Хронология жизни Прокудина-Горского




Год. По инициативе Д. И. Менделеева был организован V фотографический отдел Императорского Русского Технического Общества.

· 1889—1891 годы. Прокудин-Горский проходит практику в фотохимических лабораториях, знакомится с работой Адольфа Мите и Эдма Жюля Момена.

· 1897 год. Прокудин-Горский начинает делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО). (Он продолжит эти доклады до 1918) года.

· 1898 год. Прокудин-Горский публикует первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами»

· 1898 год. Прокудин-Горский представляет свою работу «О фотографировании падающих звёзд (Звёздных дождей)» в Императорском русском техническом обществе где его принимают в члены фотографического отдела.

· 1900 год. Императорское Русское Техническое общество показывает чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

· 1901 год. В Санкт-Петербурге на Б.Подъяческой, д. 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, в этом доме в течение 10 лет будет жить семья Прокудиных-Горских.

· 1903 год. Прокудин-Горский публикует брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».

· 1904 год. Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в княжестве Финляндском и Лужском уезде Санкт-Петербургской Губернии.

· 1905 год. Прокудин-Горский предпринимает первое большое фотопутешествие по России, в ходе которого снимает виды Кавказа, Крыма и Малороссии.

· 1906 год. Прокудин-Горский становится редактором Петербургского журнала «Фотограф-любитель» и остаётся на этой должности до 1909 года. Он пишет серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

· 1906 год. Прокудин-Горский получает золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце

· 1907 год. Прокудин-Горский делает много цветных снимков Самарканда и Бухары.

· 1908 год. Прокудин-Горский задумывает и разрабатывает план путешествия по Российской империи с использованием фотоаппарата, который экспонирует одну продолговатую пластинку три раза в быстрой последовательности через три фильтра различного цвета. С помощью проектора его же конструкции, соединяющего три изображения в одно, получается цветное комбинированное изображение.

· 1908 год. Прокудин-Горский выступает с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе, и в других учреждениях города.

· Май 1908 года. Прокудин-Горский фотографирует Льва Толстого в Ясной Поляне.

· 1908 год. Прокудин-Горский проводит несколько лекций с использованием проекций цветных диапозитивов, в том числе и Великому Князю Михаилу Александровичу, который способствует представлению Прокудина-Горского императору Николаю II.

· Май 1909 года. Николай II приглашает Прокудина-Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. Прокудин-Горский получает официальную поддержку своему плану провести фотообзор Российской империи.

· Лето-осень 1909 года. Прокудин-Горский совершает фотопутешествия по водному пути Мариинского канала, посетил южные уезды Олонецкой губернии, промышленной части Урала.

· 1915 год. Путешествовал по строящейся Мурманской железной дороге. Сделал более 120 снимков дороги, достопримечательностей Олонецкой губернии и Петрозаводска.

· 1918 год. Эмигрировал в Европу.

· 1922 год. Прокудин-Горский получает английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.

Версия биографии 3

Надо сказать, что еще в 19 веке многие бились над вопросом, как привнести в фотографию цвет. Например, в 1861 году Джеймс Клерк Максвелл попробовал снять пёструю ленту, пропустив ее через 3 фильтра: красный, зеленый и синий. Затем он осветил негативы через эти фильтры. Так и получилась первая в мире цветная фотография. Конечно, она была низкого качества, передать цвета такими, какими они были в жизни, не удавалось. Но пройдет еще лет 40, и наш с вами Сергей Прокудин-Горский начнет создавать фото-наследие тех далеких времен.

Сергей был человеком разносторонним, интересующимся химией, живописью, музыкой, фотографией. Кстати, Прокудин-Горский изучал химию под руководством самого Менделеева! Вполне вероятно, что это ему и помогло в создании особой эмульсии, которой нужно было покрывать стеклянные пластины, а через них освещать негативы, чтобы выровнять чувствительность к световому спектру.

