие обозначает рост, овладение индивидом навыками и их применение. Карьерный рост есть итог сочетания индивидуального планирования карьеры и обеспечения организацией поддержки и возможностей, и представляет собой процесс сотрудничества между работником и работодателем, посредником в котором выступают кадровые агентства.

Существуют субъективный и объективный план рассмотрения карьерного роста. Большинство исследователей отмечает, что наиболее адекватным является сочетание субъективных и объективных факторов при рассмотрении карьерного роста.

Субъективный аспект предполагает все, что касается индивидуального карьерного пути человека – выбор профессии, продвижение по службе, удовлетворенность и т.д. Подразумевается, что в ходе карьерного роста индивид поднимается по ряду ступеней, каждая из которых обладает уникальным набором характеристик, тем и задач.

Объективный план карьерного роста заключается в структурной особенности организации-работодателя: упорядоченной последовательности позиций, которые могут занимать работники.

При анализе карьерного роста необходимо учитывать организационный контекст, в котором он реализуется. При этом рассматриваются как вклад карьерного роста в эффективность работы организации, так и особенности развития карьеры в рамках различных карьерных систем.

Профессиональный рост - это достижение уровня успеха в рабочей деятельности, постоянное повышение своего квалификационного уровня работником, продвижение по служебной лестнице!!!

 

Виды карьеры:

 

Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо

выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной рабочей группы, программы и т. п.).

К горизонтальной деловой карьере можно отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие «Горизонтальная карьера» не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Это восхождение по ступеням профессионального мастерства. Умение делать то, чего другие не умеют. Эти знания и умения, которые внутри человека, которые нельзя отобрать.

Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаше всего связывают само по­нятие деловой карьеры, т. к. в этом слу­чае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается по­дъем на более высокую ступень структур­ной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Это такая карьера в собственном смысле слова, то есть продвижение с более низших на более высокие ступени «служебной лестницы», то есть организационной иерархии.

Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях. Карьера заключается в том, что ты постепенно растешь в должности, двигаешься вверх и в какой-то момент занимаешь руководящий пост, в этом случае продвижение наиболее очевидно, и именно поэтому с «вертикальным взлетом».

Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации.

Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

 

Этапы карьеры (трудовой деятельности):

 

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30.

В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.062 с.