В 1902 году профессор Адольф Мите создает камеру для цветной съемки. Это становится серьезным шагом вперед в развитии фотографии. Теперь для Прокудина-Горского по чертежам профессора в Германии собирают оборудование для создания снимков в цвете. Надо сказать, что эмульсия, изобретенная Сергеем, помогла фотографии стать настолько приличного качества, что его снимки могут встать в один ряд с сегодняшними, снятыми с помощью современной аппаратуры, а то и вовсе превзойти их.

Интересно то, что Сергей горел идеей проехать по России и снять всю красоту природы, памятники архитектуры, быт людей, инфраструктуру. Поначалу он путешествовал самостоятельно, на свои средства, которых катастрофически не хватало. Сергей стал думать, как начать зарабатывать деньги с помощью фотографии. И создал фото-мастерскую, а также решил в будущем начать выпуск первых цветных открыток с видами России. Такие открытки становятся невероятно популярными и начинают вскоре приносить доход.

Слухи о фотографе, который показывает цветные карточки, разнеслись довольно быстро, и Сергей начинает всё чаще встречаться с влиятельными людьми, с элитой того времени. И вот однажды в 1909 году его приглашают показать фотографии для императорской семьи. Прокудин-Горский выстроил свой показ так, чтобы от фотографии к фотографии эмоции нарастали. И в какой-то момент в перерыве к нему подошел император и поинтересовался, какие планы у Сергея, как он собирается распорядиться своей техникой и умением. На что наш герой рассказал о желании запечатлеть всю Россию, даже самые отдаленные ее уголки. Императора это заинтересовало, но лишь на уровне светской беседы. Николай II не знал, что у Сергея есть козырь в рукаве: не зря он особым образом выстроил программу показа, к его концу император не мог сдержать восторга, спрашивал Прокудина-Горского о том, как ему помочь.

Решили так: император предоставляет Сергею железнодорожный вагон, в котором есть целая фотостудия, небольшой пароход и лодку для съемок на воде, автомобиль Ford, а также ключи от всех дверей - было особое распоряжение пускать фотографа на все объекты, в том числе секретные, показывать ему всё, что он попросит. Предполагалось сделать 10 000 фотографий за 10 лет. Надо сказать, что Прокудину-Горскому был предоставлен только транспорт. Разумеется, это уже очень много, но все съемки и закупка материалов происходили за его счет. Вот такая господдержка, ни одного лишнего рубля из казны.

За следующие 7 лет наш герой проедет невероятные по тем временам расстояния, побывает в отдаленных точках империи, таких как Урал, Кавказ, Соловецкие острова, Мурманская железная дорога, Камско-Тобольский водный путь, доедет до Бухары и сделает огромное количество фотографий, которые покажут нам с вами спустя столько долгих лет, что дореволюционная Россия - это будто бы не так давно, не так далеко от нас сегодняшних. Удивительные чувства возникают, когда смотришь на его снимки: они потрясающе четкие, глубокие, он так здорово работает с перспективой, что возникает чувство, будто изображение не просто объемное, а живое. Современные телевизоры так не показывают.

Как можно увидеть на фотографиях, за порядком в империи следили, всё содержалось в чистоте, глаз радуется!

Когда случилась революция, а затем была уничтожена императорская семья, Сергей Прокудин-Горский принимает решение уехать из России. Наверное, он понимал, что здесь его не ждёт больше ничего хорошего: вся мозаика империи, которую он заботливо собирал годами по кусочкам на своих снимках, разрушалась, шла гражданская война, да и он сам в любой момент мог оказаться под чутким прицелом новой власти. Вот так очередной талант покинул родину, поселился в Париже, успешно работал с братьями Люмьер и прожил долгую жизнь. Надо сказать, что после смерти Прокудина-Горского, все негативы будут проданы его ближайшими родственниками Библиотеке Конгресса США. И только в 2001 году милостивые заокеанские друзья открыли доступ к этим фотографиям, спасибо им за это. А нам лишь остается память о том, что именно в России был такой невероятный человек, который показал нам с вами, как жила империя в самых ярких красках.

Литература

· Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский. — М., 2003.

· Российская империя Прокудина-Горского. 1905—1916. «Красивая Страна», 2008.

· Российская империя в цвете: Владимирская и Ярославская губернии. 1909—1915 (альбом). — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2007.

· Prokudin-Gorski, Sergei Michailowitsch; Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II (англ.). — Doubleday, 1980. — ISBN 0-385-27158-1.

· Coote, Jack H. Illustrated History of Colour Photography (англ.). — Fountain Press, 1993.

· Гаранина С. Ученый, изобретатель, фотохудожник // Советское фото. — 1982. — № 8. — С. 25—26.

· Гаранина С. Неизвестные диапозитивы (снимки С. Прокудина-Горского в Ясной Поляне) // Советское фото. — 1983. — № 2. — С. 40—41.

· Гаранина С. Прокудин-Горский С. Выдающийся деятель фотографии (памяти С. М. Прокудина-Горского) // Фотография. — 1994. — № 4. — С. 29—31.

· Гаранина С. Обзор источников творческого наследия С. М. Прокудина-Горского (1863—1944) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: Сборник статей. Вып. 2. — Политехнический музей, 2001. — С. 141—171.

· Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.

· Красильников Ю. Россия, которую мы открываем (недоступная ссылка) // Компьютерра. — 2001. — № 42.

· Октябрьская И. «Фотография в натуральных цветах — моя специальность…» // Эксперт № 30—31 (764). — 2011. — 1—14 августа. — С. 9—18.

· Прокудин-Горский С. М. Неделя в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого (воспоминания) // Иллюстрированная Россия. — 1936. — № 8.

· Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 435—464 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)

· Нарышкина-Прокудина-Горская Н. А. «Семейная сага. Секунды, минуты, столетия…» — СПб.: Издательство: Нестор-История, 2010. — 470 с., — 3000 экз. — ISBN 978-5-98187-670-7.

· Гаранина С. П. Российская империя в цветных фотографиях С. М. Прокудина-Горского. — М.: «Красивая Книга», 2006.

· И. В. Газеева, С. А. Кузнецов. Выпуск 1. Типы кинопленок и их применение: // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб.,: Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.

· А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6.

· Э. Фогель. Карманный справочник по фотографии / Ю. К. Лауберт. — 14-е изд.. — М.: «Гизлегпром», 1933. — 368 с. — 50 000 экз.

· Р. В. Г. Хант. Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. — СПб., 2009. — 887 с.

· А. В. Шеклеин. 7 ловушек цифровой фотографии // «Фотокурьер»: журнал. — 2006. — № 3/111. — С. 3—19.

· Никитин В. А. Дело всей его жизни // Рассказы о фотографах и фотографиях. — Л., 1991. — С. 47—71.

· С. М. Прокудин-Горский. Российская Империя в цветных фотографиях. — М.: Красивая Книга, 2020. — 330 с. — ISBN 978-5-907274-86-0.

 

https://yandex.ru/turbo/cameralabs.org/s/5133-dorevolyutsionnaya-rossiya-v-tsvetnykh-fotografiyakh-sergeya-prokudina-gorskogo

https://zen.yandex.ru/media/historia/rossiiskaia-imperiia-v-cvete-unikalnye-fotografii-nachala-xx-veka-sergeia-prokudinagorsk

https://visualhistory.livejournal.com/137750.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокудин-Горский,_С

https://www.prokudin-gorsky.org/rightpages.php%3F

Постановочное фото из фильма Леонида Парфенова "Цвет нации", здесь наиболее наглядно показаны те самые цветные пластины, через которые освещались негативы.

 

Сергей Михайлович Прокудин-Горский Урал

Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Никольский собор Можайск Прокудин Горск

Златоуст Прокудин Горский

Прокудин Горский Суздаль

Прокудин Горский Горицкий монастырь

Прокудин Горский Торжок

Прокудин Горский Церковь Иоанна Златоус

Прокудин Горский Борисоглебский монаст

Абрамовский мост в Тобольске

Кирилло-Белозерский монастырь Прокуди

Пермь фотограф Прокудин Горский

Златоуст Прокудин Горский

Сергиев Посад Прокудин Горский

Волга Старица Прокудин Горский

Прокудин Горский Екатеринбург

Екатеринбург Прокудин-Горский в цвете

Никольский собор в Можайске фото Прокуд

Фотографии Рязани Прокудина Горского

Прокудин Горский храм монастыри Суздаль

Прокудин Горский Пермская Губерния

Ветряная мельница Прокудин Горский

Нило-Столобенская пустынь Прокудин-Гор

Воскресенский монастырь Торжок

Прокудин Горский Ростов Великий

Прокудин Горский Екатеринбург

Проскудин ---Горский Урал

 

Миллионы фотографий ежедневно создаются по всему миру. Кто-то плодит многочисленные селфи в одних и тех же ракурсах для инстаграма, кто-то занимается профессиональной съемкой и ради качественного кадра готов на всё. Сегодня мы пришли к тому, что почти у каждого есть камера на телефоне, фотографии стали обычным делом. Раньше, еще лет 100 назад, фотокарточка не бывала случайной. Каждый снимок был чем-то торжественным, да и вообще делом серьезным, требующим подготовки. Поэтому такими забавными нам кажутся старые фотографии, где все семьи в одинаковых постановочных позах, непременно, в своей лучшей одежде и со строгим лицом. Иметь свой снимок было делом престижным и довольно дорогим. А вот теперь представьте себе, что в то время, как люди копили деньги на черно-белую фотокарточку, в Российской империи один кудесник во всю делал цветные снимки. Они сохранились и по сей день. Благодаря им можно увидеть в цвете жизнь людей, архитектуру, природу. Человека, который преподнес нам с вами такой ценный подарок, звали Сергей Прокудин-Горский.

Сергей Прокудин-Горский. По реке Каролицхали.

Надо сказать, что еще в 19 веке многие бились над вопросом, как привнести в фотографию цвет. Например, в 1861 году Джеймс Клерк Максвелл попробовал снять пёструю ленту, пропустив ее через 3 фильтра: красный, зеленый и синий. Затем он осветил негативы через эти фильтры. Так и получилась первая в мире цветная фотография. Конечно, она была низкого качества, передать цвета такими, какими они были в жизни, не удавалось. Но пройдет еще лет 40, и наш с вами Сергей Прокудин-Горский начнет создавать фото-наследие тех далеких времен.

Малороссиянка. Близ Путивля.

Аварки. Дагестан

Крестьянские девушки. Нижняя Топорня, 1909г.

Сергей был человеком разносторонним, интересующимся химией, живописью, музыкой, фотографией. Кстати, Прокудин-Горский изучал химию под руководством самого Менделеева! Вполне вероятно, что это ему и помогло в создании особой эмульсии, которой нужно было покрывать стеклянные пластины, а через них освещать негативы, чтобы выровнять чувствительность к световому спектру.

В 1902 году профессор Адольф Мите создает камеру для цветной съемки. Это становится серьезным шагом вперед в развитии фотографии. Теперь для Прокудина-Горского по чертежам профессора в Германии собирают оборудование для создания снимков в цвете. Надо сказать, что эмульсия, изобретенная Сергеем, помогла фотографии стать настолько приличного качества, что его снимки могут встать в один ряд с сегодняшними, снятыми с помощью современной аппаратуры, а то и вовсе превзойти их.

Вид на Екатеринбург от дома начальника Горного округа, 1909г.

Интересно то, что Сергей горел идеей проехать по России и снять всю красоту природы, памятники архитектуры, быт людей, инфраструктуру. Поначалу он путешествовал самостоятельно, на свои средства, которых катастрофически не хватало. Сергей стал думать, как начать зарабатывать деньги с помощью фотографии. И создал фото-мастерскую, а также решил в будущем начать выпуск первых цветных открыток с видами России. Такие открытки становятся невероятно популярными и начинают вскоре приносить доход.

Вид на Суздаль по р. Каменке. 1912г

На р.Сим у ст. Аши-Балашовской, 1910г.

Церковь Иоанна Златоуста с запада. Ярославль, 1911г.

Слухи о фотографе, который показывает цветные карточки, разнеслись довольно быстро, и Сергей начинает всё чаще встречаться с влиятельными людьми, с элитой того времени. И вот однажды в 1909 году его приглашают показать фотографии для императорской семьи. Прокудин-Горский выстроил свой показ так, чтобы от фотографии к фотографии эмоции нарастали. И в какой-то момент в перерыве к нему подошел император и поинтересовался, какие планы у Сергея, как он собирается распорядиться своей техникой и умением. На что наш герой рассказал о желании запечатлеть всю Россию, даже самые отдаленные ее уголки. Императора это заинтересовало, но лишь на уровне светской беседы. Николай II не знал, что у Сергея есть козырь в рукаве: не зря он особым образом выстроил программу показа, к его концу император не мог сдержать восторга, спрашивал Прокудина-Горского о том, как ему помочь.

Постановочное фото из фильма Леонида Парфенова "Цвет нации", здесь наиболее наглядно показаны те самые цветные пластины, через которые освещались негативы.

Решили так: император предоставляет Сергею железнодорожный вагон, в котором есть целая фотостудия, небольшой пароход и лодку для съемок на воде, автомобиль Ford, а также ключи от всех дверей - было особое распоряжение пускать фотографа на все объекты, в том числе секретные, показывать ему всё, что он попросит. Предполагалось сделать 10 000 фотографий за 10 лет. Надо сказать, что Прокудину-Горскому был предоставлен только транспорт. Разумеется, это уже очень много, но все съемки и закупка материалов происходили за его счет. Вот такая господдержка, ни одного лишнего рубля из казны.

Гонки на Екатерининском устье канала Петра I, г.Шлиссельбург.

Вид на г. Касли 1909г.г.Поло

г.Полоцк. Общий вид северо-западной части. Вдали Спасо-Евфросиньевский Монастырь. 1912г.

За следующие 7 лет наш герой проедет невероятные по тем временам расстояния, побывает в отдаленных точках империи, таких как Урал, Кавказ, Соловецкие острова, Мурманская железная дорога, Камско-Тобольский водный путь, доедет до Бухары и сделает огромное количество фотографий, которые покажут нам с вами спустя столько долгих лет, что дореволюционная Россия - это будто бы не так давно, не так далеко от нас сегодняшних. Удивительные чувства возникают, когда смотришь на его снимки: они потрясающе четкие, глубокие, он так здорово работает с перспективой, что возникает чувство, будто изображение не просто объемное, а живое. Современные телевизоры так не показывают.

На работе у верховья Сыр-Дарьи.

Бухарский чиновник.

Заключенные. Бухара.

У прохода мертвых. Самарканд

Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд.

Пильщики на Вытегре, 1909г.

Обед на покосе. Река Шексна, 1909г.

Крестьянка мнёт лён. Пермская губерния

г.Двинск. Лютеранская церковь и католический костел.

Деталь Троицкой церкви, Кострома, 1910г.

Хижина поселенца Артемия по прозвищу "Кота", живущего на этом месте более 40 лет, 1912г

Чайная фабрика в Чакве. Мастер китаец Лау-Джень-Джау

Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска, 1909г.

Три поколения: А.П. Калганов с сыном и внучкой, 1909г.

Как можно увидеть на фотографиях, за порядком в империи следили, всё содержалось в чистоте, глаз радуется!

Когда случилась революция, а затем была уничтожена императорская семья, Сергей Прокудин-Горский принимает решение уехать из России. Наверное, он понимал, что здесь его не ждёт больше ничего хорошего: вся мозаика империи, которую он заботливо собирал годами по кусочкам на своих снимках, разрушалась, шла гражданская война, да и он сам в любой момент мог оказаться под чутким прицелом новой власти. Вот так очередной талант покинул родину, поселился в Париже, успешно работал с братьями Люмьер и прожил долгую жизнь. Надо сказать, что после смерти Прокудина-Горского, все негативы будут проданы его ближайшими родственниками Библиотеке Конгресса США. И только в 2001 году милостивые заокеанские друзья открыли доступ к этим фотографиям, спасибо им за это. А нам лишь остается память о том, что именно в России был такой невероятный человек, который показал нам с вами, как жила империя в самых ярких красках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: